Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями
В Краевом рееабилитационном центре «Орлёнок» воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в условиях обычной группы, среди сверстников. Задача педагогов – дать понять детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.
Учреждение принимает на восстановление несовершеннолетних со всего Ставропольского края. У каждого ребёнка своя установка на окружающую среду, свои привычки, требования, манера общения. Поэтому детям, прибывшим впервые, необходим адаптационный период, а это самый сложный момент для ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство.
Некоторые реабилитанты тяжело вступают в контакт с окружающими, замыкаются в себе, отказываются от пищи и т.д. В этот период воспитатели стараются помочь ребёнку снять стресс, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, создают спокойную обстановку, стараются наладить контакт. Благодаря слаженной работе специалистов всех отделений, за короткий период реабилитации – 22 дня - дети успевают привыкнуть к новым условиям проживания, включиться в реабилитационный процесс.
Для знакомства с ребёнком, воспитатель беседует с родителями, изучает медицинскую карту, рассматривает документацию обследования психического и физического развития, а также характеристику детских видов деятельности, познавательных процессов и речи.
Далее при участии воспитателей, педагогов-психологов, логопедов и медицинских работников разрабатываются индивидуальные программы реабилитации на каждого ребенка. Как правило, цели и задачи коррекционных мероприятий воспитателей заключаются в:
- создании благоприятного микроклимата в группе;
- развитии культурно-гигиенических навыков, мелкой моторики рук (работа в кружках «ВундерКиндер» и «Балаганчик», использование на занятиях пальчиковой гимнастики, которая сочетается с чтением небольших стихотворных текстов);
- проведении занятий, направленных на нравственно-духовное, гражданско-патриотическое, здоровьесберегающее, культурно-эстетическое, экологическое и трудовое воспитание;
- включении детей в совместную досуговую деятельность.
Процесс реабилитации несовершеннолетних воспитатели строят на следующих принципах:
- включают в работу всех детей группы, независимо от нарушений развития, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;
- создают для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Воспитатели стремится к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;
- корректно и гуманно оценивают динамику продвижения ребенка.
В ходе работы педагоги стараются сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что способствует активному участию детей в жизни коллектива. Дети-инвалиды наравне со своими сверстниками посещают кружки по интересам «Бусинка», «Развивайка», Фантазёры», «Мукосолька», «Весёлые нотки». А также принимают участие в групповых и межгрупповых мероприятиях – конкурсно игровых программах: «Цветочная карусель, «Экологическая мельница», Лучший артист – пародист», «Поле чудес», «Сто к одному», Здоровье сгубишь – новое не купишь» и др.
Наиболее часто воспитатели сталкиваются с гиперактивностью подростков или синдромом дефицита внимания. Такие ребята очень эмпульсивны, раздражительны, активны, не подчиняются правилам, быстро утомляются. Поэтому при организации игровой деятельности учитываются особенности коллектива, таким образом, процесс включения «трудных» детей в совместные подвижные игры происходит поэтапно. Для таких детей подбираются игры с четкими правилами, игры, направленные на снятие излишней двигательной активности. Сначала это индивидуальные игры и игры в малых подгруппах, а затем переход к общегрупповой коллективной деятельности.
Дети с ограниченными возможностями требуют особого внимания воспитателей, поэтому при работе с ними педагоги руководствуются правилами - предоставляют им короткие, но чёткие, конкретные инструкции, дают больше времени на выполнение задания, дробят работу на более короткие, но частые периоды, используют «ситуацию успеха», снижают требования к выполнению поручений. Кроме того, дают ребёнку с ОВЗ право выбора и поощряют таких детей сразу же, не откладывая на будущее.
По завершению реабилитационного цикла воспитатели отмечают положительные результаты в становлении личности каждого ребёнка. У детей повышается самооценка, они приобретают навыки межличностного общения, художественно-творческие умения, закрепляют правила гигиены и санитарии, узнают много нового и интересного.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции «особенных» детей в общество – задача каждого педагога, любящего свою профессию, и старающегося раскрасить детский мир яркими и светлыми тонами.
Воспитатель Н.И.Митенко