ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Графомоторное развитие
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
Персонал
Административно-управленческий персонал
Отделение социально-медицинской реабилитации
Отделение приема и выпуска
Отделение психолого-педагогической помощи
Отделение социальной реабилитации
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Стационарное отделение "Мать и дитя"
Персонал кухни и столовой
Хозяйственно-обслуживающий персонал
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2021
2022
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Контакты
Попечительский совет
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Реабилитация
(ИЗМЕНЕНИЯ) Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Приказ об организации работы по направлению несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2024 год
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор

Графомоторное развитие

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
            Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
            Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок»
 
 
 
 
 
 
 
 
Методическая разработка
«Графомоторное развитие»
 
Индивидуальные и групповые развивающие занятия для работы
с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями
от 3 до 17 лет (с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей)
Срок реализации - один реабилитационный период
 
 
 
 
 
                                                                                                                                                                                                                                                      Разработчик:
   Коновалова И.А.
заведующий отделением
 психолого-педагогической помощи,
Фролова Т.О.        
педагог-психолог
     
 
 
 
 
 
пос.Подкумок
2020г.

 

Аннотация

Содержание данной методической разработки включает в себя  корекционно-развивающие занятия для детей проходящих реабилитацию в ГБУСО КРЦ «Орленок».

Методика разработана на основе «Программы изучения графомоторного навыка письма детей младшего школьного возраста с ОВЗ» Комковой, И. Н.

Одной из сторон общего развития детей является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо, как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.

Введение

          Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

          Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти.

          Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

          Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая моторика – важный показатель физического и нервно-психического развития ребенка. Тонкие движения руки способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия.

          Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе. Развитие мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. 

Актуальность

      Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания специалиста, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического. А у детей с речевыми отклонениями проблема формирования графических навыков встает острее, так как у них отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. 

          В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. 

          Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мы видим  с какими трудностями сталкиваются дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.

          У детей с ОВЗ плохо развитые двигательные функции рук. Отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у детей огромные трудности.

Новизна методики

Новизна методики заключается в индивидуальном подборе комплексов упражнений, осуществляющих активацию моторных навыков и особенности организации их применения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели методики:

- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;

- умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

- формирование зрительно-моторной координации;

- формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса;

- развитие памяти и зрительных представлений.

Задачи методики:

- развитие двигательных и познавательных способностей; 

- развитие пространственной ориентации в окружающем пространстве;

- развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом; 

- совершенствование двигательных умений и навыков.

Условия применения

Занятия с детьми проводятся психологом, логопедом и дефектологом в специально оборудованной  сенсорной комнате. Занятия пороводятся  3-4 раза в неделю. Время занятий до 30 минут.

Рекомендуемый возраст с 3 лет, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

          Упражнения выполняются ребенком совместно с педагогом. Педагог показывает, объясняет и взаимодействует с ребенком, постепенно добиваясь самостоятельности ребенка.

Трудоемкость, ограничения риски

          Не следует применять при различных формах эпилепсии и повышенной судорожной готовности головного мозга в случае, если выполнение каких-либо упражнений с применением данного комплекса провоцирует приступы эпилепсии и/или провоцирует развитие заболевания.

Занятия по развитию графомоторных навыков не рекомендуются при органических нарушениях головного мозга ребенка, психических и нервных заболеваниях, если упражнения с применением данной методики провоцируют ухудшение состояния ребенка.

При наличии подобных заболеваний у ребенка перед применением следует проконсультироваться с неврологом/психиатром или лечащим врачом. Очень важно, чтобы специалист, следуя профессиональным и этическим правилам оказания помощи детям, соблюдал правила, рекомендации по показаниям и противопоказаниям. Как и любые другие методики, данный метод требует соблюдения мер безопасности с целью защиты здоровья ребенка, избегания травм и ухудшения его самочувствия.

Методическое обеспечение

Учебно методическое обеспечение: методические пособия для развития графомоторных навыков: трафареты, прописи, шаблоны, карточки, штриховки.

