ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Программа мозжечковой стимуляции
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2021
2022
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Контакты
Попечительский совет
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Реабилитация
Порядок направления несовершеннолетних получателей социальных услуг в "Краевой реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"
(ИЗМЕНЕНИЯ) Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
ДОВЕРЕННОСТЬ
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Приказ об организации работы по направлению несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2024 год
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2024-2025 учебный год
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Правовые основы
Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор

Программа мозжечковой стимуляции

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
            Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок»
 
 
 
 
 
 
 
 
Методическая разработка
«Программа мозжечковой стимуляции»
 
Индивидуальные нейро - коррекционные развивающие занятия для работы с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями
от 3 до 18 лет (учитывая индивидуальные особенности)
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                     Разработчик:
   Коновалова И.А.
заведующий отделением
 психолого-педагогической помощи,
Фролова Т.О.        
педагог-психолог
     
 
 
 
 
пос.Подкумок
2020г.

 

Аннотация

          Методическая разроботка включает в себя занятия по методу мозжечковой стимуляции для детей, проходящих реабилитацию в ГБУСО КРЦ «Орленок».

Содержание методической разроботки раскрывает базовые принципы использования комплекса мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми, описывается комплект оборудования, отмечены возможности его использования в смежных областях, а также указываются практические рекомендации и методы проведения занятий.

Пособие основано на материале англоязычной литературы, посвященной оборудованию для развития мозговой активности, а также опыте нейропсихологов, физиологов и логопедов-дефектологов различных коррекционных центров.

Стоит отметить, что на сегодняшний день использование балансировочных комплексов вызывает стойкий интерес со стороны специалистов и учреждений различного профиля, который подкрепляется хорошими показателями эффективности его применения в коррекционно-развивающей работе (данный факт подтверждается многолетними наблюдениями, исследованиями, положительными отзывами со стороны детей и их родителей).

 Данная методика будет полезна коррекционным педагогам, нейропсихологам, психологам, дефектологам, логопедам.

Введение

          Программа мозжечковой стимуляции разработана в начале 1960-х годов доктором Франком Бельгау, он провел эксперимент для улучшения чтения и успеваемости детей, позволяя им выполнять упражнения на балансировку и координацию движения в течение 15 минут перерывами между занятиями.

          Франк Бельгау в течение нескольких лет усовершенствовал свои наблюдения и сделал вывод, что на многие проблемы в обучение влияют нарушения сенсорной интеграции. Базовый принцип, который сформировал Франк Бельгау гласит: любое повседневное действие человека влияет на функционирование мозга в будущем. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их в течении многих лет.

Бельгау усовершенствовал оборудование и упражнения, в итоге получился целый комплекс, его основой является балансир, а также набор упражнений, которые являются наиболее эффективными для последовательного улучшения показателей чтения, успеваемости, физической координации и когнетивных способностей.

Актуальность методики

          Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

          Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие.

Выполнение упражнений программы мозжечковой стимуляции позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.

Новизна методики

          Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга. Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз.     Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Именно поэтому стоит отметить, что на сегодняшний день использование балансировочных комплексов вызывает стойкий интерес со стороны специалистов и учреждений различного профиля, который подкрепляется хорошими показателями эффективности его применения в коррекционно-развивающей работе.

Данный факт подтверждается многолетними наблюдениями, исследованиями, положительными отзывами со стороны детей и их родителей.

Направленность методики

          Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который направлен на развитие головного мозга, в том числе на его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

          Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений - это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.

          Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма ребенка, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в:

формировании речи, поведении ребенка;

стабилизации в работе вестибулярной системы;

развитии зрительно-пространственных представлений;

улучшении мануальных и графо-моторных функций;

повышении общего уровня интеллекта;

формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений;

развитии когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления).          Мозжечковая стимуляция - это мультисенсорная тренировка мозга, разработанная для укрепления самых базовых мозговых процессов и обеспечения высокого уровня навыков обучения.

Развитие мозга начинается с движения и сенсорных исследований. Сенсорная стимуляция и обратная связь приводят мозг в движение, но двигательная система управляет сенсорной стимуляцией - нельзя иметь одно без другого. Это лежит в основе программы.

          В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений, совершенствуется межполушарное взаимодействие.

          Повышается эффективность других коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом.

Цель методики:

          - совершенствование двигательных навыков, сенсорного восприятия и обработки информации;

          - совершенствование навыков речи, письма;

          - развитие навыков чтения;

          - повышение концентрации внимания; 

          - развитие зрительно - пространственных представлений;

          - развитие математических навыков;

          - развитие памяти и понимания.

