Эффективные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к образовательной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, поэтому работа с такой категорией требует от педагогов поиска новых эффективных технологий и методов коррекции.
Социальные педагоги Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» успешно применяют методику арт-терапии, которая способствует эмоциональному благополучию ребят со множественными ментальными нарушениями и детским церебральным параличом.
Арт-терапия тесно связана с изобразительной деятельностью. Это особенно полезно для детей с трудностями вербализации, эмоциональными нарушениями. В работе с детьми педагоги используют различные техники рисования. Например, рисование пальцами и ладонями - пальцы или ладони опускаются в баночку с краской, отпечатки наносятся на бумагу. Затем рисунок можно доработать кистью, чтобы получить более точное изображение. Такой вид рисования служит профилактикой и коррекцией тревожности, подавленности. Или техника «монотипия», когда на глянцевой бумаге гуашью делается рисунок, сверху кладут лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается рисунок в зеркальном отражении. Он смешивает цвета, границы и получается менее четким.
На занятиях по программе «Пластилиновые чудеса» социальные педагоги учат детей различным приемам лепки: мозаичная, модульная, фактурная и прямая пластилинография. Данная методика комплексно воздействует на развитие ребенка, способствует восприятию цвета, фактуры, веса, развивает воображение, пространственное мышление, синхронизирует работу обеих рук. Занятия лепкой особенно необходимы детям, у которых есть трудности, связанные с моторной, эмоционально-волевой и личностной сферами.
Хорошо зарекомендовали себя сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Давно известен тот факт, что начальной ступенью познания окружающего мира является сенсорное восприятие. Оно оказывает воздействие на анализаторы чувств. Для ребенка с нарушениями в развитии сенсорный компонент мира имеет особую значимость, поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным привлечением внимания. И если удается связать приятные ощущения, возникающие у ребенка с образом конкретного человека, ребенок проникается доверием к взрослому, который играет с ним, начинает видеть в нем союзника. Такие игры как «Мыльные пузыри», «Игры с водой», «Фонарик», «Игра со звуками» помогают в установлении эмоционального контакта, снятию мышечного напряжения, агрессии, развитию тактильных ощущений и позитивного общения с другими детьми.
Игротерапия – самый распространенный и эффективный метод воздействия на детей. С помощью игры происходит развитие моторной функции и когнитивных способностей. Нашим обучающимся очень нравятся игры света и тени «Солнечные зайчики», с использованием зеркала, «Пенный замок», возведенный из мыльных пузырей, «Песочные прятки» с использованием песка и маленьких игрушек и т.д. Особое место занимают занятия в игровых зонах, на которых дети с ОВЗ обогащают социальный опыт.
Сказкотерапия – один из самых древних методов. Наши предки не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. На занятиях с детьми часто применяются разнообразные приемы повествования сказок, когда ребенку предлагается повествование от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Интересным получается метод сочинения сказок. Здесь педагог может указать главных героев и место действия, а дети в собственной сказке отражают свою проблемную ситуацию и способы ее решения.
Для преодоления робости и тревожности, развитию умения распознавать эмоциональное состояние окружающих по мимике, жестам, интонации часто используется метод «куклотерапии». Педагоги читают короткие сказки, стихи и четверостишья, сопровождая повествование показом перчаточного или пальчикового театра, тем самым, объединяя «сказкотерапию» с «куклотерапией».
Музыкально-театрализованная деятельность в рамках работы Семейной гостиной вызывает у ребят неподдельный интерес и включает в себя подготовку к спектаклю и само представление. Маленькие артисты знакомятся с произведением постановки, распределяют роли, разучивают текст, упражняются в дикции и передаче образа героя, репетируют, готовят костюмы, атрибуты. К творческому процессу привлекаются и родители, которые помогают и поддерживают своих подопечных «словом и делом».
После применение представленных методов и приемов отмечается положительная динамика по основным показателям: у несовершеннолетних повышается познавательная активность и самооценка, развиваются творческие способности и мелкая моторика рук, процесс социализации протекает в ускоренном темпе, дети легко общаются со сверстниками и взрослыми, стабилизируется эмоциональный фон.
.
Социальный педагог
Лолока А. В.