Духовно-нравственное воспитание детей через игры народов России
Духовно-нравственное воспитание детей через игры народов России
В Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» реализуется программа воспитательной работы, включающая в себя гражданско-патриотическое, культурно-эстетическое, экологическое и духовно-нравственное направление.
Особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе и пропаганде здорового образа жизни, учитывая категорию заболевания несовершеннолетних, поступающих на реабилитацию в Центр.
Для педагогов учреждения вопрос духовно-нравственного воспитания детей является приоритетным и решается посредствам игр народов России. Такие игры способствуют сохранению культурного наследия, развитию социальных навыков, формированию моральных ценностей, развитию физических навыков и учению через игру. Правильно организованные игры помогают детям стать более гармоничными личностями, способными к саморазвитию и взаимодействию с окружающим миром.
Методика проведения игр включает в себя следующие этапы:
- подготовка: воспитатель подбирает необходимое оборудование и материалы, знакомит ребят с правилами и традициями выбранной игры, объясняет правила, уделяя внимание безопасности и основным нюансам;
- демонстрация: показ действий, чтобы участники поняли, как она должна выглядеть.
- разделение на команды или индивидуальных игроков (если применимо);
проведение игры: педагог наблюдает за ходом игры, обеспечивает соблюдение правил и разрешает возникающие споры;
- подведение итогов: определение победителей на основе достижения целей или критериев.
- обсуждение и уроки: по окончанию игры проводится беседа: что было интересного, что можно улучшить, подчеркивается ценность и значимость таких игр для сохранения традиций и культурного наследия, делается акцент не только на спортивное соревнование, но и на возможность погрузиться в многонациональную культуру нашей страны, обогатить свой опыт.
Вот несколько интересных народных игр, которые проводятся воспитателями на празднике «Масленица» или на прогулке:
«Колодки»:
Это игра, в которой участники строят башню из деревянных блоков и поочередно выбирают их из основания, чтобы добавить наверх. Цель - не допустить падения башни.
«Салки»:
Одна команда пытается коснуться участников другой команды, а когда это удается, «пойманные» игроки переходят в команду «ловителей».
«Городки»:
Эта игра требует точности и меткости. Участники кидают мяч в набор различных фигурок, расставленных на полу, и стараются сбить их. Каждая фигурка имеет свой балл.
«Камень-ножницы-бумага»:
Игроки выбирают один из трех жестов: камень (кулак), ножницы (две палочки) или бумагу (плоский ладонь). Камень побеждает ножницы, ножницы побеждают бумагу, бумага побеждает камень.
«Шарики»:
Игроки делятся на две команды и стараются «подбить» друг друга мячами. Когда игрок попадает мячом в противника, тот выбывает из игры. Выигрывает команда, которая останется в большинстве.
«Потягушки»:
Участники делятся на две команды и строятся в линию. Каждая команда держит друг друга за руки и пытается тянуть противоположную команду через центральную линию.
«В лесу родилась ёлочка»:
Один игрок (ёлочка) стоит с закрытыми глазами, а остальные игроки должны подойти и потрогать его без звука. Если ёлочка обнаруживает кого-то двигающегося, тот становится ёлочкой.
«Казаки-разбойники»:
Игроки делятся на две команды: казаки и разбойники. Казаки стоят на одной стороне поля, а разбойники - на другой. Цель казаков - поймать разбойников, а разбойникам - добежать до противоположной стороны и не быть пойманными.
«Подкидыш»:
Участники должны подкидывать мяч друг другу, стараясь сделать это так, чтобы соперник не смог поймать мяч или поймал его некорректно.
Во время проведения вечернего досуга, преимущественно на дискотеках, воспитатели организовывают «Плясовые» игры (круговые танцы), которые способствуют сплочению ребят разных национальностей. Такая музыкально-ритмическая деятельность под национальные мелодии - своеобразная форма физической активности, способствующая обмену культурными ценностями и социализации, воспитанию толерантности.
Много радостных эмоций дети получают не только от русско-народных развлечений, но и от игр представителей других культур - северных народов, народов Сибири и Кавказа, в ходе которых требуется сотрудничество и взаимодействие между участниками. Дети учатся работать в команде, слушать друг друга, решать конфликты и приходить к общему решению. Воспитатели отмечают, что эти социальные навыки имеют большое значение в будущей жизни, помогая строить здоровые отношения с окружающими.
Игры народов России представляют собой ценный инструмент духовно-нравственного воспитания детей, отражающий многовековую историю и культурное разнообразие нашей Родины. Через игры передаются такие ценности, как честность, справедливость, дружба, терпимость и доброта. Дети узнают о своих корнях, о том, как жили и развивались предки, учатся отличать хорошее от плохого, делать правильные выводы и следовать моральным нормам.
Воспитатель Тсамелашвили О.Ю.