Развитие фонетического слуха
Развитие фонетического слуха
Формирование фонетического слуха у детей является одной из важнейших проблем в обучении. Нарушение фонетического слуха, зачастую, не дает возможности детям овладевать в нужной степени не только лексикой, грамматическим строем, но тормозит и развитие связной речи в целом.
В отделении психолого-педагогической помощи государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» специалистами отделения проводится продуктивная работа по развитию фонетического слуха по программам «Мир звуков» и «Альтернативные и аугментативные способы коммуникации».
В процессе занятий развивается фонетическое восприятие, а также формируется понимание речи окружающих и собственная речь. Фонетический слух позволяет обучающимся выделять слоги или слова с заданным звуком из группы других слов. Фонетическое восприятие позволяет обучающимся не смешивать слова, близкие по звучанию, и способствует сохранению слоговой структуры слова.
В наш Центр на реабилитацию приезжают дети слобослышащие, дети с пограничной степенью потери слуха (имплантированные). С данной категорией детей занятия проводит учитель-дефектолог (сурдопедагог).
Учителем-дефектологом к каждому ребенку подбираются индивидуальные упражнения и методики, которые направлены на улучшение фонетического восприятия, корректирование ритма и интонации; понимание устной речи, формирование произносительной стороны речи (восприятия и определения звуков, слогов и слов); увеличение словарного запаса, стимулирование формирования связной речи; развитие письменной речи и чтения, развитие функций высшей нервной деятельности.
При формировании фонематического слуха специалистом применяются следующие блоки:
1-й блок – узнавание неречевых звуков через специально подобранную систему игр и упражнений («Угадай, что звучало», «У кого звучит игрушка») – упражнения на воспроизведение ритмического рисунка. Игры данной группы способствуют развитию у детей слухового влияния и контроля, приучают детей внимательно слушать и правильно воспринимать речь окружающих.
2-й блок – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (это игры типа «Скажи как я», «Чем отличаются слова»). Цель данных игр и упражнений – научить детей говорить громко, тихо, шепотом, громко и тихо воспроизводить звукоподражание, развивать слуховое восприятие.
3-й блок – различие слов, близких по своему звуковому составу, через игровые задания типа повтори похожие слова, выбери слово, которое отличается от остальных, подбери рифму к стихотворению, воспроизведи слоговой ряд с изменением ударения, воспроизведи слово в рифму.
4-й блок – дифференциация слогов. Игровые упражнения на этом этапе учат детей вслушиваться в звучание слогов и слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие правильно воспроизводить слоговые сочетания, развивают слуховое внимание.
5-й блок – дифференциация звуков. Дидактические упражнения учат детей вслушиваться в звучание слов, четко и правильно произносить звуки в нем, находить и выделять голосом определенные звуки, развивают фонематический слух.
6-й блок – развитие навыков фонематического анализа и синтеза, т.е. умение определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог, определять первый и последний звук в слове и ряде слов, подбирать слова с определенным звуком, дифференцировать наиболее сложные звуки, составлять слова, ориентируясь на первые и последние звуки в названиях предметов, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которым необходимо активно участвовать в коррекционно-воспитательном процессе.
Комплексный подход и методы, используемые в работе, дают положительную динамику в виде улучшения навыка звукового и слогового анализа и синтеза, развития фонетического и фонематического слуха, корректирования ритма и интонации при говорении, стимулирования формирования связной речи, коррекции звукопроизношения, высших психических функций: внимания, памяти, мышления. После нескольких циклов логопедических занятий ребята начинают говорить и общаться с помощью слухового аппарата.
В процессе реабилитации, учителем-дефектологом ведется активная работа с родителями. Даются рекомендации на последующую работу с детьми в домашних условиях для закрепления полученных результатов.
Учитель-дефектолог Секундова Л.А.