Воск в артпедагогике
Программа кружка "Волшебные пальчики"
«Воск в артпедагогики»
Пояснительная записка.
Артпедагогика – особое направление в педагогике, где воспитание, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства.
Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее возможностях формировать адаптивные способности личности с помощью искусства. Во-вторых, в воспитательной функции – воздействие на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности. Кроме того, средствами артпедагогики можно помочь детям справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, переключиться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
Противопоказаниями для занятий с причинением артпедагогических технологий можно считать аллергические реакции на используемые материалы, кожаные заболевания, серьезные нарушения психики. Одним из материалов, используемых в артпедагогике является воск.
Воск - это один из самых уникальных продуктов на Земле, все секреты до сих пор еще полностью не раскрыты человечеством. Применение пчелиного воска, благодаря множеству его полезных свойств, широко используется во многих областях, особенно в медицине.
Воск - это природный материал, чудесный дар природы, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений.
Во время лепки воск оказывает терапевтическое воздействие на организм ребенка, т.к. воск содержит прополис и пигменты цветочной пыльцы, ароматические и минеральные вещества, которые проникая в организм ребенка способствуют его оздоровлению.
Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с воском в разных техниках расширяет круг возможностей детей, страдающих гиперкенезом и спастикой кисти рук.
Во время работы с воском ребёнок получает наслаждение от её пластичности, объёмности. Лепка из воска развивает у детей координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также в процессе занятий воском формируются все психические процессы и развивается положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира.
Работа с детьми строиться на взаимопонимании, на основе уважительного отношения друг к другу и индивидуального подхода.
В процессе занятий с воском у детей отмечается радость, гордость, удовлетворённость, уверенность в себе.
Данная программа рассчитана для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, на 24 дня включая в себя теорию для родителей, практику и индивидуально-творческую работу. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 15 минут.
Цель программы
Формирование интереса к работе и развитие мелкой моторики на основе приемов и методов лепки из воска.
Общие коррекционные задачи программы:
-
Формирование знаний, умений и навыков работы с воском;
-
Воспитание наблюдательности, усидчивости;
-
Снижение гиперкинеза и спастики с помощью манипуляций с воском.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Образовательная:
- познакомить с особенностями работы с воском;
- дать необходимые знания, умения сопровождающим для работы с воском в домашних условиях;
Развивающая:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать тактильные ощущения и хватательные рефлексы;
- развивать концентрацию внимания;
- развивать ручной праксис.
Воспитательная:
- воспитывать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1.Словесные:
- Рассказ
- Беседа
- Консультации для родителей
2.Практический:
- Практическая работа
3.Наглядный:
- Демонстрация
- Иллюстрация
4.Метод проблемного обучения:
- Создание проблемных ситуаций
5.Метод игры:
-
Игровые моменты
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
Материально – техническая база (воск, основной и вспомогательный инструмент)
-
Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы)
-
Методическое обеспечение (методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству)
-
Техника безопасности
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
1.Воск.
2.Деревянные досточки.
ДИАГНОСТИКА
- начальная диагностика - беседа, первичный консилиум;
- промежуточная диагностика - реабилитационные карты;
- итоговая диагностика - итоговый консилиум, рекомендации.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ВОСКОМ
1.Перед началом работы с воском необходимо надеть фартуки;
2.Воск- разрезают на кубики 3 на 3 см, погружают в емкость с горячей водой, и лепят, пока воск теплый. Воск остается мягким 3-4 минуты, потом застывает.
3.При работе воск находится в специальной емкости с теплой водой, чтобы он не застыл;
4.На рабочем столе должна быть доска;
5.По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, руки не мыть
30 минут в целях лечебного действия.
К концу заезда у детей может наблюдаться снижение гиперкенеза и спастики рук;
- повышения хватательного рефлекса и тактильных ощущений;
- улучшения мелкой моторики пальцев рук;
- ознакомления с простейшими приемами лепки из воска.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п |
Раздел программы |
Количество занятий |
1 |
Чудесный материал (воск и использование его в лечебных целях человеком) |
1 |
2 |
Первые шаги (разминание,отщипывавшие, сплющивание, шлепанье) |
2 |
3 |
Занятия по темам |
6 |
4 |
Всего занятий: |
9 |
Занятие «В гости к пальчикам».
Инструктор по труду:Здравствуйте, ребята! Посмотрите кто прилетел сегодня к нам в гости?
(дети отвечают: пчёлка)
Инструктор по труду: Посмотрите, что она для вас принесла.
(раздает комочки воска)
Инструктор по труду: Но прежде чем мы начнем с вами трудиться давайте разомнем ручки.
Ручки хорошо потрём, ( Сильно потираем ладони).
До тепла их разотрем.
Чисто «вымоем» сначала, (как будто намыливаем руки).
Чтобы воск наш не серчала.
Нежно их погладим, (потираем ласково).
Слова такие скажем:
«Ручки, ручки, помогите, (любуемся своими руками).
Нам из воска вы слепите».
