Программа мозжечковой стимуляции
Аннотация
Методическая разроботка включает в себя занятия по методу мозжечковой стимуляции для детей, проходящих реабилитацию в ГБУСО КРЦ «Орленок».
Содержание методической разроботки раскрывает базовые принципы использования комплекса мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми, описывается комплект оборудования, отмечены возможности его использования в смежных областях, а также указываются практические рекомендации и методы проведения занятий.
Пособие основано на материале англоязычной литературы, посвященной оборудованию для развития мозговой активности, а также опыте нейропсихологов, физиологов и логопедов-дефектологов различных коррекционных центров.
Стоит отметить, что на сегодняшний день использование балансировочных комплексов вызывает стойкий интерес со стороны специалистов и учреждений различного профиля, который подкрепляется хорошими показателями эффективности его применения в коррекционно-развивающей работе (данный факт подтверждается многолетними наблюдениями, исследованиями, положительными отзывами со стороны детей и их родителей).
Данная методика будет полезна коррекционным педагогам, нейропсихологам, психологам, дефектологам, логопедам.
Введение
Программа мозжечковой стимуляции разработана в начале 1960-х годов доктором Франком Бельгау, он провел эксперимент для улучшения чтения и успеваемости детей, позволяя им выполнять упражнения на балансировку и координацию движения в течение 15 минут перерывами между занятиями.
Франк Бельгау в течение нескольких лет усовершенствовал свои наблюдения и сделал вывод, что на многие проблемы в обучение влияют нарушения сенсорной интеграции. Базовый принцип, который сформировал Франк Бельгау гласит: любое повседневное действие человека влияет на функционирование мозга в будущем. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их в течении многих лет.
Бельгау усовершенствовал оборудование и упражнения, в итоге получился целый комплекс, его основой является балансир, а также набор упражнений, которые являются наиболее эффективными для последовательного улучшения показателей чтения, успеваемости, физической координации и когнетивных способностей.
Актуальность методики
Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.
Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие.
Выполнение упражнений программы мозжечковой стимуляции позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.
Новизна методики
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга. Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Именно поэтому стоит отметить, что на сегодняшний день использование балансировочных комплексов вызывает стойкий интерес со стороны специалистов и учреждений различного профиля, который подкрепляется хорошими показателями эффективности его применения в коррекционно-развивающей работе.
Данный факт подтверждается многолетними наблюдениями, исследованиями, положительными отзывами со стороны детей и их родителей.
Направленность методики
Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который направлен на развитие головного мозга, в том числе на его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений - это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма ребенка, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в:
формировании речи, поведении ребенка;
стабилизации в работе вестибулярной системы;
развитии зрительно-пространственных представлений;
улучшении мануальных и графо-моторных функций;
повышении общего уровня интеллекта;
формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений;
развитии когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления). Мозжечковая стимуляция - это мультисенсорная тренировка мозга, разработанная для укрепления самых базовых мозговых процессов и обеспечения высокого уровня навыков обучения.
Развитие мозга начинается с движения и сенсорных исследований. Сенсорная стимуляция и обратная связь приводят мозг в движение, но двигательная система управляет сенсорной стимуляцией - нельзя иметь одно без другого. Это лежит в основе программы.
В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений, совершенствуется межполушарное взаимодействие.
Повышается эффективность других коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом.
Цель методики:
- совершенствование двигательных навыков, сенсорного восприятия и обработки информации;
- совершенствование навыков речи, письма;
- развитие навыков чтения;
- повышение концентрации внимания;
- развитие зрительно - пространственных представлений;
- развитие математических навыков;
- развитие памяти и понимания.
Условия применения
Занятия проводятся в светлой сенсорной комнате специалистами: психологом, логопедом, дефектологом. Рекомендуемый возраст с 3 лет, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка. Необходимы регулярные занятия 3-4 раза в неделю. Примерно по 30 минут.
- При первичном освоении ребенком балансировочной доски необходимо придерживать его за руку до тех пор, пока он не сможет самостоятельно встать на доску и удерживать на ней равновесие.
- Во избежание потери равновесия ребенком и падения с балансировочной доски, месторасположение доски на полу возможно менять только при отсутствии на ней ребенка!