 Материально-техническое оборудование: массажеры су - джок: мячи различной формы из медицинского пластика, колечко пружина для массажа пальчиков. Стол, бумага, карандаши, ручка.

Основная часть

На занятиях используются следующие комплексы упражений:

  1. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики (Су Джок терапия, упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений).
  2. Комплекс упражнений для развития зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, задания с условиями по выбору нужных направлений).

III. Комплекс упражнений для развития рук и воображения при помощи рисования (штриховка по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовки деталей; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями; упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей; задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

  1. Комплекс упражнений для развития рук и воображения при помощи графической символики (задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов- изображение их с помощью символов).
  2. V. Комплекс ритмических упражнений (упражнение на развитие крупно-моторных навыков).
  3. I. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики

Су-Джок терапия

Цели:  развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.

Задачи:

  1. Способствовать закаливанию организма ребенка.
  2. Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.
  3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Оборудование: массажеры су — джок: мячи различной формы из медицинского пластика, колечко пружина для массажа пальчиков.

Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности).

Место проведения: сенсорная комната.

Ход занятия:

Перед тем, как проводить с детьми или одним ребенком комплекс представленных упражнений, необходимо познакомить ребёнка с названием частей ладони и пальцев. Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Желательно, чтобы на детях (ребёнке) была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава.

При  показе комплекса упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев. Упражнения показывать в среднем темпе, акцентируя внимание детей (ребенка) на некоторые нюансы при их выполнении.

  1. Пальчиковая игра «Черепаха»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)

И кусала всех от страха, Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).

  1. Пальчиковая игра «Медведи»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая) А за нею – медвежонок. (шагать тихо по руке)

А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе) Принесли в портфелях книжки.

 Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец) И в тетрадочках писать.

  1. Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

  1. Пальчиковая игра «Ёжик маленький»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик маленький замерз и в клубок свернулся. (крепко сжать шарик ладонью)

Солнце ежика согрело, Ежик развернулся. (открыть ладонь и показать шарик)

  1. Пальчиковая игра «Зайки на лужайке»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

 На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

 От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

 Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

 «С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

  1. Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

На большом диване в ряд (поочередно катаем шарик к каждому пальчику, начиная с большого)

Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять (надавливаем шариком на кончики пальцев)

Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать.

  1. Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

По тропинке, по дорожке (катаем шарик по ладони)

Топают к нам чьи-то ножки. («Топаем» шариком по ладони)

 Это ёж – колючий бок, (Показать шарик на развернутой ладони)

По грибам большой знаток! (Надавить на каждый пальчик поочередно

  1. Пальчиковая игра «Колючий ежик».

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Катиться колючий ёжик (круговые движения шариком между ладонями).

Нет ни головы, ни ножек. По ладошке бежит, И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Мне по пальчикам бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда, сюда, Мне щекотно да, да, да. (движения шариком по пальцам).

 Уходи, колючий ёж В тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

  1. Пальчиковая игра «Мячик - ёжик».

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик колет нам ладошки, (катаем шарик в разных направлениях) Поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет – (шариком ударяем по ладошке)

Ручки к школе нам готовит. Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик по столу)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

  1. Пальчиковая игра «Орехи»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Мы научимся орехи Между пальцами катать. (Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, потом другой).

Это в школе нам поможет Буквы ровные писать. (Ёще есть наглядный материал для массажа с помощью специального мячика).

  1. Пальчиковая игра «Домик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

В этом домике пять этажей: (катаем шарик по ладони)

На первом живет семейство ежей, (надавливаем поочередно на каждый пальчик)

На втором живет семейство зайчат,

 На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова, На четвертом синица,

 Бельчата на третьем, Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

  1. Пальчиковая игра «Запасливый ёжик»

Описание:

Представьте, что к вам в гости пришел ёжик.

 Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Ёжик выбился из сил - яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока, надо их размять слегка.

А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко.

