ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Краевой реабилитационный центр «Орленок» – место, где можно рассчитывать на реальную помощь
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Изменение в Устав учреждения
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2021
2022
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Контакты
Попечительский совет
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Реабилитация
Порядок направления несовершеннолетних получателей социальных услуг в "Краевой реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"
ДОВЕРЕННОСТЬ
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2025 год
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2024 год
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2024-2025 учебный год
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2025 г
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Правовые основы
Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор

Краевой реабилитационный центр «Орленок» – место, где можно рассчитывать на реальную помощь

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Жить не ради себя / «Ставропольская правда» от 15 ноября 2014 г.

Краевой реабилитационный центр «Орленок» – место, где можно рассчитывать на реальную помощь

Те, кто хоть однажды в своей жизни имел опыт общения с детьми-инвалидами, подтвердят, что эффект от подобных встреч всегда один: их невозможно забыть. Причем чаще такие моменты оставляют горький привкус разочарования, потому что приходит осознание своего бессилия перед их недугом. Но есть люди, которые искренне готовы помочь детям, а главное, знают как это сделать…

На сегодняшний день в нашем регионе проживают 8707 семей, воспитывающих 9467 детей-инвалидов. На территории края функционируют 23 отделения при учреждениях социального обслуживания населения, два реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, одно образовательно-оздоровительное реабилитационное учреждение для инвалидов, два дома-интерната для умственно отсталых детей. Краевые власти уделяют большое внимание улучшению качества жизни этой категории населения, поэтому на финансирование учреждений для детей-инвалидов в текущем году из бюджета СК выделено более 89 млн рублей.

С заботой о подрастающем поколении

На живописных просторах у поселка Подкумок выросли небольшие белые домики. Сюда, в краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Орленок», ежегодно спешат люди. Для многих это место стало фактически единственным пристанищем, где, оторвавшись от повседневных тревог, можно рассчитывать на реальную помощь.

Смотреть на пациентов центра тяжело. И вовсе не оттого, что они инвалиды. Просто понимаешь, что детство их проходит иначе… Диагнозы, приводящие в ужас родителей, – детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна...

Важно сказать, что «Орленок» принимает на реабилитацию детей-инвалидов со всех территорий Ставропольского края, предоставляя им комплекс социальных услуг. В прошлом году центр посетили более 300 инвалидов.

В «Орленок» приезжают дети, которые передвигаются самостоятельно или вообще не ходят, которые говорят, и те, кто за свою жизнь не сказал ни слова... Есть совсем маленькие, есть подростки, поэтому работа в отделениях строится таким образом, чтобы максимально развить способности каждого.

Специалисты учреждения вне зависимости от недуга ребенка точно знают, как увлечь маленького пациента, растормошить его и заинтересовать, а по сути – подарить детство. Заботой взрослых стала помощь детям.

Движение по новому пути

Это место под Кисловодском многие годы выбирали для отдыха подростки, семьи с детьми. Здесь можно забыть обо всем суетном и по-настоящему насладиться тишиной природы, вдохновиться красотой живописных холмов. Поэтому неудивительно, что в 1953 году в поселке Подкумок краевое руководство решило обустроить пионерский лагерь. Долгое время «Орленок» оставался любимым местом отдыха для многих поколений ставропольских школьников. Правда, позже его перепрофилировали. Учреждение получило статус краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья при министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, сохранив прежнее название «Орленок». Его первыми постоянными жителями стали дети из приюта села Архангельского Буденновского района.

– Что необходимо для развития реабилитационного центра? – размышляет его нынешний директор Сергей Кичаев. – Хорошее медицинское оборудование и четкая методика. На первых порах у нас ни того, ни другого не было. Помню, начинали работать на примитивном списанном оборудовании, которое нам любезно предоставил один из санаториев Кавказских Минеральных Вод. Сотрудники центра буквально на ощупь разрабатывали методики работы с инвалидами, следили за их состоянием и делали выводы. Сначала в «Орленке» шла работа по двум направлениям: осуществлялась реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (они как раз и жили на территории центра), и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (курсовое лечение). Это интересный опыт. Мы детей не делили ни в вопросах питания, ни в социальной реабилитации, ни в части использования лечебной базы. Более того, воспитанники приюта были нашими первыми помощниками в процессе адаптации пациентов.

В 2011 году центр претерпел новые изменения. Приют расформировали и целенаправленно уже занялись курсовой реабилитацией детей-инвалидов. Теперь в «Орленке» два стационарных отделения. В первом живут дети, не нуждающиеся в сопровождении родителей, во втором открыты палаты с говорящим названием «Мать и дитя».