- Во избежание травмирующих ситуаций, необходимо препятствовать скольжению балансировочной доски по поверхности пола. Желательно, чтобы доска располагалась на прорезиненном коврике.
- Вокруг балансировочной доски необходимо расположить маты, мягкие ковры — на случай падения ребенка с нее.
- Во избежание травмирующих ситуаций, рядом с балансировочной доской не должны находиться предметы мебели, различные конструкции, окна, детские игрушки.
- Для выполнения упражнений с сенсорными мешочками, а также закрепления мяча-маятника, потолок в помещении должен располагаться на достаточной высоте.
- Во избежание потери и порчи мячей-попрыгунчиков в помещении не должно быть открытых окон, дверей, труднодоступных пространств.
- Прыгать на балансировочной доске запрещено!
- При выполнении упражнении на балансировочной доске сидя/лежа, дети нередко держатся за края балансировочной доски. В этом случае, необходимо следить, чтобы ребенок не травмировал свои пальцы при касании краев доски о поверхность пола под действием силы тяжести.
- При выполнении упражнений с мячом-маятником необходимо следить, чтобы он не ударил ребенка.
- При использовании балансировочного комплекса на занятиях с детьми необходимо избегать травмирующих и опасных для здоровья ребенка ситуаций.
- Не следует разрешать ребенку без присмотра специалиста выполнять упражнения с балансировочным комплексом.
- Во избежание порчи комплекса следить за его бережным использованием, руки и стопы ребенка должны быть чистыми.
- К занятиям с применением балансировочного комплекса применяются все существующие правила проведения занятий с детьми.
Трудоемкость, ограничения, риски
Не следует применять при различных формах эпилепсии и повышенной судорожной готовности головного мозга в случае, если выполнение каких-либо упражнений с применением данного комплекса провоцирует приступы эпилепсии и/или провоцирует развитие заболевания.
Балансировочный комплекс не используется при органических нарушениях головного мозга ребенка, психических и нервных заболеваниях, если упражнения с применением данных тренажеров провоцируют ухудшение состояния ребенка. При наличии подобных заболеваний у ребенка перед применением тренажеров следует проконсультироваться с неврологом/психиатром или лечащим врачом.
Поскольку балансировочный комплекс в первую очередь применяется в занятиях с детьми, то важно, чтобы специалист, следуя профессиональным и этическим правилам оказания помощи детям, соблюдал правила применения комплекса, рекомендации по показаниям и противопоказаниям.
Как и любое другое оборудование, данный комплекс требует соблюдения мер безопасности с целью защиты здоровья ребенка, избегания травм и ухудшения его самочувствия.
Методическое обеспечение
Учебно методическое обеспечение: методическое пособие «Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса».
Материально-техническое оборудование: балансировочная доска, мяч- маятник, цветная рейка, стойка с мишенями, набор мячей, мешочки с крупой, мишень обратной связи, мишени-кубики размечены цифрами и цветом.
Основная часть
Комплекс упражнений состоит из 7 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования:
1-й блок: «Освоение балансира»;
2-й блок: «Комплекс упражнений с мешочками с крупой»;
3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»;
4-й блок: «Комплекс упражнений с цветной рейкой»;
5-й блок: «Комплекс упражнений с набором мячей»;
6-й блок: «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»;
7-й блок: «Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями».
Последовательность выполнения блоков упражнений соответствует порядку их перечисления. Каждый из блоков содержит примерный комплекс упражнений, который модифицируется или дополняется другими упражнениями в зависимости от целей и особенностей психофизического развития ребенка.
Блок 1. «Освоение балансира».
Цели: снижение эмоционального напряжение, установление контакта.
Задачи: развитие крупной моторики, улучшение координации движения.
Оборудование: балансировочная доска.
Участники: дети от 3 до 18 лет (учитывая индивидуальные особенности)
Место проведения: светлая сенсорная комната.
