Роль сказки в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Сказки играют важную роль в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Они могут быть мощным инструментом для развития и поддержки таких детей в различных сферах их жизни.
В Краевом реабилитационном центре «Орленок» воспитателями стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями реализуется программа социально-гуманитарной направленности «Сам себе волшебник», которая знакомит обучающихся с народными и авторскими сказками, учит видеть эстетическую сторону текста, обучает анализу произведения, прививает интерес к детской литературе. Кроме того, в процессе занятий у ребят развивается творческое мышление, воображение, устная речь, закрепляются моральные ценности.
Воспитателями Центра практикуется общая методика проведения занятий, основанная на сказках, и обладающая высокой эффективностью, несмотря на краткосрочность пребывания детей в учреждении.
Первое занятие посвящено выбору сказки, которая соответствует возрасту и интересам детей. Педагоги учитывают уровень сложности текста и наличие в нем воспитательных моментов. После этого, уделяется время на подготовку материалов - экземпляра сказки, изображений персонажей и предметов, связанных со сказкой, бумаги, красок или карандашей для рисования.
Также, очень важно создать комфортное пространство для занятия с мягкими модулями, пуфиками, ковриками и декоративными элементами.
По завершению всех организационных моментов, воспитатель приступает к чтению сказки вслух, знакомит ребят с сюжетом, рассказывая ее собственными словами. В обучение вносится элемент интерактивности: детям задаются вопросы, делаются остановки на ключевых моментах для обсуждения.
Немаловажно привлечение детей к изучению персонажей, рассмотрев их изображения. На этом этапе дети описывают героев и выражают свое мнение о каждом.
Ребята испытывают восторг от разнообразных творческих заданий. Воспитатели предлагают слепить или нарисовать свои версии персонажей или сцен из сказки. Это развивает творческое мышление и моторику рук.
Проведение театрализованных игр, в которых дети могут вжиться в роли персонажей сказки, помогает лучше понять сюжет и пережить его.
После прочтения сказки и выполнения творческих заданий обсуждаются важные моменты и мораль, уточняется, какие уроки ребята извлекли из истории.
Итогом занятия служит поощрение. Дети получают заслуженную похвалу за творчество и старания, делятся своими впечатлениями и работами с другими детьми.
Педагоги убеждены, что сказки положительно влияют на развитие несовершеннолетних:
- сказки предоставляют детям возможность общаться и выражать свои мысли и чувства. Даже если у ребенка есть ограничения в общении, он может выразить себя через обсуждение персонажей и сюжетов сказок;
- сказки вдохновляют детей думать творчески и представлять разные миры. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями, так как они могут использовать воображение для преодоления физических или когнитивных ограничений;
- сказки часто содержат важные уроки о дружбе, сотрудничестве, толерантности и эмпатии. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут учиться общению с другими и пониманию социальных взаимодействий через персонажей сказок;
- чтение сказок способствует развитию словарного запаса и языковых навыков. Это особенно важно для детей, которые могут иметь ограничения в развитии речи;
- сказки могут помочь детям справляться с эмоциональными трудностями, а также учат их решать проблемы и преодолевать трудности;
- сказки часто содержат моральные уроки, которые приводят детей к пониманию правильного и неправильного, учат принимать решения;
- персонажи сказок, которые преодолевают преграды и трудности, могут служить вдохновением для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это помогает укрепить их самооценку.
В заключение можно сделать вывод, что сказки играют важную роль в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, помогая им развивать навыки, обогащать внутренний мир и преодолевать трудности. Чтение сказок и обсуждение их с ребенком является ценной методикой в инклюзивном образовании и развитии детей с особыми потребностями.
Воспитатель Борисенко Е.А.