Эффективные методы и приемы развития творческих способностей детей на занятиях художественного чтения
Творческой деятельностью могут заниматься все дети, независимо от одаренности и таланта. Творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития.
Педагоги Краевого реабилитационного центра «Орленок» стараются повысить творческую активность детей с ограниченными возможностями, подбирая для них деятельность творческого характера, которая заставляет познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Учитывая современные требования, воспитатели учреждения ведут интенсивный поиск новых, нестандартных форм, методов и приемов обучения и воспитания, нацеленных на стимулирование творческой активности и развитие творческих способностей.
Одной из перспектив творческого развития детей, является постоянное общение с книгой, чтение художественной литературы, которое способствует овладению необходимыми знаниями, умениями и навыками, дает возможность каждому ребенку проявить себя.
Каждая группа стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями имеет небольшой библиотечный фонд, состоящий из книг популярной детской литературы: сказок А.Пушкина, Г.Андерсена, Ш.Перро, басен И.Крылова, стихов С.Маршака, К.Чуковского, рассказов В.Драгунского, Н.Носова, произведений П.Ершова, А.Аксакова, А.Волкова, П.Бажова и других авторов. Все эти книги используются в рамках литературных часов, для успешного проведения которых применяются разнообразные методы и приемы.
При знакомстве детей с новым произведением очень важен первый этап - этап восприятия, который сопровождается первыми эмоциями и вопросами детей. Для лучшего восприятия текста, воспитатели используют приемы «творческого введения» в тему - фантазирование, притча, сказка, метафора, высказывания известных людей, проблемный вопрос, творческая разминка, прием ассоциации.
Очень часто педагоги используют метод «творческий пересказ» - трансформация текста с целью его переосмысления, насыщен простором для фантазии, является хорошим упражнением для речи, способствует пополнению словаря, формированию коммуникативных умений и навыков.
После прочтения произведения, детям предлагаются следующие задания по творческому пересказу:
- Перескажите сказку от своего имени.
- Перескажите легенду от первого лица.
- Перескажите данную историю от имени писателя.
- Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.
- Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель».
- Чем бы вам хотелось дополнить рассказ?
При проведении занятий художественного чтения применяется методика «словесного и графического рисования».
Словесное рисование – это способность ребенка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Обучая детей по этому методу, воспитатели придерживаются следующей последовательности:
- выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;
- «рисуется» место, где происходит событие;
- изображаются действующие лица;
- добавляются необходимые детали;
- «разукрашивается» контурный рисунок.
Ребятам предлагаются задания с комбинацией словесного и графичного рисования:
Устно опишите своего любимого сказочного героя. Создайте рисунки к сказке в последовательности ее изложения. Проиллюстрируйте самый смешной эпизод рассказа.Сделайте рисунки к стихотворению. Опишите словами ваш любимый цветок, нарисуйте его.
Изобразите словами самый интересный эпизод произведения.
Очень полезен прием обучения «чтение с остановками» - текст читается по частям, проводится анализ каждой из них. Отвечая на вопросы, дети рассказывают о своих чувствах, ожиданиях, о том, что из сказанного ими подтвердилось, а что - нет. Таким образом, ребята учатся устанавливать смысловые связи между событиями, понимать мотивы поступков героев, давать личную оценку поведению персонажей прочитанных произведений.
Сочинение устных рассказов и сказок по опорным словам и словосочетаниям, по предложенному плану, серии картинок, иллюстрациям, на основе прочитанного - один из путей развития творческих способностей детей. Такое творческое задание формирует умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно, образно.
Интересно организовать работу с текстом позволяет прием «перепутанные логические цепочки». Детям предлагаются утверждения, среди которых есть правильные и неправильные. Предполагается индивидуальная работа - ребята обозначают перепутанные цепочки, а затем коллективно обсуждают свои ответы. Этот прием хорошо использовать на этапе рефлексии, для закрепления пройденного материала, самоанализа и определения эмоционального состояния обучающихся.
Занятия художественным чтением являются самой благоприятной деятельностью, в ходе которой можно существенно повысить уровень развития творческих способностей детей, одновременно расширяя их представление об окружающем мире, совершенствуя культуру речи.
К сожалению, не у всех детей развиты литературные способности, умение сочинять, воображать, правильно излагать свои мысли, но педагоги Центра стараются заинтересовать обучающихся «художественным словом», повышая их мотивацию и познавательный интерес творческими заданиями.
Воспитатель: Хмелева Н.В.