Ход занятия:
Занятия начинаются с освоения балансировочной доски. Возможность удержания ребенком равновесия на доске имеет основополагающее значение т.к. все занятия проходят исключительно стоя на ней. Если ребенок не в состоянии удерживать баланс тела, стоя на доске, следует осваивать ее до тех пор, пока это не станет для него доступным. Освоение балансировочной доски начинается с просьбы ребенка встать на нее, придерживая его за руку и тем самым давая возможность опоры на нее в случае потери ребенком равновесия. Когда ребенок в состоянии самостоятельно стоять на доске, специалист отпускает руку, но всегда находится на таком расстоянии от него, чтобы была возможность удержать, поддержать его в случае падения. Первоначально, необходимо позволить ребенку самому расположиться на доске так, как ему удобно, покачаться на ней в разные стороны. Через некоторое время специалист просит ребенка разместить стопы в исходном положении относительно разметки на поверхности балансировочной доски. Исходное положение стоп: стопы ребенка располагаются равноудалено от центра доски по оси X между отметками 10 и 15 и по оси Y большим пальцем у отметки 10. Для увеличения уровня сложности выполнения упражнений на доске возможно изменение положения стоп:
по оси X параллельно линиям разметки центра доски, параллельно оси X. В процессе выполнения упражнений на балансировочной доске специалист контролирует постоянство правильного расположения стоп ребенка и при необходимости просит его подкорректировать их. В дальнейшем, он передает эту функцию ребенку, который уже самостоятельно контролирует постановку своих стоп. Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий на балансировочной доске, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, которая включает в себя не только правильное расположение стоп, но и коленей, таза, плеч и всего тела. Правильное выполнение упражнений на балансировочной доске служит залогом развития вестибулярной системы, ориентации в пространстве, чувства собственного тела, координации, поддержания центра тяжести.
Упражнения:
1) Доска располагается перед ребенком. Встать на доску и покачаться на ней; 2) Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон;
3) Ребенок в положении стоя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку;
4) Встать на доску, закрыть глаза и покачаться на ней;
5) Сесть на доску и покачаться на ней вправо-влево; ребенок сидит на доске, а специалист раскачивает его вправо-влево;
6) Сидя на доске на коленях, имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;
7) Сесть на доску «по-турецки» и покачаться на ней вправо-влево;
8) Сидя на доске «по-турецки» имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;
9) Встать на доске на колени, выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад;
10) Встать на доске на колени, зафиксировать взгляд на предмете и производить вращательные движения головой в разные стороны: сначала вправо, потом влево, потом поочередно в разные стороны;
11) Стоя на доске, удерживая равновесие ловить игрушку (мячик), которую специалист кидает ребенку;
12) Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только правую руку, левую руку и обе руки попеременно;
13) Ребенок в положении стоя, ноги на уровне плеч, поворачивается на 360 градусов, медленно переставляя ноги;
14) Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
15) Ребенок в положении стоя. Круговые вращения руками: А) обе руки в одну сторону; В) обе руки в разные стороны; С) по очереди в одну сторону; Д) по очереди в разные стороны.
16) Любое положение: стоя, на корточках, на коленях: А) обе руки положить на грудь; В) поднять руки над головой; С) вытянуть прямые руки в сторону; Д) нагнуться, достать пальцы ног; Е) любые движения, какие понравятся. Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
В итоге занятия улучшается взаимодействие ребенка со специалистом. Повышается эмоциональный фон, двигательная активность.
Блок 2. «Комплекс упражнений с мешочками с крупой».
Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности.
Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, улучшение координации движения.
Оборудование: балансировочная доска, мешочки разного размера, веса и цвета.
Участники: дети от 3 до 18 лет (учитывая индивидуальные особенности)
Место проведения: светлая сенсорная комната.