Условия применения

          Занятия проводятся в светлой сенсорной комнате специалистами: психологом, логопедом, дефектологом. Рекомендуемый возраст с 3 лет, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка. Необходимы регулярные занятия 3-4 раза в неделю. Примерно по 30 минут.

  1. При первичном освоении ребенком балансировочной доски необходимо придерживать его за руку до тех пор, пока он не сможет самостоятельно встать на доску и удерживать на ней равновесие.
  2. Во избежание потери равновесия ребенком и падения с балансировочной доски, месторасположение доски на полу возможно менять только при отсутствии на ней ребенка!
  3. Во избежание травмирующих ситуаций, необходимо препятствовать скольжению балансировочной доски по поверхности пола. Желательно, чтобы доска располагалась на прорезиненном коврике.
  4. Вокруг балансировочной доски необходимо расположить маты, мягкие ковры — на случай падения ребенка с нее.
  5. Во избежание травмирующих ситуаций, рядом с балансировочной доской не должны находиться предметы мебели, различные конструкции, окна, детские игрушки.
  6. Для выполнения упражнений с сенсорными мешочками, а также закрепления мяча-маятника, потолок в помещении должен располагаться на достаточной высоте.
  7. Во избежание потери и порчи мячей-попрыгунчиков в помещении не должно быть открытых окон, дверей, труднодоступных пространств.
  8. Прыгать на балансировочной доске запрещено!
  9. При выполнении упражнении на балансировочной доске сидя/лежа, дети нередко держатся за края балансировочной доски. В этом случае, необходимо следить, чтобы ребенок не травмировал свои пальцы при касании краев доски о поверхность пола под действием силы тяжести.
  10. При выполнении упражнений с мячом-маятником необходимо следить, чтобы он не ударил ребенка.
  11. При использовании балансировочного комплекса на занятиях с детьми необходимо избегать травмирующих и опасных для здоровья ребенка ситуаций.
  12. Не следует разрешать ребенку без присмотра специалиста выполнять упражнения с балансировочным комплексом.
  13. Во избежание порчи комплекса следить за его бережным использованием, руки и стопы ребенка должны быть чистыми.
  14. К занятиям с применением балансировочного комплекса применяются все существующие правила проведения занятий с детьми.

Трудоемкость, ограничения, риски

Не следует применять при различных формах эпилепсии и повышенной судорожной готовности головного мозга в случае, если выполнение каких-либо упражнений с применением данного комплекса провоцирует приступы эпилепсии и/или провоцирует развитие заболевания.

Балансировочный комплекс не используется при органических нарушениях головного мозга ребенка, психических и нервных заболеваниях, если упражнения с применением данных тренажеров провоцируют ухудшение состояния ребенка. При наличии подобных заболеваний у ребенка перед применением тренажеров следует проконсультироваться с неврологом/психиатром или лечащим врачом.

Поскольку балансировочный комплекс в первую очередь применяется в занятиях с детьми, то важно, чтобы специалист, следуя профессиональным и этическим правилам оказания помощи детям, соблюдал правила применения комплекса, рекомендации по показаниям и противопоказаниям.

 Как и любое другое оборудование, данный комплекс требует соблюдения мер безопасности с целью защиты здоровья ребенка, избегания травм и ухудшения его самочувствия.

Методическое обеспечение

Учебно методическое обеспечение: методическое пособие «Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса».

Материально-техническое оборудование: балансировочная доска, мяч- маятник, цветная рейка, стойка с мишенями, набор мячей, мешочки с крупой, мишень обратной связи, мишени-кубики размечены цифрами и цветом.

Основная часть

          Комплекс упражнений состоит из 7 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования:

1-й блок: «Освоение балансира»;

2-й блок: «Комплекс упражнений с мешочками с крупой»;

3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»;

4-й блок: «Комплекс упражнений с цветной рейкой»;

5-й блок: «Комплекс упражнений с набором мячей»;

6-й блок: «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»;

7-й блок: «Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями».

          Последовательность выполнения блоков упражнений соответствует порядку их перечисления. Каждый из блоков содержит примерный комплекс упражнений, который модифицируется или дополняется другими упражнениями в зависимости от целей и особенностей психофизического развития ребенка.

Блок 1. «Освоение балансира».

Цели: снижение эмоционального напряжение, установление контакта.

Задачи: развитие крупной моторики, улучшение координации движения.

Оборудование: балансировочная доска.

