ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Организация реабилитационного процесса детей-инвалидов в условиях стационара
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
Персонал
Административно-управленческий персонал
Отделение социально-медицинской реабилитации
Отделение приема и выпуска
Отделение психолого-педагогической помощи
Отделение социальной реабилитации
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Стационарное отделение "Мать и дитя"
Персонал кухни и столовой
Хозяйственно-обслуживающий персонал
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2021
2022
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Контакты
Попечительский совет
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Реабилитация
Порядок направления несовершеннолетних получателей социальных услуг в "Краевой реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"
(ИЗМЕНЕНИЯ) Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Приказ об организации работы по направлению несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2024 год
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор

Организация реабилитационного процесса детей-инвалидов в условиях стационара

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Организация реабилитационного процесса детей-инвалидов

в условиях стационара

 

             Детская инвалидность представляет собой важную государственную проблему. Она оказывает существенное влияние на здоровье и трудоспособность населения, не только в настоящее время, но и на многие годы вперёд.

         Инвалидность у детей - это ограничение их жизнедеятельности, социальная дезадаптация, неспособность или частичная способность к самообслуживанию. Это также масса проблем, связанных с уходом за ребёнком-инвалидом, социальные трудности матери и семьи в целом.

         Очень много детей, имеющие различные хронические заболевания в стадии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации, относящиеся к III- IV  группам здоровья, которые могут пополнить собой группу инвалидов при отсутствии своевременно проведённых оздоровительных и профилактических мероприятий.

         Краевой  реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок», как центр реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в системе министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского начал работать с 2005 года.  Расположенный в живописнейшем месте Кавказских Минеральных Вод, он имеет все возможности для полноценного детского лечения и отдыха.       

         Шесть структурных подразделений Центра: отделение приема и социально-правовой помощи, отделение медико-социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи, стационарное отделение  реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями,  стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя», отделение социальной реабилитации - обеспечивают комплексом социальных услуг  90 клиентов учреждения, 50% из них составляют  дети-инвалиды. Это дети со сложными  нарушениями (ДЦП, генетические нарушения и умственная отсталость). В силу тяжести заболеваний они, чаще всего, лишены контактов со сверстниками, не  посещают школы и детские сады.

           Одной из основных задач деятельности учреждения было создание комфортных условий для социальной адаптации  клиентов. Здесь немаловажную роль играло и  месторасположение  «Орлёнка», и климатические условия, и удалённость от города, и, конечно, особая атмосфера тепла, уюта и заботы.  

         Реабилитация детей-инвалидов в Центре представляет собой систему  педагогических, медицинских, психологических, социально-экономических, бытовых и других мероприятий.

         Медицинская реабилитация - это начальное звено в системе комплексной реабилитации. Все другие формы реабилитации - психологическая, педагогическая, социально-экономическая, творческая, бытовая - проводятся наряду с медицинской и в прямой связи с ней.

         Клиенты, прибывающие на реабилитацию, имеют различный  реабилитационный потенциал. При включение детей в программу медико-социальной реабилитации с использованием  современных средств реабилитации  (нейро-ортопедический реабилитационный костюм «Фаэтон», пневмокостюм «Атлант», вертикализаторы, аппараты физиотерапии, тренажеры, сухой бассейн, гимнастические стенки, опоры для стояния и ходьбы и др.) реабилитационный потенциал у более 90% детей можно считать удовлетворительным.

         В отделении создана система немедикаментозной реабилитации детей, включающая следующие технологии:

         комплекс стандартных физиопроцедур: магнитотерапию, лекарственный  электрофорез, дарсанвализацию, BTL–терапию, местное ультрафиолетовое облучение. Использование  физиопроцедур  для реабилитации детей с ДЦП связано с их болеутоляющим, противовоспалительным и антиспастическим действиями при нарушениях функции нервно-мышечного аппарата; 

         различные виды массажа, в зависимости от формы ДЦП (классический, стимулирующий, расслабляющий, массаж спины, конечностей, шейно-воротниковой зоны, стоп, кистей);

         в кабинете грязелечения применяются аппликации тамбуканской грязи, которая по своему лечебному эффекту является уникальной и оказывает иммуномодулирующее, антиоксидантное, фибринолитическое действия, участвует в формировании оболочек нервов;

         в ванном отделении проводится бальнеолечение (лечебные ванны, мини-сауна), которое оказывает благоприятное влияние на состояние центральной нервной системы, нормализуя кровообращение, обмен веществ, процессы возбуждения и торможения, сон. В теплой воде снижается тонус мышц, уменьшаются болевые ощущения и гиперкинезы, увеличивается объем активных движений,  улучшается  кровоснабжение органов и тканей;

         для  местного укрепления иммунной защиты организма, дополнительной стимуляции рефлексогенных зон на стопах применяется скипидарные ванночки. Под действием тепла снижается возбудимость нервно-мышечного аппарата, тонус спастичных мышц, улучшается крово- и  лимфообращение, эластичность мышц и связок, уменьшаются контрактуры суставов. 

         В процесс реабилитации внедрены методики реабилитации искусственным микроклиматом (галотерапия), применяются нетрадиционные методы закаливания, что  оказывает выраженное оздоравливающее действие - снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма ребенка.

         Ведущим средством медицинской реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является использование нейро-ортопедического комбинезона «Фаэтон» и пневмокостюма «Атлант».. Занятия лечебной физкультурой с использованием реабилитационных костюмов  приводят к развитию физических, психических и интеллектуальных качеств ребенка-инвалида на основе управления его системой двигательной активности, постановке и развитию двигательных навыков, тренировке вестибулярной устойчивости и силовой выносливости, функций опоры и ходьбы.