Ход занятия:
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются первоначально двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно. Кроме того, возможно использование мешочков разного веса и размера. Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мешочков, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал руки и корпус в пространстве, подкидывал мешочки. Упражнения:
1) положить на доску и поднять мешочек правой, левой рукой, попеременно, двумя руками одновременно;
2) перекидывать один мешочек друг другу по очереди; 3) подкидывать мешочек и следить за ним глазами;
4) подкидывать мешочки и следить за ним глазами и носом;
5) подкидывать мешочек, фиксируя взгляд на предмете, который удерживает специалист;
6) перекидывать мешочек из руки в руку, следить за ним глазами, затем глазами и носом;
7) подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в разные стороны;
8) подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, отводя руку в разные стороны;
9) ребенок стоя на доске перекладывает один мешочек с руки на руку, над годовой, сзади, спереди под коленями, под правым, левым коленом; подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;
10) перекидывать одновременно два мешочка друг другу;
11) подбрасывает и ловит два мешочка, с перекладыванием с руки на руку
12) принимает мешочки от педагога (перекидывает) одной рукой, двумя;
13) ребенок, стоя на балансире удерживает мешочек на голове, удерживает 2 мешочка на плечах и одновременно выполняет действия руками (хлопки, круговые вращения, подбрасывает и ловит мешочки);
Последовательность выполнения упражнений с мешочками в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
Правильное выполнение упражнений с сенсорными мешочками служат залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.
Блок 3: «Комплекс упражнений с мячом-маятником».
Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности, улучшение концентрации внимания.
Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, улучшение координации движения, сенсомоторной координации.
Оборудование: балансировочная доска, мяч — маятник.
Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности)
Место проведения: светлая сенсорная комната.
Ход занятия:
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Мяч-маятник располагается перед ребенком на расстоянии согнутой руки так, чтобы он мог его касаться. Взгляд ребенка фокусируется на мяче-маятнике. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно. Исходное положение при работе с мячом-маятником.
Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мячей-маятников, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, отбивал мяч-маятник. Особое внимание следует уделить тому, чтобы ребенок не тянулся к мячу, а дожидался, когда мяч сам достигнет нужной точки, и только после этого уже выполнял действия (отбивал, ловил и т.п.).
Упражнения:
1) отталкивать мяч-маятник ладонями;
2) отталкивать мяч-маятник ребром ладони;
3) отталкивать мяч-маятник кулаком;
4) отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони;
5) отталкивать мяч-маятник локтем;
6) подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз за минуту, одной рукой, другой, поочерёдно;
7) перебрасывать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния;
8) ребенок стоит ровно под точкой крепления мяча-маятника. Одной рукой он толкает мяч в право или лево, мяч доложен описать окружность вокруг ребенка и вернуться обратно ему в руки;
9) ребенок смотрит в даль (не на мяч) и отбивает его, используя только боковое зрение.
Соблюдается последовательность выполнения упражнений в соответствии с порядком их перечисления. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
Правильное выполнение упражнений с мячом-маятником служит залогом развития зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, схемы тела ребенка, ориентации во времени и пространстве, моторной ловкости, кинестетической чувствительности.
Блок 4: «Комплекс упражнений с цветной рейкой».
Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности, развитие кинестетической чувствительности.
Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, развитие сенсомоторной координации.
Оборудование: балансировочная доска, цветная рейка, мяч — маятник.
Участники: дети от 3 до 18 лет (учитывая индивидуальные особенности)
Место проведения: светлая сенсорная комната.
Ход занятия:
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Цветная рейка используется совместно с мячом-маятником. Мяч-маятник располагается перед ребенком на расстоянии согнутой руки так, чтобы он мог его коснуться. Взгляд ребенка фокусируется попеременно на мяче-маятнике и на цветной рейке. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала вперед, затем только в правую сторону, левую сторону и в разные стороны попеременно.
Упражнения с цветной рейкой.
Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием цветной рейки, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, руки на цветной рейке, отталкивал мяч-маятник. Как и в случае в работе просто с мячом-маятником, особое внимание следует уделить тому, чтобы ребенок не тянулся к мячу, а дожидался, когда мяч сам достигнет нужной точки, и только после этого уже отбивал рейкой.
Упражнения:
1) отталкивать мяч-маятник ладонью в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
2) отталкивать мяч-маятник кулаком в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета; 3) отталкивать мяч-маятник ребром ладони в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
4) отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;
5) держать цветную рейку горизонтально, отталкивать мяч только белым, красным, желтым, зелеными, черными секторами по различной траектории;
6) держать цветную рейку горизонтально, ребенок смотрит в даль (не на мяч) и отталкивает рейкой, используя только боковое зрение.
Правильное выполнение упражнений с цветной рейкой служит залогом развития зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, темпальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания, навыка счета и счетных операций.
Блок 5: «Комплекс упражнений с набором мячей».
Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности, развитие моторной ловкости.
Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, развитие межполушарного взаимодействия.
Оборудование: балансировочная доска, мячи.
Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности)
Место проведения: светлая сенсорная комната.
Ход занятия:
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Большинство предложенных здесь упражнений можно выполнять и пустотелым, и мячом-попрыгунчиком, но т.к. мяч-попрыгунчик меньше диаметром и обладает более сильным отскоком, то сложность упражнений с ним выше, чем с пустотелым. Также сложность регулируется расстоянием до специалиста, который бросает мяч (чем расстояние больше, тем сложнее). Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мячей, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал руки и корпус в пространстве, подкидывал мячи. Правильное выполнение упражнений с сенсорными мячами служит залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.
Упражнения:
1) присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола;
2) катать мяч по ноге (поочередно левой и правой), от бедра к лодыжке и обратно, прижимая мяч ладонью;
3) ловить и бросать мяч от специалиста (без отскока). Для увеличения сложности специалист может задавать разные цели, показывая руками где он ожидает мяч;
4) ловить и бросать мяч от специалиста с отскоком от пола. Для увеличения сложности специалист может задавать разные цели, показывая руками где он ожидает мяч;
5) отбивать мяч от специалиста (без отскока), стараться попасть в руки педагогу. Здесь подходит только пустотелый мяч;
6) отбивать мяч от специалиста с отскоком от пола, стараться через отскок попасть в руки педагогу. Здесь подходит только пустотелый мяч; для вариативности, перечисленные упражнения (кроме 1) выполняются первоначально двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой, обеими руками попеременно, обеими руками параллельно.
Правильное выполнение упражнений с сенсорными мячами служит залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.
Блок 6: «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи».
Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности, развитие моторной ловкости.
Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, взаимодействия, развитие концентрации и переключения внимания, навыков счета и счетных операций.
Оборудование: балансировочная доска, мишень, мячик-попрыгунчик.
Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности)
Место проведения: светлая сенсорная комната.
Ход занятия:
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Мишень обратной связи располагается перед ребенком. Для изменения степени сложности выполнения упражнений возможны: регулировка высоты ножек, изменение расстояния от мишени до ребенка. Мишень обратной связи используется совместно с мячиком-попрыгунчиком. На первоначальном этапе, ребенку может быть сложно ловить отскочивший мяч, потому первые задания сводятся к тому, чтобы ребенок стоя на балансире просто ловил мяч-попрыгунчик. Освоив этот навык, можно переходить к более сложным упражнениям, изложенным ниже. Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием доски с цифрами, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, кидал мячик-попрыгунчик.
Упражнения:
1) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком двумя руками и поймать его двумя руками;
2) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его двумя руками;
3) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его той же рукой;
4) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его другой рукой;
5) попасть мячиком-попрыгунчиком в середину доски (цифра 9) и поймать его;
6) попасть мячиком-попрыгунчиком в цифру, которую называет специалист, и поймать его;
7) попасть мячиком в заданный цвет (желтый, красный, зеленый);
8) попасть мячиком последовательно во все зеленые (красные, желтые) фигуры;
9) специалист называет слово, а ребенок должен попасть в цвет, который соответствует этому слову (солнце – желтый, трава – зеленый, язык – красный и т.п.)
10) попасть мячиком во все квадраты (круги, треугольники);
специалист называет слово, а ребенок должен попасть в форму, которая ближе всего соответствует этому слову (мяч – круг, гора – треугольник, окно – квадрат и т.п.).
Упражнения с мишенью обратной связи, комбинирующие визуальную и когнитивную функции:
1) попасть мячиком во все НЕ желтые (красные, зеленые) треугольники (круги, квадраты);
2) попасть в круги (круги, квадраты) с четными, нечетными цифрами;
3) попасть мячиком-попрыгунчиком в цифры от 1 до 9 в прямом и обратном порядке; попасть мячиком-попрыгунчиком в последовательность цифр в виде числа, которую называет специалист;
4) попасть мячиком-попрыгунчиком в число, цифру, которое является ответом на заданный специалистом арифметический пример;
Упражнения на развитие зрительно-пространственных представлений:
1) попасть мячиком-попрыгунчиком в фигурку, цифру, цвет, нарисованную слева, справа, сверху, снизу от центра (цифры 9, желтого квадрата);
2) специалист называет фигурку, в которую ребенку нужно попасть мячиком-попрыгунчиком, по трем параметрам, цвету, форме и ее расположению на накладке. При этом иногда он намеренно неверно называет параметры. Если специалист назвал все правильно, ребенок бросает мячик-попрыгунчик в названную фигурку, если нет, то произносит «нет» (вместо «нет» можно использовать любое другое слово, жест или действие).