 А потом почешем брюшко, пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал, нам «Спасибо!» пропищал.

Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет.

На слова «по тропке убежал» мячик можно прокатить по столу, коленкам.

  1. Пальчиковая игра «Месим тесто»

Описание:

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями

  1. Пальчиковая игра «Орех»

Описание: движения соответствуют тексту.

Я катаю свой орех. По ладоням снизу вверх.

А потом обратно, Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех, Чтобы стал круглее всех.

  1. Пальчиковая игра «Ласковый ёж»

Описание: ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

  1. Пальчиковая игра «Футбол»

Описание: обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребёнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.

  1. Пальчиковая игра «Лодочка»

Описание: обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть вверх, приняв положение «лодочки». В одну из ладошек вложить мячик. Перекидывать мячик из одной ладошки в другую, постоянно удерживая исходное положение «лодочка». Когда идет перекидывание мячика, ладошку, которая делает бросок, необходимо слегка поворачивать и стараться, мячик высоко не подкидывать. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.

  1. Пальчиковая игра «Колючки»

Описание: ладошку сделать «лодочкой». В неё вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 8-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же. Чтобы ребенок понял, с какой силой необходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика.      

Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребёнок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (он сжимает мячик и при этом ему больно), а когда рука расслаблена и мячик свободно лежит в ладошке.

  1. Пальчиковая игра «Горка»

Описание: руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки. Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху.

  1. 2 Пальчиковая игра «Скатаем шарик»

Описание: обе руки локтями прижать к себе. Пальцы ладошек плотно сжаты друг с другом и напряжены. На левую ладошку положить мячик, сверху прикрыть его другой ладошкой. Делать круговые движения верхней ладошкой по нижней как при лепке шарика из пластилина. Следите, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. Упражнение выполнять внутренней частью ладошки, а не пальцами!!! Затем поменять положение рук. 2 вариант Локти поставить на стол, ладошками напротив друг друга. Между ними вложить мячик. Делать движения обоими ладошками вверх-вниз. Следите, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. При выполнении упражнения локти держать на столе. Упражнение выполнять в одинаковом темпе.

  1. Пальчиковая игра «Прокати по ладошке»

Описание: локоть левой руки прижать плотно к себе, кисть руки развернуть ладошкой вверх. Пальцы плотно сомкнуты между собой. Положить на ладошку мячик, второй рукой накрыть мячик. Пальцы верхней ладошки плотно сжаты между собой. Производить движения верхней ладошкой вперёд-назад по длине всей ладони. Следить, чтобы во время выполнения этого упражнения у ребенка не поднималось плечо. То же повторить другой рукой. Такие упражнения проводятся, когда мячик катают по тыльной стороне ладони. При этом ладошка лежит на столе, тыльной стороной кверху.

  1. Пальчиковая игра «Солдаты»

Описание: обе руки локтями плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять круговые движения сначала кистью одной руки, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Круговые движения выполняются к себе и от себя. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками одновременно.

  1. Пальчиковая игра «Тренировка»

Описание: обе руки локтям и плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять движения кистью руки вперёд-назад, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками поочередно, либо одновременно. Руки при выполнении некоторых упражнений можно ставить на стол. Высота стола должна быть такой, чтобы ребенок сидел за столом ровно, не горбясь.

Упражнения для выполнения ногами, сидя на стуле

  1. Пальчиковая игра «Будь здоров»

Описание: снять с ног обувь. Мячик положить на пол. Одну ногу положить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Катать мячик ногой вперед-назад, не торопясь. Затем, то же движение выполняется другой ногой. Это упражнение можно выполнять двумя ногами, катая мячик поочередно, либо обеими ногами одновременно. Как вариант, можно делать круговые движения одной ногой, затем другой.Упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой движения. Упражнение можно выполнять двумя ногами сразу же либо поочередно, либо обеими ногами одновременно.