Участники: дети от 3 до 18 лет (учитывая индивидуальные особенности)

Место проведения: светлая сенсорная комната.

Ход занятия:      

          Занятия начинаются с освоения балансировочной доски. Возможность удержания ребенком равновесия на доске имеет основополагающее значение т.к. все занятия проходят исключительно стоя на ней. Если ребенок не в состоянии удерживать баланс тела, стоя на доске, следует осваивать ее до тех пор, пока это не станет для него доступным. Освоение балансировочной доски начинается с просьбы ребенка встать на нее, придерживая его за руку и тем самым давая возможность опоры на нее в случае потери ребенком равновесия. Когда ребенок в состоянии самостоятельно стоять на доске, специалист отпускает руку, но всегда находится на таком расстоянии от него, чтобы была возможность удержать, поддержать его в случае падения.           Первоначально, необходимо позволить ребенку самому расположиться на доске так, как ему удобно, покачаться на ней в разные стороны. Через некоторое время специалист просит ребенка разместить стопы в исходном положении относительно разметки на поверхности балансировочной доски.  Исходное положение стоп: стопы ребенка располагаются равноудалено от центра доски по оси X между отметками 10 и 15 и по оси Y большим пальцем у отметки 10. Для увеличения уровня сложности выполнения упражнений на доске возможно изменение положения стоп:

по оси X параллельно линиям разметки центра доски, параллельно оси X. В процессе выполнения упражнений на балансировочной доске специалист контролирует постоянство правильного расположения стоп ребенка и при необходимости просит его подкорректировать их. В дальнейшем, он передает эту функцию ребенку, который уже самостоятельно контролирует постановку своих стоп. Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий на балансировочной доске, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, которая включает в себя не только правильное расположение стоп, но и коленей, таза, плеч и всего тела. Правильное выполнение упражнений на балансировочной доске служит залогом развития вестибулярной системы, ориентации в пространстве, чувства собственного тела, координации, поддержания центра тяжести.

 

Упражнения:

1) Доска располагается перед ребенком. Встать на доску и покачаться на ней; 2) Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон;

3) Ребенок в положении стоя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку;

4) Встать на доску, закрыть глаза и покачаться на ней;

5) Сесть на доску и покачаться на ней вправо-влево; ребенок сидит на доске, а специалист раскачивает его вправо-влево;

6) Сидя на доске на коленях, имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;

7) Сесть на доску «по-турецки» и покачаться на ней вправо-влево;

8) Сидя на доске «по-турецки» имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;

9) Встать на доске на колени, выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад;

10) Встать на доске на колени, зафиксировать взгляд на предмете и производить вращательные движения головой в разные стороны: сначала вправо, потом влево, потом поочередно в разные стороны;

11) Стоя на доске, удерживая равновесие ловить игрушку (мячик), которую специалист кидает ребенку;

12) Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только правую руку, левую руку и обе руки попеременно;

13) Ребенок в положении стоя, ноги на уровне плеч, поворачивается на 360 градусов, медленно переставляя ноги;

14) Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

15) Ребенок в положении стоя. Круговые вращения руками: А) обе руки в одну сторону; В) обе руки в разные стороны; С) по очереди в одну сторону; Д) по очереди в разные стороны.

16) Любое положение: стоя, на корточках, на коленях: А) обе руки положить на грудь; В) поднять руки над головой; С) вытянуть прямые руки в сторону; Д) нагнуться, достать пальцы ног; Е) любые движения, какие понравятся. Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.

          В итоге занятия улучшается взаимодействие ребенка со специалистом. Повышается эмоциональный фон, двигательная активность.

Блок 2. «Комплекс упражнений с мешочками с крупой».

Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности.

Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, улучшение координации движения.

Оборудование: балансировочная доска, мешочки разного размера, веса и цвета.

Участники: дети от 3 до 18 лет (учитывая индивидуальные особенности)

Место проведения: светлая сенсорная комната.

