Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания и подхода к обучению и развитию. Очень часто у таких детей в процессе обучения и общения со сверстниками встречаются следующие затруднения:
очень низкий темп выполнения заданий;
постоянная нужда в помощи взрослого;
отсутствие мотивации к познавательной деятельности;
низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);
трудности в понимании инструкции;
нарушения координации движений;
низкая самооценка и повышенная тревожность;
высокий уровень психомышечного напряжения;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Для решения проблемы обучения и воспитания «особенных» детей, имеющих проблемы в развитии, социальной адаптации, интеграции, межличностном общении, применяется метод психолого-педагогическое сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение - это поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем, на создание условий его успешного развития.
Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения в Краевом реабилитационном центре «Орленок» является деятельность медико-психолого-педагогического консилиума, выявляющего детей, испытывающих затруднения в развитии, определяющего стратегию работы с ними.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на базе отделения психолого-педагогической помощи педагогами-психологами, учителями-логопедами, дефектологами.
В основе работы специалистов отделения психолого-педагогической помощи лежит индивидуально-личностный подход, атмосфера доверия и принятия, создание позитивного и безопасного пространства, обеспечение эмоционального благополучия детей.
На протяжении реабилитационного периода специалисты отделения осуществляют диагностический мониторинг, проводят коррекционно-развивающие занятия, оказывают консультативную помощь сопровождающим, разрабатывая рекомендации по использованию психологический тренингов и логопедических упражнений, приемлемых в домашних условиях.
Консультативно-просветительская работа с родителями заключается в оформлении «Уголков для родителей», выпуске буклетов, посвященных проблеме коррекционного обучения, организации игровой деятельности детей-инвалидов, индивидуальных консультациях для сопровождающих.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения обучающихся в ГБУСО «КРЦ «Орленок» имеет следующую структуру:
- предварительная диагностика, которая проводится посредством наблюдения за ребенком в деятельности, индивидуальной беседы с родителем и ребенком, анализа продуктов детской деятельности, изучение документации, анкетирование сопровождающих.
На основании предварительной диагностики специалисты отделения ставятся задачи, с учетом которых подбирается индивидуальная программа реабилитации. Решается комплекс задач по интеллектуально-личностному и физическому развитию детей с особыми потребностями.
- индивидуальная психолого-педагогическая помощь ребенку, целью которой является создание благоприятных условий для успешной реабилитации.
Особое внимание психологи уделяют развитию личности ребенка, его мотивации к познанию и творчеству, приобщению к общечеловеческим ценностям, укреплению психического и физического здоровья.
- итоговая диагностика.
Заключительное диагностическое обследование осуществляется в ходе наблюдения за обучающимися на занятии и данных, полученных на основании бесед с родителями.
Критериями выполнения реабилитационных мероприятий служат новые сформированные знания, умения и навыки.
Эффективность применяемых методик, в рамках психолого-педагогического сопровождения, рассматривается на заседании медико-психолого-педагогического консилиума, на котором определяется дальнейшая стратегия коррекционной работы с ребенком, степень необходимости прохождения повторного курса реабилитации.
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в межреабилитационный период - это серьезная и активная деятельность, в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка.
Педагог-психолог: Липиева К.Е.