  1. Пальчиковая игра «Горка»

Описание: снять с ног обувь. Сесть на стульчик. Одна нога стоит плотно на полу, а другая прямо выставлена вперед, носок вытянуть. Мячик взять в противоположную от выставленной ноги руку. Этой рукой начать поднимать мячик по ноге вверх. Накрыть мячик рукой и подержать его на счет до 5, затем «спустить» его по горке вниз. То же упражнение повторить с другой ногой. Затем увеличить счет до 10. Упражнение выполняется не торопясь, с хорошей амплитудой движения.

  1. II. Комплекс упражнений и игр для развития зрительного анализа и синтеза

Цель: развитие ориентации в окружающем пространстве.

Задачи:

- развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса),

- развитие восприятия цвета, развитие восприятия формы,

- развитие восприятия размера и величины.

Оборудование: стол, бумага, карандаши, методический материал.

Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности)

Место проведения: светлая сенсорная комната.

Ход работы:

  1. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Описание: три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

  1. Упражнение «Колечко»

Описание: поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

  1. 3. Упражнение «Пальчик –зайчик-кулачок»

Описание: движения начинаем выполнять с ведущей руки, потом добавляется

другая рука, а затем выполняем одновременно двумя руками.

  1. Упражнение «Змейка»

Описание: скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

  1. Упражнение «Ожерелье».

Описание:

Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем

последовательно указательный, средний и т. д.

Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. Упражнение «Что изменилось?»

Описание: ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

  1. Упражнение «Найди ошибку»

Описание: ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями : слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);

предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).

Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

  1. Упражнение «Найди отличия»

Описание: детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

  1. Упражнение «Наложенные изображения»

Описание: ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

  1. Упражнение «Спрятанные изображения»

Описание:  предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

  1. Упражнение «Зашумленные изображения»

Описание: предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

  1. Игра «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь»

Описание: заранее необходимо  приготовить лист бумаги, в середине которого нарисуйте круг. Основная цель этого задания - научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия "лево", "право", "верх", низ", "между", "над", "под", "за" и т. д.

Ребенку дается следующая инструкция:

Слева, справа, ниже, выше - нарисую, как услышу - правило, по которому ты должен выполнять новое задание.

Перед тобой нарисован круг.

  1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
    2. Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.
  2. Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.
    4. Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
    5. Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.
  3. Правее флажка, на некотором расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.
  4. Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку
  5. Игра «Разрезные картинки»

Описание: игра представляет развивающий вариант диагностической методики. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Задача ребенка – собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

  1. Игра «Выбор недостающего фрагмента изображения»

Описание: ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Задача ребенка – подобрать нужный кусочек. 

  1. Игра «Лабиринты»

Описание: для предлагаемых ребенку в этой игре лабиринтов принципиально то, что здесь даются пересечения нескольких линий. Например, ребенку предлагается распутать веревочки шариков или найти для каждого героя сказки свою тропинку и т. д. На бумаге целесообразно начинать освоение с проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем – карандашом, и лишь потом – только глазами.

  1. Игра «разноцветный мир»

Описание: игра направлена на закрепление знаний ребенка о цветах, развитие цветового восприятия. Взрослый с ребенком вспоминает названия основных цветов того, что их окружает. Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, пожалуйста, какого цвета 2 небо? Верно, голубое. А теперь посмотри вокруг и найди еще что-нибудь такого же голубого цвета, как небо. Подойди и коснись этого предмета рукой».

 В качестве усложнения вы можете предлагать ребенку коснуться одной рукой чего-нибудь красного, а другой – синего, постепенно увеличивая количество цветов до пяти.

