Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды театрализованной деятельности
Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды театрализованной деятельности
На сегодняшний день остро стоит проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), так как они имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие несовершеннолетним вести полноценную жизнь. Такие ребята нуждаются в специальном обучении и воспитании.
В Краевом реабилитационном центре «Орлёнок» реализуются методики, которые способствуют эффективной комплексной реабилитации детей с патологиями, включающие в себя как медицинские мероприятия, так и психолого-педагогическую коррекцию.
Наряду со специалистами коррекционной направленности, воспитатели стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями вносят свою лепту в систему всестороннего развития своих подопечных в условиях реабилитационного центра.
Опираясь на дополнительные общеразвивающие программы, содержание которых предусматривает такие направления воспитания, как: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, эстетическое и экологическое, педагоги проводят работу по устранению пробелов в воспитании, формированию положительных качеств личности, приобретению детьми новых знаний и умений.
Большинство детей, поступающих на реабилитацию, имеют ряд проблем с речью: словарный запас их беден, наблюдаются дефекты в произношении, прослеживается затруднение в формулировке мыслей, обучающиеся не дают развернутого ответа на вопрос взрослого.
В результате происходит подмена живого человеческого общения зависимостью от современных гаджетов и создает дополнительные трудности в их социальной адаптации, установлении взаимоотношений с окружающими людьми.
Наиболее приемлемой формой преодоления речевых проблем является театрализованная деятельность, так как она связана с игрой и понятна детям. Через театрализованную деятельность ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развиваются когнитивные процессы, он переживает различные эмоциональные состояния.
На протяжении всего реабилитационного цикла ребята посещают кружки «Волшебник» и «Балаганчик», на базе которых происходит подготовка традиционных и кукольных спектаклей.
Юные артисты знакомятся с произведением будущей постановки, распределяют роли, разучивают текст, упражняются в дикции и передаче образов своих героев, репетируют, готовят костюмы и декорации.
Для отработки выразительности речи, интонации и передачи чувств воспитатели используют разнообразные этюды, речевые и дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику.
Ребята из младшей группы, в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Пальчиковый театр», готовят постановки с использованием пальчиковых кукол. Это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажёр, так как развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук находится в тесной связи с развитием речи.
В репертуаре преобладают сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом с ярко выраженной формой диалога, что способствует лучшему восприятию литературного произведения этой возрастной категории. Зачастую, на досуговых вечерах демонстрируются русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Три медведя» и др.
В рамках программы «Сам себе волшебник», ориентированной на детей старшего возраста, осуществляется репетиционный процесс постановок, которые требуют длительной подготовки. Под руководством воспитателей юные артисты готовят реквизит, разучивают реплики героев, подбирают песни, оформляют танцевальные композиции, работают над мимикой и пластикой движения, и, конечно же, над сценической речью.
На премьере присутствуют особенные дети и их родители, являющиеся не только благодарной публикой, но и непосредственными участниками мероприятия. Программа спектакля предусматривает включение в мероприятие зрителей, с которыми проводятся игры, конкурсы, викторины и танцевальные флешмобы.
Таким образом, дети-инвалиды приобретают позитивный опыт социального общения со сверстниками, приобщаются к совместной деятельности, улучшают свое психоэмоциональное состояние.
Воспитатели отмечают, что театрализация оказывает большое влияние на речевое развитие ребят с ОВЗ: активизируется и расширяется словарный запас, стимулируются психические процессы, совершенствуются пластичность и двигательная активность, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, в полном объеме усваивается содержание произведений, устанавливаются причинно-следственные связи.
Самое главное – каждый ребенок получает чувство удовлетворённости и уверенности в своих силах, а приобретенные впечатления и навыки положительно повлияют на его решения во взрослой жизни.
Воспитатель: Янакова Ф.Ш.