Квест-игра как средство приобретения опыта социального общения
Квест-игра как средство приобретения опыта социального общения
Все большую популярность в молодежной среде набирают квест-игры, которые способствуют не только сплочению всех участников, но и приобретению ими опыта социального общения. С этой целью современные педагоги стараются уйти от классической формы занятий, погружаясь в освоение игровых технологий.
Воспитателями Краевого реабилитационного центра «Орленок» применяются разнообразные формы организации детской деятельности, направленной на установление партнерских отношений всех участников реабилитационного процесса, их тесное сотрудничество.
Практика проведения квест-игр давно стала неотъемлемой частью воспитательного процесса в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. С учетом детских предпочтений, воспитатели отделения стараются грамотно разработать и провести игры-путешествия, содержанием которых является продолжительный целенаправленный поиск, связанный с выполнением заданий. По правилам квеста ребята проходят указанные станции, выполняя заранее подготовленные задания, за которые награждаются бонусами.
Для успешной организации подобного мероприятия особое внимание уделяется подготовке, состоящей из нескольких этапов:
- Написание легенды. Это игровая реальность, в рамках которой существуют игроки. Например: XVII век. Пираты Карибского моря. Остров сокровищ. Описание легенды содержит основную цель, которую надо достигнуть командам. Необходимо обозначить основные завязки игрового действия. Важно продумать, как происходит процесс игры и что приводит к победе.
- Определение количества команд. Важно определить оптимальное количество команд, т.к. их необходимо отправить разными маршрутами. Команды должны пройти одни и те же точки (станции, остановки).
- Маршрут. Для прокладывания маршрута необходимо взять план-схему помещений и определить точки «легенды», на которых будут выполняться задания. Также рассчитывается время на выполнение заданий для определения длительности игры. На каждой станции находится ведущий, привлекаемый из детской аудитории.
- Задания. Содержание заданий должно быть интересным, включающим в себя разноплановые задачи - логические, исторические, математические, ориентирование на местности и т.д. Каждое задание имеет определенную стоимость (баллы) и время выполнения.
- Подготовка участников. Необходимо заранее разместить информацию-анонс о событии с легендой, список необходимых вещей, которые создадут настроение: «компас и карта» заставят вспомнить, как ими пользоваться; «ручка и блокнот» намекнут на логические задачи, «телефон» даст понять, что, возможно, понадобится Интернет.
В каких бы условиях ни проводился квест, будь то групповое помещение, здание всего корпуса, территория учреждения или детская площадка, особая роль отводится художественному оформлению «остановок» по маршруту поиска, соответствующее тематике, и содержащее в себе подсказку-направление для продолжения пути. Для этой цели в работу включаются творчески активные дети, обладающие художественными умениями и навыками. Накануне такого путешествия по станциям в творческой студии «ВундерКиндер» изготавливаются декорации, элементы костюмов для персонажей, маршрутные листы и раздаточный материал.
Проходя по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания, ребята получают не только удовольствие от результата, но и от процесса его достижения.
Воспитатели отмечают, что во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к ускорению процесса сплочения временного детского коллектива.
Воспитатель стационарного отделения
реабилитации детей и подростков
с ограниченными возможностями Курипко Е.А.