  1. Игра « Цвета» направлена на развитие у детей дошкольного возраста восприятия цвета. Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.
  2. Игра « Простые фигуры»

Описание: игра направлена на развитие восприятия формы. В эту игру можно играть на улице. Здесь понадобятся карточки с простейшими геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг). Карточек может быть больше, так как фигуры на них должны быть изображены разных размеров и цветов (например, большой синий треугольник, затем маленький желтый треугольник и т. д.). Потребуется также белый мелок, которым вы на асфальте нарисуете те же фигуры, но уже одного размера и цвета (всего три). Взрослый говорит ребенку: «Смотри, какие у меня есть интересные картинки. Видишь, на них изображены разные фигурки, ты помнишь, как они называются? А теперь ты будешь вытаскивать по одной, и как только ты ее узнаешь – нужно будет добежать до ее домика, который нарисован на асфальте мелом, и оставить фигурку там. Интересно, где у нас будет больше всего жителей?»

  1. Игра «Кто наблюдательнее»

Описание: просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.

  1. Игра «Что там нарисовано»

Описание: игра направлена на развитие восприятия части и целого.  Для игры понадобится несколько картинок, а также белый лист бумаги большего, чем рисунок, размера, с прорезанным в середине отверстием с монету достоинством в 5 рублей. Вы накрываете рисунок чистым листом с отверстием и в таком виде показываете ребенку. Взрослый говорит: «Смотри, что у меня есть. Видишь, на этой картинке вырезано маленькое 3 окошко, но в него видно совсем немного. Давай попробуем подвигать это окошко по рисунку, так мы с тобой сможем увидеть больше и угадаем, что же там нарисовано». Таким образом, ребенок видит изображение не целиком, а по частям.

III. Комплекс упражнений для развития рук и воображения при помощи рисования

  1. Упражнение «Кто больше и быстрее нарисует кружочки»

Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия: педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.

  1. Упражнение «Чудесный лес»

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

  1. Упражнение «Незаконченные фигуры»

Цель: развитие творческого воображения и зрительного восприятия. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей.

Ход занятия: детям дается лист с изображением простых геометрических фигур и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

  1. Игра «Сказочное животное (растение)»

Цель: развитие творческого воображения.

Ход игры: предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

  1. Игра «Умные кляксы»

Цель: развитие творческого воображения.

Ход игры: до начала игры изготовьте несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметы изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет большее число предметов.

  1. Игра «Дорисуйка»

Цель: Игра направлена на развитие зрительного восприятия и воображения. Возраст участников: от 2 лет.

Инструкция и ход игры: в зависимости от возраста малыша задания варьируются по сложности. Вы предлагаете ребенку рисунок, на котором чегото не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача – дорисовать изображение до целого. Взрослый говорит ребенку: «Эти рисунки отличаются от других, на них что-то не так. Наверное, художник забыл нарисовать какуюто его часть, давай вместе посмотрим и найдем пропажу». Если ребенок затрудняется, покажите ему такой же рисунок, на котором изображение дано полностью, и попросите их сравнить

  1. Игра «Узнай кто я»

Цель: развитие восприятия, мелкой моторики. Возраст: 4—5 лет. Необходимые приспособления: картинки с пунктирным изображением каких-либо фигур по количеству участников.

Описание игры: взрослый сообщает ребенку, что за картинкой кто-то прячется, но чтобы понять — кто, нужно обвести все точки одной линией, не отрывая руки.

Комментарий: рисунки могут быть любыми, для детей младшего возраста подбираются более простые по форме, а старшим детям можно предложить многодетальные картинки, это повысит интерес детей.

  1. IV. Комплекс упражнений для развития рук и воображения при помощи графической символики

Цель:  развитие мелкой моторики, графических навыков  и воображения через коррекционно-развивающие упражнения и задания.

Задачи:

- развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;

- развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, внимание;

- формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий;
Оборудование: Стол, альбомы, карандаши, ручка, методические пособия.

Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности)

Место проведения: холл отделения психолого-педагогической помощи.

Ход работы: тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Реализация упражнений позволит развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений. Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений. Упражнения на развитие графомоторных навыков. Первое время лучше помогать ребенку -выполнять сопряженно: дердать карандаш, проводить линии, затем дать возможность самостоятельно выполнять задания

Тренировать нужно не только «главную» руку, которой ребенок пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга. Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого.