Ход занятия:      

          Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются первоначально двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно. Кроме того, возможно использование мешочков разного веса и размера. Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мешочков, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал руки и корпус в пространстве, подкидывал мешочки.            Упражнения:

1) положить на доску и поднять мешочек правой, левой рукой, попеременно, двумя руками одновременно;

2) перекидывать один мешочек друг другу по очереди; 3) подкидывать мешочек и следить за ним глазами;

4) подкидывать мешочки и следить за ним глазами и носом;

5) подкидывать мешочек, фиксируя взгляд на предмете, который удерживает специалист;

6) перекидывать мешочек из руки в руку, следить за ним глазами, затем глазами и носом;

7) подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в разные стороны;

8) подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, отводя руку в разные стороны;

9) ребенок стоя на доске перекладывает один мешочек с руки на руку, над годовой, сзади, спереди под коленями, под правым, левым коленом; подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;

10) перекидывать одновременно два мешочка друг другу;

11) подбрасывает и ловит два мешочка, с перекладыванием с руки на руку

12) принимает мешочки от педагога (перекидывает) одной рукой, двумя;

13) ребенок, стоя на балансире удерживает мешочек на голове, удерживает 2 мешочка на плечах и одновременно выполняет действия руками (хлопки, круговые вращения, подбрасывает и ловит мешочки);

Последовательность выполнения упражнений с мешочками в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.

          Правильное выполнение упражнений с сенсорными мешочками служат залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.

Блок 3: «Комплекс упражнений с мячом-маятником».

Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности, улучшение концентрации внимания.

Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, улучшение координации движения, сенсомоторной координации.

Оборудование: балансировочная доска, мяч — маятник.

Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности)

Место проведения: светлая сенсорная комната.

Ход занятия:      

          Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске.           Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Мяч-маятник располагается перед ребенком на расстоянии согнутой руки так, чтобы он мог его касаться. Взгляд ребенка фокусируется на мяче-маятнике. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой и обеими руками попеременно. Исходное положение при работе с мячом-маятником.

Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мячей-маятников, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, отбивал мяч-маятник. Особое внимание следует уделить тому, чтобы ребенок не тянулся к мячу, а дожидался, когда мяч сам достигнет нужной точки, и только после этого уже выполнял действия (отбивал, ловил и т.п.).

Упражнения:

1) отталкивать мяч-маятник ладонями;

2) отталкивать мяч-маятник ребром ладони;

3) отталкивать мяч-маятник кулаком;

4) отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони;

5) отталкивать мяч-маятник локтем;

6) подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз за минуту, одной рукой, другой, поочерёдно;

7) перебрасывать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния;

8) ребенок стоит ровно под точкой крепления мяча-маятника. Одной рукой он толкает мяч в право или лево, мяч доложен описать окружность вокруг ребенка и вернуться обратно ему в руки;

9) ребенок смотрит в даль (не на мяч) и отбивает его, используя только боковое зрение.

          Соблюдается последовательность выполнения упражнений в соответствии с порядком их перечисления. Все упражнения выполняются 15-30 раз.

          Правильное выполнение упражнений с мячом-маятником служит залогом развития зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, схемы тела ребенка, ориентации во времени и пространстве, моторной ловкости, кинестетической чувствительности.

Блок 4: «Комплекс упражнений с цветной рейкой».

Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности, развитие кинестетической чувствительности.

Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, развитие сенсомоторной координации.

Оборудование: балансировочная доска, цветная рейка, мяч — маятник.

Участники: дети от 3 до 18 лет (учитывая индивидуальные особенности)

Место проведения: светлая сенсорная комната.

Ход занятия:      

          Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске.           Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Цветная рейка используется совместно с мячом-маятником. Мяч-маятник располагается перед ребенком на расстоянии согнутой руки так, чтобы он мог его коснуться. Взгляд ребенка фокусируется попеременно на мяче-маятнике и на цветной рейке. Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала вперед, затем только в правую сторону, левую сторону и в разные стороны попеременно.

          Упражнения с цветной рейкой.

          Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием цветной рейки, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, руки на цветной рейке, отталкивал мяч-маятник. Как и в случае в работе просто с мячом-маятником, особое внимание следует уделить тому, чтобы ребенок не тянулся к мячу, а дожидался, когда мяч сам достигнет нужной точки, и только после этого уже отбивал рейкой.

Упражнения:

1) отталкивать мяч-маятник ладонью в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;

2) отталкивать мяч-маятник кулаком в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета; 3) отталкивать мяч-маятник ребром ладони в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;

4) отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком специалист, попеременно попадая в различные цвета;

5) держать цветную рейку горизонтально, отталкивать мяч только белым, красным, желтым, зелеными, черными секторами по различной траектории;

6) держать цветную рейку горизонтально, ребенок смотрит в даль (не на мяч) и отталкивает рейкой, используя только боковое зрение.

          Правильное выполнение упражнений с цветной рейкой служит залогом развития зрительно-моторной координации, сенсомоторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, темпальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания, навыка счета и счетных операций.

