Развитие связной речи
Развитие связной речи
Обучение монологической связной речи - одна из наиболее сложных задач речевого развития. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, словесное и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Формирование связной речи у детей, при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии, изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (далее ОНР).
В коррекционной работе логопеда с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда и родителей ребенка. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда ребятам бывает трудно не только связно и последовательно рассказать, но и верно подбирать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний.
В Краевом реабилитационном центре «Орленок» учителя-логопеды стараются помочь детям восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога.
Для эффективного решения логопедических задач специалистами был разработан комплексный подход к проблеме развития связной речи у детей с ОНР.
Все занятия строятся «от простого к более сложному» (от пересказа к творческому рассказыванию). Для каждого обучающегося логопеды Центра подбирают индивидуальную программу на весь реабилитационный период, в которую включают различные речевые упражнения, способствующие развитию логического мышления и речи детей-логопатов.
У детей с ОНР снижен уровень познавательной деятельности: слабая память, неустойчивое внимание, недостаточно сформировано восприятие. Поэтому педагоги проводят специальную коррекционную работу, которая направлена на решение следующих задач:
- развитие интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров;
- умение ребенка отвечать на вопросы по содержанию произведения;
- обучение рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации;
- оценка поступков героев, мотивированное высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа;
- умение выразительно рассказывать потешки, стихотворения.
Взрослые, играя и занимаясь с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Разнообразный по сложности материал позволяет специалистам подбирать для ребенка доступные задания для развития словесно-логического мышления, например: «Грамматическая арифметика», «Задачи на различение и сравнение», «Задачи на причинно-следственные зависимости», «Задачи-шутки». Успешное их выполнение придает ребенку уверенность в себе, желание продолжить занятия.
При обучении пересказыванию используется прием «подсказки» - ребенку напоминают слова или фразы для достижения связности и плавности его рассказа, а также применяется совместный пересказ педагога и ребенка, используется моделирование текста с помощью плана, графических схем, мнемотаблиц. Запоминание содержания текста происходит с помощью мелких игрушек, силуэтов, драматизации.
При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, специалисты включают логические упражнения с расстановкой картинок в логической, временной последовательности, а также упражнения для восстановления специально пропущенного звена.
В результате планомерной и систематизированной логопедической работы с применением разнообразных методов и приемов, у детей обогащается словарный запас как качественно, так и количественно; появляется практика употребления обогащенной лексики в активной речи; формируется грамматический строй, закрепляется использование разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в формировании грамматических высказываний, усваиваются некоторые художественные приемы и средства русского литературного языка и языка устного народного творчества; параллельно с речевыми процессами совершенствуются и активизируются познавательные процессы восприятия, представления, воображения, внимания, памяти, мышления; закрепляется правильное звукопроизношение.
Учитель-логопед Енина Н.В.