Алгоритм проведения занятия

  1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
  2. Слежение пальчиком по узору.
  3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
  4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
  5. Упражнение «Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них»

Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание.

Это могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях, в том числе квадраты, прямоугольники небольших размеров, которые дети штрихуют слева направо или сверху вниз, раскрашивают

  1. Упражнение «Дуги, волнистые линии, круги, овалы»

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, умение чертить плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве. Дуги желательно чертить высотой в одну клетку и шириной в одну, затем в две клетки. Круги вписывать в квадрат-клетку, в квадрат со стороной в две клетки, затем в воображаемый квадрат. Овалы чертить в прямоугольнике шириной в одну клетку, высотой в две клетки, затем в таком же воображаемом прямоугольнике.

  1. Упражнение «Печатание букв по клеткам»

Цель: развивать внимание, зрительно-двигательную координацию; закреплять элементарные графические умения и навыки письма.

Буквы печатаем высотой в две клетки, шириной в одну клетку. Исключение составляют буквы Ж, Ф, Ш, Щ, Ы. Их печатают шириной в полторы клетки. В конце каждого занятия дети сравнивают по при знакам сходства или различия некоторые буквы: Б-В; И-Н; С-Э; О-Ю; Ц-Щ и д

  1. Упражнение «Рисование по клеткам предметов сложной формы»

Цель: развивать зрительный анализ и синтез восприятия сложной формы, ориентирование в пространстве; закреплять навыки счета и измерения условной меркой — клеткой. Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур. Сначала дети рассматривают образец, зрительно расчленяя его на простые геометрические фигуры, определяя их величину, считая клетки в каждой стороне и определяя их взаимное положение, затем рисуют по образцу, раскрашивают. На следующем этапе работы дети рисуют предметы или орнаменты из геометрических фигур по замыслу, раскрашивают их

  1. Упражнение «Фигурные дорожки»

Ребенка просим провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

  1. Упражнение «Рисование ( По точкам)»

Ребенка просим соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

  1. Упражнение «По контурам»

Ребенка просим соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

  1. Упражнение «По клеточкам»

На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

  1. Упражнение «Штриховки с различным направлением движения руки»

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной

формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

  1. Упражнение «Копирование узоров»

Детям предлагается внимательно проанализировать и скопировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их. После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.

  1. V. Комплекс ритмических упражнений

Упражнения, способствующие формированию чувства ритма

- отхлопывание в ладоши (оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол) простого ритмического рисунка по показу и по слуху;

- повторение на звучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка;

- ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки;

- выполнение движения в заданном темпе по прекращению подсчета или звучащей музыки;

- ходьба с хлопками, ритмичными стихами, под удары барабана (бубна);

- переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки;

- поднимание рук вперед до ориентира без зрительного контроля под удары бубна;

- воспроизведение ритма (или темпа) в движениях рук (по выбору детей);

- выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька и др.

  1. Упражнение «Снеговик»

          Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант «растаять», начиная с ног.

  1. Упражнение «Тапатушки»
    Цель игры: расширение знаний ребенка о собственном теле, общее тонизирование организма.

 Инструкция и ход игры: легкими, мягкими движениями ладоней или пальцев родитель или сам ребенок похлопывает себя, начиная с головы до ступней (макушка, затылок, лоб, щеки, шея, плечи, грудная клетка, руки, живот, спина, поясница, таз, ягодицы, бедра, икры, голени, ступни). В ходе игры можно приговаривать:
           Три веселенькие хрюшки

           Надели дружно топотушки

           И пошли гулять, гулять,

           Прыгать, топать и скакать.

           Параллельно надо называть все части тела, где касается ладошка. После   можно прятать «подарки» для хрюшек на теле ребенка и спрашивать его, куда пойти хрюшкам, чтобы отыскать подарок. Таким образом вы стимулируете ребенка лучше осознавать части своего тела.

