Межполушарное рисование в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Межполушарное рисование – это метод, который может быть полезным при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Он основан на стимуляции взаимодействия между левым и правым полушариями мозга, что способствует развитию психических функций и моторных навыков.
Специалистами отделения психолого-педагогической помощи Краевого реабилитационного центра «Орленок» используются разнообразные способы межполушарного рисования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
Индивидуальный подход: педагоги подбирают упражнения, учитывая специфические потребности каждого ребенка, включающие в себя рисование с использованием различных материалов и техник.
Сенсорная стимуляция: в работе используются материалы с разными текстурами, цветами и запахами, чтобы стимулировать разнообразные чувственные восприятия детей.
Сотрудничество: приобщение детей действовать в парах или группах, где они могут обмениваться идеями и поддерживать друг друга.
Игровой подход: внедряются игровые элементы в процесс рисования, чтобы сделать его более увлекательным и мотивирующим.
Терапевтическая ориентация: происходит сотрудничество с медицинским персоналом Центра с целью разработки индивидуальных программ, основанных на потребностях каждого ребенка.
Оценка и прогресс: ведется детальное наблюдение за прогрессом каждого ребенка и адаптация методики, если необходимо.
Поддержка родителей: законные представители несовершеннолетних вовлекаются в процесс и обучаются методам межполушарного рисования, чтобы иметь возможность продолжать работу с детьми в домашних условиях.
Практические занятия по межполушарному рисованию включают в себя несколько этапов:
подготовка материалов – педагоги-психологи заранее подготавливают ватманы, краски, карандаши, маркеры и другие материалы для рисования;
объяснение задачи – детям рассказывается, что они будут рисовать, чтобы активизировать оба полушария мозга. Подчеркивается, что важно не столько искусство, сколько процесс;
проведение арт-упражнений на активацию полушарий. Вот несколько примеров: рисование с закрытыми глазами, держа карандаш в одной руке, закрыв глаза другой рукой. Поиск отличий - ребенка просят найти отличия между двумя похожими картинками. Это способствует развитию внимания и аналитического мышления. Игра в «20 вопросов» - детям задается вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет». Задача - угадать загаданное слово или предмет, вопросами, сужая круг возможных вариантов.
После выполнения подобных упражнений ребята приступают к рисованию по инструкции. На этом этапе работы у них активизируется левое полушарие. Затем педагог-психолог предлагает им нарисовать что-то на свой выбор, чтобы стимулировать правое полушарие.
После рисования ведется обсуждение самой деятельности, дети отвечают, как им было легче изображать предметы и явления - по инструкции или свободно, делятся чувствами и впечатлениями.
В завершение занятия педагоги анализируют полученные рисунки вместе с детьми, обращая внимание на стиль, цвета, детали, просят дать оценку своим работам.
На основе анализа рисунков делаются выводы о различных аспектах личности и психологических состояниях ребят, проходящих реабилитацию в учреждении. Это включает в себя оценку психического развития, уровня креативности, эмоционального состояния и т.д.
Важно отметить, что методика межполушарного рисования является лишь одним из инструментов, используемых педагогами-психологами Центра, и результаты рассматриваются в контексте с данными иных диагностических обследований.
Практика показывает, что межполушарное рисование эффективно воздействует на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, улучшая их когнитивные и двигательные навыки, а также способствуя их творческому выражению.
Педагог-психолог Медведева В.В.