Инструктор по труду: А теперь приступим к работе. Давайте положим воск на ладонь левой руки (пальцы левой руки растопырены). На воск положите кончики пальцев правой руки (пальчики правой руки вместе). Затем катайте воск по каждому пальчику левой руки по такой схеме: ладонь – большой пальчик, ладонь – указательный, ладонь – средний.
По мере усвоения упражнения задание можно усложнить «возвращением» воска от мизинца к большому пальцу. Смена рук.
Итог занятия:
Инструктор по труду: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним что мы делали сегодня с вами на занятии. (ответы детей).
Инструктор по труду:Что вам понравилось на занятии больше всего? (ответы детей).
Инструктор по труду: До свидания!
Занятие «Самолёт»
Ход занятия:
Инструктор по труду:Здравствуйте, дорогие ребята! Отгадайте загадку:
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
(дети отвечают:самолёт )
Инструктор по труду: Правильно. Посмотрите что он нам привез.
(раздает комочки воска)
Инструктор по труду: Но прежде чем мы начнем с вами трудиться давайте разомнем ручки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(Поднять кисть правой потом левой руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Инструктор по труду: А теперь приступим к работе. Давайте положим воск на ладонь правой руки (рука в процессе упражнения остается неподвижной и прямой – это «взлетная полоса»). На воск положите кончики пальцев левой руки (это «самолет», затем катайте его по ладошке вперед-назад. Будьте внимательны, чтобы пальцы были собраны и в напряжении.
(Повторить 5-7 раз.) Смена рук.
Итог занятия:
Инструктор по труду: Вот и подошло к концу наше занятие. Что вам понравилось на занятии больше всего? (ответы детей)
Инструктор по труду: До свидания!
Занятие «Сорока-белобока»
Ход занятия:
Инструктор по труду: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто прилетел сегодня к нам в гости?
(дети отвечают:сорока-белобока)
Инструктор по труду: Посмотрите, что она для вас принесла.
(раздает комочки воска)
Инструктор по труду: Но прежде чем мы начнем с вами трудиться давайте разомнем ручки.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках)
Инструктор по труду: А теперь приступим к работе. Положите воск на ладонь левой руки, затем на его положите большой палец правой руки и делайте круговые движения. Затем палец поменяйте на указательный,средний, безымянный, мизинец. После чего смена рук.
(Делать упражнения под детскую игру пальчиковую разминку «Сорока – сорока». Делать вращательные движения на каждую строчку отдельными пальчиками.)
Итог занятия:
Инструктор по труду: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним что мы делали сегодня с вами на занятии. (ответы детей).
Инструктор по труду: Кто приходил к нам в гости?(ответы детей).
Инструктор по труду:Что вам понравилось на занятии больше всего? (ответы детей).
Инструктор по труду: До свидания!
Занятие «Колобок»
Ход занятия:
Инструктор по труду: Здравствуйте, дорогие ребята! Отгадайте загадку:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?
(дети отвечают: колобок)
Инструктор по труду: Правильно. Посмотрите что он нам принес.
(раздает комочки воска)
Инструктор по труду:Но прежде чем мы начнем с вами трудиться давайте разомнем ручки.
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(Раскачивать кулачок вверх-вниз, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Смена рук.)
Инструктор по труду: А теперь возьмите воск и положите его на ладонь левой руки, затем накройте его ладонью правой и выполняйте вращательные движения «по часовой стрелке». А колобок будет за вами наблюдать.
(Повторить 5-7 раз.)
Инструктор по труду: Теперь вращательные движения выполняем «против часовой стрелки».
После чего произвести смену рук.
Итог занятия:
Инструктор по труду: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним что мы делали сегодня с вами на занятии. (ответы детей).
Инструктор по труду: Кто приходил к нам в гости?(ответы детей).
Инструктор по труду:Что вам понравилось на занятии больше всего? (ответы детей).
Инструктор по труду: До свидания!
Занятие «Ёжик»
Ход занятия:
Инструктор по труду: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(дети отвечают:ежик)
Инструктор по труду: Правильно. Посмотрите что он нам принес.
(раздает комочки воска)
Инструктор по труду: Но прежде чем мы начнем с вами трудиться давайте разомнем ручки.
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями)
Инструктор по труду: А теперь приступим к работе. Положите воск на ладонь левой руки (пальцы левой руки растопырены). На воск положите кончик большого пальца правой руки (пальчики правой руки растопырены). Затем катите воск по каждому пальчику левой руки каждым соответствующим пальцем правой руки по такой схеме: ладонь – работают большие пальчики, ладонь – указательные, ладонь – средние, ладонь-безымянный, ладонь-мизинчик.
По мере усвоения упражнения задание можно усложнить «возвращением» воска от мизинцев к большим пальцам.
Итог занятия:
Инструктор по труду: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним что мы делали сегодня с вами на занятии. (ответы детей).
Инструктор по труду: Кто приходил к нам в гости?(ответы детей).
Инструктор по труду:Что вам понравилось на занятии больше всего? (ответы детей).
Инструктор по труду: До свидания!