  1. Упражнение «Огонь, воздух, земля, вода»
               Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания..
             Инструкция и ход игры: ребенку объясняют суть игры:

«Сегодня мы с тобой будем волшебниками и сможем превращаться в 4 стихии. Мы сможем стать как огонь, вода, земля и воздух».

Взрослый и ребенок садятся на ковер. Взрослый катит мяч малышу и называет стихию. Когда мяч у малыша, взрослый показывает движение, характерное для названной стихии.

Огонь – тянем руки вверх и шевелим пальчиками, параллельно стараемся произнести звук «ааааааа» с придыханием.

Вода – движение руками, как будто плывем, произнося «буль-буль».

Воздух – махи руками, дуем, как ветер.

Земля – отбиваем мяч от пола.

  1. Упражнение «Пошел король по лесу»

Цель игры: общая активизация организма, развитие координации, зарядка хорошим настроением. Идеально подходит в качестве переменки между какой-либо деятельностью.

Инструкция и ход игры: взрослый, показывая движения, произносит потешку. Ребенок старается повторить все за взрослым.

Пошел король по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

(Шагаем по кругу, высоко поднимая колени.)

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

(Остановились и прыгаем.)

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

(Остановились и трясем каждой ногой по очереди.)

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

(Хлопаем в ладоши.)

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

(Топаем ногами.)

Головкой покачаем, покачаем, покачаем.

(Качаем головой.)

И работать начинаем.

  1. Упражнение «Дерево»

Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

  1. Упражнение «Кощей бессмертный»

Исходное положение - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

  1. Упражнение «Марионетки»

Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.

  1. Упражнение «Зеркало»

Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.

Заключение

Анализ данных психолого-педагогической литературы по данной проблеме, показал, что графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонкокоординированных движений руки, зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации.

Становление графомоторных навыков – это один из долгих и сложных процессов в развитии когнитивной сферы ребенка. Основы графомоторной деятельности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые берет карандаш, изображает линии и геомерические фигуры.

Методическая разработка «Графомоторное развитие» была представлена и рассмотрена на заседании Методического совета ГБСО КРЦ «Орленок» и принята в работу (протокол № 5 от 09.10.2020 года), утверждена приказом директора № 94 от 12.10.2020 года.

 

Список литературы

  1. Березина, Ю. Ю. Формирование графических умений и навыков

в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

[Текст] / Ю. Ю. Березина, Я. В. Савина // Молодой ученый. – 2017

– Ч. 20 – С. 429-431.

  1. Власова, Г. С. Развитие графомоторных навыков как

необходимое условие детей к школе [Текст] / Г. С. Власова,

  1. С. И. Гаврилова // Развитие графомоторных навыков как необходимое

условие детей к школе. – М. : Просвещение, 2017 – С. 326-329.

  1. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и

красиво рисовать [Текст] / С. Е. Гаврина // Развиваем руки – чтоб учиться и

писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2014 – 165 с.

  1. Иванина, Т. А. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у

умственно отсталых школьников [Текст] / Т. А. Иванина, Л. П. Уфимцева

// Специальная психология. – 2009 – № 4 – С. 19-30.

  1. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций

мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова // Двигательная активность и

развитие функций мозга ребенка. – М. : Просвещение, 2003 – 193 с.

  1. Комкова, И. Н. Программа изучения графомоторного навыка

письма детей младшего школьного возраста с ОВЗ [Текст] / И. Н. Комкова,

В. Н. Поникарова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии материалы IX Международной научно-практической конференции, 2015 – С. 139-140.

  1. Коняхина, Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии

ребенка [Текст] / Т. Коняхина, Н. Попкова, С. Прицепа // Дошкольное

воспитание. – 2015 – № 1 – С.60-64.

  1. Безбородова, М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Текст] / М. А. Безбородова. – М. : Флинта : Наука, 2012. – 189 с.
  2. [Электронный ресурс].

URL : http://fgosreestr.ru/ (дата обращения 17.03.2019).