Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Тяжелые нарушения речи характеризуются проявлением общего недоразвития во всех компонентах речевой деятельности, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексико-грамматической сторон речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей, у которых наблюдаются стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, что приводит к снижению познавательного развития, проблемам коммуникации в группе сверстников, трудностям в чтении и письме.
Логопедическая работа с данной категорией детей осуществляется на индивидуальных занятиях в отделении психолого-педагогической помощи Краевого реабилитационного центра «Орленок». При этом учитываются не только структура речевого нарушения, но и психоэмоционального и коммуникативного статуса ребенка.
Опытными специалистами – логопедами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами, в отделении создаются благоприятные условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к занятиям и коррекции речевых нарушений.
Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи проводится по адаптированной рабочей общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Альтернативные аугментативные способы коммуникации». Программа включает в себя 3 блока: метод АВА «Модификация поведения». В его основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение детей факторов окружающей среды. Карточки PECS «коммуникационная система обмена изображениями». Эта технология включает в себя этапы от формирования навыка подавать карточку с изображением по просьбе педагога до закрепления навыка самостоятельного выбора карточки из коммуникационной книги. Методика глобального чтения представляет собой воспринимаемую форму общения и складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста.
В отделении, в логопедической работе с детьми активно используются современные технологии: 1) индивидуальные (нейро)-коррекционные развивающие занятия (мозжечковая стимуляция, графомоторные упражнения); 2) логопедическая гимнастика, направленная на нормализацию работы артикуляционного аппарата; 3) логопедический массаж, воздействующий на развитие речевых центров, целью которого является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.
Использование данных методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления речевых нарушений, дает возможность специалистам более качественно вести свою работу.
Детям с тяжелыми нарушениями речи необходима комплексная помощь всех специалистов и родителей. Присутствие мамы на занятиях играет важную роль, так как опыт, полученный на индивидуальных занятиях, может применяется в домашних условиях. В результате чего, достигается максимально положительный результат в развитии ребенка.