Развитие временного детского коллектива
Краевой реабилитационный центр «Орленок» осуществляет комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, проживающих на территории Ставропольского края. Специфика работы учреждения предполагает краткосрочную реабилитацию, поэтому педагоги зачастую сталкиваются с проблемой формирования временного детского коллектива.
Положительные аспекты временного детского коллектива возможны только при условии напряженной работы педагогического состава, мобилизации всех его творческих сил, создания деловой атмосферы и целеустремленности, строгого контроля за деятельностью ребят, систематического анализа проделанной работы.
Одной из отличительных черт кратковременного детского коллектива в условиях реабилитационного центра является то, что он имеет четкие «границы» своего развития. «Начальная точка» - заезд детей, комплектование групп, далее организация деятельности и поступательное развитие межличностных отношений в коллективе, и «конечная остановка» - предполагает завершение реабилитации, подведение итогов.
Создаваемый в учреждении временный детский коллектив наряду с общими признаками, характерными для всех коллективов, обладает специфическими чертами:
кратковременный срок совместной жизнедеятельности (срок заезда);
специфичность состава (принадлежность к различным функционирующим постоянным коллективам, наличие диагнозов, формирование разновозрастных групп);
замкнутый характер организации жизни (временная «изоляция» детей от непосредственного влияния постоянных коллективов);
круглосуточный контроль воспитателей.
Создать коллектив достаточно сложно, и если в первые дни реабилитационного периода воспитатель не сумеет завоевать авторитет у ребят, проявить способность к руководству, то у него с этим будут проблемы в течение всех последующих дней.
Опыт работы воспитателей показал, что в ходе реабилитационного периода детский коллектив проживает в своем развитии определенные этапы.
Первая стадия – «знакомство».
В это время у ребят формируется чувство принадлежности к группе, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких «группировок», чаще – пар. Поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в группе сразу возникает антилидер, который противостоит взрослым. Напряженность в отношениях возникает редко – все пока хотят понравиться друг другу, прослеживается неопределенность. В этот период формируется система правил и традиций, происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время – воспитатель. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и большинство.
Вторая стадия – «раздел территории», «борьба за власть».
Главная потребность в это время – потребность во власти, в контроле над ситуацией, что проявляется в соперничестве между потенциальными лидерами. Стремление к власти может проявиться в попытке воздействовать на конкурентов через «общественное мнение».
В этот период в группе неизбежны конфликты, стычки, резко может упасть успешность и продуктивность работы. Это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда на прочность проверяются возникшие традиции и отношения. Наилучшим выходом из этой ситуации является поиск «золотой середины». Если же конфликт попытаться «замять», найти «козла отпущения», воздействовать на «непокорных» силой – есть риск повторения этой ситуации, но уже по другому поводу – коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не будет найден конструктивный стиль совместной деятельности. Роль руководителя (воспитателя) как установителя норм и традиций также подвергается испытанию.
Третья стадия – привязанность, сплоченность, близость.
На этом этапе устанавливается более тесная эмоциональная связь детей друг с другом, становится возможным партнерство и взаимное понимание. Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении. На этом этапе воспитатель остается для детей руководителем, моделью поведения, носителем норм, но атмосферу общения создают уже сами ребята. В это время очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.
В течение реабилитационного периода группа может несколько раз прожить чередование этих стадий, каждый раз переходя на новый уровень взаимопонимания.
Чтобы увеличить сплоченность групп, педагоги в самом начале совместной деятельности излагают детям важные правила коллективной жизни, знакомят с традициями, установленными в «Орленке»: проведение общецентровский линеек, выпуск отрядных газет, оформление выставок детского творчества, подготовка концертных номеров, оказание помощи детям, нуждающимся в ней по возрасту или диагнозу.
Эффективным инструментом развития коллектива является вовлечение ребят в работу детского правительства республики РИТМ-О, возглавляемого президентом и премьером, имеющего полноценный кабинет министров. На протяжении всего реабилитационного периода члены детской организации не только проводят заседания, но и активно организовывают общегрупповые мероприятия, акции, волонтерское движение с целью организации досуга «особенных» деток отделения «Мать и дитя».
В ходе совместной деятельности воспитателю отводится роль наставника, поощряющего здоровую инициативу детей и поддерживающего доброжелательную атмосферу в группе.
Смена в «Орленке» длится всего 22 дня. Несмотря на ограничения во времени, педагогам учреждения по силам создать «хороший коллектив», участники которого заботятся друг о друге, радуются успехам товарищей, приходят на помощь, стремятся к общению друг с другом.
Воспитатель: Киселева В.В.