Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей с ограниченными возможностями здоровья
Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с ограниченными возможностям крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм.
С помощью подвижных игр у детей с нарушением развития расширяется двигательная активность, она становиться не просто хаотичной, а приобретает смысл. Правильно спланированная игровая деятельность помогает им удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте, расширяет двигательную возможность и индивидуальную реакцию на физическую нагрузку.
Инструкторы по физической культуре Краевого реабилитационного центра «Орленок», учитывая особенности детей-инвалидов, в занятия по адаптивной физической культуре включают игры и упражнения малой подвижности, что является действенным средством профилактики и коррекции нарушений в развитии.
В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна, нет сложной техники и тактики, используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, прыжки, упражнения с мячом, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка.
Прежде чем предложить детям игру или игровое упражнение, педагог знакомит их с элементами деятельности, упражняет в тех движениях, которые вызывают затруднение. Инструктор сам принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием.
Важной установкой педагога является проявление терпимости к детям, которые не могут или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания. Каждый ребенок, вовлекаясь в игру, воспроизводит посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему.
При подборе игр учитывается характер и глубина дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальная реакция на физическую нагрузку: величина должна быть доступной и не вызывать перенапряжения. Содержание предлагаемых игр предусматривает постепенность усложнения, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес обучающихся к игровой деятельности.
В каждой игре есть существенные стороны, помогающие развитию у детей тех или иных навыков и качеств. С этой целью педагогом применяются разнообразные виды игр на развитие:
общей моторики - игровые упражнения, комплексно воздействующие на все группы мышц и опорно-двигательный аппарат;
мелкой моторики – упражнения с массажными мячами разного диаметра, пальчиковые игры, игровые задания с мелкими предметами;
ориентировки в пространстве – задания на хождение по ориентирам, умение ориентироваться в частях своего тела, правильное выполнение команд;
выразительности движений – игры с имитацией движений различных животных, исполнением ролей;
воображения и внимания – в ходе игры отрабатывается реакции на различные раздражители: смена действия, смена предметов, команду, удар бубна, звук свистка;
коммуникативных функций - игры, направленные на совместные двигательные действия, обучающие детей навыкам сотрудничества, взаимодействия и партнерского общения.
Учитывая, что игры малой подвижности рекомендуются для снятия утомления и напряженности после физической нагрузки, их проведение является заключительным этапом занятий по адаптивной физической культуре.
Малоподвижные игры - приемлемая форма занятий физическими упражнениями с детьми-инвалидами. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах, а бесконечное разнообразие движений, оказывает всестороннее воздействие на его эмоциональное состояние, что создает положительные предпосылки для выздоровления.
Инструктор по физкультуре: Чаплыгин С.А.