         Результатом комплексной медико-социальной реабилитации  является  значительное укрепление         связочного аппарата, снижение напряжения в спазмированых  мышцах,          уменьшение саливации,  закрепление навыка вертикализации, восстановление          симметрии походки. Улучшение в процессе реабилитации наблюдается у 90% детей.

         Психолого-педагогические коррекционные мероприятия являются обязательной составляющей реабилитационного процесса.

         Занятия с детьми проводятся с учетом индивидуальных возможностей здоровья и психического развития каждого ребенка, что в дальнейшем дает основания на успешную реабилитацию детей и родителей.

         С целью достижения устойчивого результата работы психологами Центра разработаны и апробированы программы реабилитации, которые включают: организацию благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка.

         Работа  ведется с использованием методов арт-терапии, песочной терапии, водной терапии, цветотерапии, игротерапии, сказкотерапии,  ароматерапии, которые направлены на снятие эмоционального напряжения, формирование позитивных установок, развитие творческих способностей,  коммуникативных навыков, развитие крупной и мелкой моторики.

          Практический опыт работы  показал, что  программа по методу арт-терапии «Радуга», целью которой является снятие эмоционального напряжения, развитие и гармонизация эмоциональной сферы  ребенка, формирование позитивных установок, отреагирование негативных эмоций, формирование способности к саморегуляции и развитие творческих способностей, в работе с «особыми» детьми является наиболее эффективной в реабилитационном процессе. В программу  входят такие упражнения, как    «Стеклянный мольберт»,  «Монотипия», «Марания», «Каракули», «Рисование пальцами», «Ниткография».

         Эффективная реабилитация  ребёнка, конечно же, невозможна без активного  включения  родителей в реабилитационный процесс, поэтому работа с родителем, а это, как правило - мать, является одним из  направлений деятельности специалистов  отделения, ведь от эмоционального состояния и настроения мамы зависит успешность реабилитационного процесса: снижение агрессивного и беспокойного поведения ребенка, улучшение эмоционального состояния, снятие стресса, снижение тревожности, восстановление коммуникативной функции, развитие.    

         Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в Центре осуществляется  через включение детей в игровую и социокультурную деятельность через программу «Технология добра», в основе которой  многообразие педагогических приемов и методов, как традиционных, так и не традиционных. Специалистами отделения в работе используются такие формы занятий, как занятие-путешествие, занятие-игра, занятия с элементами психотерапии - рисования, сказки, аппликации, лепки. Основной целью этих практических упражнений является развитие мелкой  моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности. 

         Не менее  важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется склонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий.

         Опыт работы с детьми с разными проблемами  позволяет предположить, что игровая терапия - нередко единственный путь помощи детям, которые еще не освоили мир слов, взрослых ценностей и правил.  Одной из инновационных форм работы с детьми, нуждающимися в сопровождении, является их включение в совместную деятельность со здоровыми детьми стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.     Взаимоотношения детей-инвалидов и здоровых детей -  мощнейший фактор социальной адаптации. А у нормально развивающихся детей формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

         В рамках социокультурной реабилитации детей-инвалидов в Центре реализуется досуговая реабилитация. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения. Многие из детей (практически 80%) лишены возможности участия в творческом процессе по месту жительства, в силу тяжести заболевания или отсутствия самого процесса, обладают заниженной самооценкой, застенчивы, замкнуты.

         Одна из задач, стоящих перед специалистами отделения -  выявить, какие виды деятельности интересуют детей-инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Эта задача  решается через деятельность творческих лабораторий, использующих методики работы с соленым тестом, бисером, техник выжигание, валяние, квилинг, вытынанки, энкаустика, модульное конструирование из бумаги, салфеток; дети с удовольствием посещают студию «ВундерКиндер»,  мультстудию, танцевальную студию, музыкально-ритмические занятия. Дцп-шники, совместно с обычными детьми,  участвуют в подготовке и проведении  акций и концертов, отмечают дни рождения, являются участниками межгрупповых и общецентровских мероприятий, участвуют во всевозможных конкурсах,    спортивных мероприятиях, подводят, совместно с воспитателями, итоги дня на  «вечерних свечках», а работа в  детском самоуправлении помогает им  получить навыки управленческой культуры и    работы в команде, раскрыть свои лидерские качества, стать более мобильными и  инициативными. Мотивация же на положительный результат отвлекает детей и родителей от текущих проблем, помогает преодолеть затруднения в общении, формирует у детей навыки взаимодействия со сверстниками, сплачивает, заставляет ощутить веру в лучшее. 

            Родители детей также вовлечены в социокультурный процесс реабилитации. Они, как и дети, существуют в узком жизненном пространстве, часто находятся  в состоянии хронической усталости, эмоционального выгорания. И, конечно,  с неменьшим удовольствием, чем ихдети,участвуют  в линейках, концертах,конкурсах рисунков, вместес детьми поют песни и учат  стихи, участвуют в театрализованных представлениях и  вколлективно-творческихмероприятиях, посещают  экскурсии, общаются в «Семейной гостиной».                  

         Практика показала эффективность и результативность выбранных  специалистами Центра направлений работы в реабилитации детей-инвалидов. Эти приёмы помогают детям поверить в свои силы,  развивают творческие способности, улучшают социальную адаптацию, создают ситуации общения. Их вклад гораздо более значим, чем может показаться на первый взгляд: это возможность не потерять связь с внешним миром, сделать его близким и понятным. Но главное, в учреждении созданы такие условия, которые позволяют каждому из наших реабилитантов  ощутить, что в огромном, и не всегда дружелюбном, мире есть маленький островок -  реабилитационный центр «Орленок»,  где они всегда могут почувствовать себя защищенными  и желанными.