Например, попади в желтый квадрат, сверху центра (от цифры 9) – «нет», т.к. там зеленый круг. Степень сложности выполнения упражнения варьируется специалистом скоростью называния фигурки. Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
Правильное выполнение упражнений с мишенью обратной связи служит залогом развития зрительно-моторной и сенсомоторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, скорости обработки информации, темпальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания, навыков счета и счетных операций.
Блок 7: «Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями».
Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности, развитие моторной ловкости.
Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, взаимодействия, развитие концентрации и переключения внимания, навыков счета и счетных операций.
Оборудование: балансировочная доска, стояка с мишенями, мяч -маятник
Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности)
Место проведения: светлая сенсорная комната.
Ход занятия:
Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Стойка с мишенями применяется совместно с мячом-маятником и цветной рейкой, которая используется для увеличения степени сложности упражнения. Мяч-маятник располагается перед ребенком на таком расстоянии и такой высоте, чтобы, пролетая над стендом, он сбивал кубики или пролетал над ними в зависимости от задач упражнения. Длина веревки отрегулирована таким образом, что мяч-маятник пролетает над мишенями. Количество устанавливаемых на стенд кубиков различно и может варьироваться в зависимости от упражнения. Кубики устанавливаются по центру стенда, справа или слева относительно центра стенда.
Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала вперед, затем только в правую сторону, левую сторону и в разные стороны попеременно. Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием стенда с кубиками, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, отталкивал мяч-маятник.
Упражнения:
1) оттолкнуть мяч на половину расстояния до стойки с мишенями, затем почти на полное расстояние, но не задеть мишень, затем сбить любую мишень.
2) сбить мячом-маятником кубики, расположенные на стенде;
3) оттолкнуть мяч-маятник над кубиком посередине стенда;
4) оттолкнуть мяч-маятник над кубиком справа, слева от центра стенда;
5) оттолкнуть мяч-маятник над кубиками, заданными специалистом;
6) оттолкнуть мяч-маятник по дугообразной траектории вокруг всех кубиков, расположенных на стенде;
7) оттолкнуть мяч-маятник по дугообразной траектории вокруг нескольких кубиков; оттолкнуть мяч-маятник по дугообразно траектории, чередуя траектории;
8) оттолкнуть мяч-маятник слева, справа от кубика, заданного специалистом; 9) оттолкнуть мяч-маятник от себя поочередно правой и левой рукой – цель попадать от простого к сложному: 1. в любые фигуры-мишени. 2. Во все фигуры мишени поочередно. 3. В фигуру, цифру или цвет, который называет специалист. 4. Между заданными фигурами. 5. Попадать в фигуры при обратном движении мяча (мяч посылается по дуге в обход фигур, и должен сбивать мишени при обратном движении);
10) задания 1-9 проделать с цветной рейкой;
11) отбивать заданным цветом планки и попадать в заданную цифру, цвет, фигуру мишени.
12) задания на простой счет (если ребенок знает сложение-вычитание до 10), специалист называет арифметический пример, ребенок должен попасть мячом-маятником в мишень с правильным ответом.
Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.
Мяч-маятник сбивает мишень.
Комплексные упражнения
Когда ребенок овладевает одним из видов упражнений с предметами, ему можно предлагать словесные игры-упражнения. Сначала объясняем ребенку цель игры, затем называем слово и бросаем мячик (мешочек, маятник), ребёнок ловит мячик и изменяет слово или подбирает слова, в зависимости от цели игры. Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста:
1) «Подбери признак». Ребенку говорится слово, а он должен сказать 1-5 признаков. Например, слово «море» - глубокое, соленое, большое и т.д. Сколько требуется признаков – столько раз кидается мяч (мешочек, маятник) специалистом, когда у ребенка готов ответ он делает действие (кидает, отталкивает и т.д.).