Любить просто так

– Когда мы формировали теоретическую и практическую базы центра, то столкнулись с множеством вопросов, – продолжает разговор Сергей Кичаев. – Поэтому возникла вполне логичная мысль пригласить специалистов со всей России на конференцию. Такую встречу мы организовали, участие в ней приняли эксперты из 18 субъектов Федерации! В итоге выяснилось: мало людей занимаются лечением ДЦП и очень немногие по-настоящему разбираются в этом вопросе. С одной стороны, такой итог огорчил, а с другой, дал силы искать новые пути…

В основном в «Орленок» направляют детей, страдающих ДЦП. За относительно недолгий срок работы центра приобретенные знания и опыт позволили специалистам не только создать системный комплекс реабилитации, но и на основании полученных результатов по-иному взглянуть на детей.

– Меня учили, что диагноз ДЦП – это приговор. Когда мы начали заниматься этим вопросом, на чудесное исцеление своих подопечных особо не рассчитывали, – честно признался директор учреждения Сергей Кичаев.

Первая группа была экспериментальной, состояла из четырех семей. На территории «Орленка» они находились 24 дня (столько длится курс лечения), а когда пришло время подводить итоги, успехи были очевидны. Во время реабилитации происходили настоящие чудеса – кто-то из малышей робко, но пошел, кто-то заговорил.

– Мы стремимся к тому, чтобы эти дети имели возможность жить в обществе. Что касается медицины, я не могу гарантировать полного выздоровления от церебрального паралича, в этой болезни пока еще никто до конца не разобрался, – рассказывает мой собеседник.

Специалисты центра реабилитации утверждают, что никаких чудес они не совершают, просто создают идеальную среду для развития пациента. Здесь работают не кудесники, а вполне реальные дипломированные психологи, логопеды, врачи, педагоги.

– Главное – заниматься с ребенком, а такую роскошь, замечу, может позволить себе не каждая семья. Мы прекрасно понимаем, что в отдаленных сельских территориях нет ни логопеда, ни детского психолога. Зачастую мать остается один на один с ребенком, и тут уже речь идет не о реабилитации вообще, а о выживании. У нас родители оттаивают сердцем, начинают дружить семьями, поддерживать друг друга, делиться опытом. Они понимают, что не одни.

А что нужно ребенку-инвалиду? Чтобы его любили и принимали таким, какой он есть, со всеми его проблемами и трудностями. Признать ребенка, установить с ним добрые отношения   – только в таком случае малыш окажется в лучшей для его развития среде. Эту мысль и стараются донести до мам и пап в «Орленке». Им также объясняют, что залог успешного лечения заключен в совместной работе специалистов, родителей и ребенка. Потому все усилия на протяжении курса реабилитации распределяются на три части. Грустно, но есть и такие семьи, в которых понимать это не хотят.

– К сожалению, некоторые мамаши считают: родить ребенка-инвалида, оставить его у себя – значит, уже совершить подвиг, а все остальное за них должно делать государство. Живут по формуле «все мне должны». Такие горе-родители приезжают в «Орленок» ради самих себя и долго здесь не задерживаются. Эта идеология ни к чему хорошему не приводит, – размышляет директор центра. – А между тем есть множество примеров, когда дети-инвалиды, которые получили достаточное количества внимания и любви, занимали достойное место в обществе.

Первые движения кистью

Чего удалось достичь? Например, в 2011 году в «Орленке» было открыто уже упомянутое выше отделение «Мать и дитя». Оно заслуживает особого внимания. Медицинские процедуры, полноценное питание, психологическая помощь, развитие творческих способностей в кружках, участие в коллективных творческих делах центра – это далеко не полный набор предоставляемых «орлятам» социальных услуг.

О родителях здесь тоже не забывают. Им оказывают психологическую помощь, иногда приводят в чувство и даже знакомят с собственным ребенком. Взрослые, находясь вдали от дома, хотят они того или нет, все свое внимание отдают детям. Как бы это парадоксально ни звучало, но именно здесь многие по-настоящему начинают любить своих чад, относиться к ним не как к тяжелой ноше, а как к настоящему счастью.

«Орленок» – это центр, где дети живут как в сказке. Здесь они не встретят унылых коридоров, строго обставленных кабинетов для занятий и равнодушных, а то и изумленных взглядов. Каждый специалист – друг и помощник.

… Любовь Гайдукова, заведующая отделением «Мать и дитя», аккуратно взяла с полки большую папку, в которой хранятся картинки воспитанников учреждения. Специалист с гордостью начала перелистывать страницу за страницей. Эти небрежные детские рисунки лучше любых отчетов свидетельствуют об успехах коллектива.

– Самые лучше работы, – с улыбкой пояснила она. – Их авторы раньше и карандаша в руках не могли держать, а теперь вот такое могут сотворить. Вы не представляете, сколько радости и счастья появляется у родителей, когда они видят, что их малыш научился рисовать! А еще на каждого пациента мы заводим дневник, где записываем даже самые маленькие их победы: с кем-то поздоровался, начал играть с детьми, сказал слово... В конце смены подводим итоги, даем рекомендации родителям. Если дома хоть немного с ребенком занимаются, то развитые в «Орленке» навыки сохраняются.

