Игры на развитие слухового восприятия с детьми с нарушениями слуха
Слуховое восприятие — это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.
Неречевой (физический) слух – это улавливание различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи).
С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь.
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различия неречевых звуков помогут воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ.
Способность узнавать звуки окружающей среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью.
Через накопление новых слуховых образов неречевых звуков, ребенок быстрее дифференцирует звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь».
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Умение сосредоточиться на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса.
Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, ее нужно развивать с первых лет жизни.
В отделении психолого-педагогической помощи проводятся коррекционо-развивающие занятия учителем-дефектологом по программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации», направленные на развитие слухового внимания и восприятия у детей с нарушениями слуха.
Целью коррекционных упражнений является развитие способности ребенка узнавать окружающие звуки, задачами: обучить ребенка находить соответствие между слуховыми образами неречевых и речевых звуков и предметами, их издающими; научить различать неречевые и речевые звуки между собой по акустическим признакам; накопить в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний.
Организуя работу с детьми, особое внимание уделяется: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; наличию элеметов игры и обучения в совместной деятельности. Кроме того, пройденный материал многократно повторяется для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствует опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложняются задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводятся занятия по звукоподражанию, затем включаются короткие слова, короткие и длинные фразы.
На занятиях дети учатся воспринимать, соотносить и дефферинцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствует появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.
Для закрепления навыков учитель-дефектолог консультирует родителей правильной и последовательной работе с детьми, дает все необходимые рекомендации по выполнению и закреплению пройденного материала.
Важно, чтобы ребенок слушал и различал окружающие звуки, правильную речь не только в контакте со специалистом, но и вне занятий. Это способствует развитию слухового внимания и способности ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает ребенка к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит позже говорить.
Учитель-дефектолог Л.А.Секундова