2) «Назови ласково». Ребенку говорится слово, а он должен сказать его уменьшительно-ласкательно. Например, солнце – солнышко, трава – травка.
3) «Кто где живет? ». Ребенку говорится животное, а он должен сказать, где оно живет. Например, рыба – в реке, медведь – в лесу (берлоге) и т.п.
4) «Съедобное-несъедобное». Ребенку говорится слово, а он должен сказать съедобное это или несъедобное. Мяч – несъедобное, хлеб – съедобное.
5) «Продолжи перечисление». Ребенку перечисляется несколько слов, а он должен продолжить перечисление по смыслу. Например, ложка, кружка, нож – вилка, тарелка (посуда).
6) «Обобщи». Ребенку говорится несколько слов, а он должен их обобщить. Например, солнце, облака, звезды – небо, трава, деревья, тропинка, звери – лес.
7) «Маленький – большой». Ребенку говорится слово, а он должен с помощью суффиксов ик, ишк, ище сказать восходящую степень. Например, домик-домишко-дом-домище. Называя новое слово можно отбивать мяч-маятник планкой новым цветом, подбрасывать мешочки, бросать их взрослому.
Правильное выполнение упражнений со стендом с кубиками служит залогом развития зрительно-моторной и сенсомоторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, скорости обработки информации, темпальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания.
Заключение
В качестве положительных результатов применения балансировочного комплекса в коррекционно-развивающих мероприятиях можно отметить следующие:
-улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы ребенка;
-развитие координации, крупной и мелкой моторики ребенка; -совершенствование межполушарного взаимодействия;
-развитие зрительно-пространственных представлений (координатные, -метрические, пространственные), формирование схемы тела, чувства времени и пространства у ребенка;
-развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля ребенка;
-улучшение показателей внимания — объем внимания, переключаемость, концентрация, распределение;
-улучшение саморегуляции и самоконтроля;
-снижение лабильности эмоциональной сферы ребенка, повышение самооценки, уверенности в себе.
Такие результаты наблюдаются в коррекционно-развивающей работе с детьми в субнормативных состояниях и с различными патологиями психического развития. При этом вид и степень выраженности патологии развития ребенка влияет на количественные и качественные показатели положительной динамики, наблюдаемой в процессе занятий и после них. Наиболее высокая эффективность занятий отмечается у детей в возрасте от 4,5 до 8 лет, когда морфологическая основа высших психических функций уже сформировалась и степень пластичности мозга еще достаточно высока. Кроме того, программа мозжечковой стимуляции является очень удачным методом работы с детьми, у которых отмечается снижение учебной мотивации или наличие дефицита внимания, гиперактивность. Балансировочный комплекс, за счет высокой вариативности элементов и возможных упражнений, позволяет значительно повысить эффективность нейропсихологической, психологической и логопедической коррекции психического развития детей с многими нарушениями.
Методическая разработка «Программа мозжечковой стимуляции» была представлена и рассмотрена на заседании Методического совета ГБСО КРЦ «Орленок» и принята в работу (протокол № 5 от 09.10.2020 года), утверждена приказом директора № 94 от 12.10.2020 года.
Список литературы и источников
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.Владос, 2003;
- Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009
- Гилева А.Г, Социально-педагогическое и психологическое сопровождение семей и детей: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями». – Пермь, 2018.
- Измайлова А. X. Возможности применения комплекса LBK (BALAMETRICS) в коррекционно-развивающей работе с детьми. Изд. 2-е, дополненное. - Москва: 2018.
- Макаренко Л. И. Использование элементов методики мозжечковой стимуляции как условие формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Белгород, 2005
- Сурнина О.Е. Стволовые структуры мозга. Мозжечек. Учебно-методическое пособие по анатомии человека для студентов-психологов. – Екатеринбург, 2001.
Интернет ресурсы
- https://learningbreakthrough.com
- https://docplayer.ru/126414861-Mozzhechkovaya-stimulyaciya-kak.html
- http://augmentor.com.ua