С Любовью Викторовной мы совершили небольшую экскурсию по учреждению, а заодно ближе познакомились с методами, которые помогают «оживить» организм ребенка.

Нужно сказать, что комплексная реабилитация в «Орленке» включает в себя круглосуточный медицинский контроль, индивидуальную программу реабилитации, ежедневные занятия лечебной физкультурой, тренировку ходьбы в нейро-ортопедическом реабилитационном комбинезоне «Фаэтон», занятия на тренажерах, комплекс физиотерапевтических процедур, массаж, занятия с психологами, по социальной адаптации.

Идеальная среда

С самого утра в «Орленке» кипит работа. Мы зашли в отделение психолого-педагогической помощи   – самое любимое место препровождения жителей центра. Здесь создана идеальная среда для детского восприятия. Каждая комната отделения по-своему интересна. Например, в центральном большом и просторном зале проходят групповые и индивидуальные тренинги. В этом уютном пространстве малышей ждет множество игрушек, развивающих игр. Отсюда же можно попасть в кабинеты психолога, логопеда, ароматерапии, сенсорные комнаты…

– В своей работе мы используем методы арт-терапии, песочной терапии, цветотерапии, игротерапии, сказкотерапии, которые направлены на снятие эмоционального напряжения, формирование позитивного состояния, раскрытие творческих способностей, коммуникативных навыков, развитие крупной и мелкой моторики, – пояснила заведующая отделением Ирина Коновалова. – Ребенок сам выбирает вид деятельности, а мы стараемся подогреть его интерес.

Именно в отделении психолого-педагогической помощи дети впервые берут в руки карандаш и кисти, самостоятельно делают первые шаги, начинают говорить и улыбаться, становятся более самостоятельными, активными, общительными. Здесь они впервые испытывают чувство симпатии друг к другу и приобретают друзей.

– Мы точно знаем, что работаем не напрасно, – подхватывает разговор педагог-психолог Инна Трофимова. – Недавно ребенок с задержкой речевого развития заговорил. Первое его слово было «Оля» – это имя психолога.

Важно, что творчество позволяет наладить отношения внутри семьи. Благодаря совместным занятиям ребенок по-настоящему начинает дружить с родителями, а родители с ним. Например, во время тренинга «Стеклянный мольберт» психолог задает группе определенную тему. Родитель и ребенок располагаются по разные стороны мольберта-стекла и начинают рисовать одну картину. С особым интересом дети в своем творчестве используют пальчиковые краски. Как объяснили педагоги, для воспитанников кисть руки имеет особое значение. Хотя бы частичное овладение ею ведет к серьезному успеху в общей реабилитации.

Долго можно говорить и о той работе, которая проводится в комнате логопеда. Если коротко, то после курса занятий со специалистом 20% детей начинают произносить звуки, 50% улучшают речевые навыки, 10% увеличивают словарный запас.

Богатая медицинская база позволяет «орлятам» улучшить состояние здоровья. С 2012 года в реабилитации детей-инвалидов с заболеваниями ДЦП, при повреждениях позвоночника и спинного мозга, заболеваниях костно-мышечной системы, сколиозе, нарушениях осанки и других заболеваниях широко используются нейро-ортопедические костюмы «Фаэтон». В результате чего у детей укрепляются ослабленные мышцы, происходит координация движений и равновесия, закрепляются навыки самостоятельного стояния и ходьбы. Ежегодно специалистами центра разрабатываются и новые методики реабилитации. Так, в 2013 году на базе учреждения начали проводить лечебную физкультуру с применением вертикализатора. Вспомогательное устройство позволяет детям с ограниченными возможностями без страха принимать вертикальное положение.

В программу медико-социальной реабилитации также включено немало современных средств. Есть пневмокостюм «Атлант», аппараты физиотерапии, тренажеры, «сухой» бассейн, гимнастические стенки, опоры для стояния и ходьбы. Создана система немедикаментозной реабилитации детей, включающая физиопроцедуры, различные виды массажа, грязелечение, бальнеолечение.

За первое полугодие этого года у 95% посетителей «Орленка» отмечено улучшение функционального состояния организма, у 80% устранены речевые и коммуникативные патологии, 21% научились самостоятельно обслуживать себя, у 22% появилась психологическая готовность к посещению дошкольных образовательных организаций, у 25% – к обучению в специализированном образовательном учреждении.

Чтобы попасть на реабилитацию в «Орленок», родителям необходимо обратиться в управление труда и социальной защиты по месту жительства.

* * *

В заключение материала позволю себе опровергнуть существующее мнение о том, что судьба человека кем-то предопределена и всегда диктует свой план, стратегию и образ жизни, что никогда и никуда уже не свернешь с уготованной колеи. Хочется верить, что жизнь этих детей, пусть еще недавно начавшаяся, будет опровержением такой позиции и такого мировосприятия, что на их лицах не останется печати, свидетельствующей о когда-то возникших проблемах со здоровьем.