«Тестопластика» в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Техника тестопластики — это увлекательная форма творческой работы, которая играет важную роль в обучении и воспитании детей нуждающихся в сопровождении. Она не только развивает зрительное восприятие, воображение, образное мышление, но и имеет уникальные возможности для развития мелкой моторики рук. Ребенок переносит в работу собственную настоящую заинтересованность, изумление либо восторг, он не только отображает мир, но и познает его.
Одним из направлений творческой деятельности детей в Краевом реабилитационном центре «Орленок» являются занятия декоративно-прикладным творчеством.
Ключевыми тенденциями данной деятельности являются:
- обучение возможности сосредоточения, переключения, стабильности интереса, формирование произвольного внимания;
- устранение психологического напряжения;
- развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
- формирование креативных способностей, воображения, фантазии.
Огромное внимание в коррекционной работе уделяется ребятам с ограниченными возможностями здоровья, так как у этих детей имеется проблема, именуемая блокада - боязнь нового материала. С учетом особенностей заболеваний ребят, проходящих реабилитацию в нашем центре, применяется дифференцированный подход к каждому.
«Мукосолька» - это занимательный кружок, где дети имеющие необходимость в сопровождении, раскрепощаются, обретают творческие умения и навыки, развивают мелкую моторику рук, фантазию, получают наслаждение от собственной деятельности. Использование тестопластики дает возможность решать и коррекционно-воспитательные задачи: развивать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, старание и упорство, способность довести работу до конца, опрятность, то есть все те особенности, которые недостаточно проявляются у детей с задержкой развития.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. В работе вместе с ребенком предпочитается применять соленое тесто, так как данный материал приятный на ощупь, теплый, нежный, абсолютно безвредный с точки зрения экологии.
Почти нет ребят, которые категорически отказались бы проводить эксперименты с тестом, оставляя на нем отпечатки разными предметами, поиграть с формочками, а также стеками, либо слепить что-то на свое усмотрение. Даже неусидчивые дети показывают нехарактерную им продолжительную концентрацию внимания на одном виде деятельности.
В начале коррекционно-развивающей работы проводится диагностирование развития моторики рук, применяя индивидуальный подход. Каждому ребенку устанавливаются задачи для дальнейшей работы. Детям с плохо развитой моторикой рук предлагаются облегченные задания, а для формирования сосредоточения предлагаются игровые ситуации. В коррекционно-развивающей работе педагоги дополнительного образования используют разнообразные дидактические развлечения и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. К примеру, в дидактической игре «Четвертый лишний» ребятам предлагают отыскать лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен отметить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самим сделать все фигуры одинаковыми, поменяв признак несоответствия.
В игре «Узнай на ощупь» ребятам предлагается узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из разноцветного теста самими обучающими).
Дети, проходящие курс реабилитации повторно, получают задания с усложнением. Так, Катя А., первый раз приехала с очень ослабленной моторикой рук. Она изучила простые способы лепки: раскатывание теста, скатывание в шар, научилась выдавливать фигурки формочкой. Во второй приезд Катя обучилась лепить конструктивным методом «Корзину», проявив при этом фантазию. В третье пребывание освоила приемы лепки зверей и птиц.
Ребята радуются итогам собственной деятельности, у них наблюдается положительная динамика в эмоциональном состоянии. Они с удовольствием увозят подарки домой, чтобы порадовать своих близких. Навыки работы с тестом, полученные в Центре закрепляют дома в совместном творчестве с родителями.
Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет огромное значение и для интеллектуального развития ребенка.
Педагог дополнительного образования С.И.Лапина