Блок 5: «Комплекс упражнений с набором мячей».

Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности, развитие моторной ловкости.

Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, развитие межполушарного взаимодействия.

Оборудование: балансировочная доска, мячи.

Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности)

Место проведения: светлая сенсорная комната.

Ход занятия:      

          Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске.           Исходное положение стоп задается специалистом. Руки согнуты в локтевом суставе и располагаются перед ребенком. Большинство предложенных здесь упражнений можно выполнять и пустотелым, и мячом-попрыгунчиком, но т.к. мяч-попрыгунчик меньше диаметром и обладает более сильным отскоком, то сложность упражнений с ним выше, чем с пустотелым. Также сложность регулируется расстоянием до специалиста, который бросает мяч (чем расстояние больше, тем сложнее). Для достижения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием мячей, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал руки и корпус в пространстве, подкидывал мячи. Правильное выполнение упражнений с сенсорными мячами служит залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.

Упражнения:

1) присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола;

2) катать мяч по ноге (поочередно левой и правой), от бедра к лодыжке и обратно, прижимая мяч ладонью;

3) ловить и бросать мяч от специалиста (без отскока). Для увеличения сложности специалист может задавать разные цели, показывая руками где он ожидает мяч;

4) ловить и бросать мяч от специалиста с отскоком от пола. Для увеличения сложности специалист может задавать разные цели, показывая руками где он ожидает мяч;

5) отбивать мяч от специалиста (без отскока), стараться попасть в руки педагогу. Здесь подходит только пустотелый мяч;

6) отбивать мяч от специалиста с отскоком от пола, стараться через отскок попасть в руки педагогу. Здесь подходит только пустотелый мяч; для вариативности, перечисленные упражнения (кроме 1) выполняются первоначально двумя руками одновременно, затем только правой рукой, только левой рукой, обеими руками попеременно, обеими руками параллельно.

          Правильное выполнение упражнений с сенсорными мячами служит залогом развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка, межполушарного взаимодействия.

Блок 6: «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи».

Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности, развитие моторной ловкости.

Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, взаимодействия, развитие концентрации и переключения внимания, навыков счета и счетных операций.

Оборудование: балансировочная доска, мишень, мячик-попрыгунчик.

Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности)

Место проведения: светлая сенсорная комната.

Ход занятия:      

          Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске.           Исходное положение стоп задается специалистом. Мишень обратной связи располагается перед ребенком. Для изменения степени сложности выполнения упражнений возможны: регулировка высоты ножек, изменение расстояния от мишени до ребенка. Мишень обратной связи используется совместно с мячиком-попрыгунчиком. На первоначальном этапе, ребенку может быть сложно ловить отскочивший мяч, потому первые задания сводятся к тому, чтобы ребенок стоя на балансире просто ловил мяч-попрыгунчик. Освоив этот навык, можно переходить к более сложным упражнениям, изложенным ниже. Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием доски с цифрами, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, кидал мячик-попрыгунчик.

            Упражнения:

1) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком двумя руками и поймать его двумя руками;

2) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его двумя руками;

3) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его той же рукой;

4) попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его другой рукой;

5) попасть мячиком-попрыгунчиком в середину доски (цифра 9) и поймать его;

6) попасть мячиком-попрыгунчиком в цифру, которую называет специалист, и поймать его;

7) попасть мячиком в заданный цвет (желтый, красный, зеленый);

8) попасть мячиком последовательно во все зеленые (красные, желтые) фигуры;

9) специалист называет слово, а ребенок должен попасть в цвет, который соответствует этому слову (солнце – желтый, трава – зеленый, язык – красный и т.п.)

10) попасть мячиком во все квадраты (круги, треугольники);

специалист называет слово, а ребенок должен попасть в форму, которая ближе всего соответствует этому слову (мяч – круг, гора – треугольник, окно – квадрат и т.п.).

          Упражнения с мишенью обратной связи, комбинирующие визуальную и когнитивную функции:

1) попасть мячиком во все НЕ желтые (красные, зеленые) треугольники (круги, квадраты);

2) попасть в круги (круги, квадраты) с четными, нечетными цифрами;

3) попасть мячиком-попрыгунчиком в цифры от 1 до 9 в прямом и обратном порядке; попасть мячиком-попрыгунчиком в последовательность цифр в виде числа, которую называет специалист;

4) попасть мячиком-попрыгунчиком в число, цифру, которое является ответом на заданный специалистом арифметический пример;

          Упражнения на развитие зрительно-пространственных представлений:

1) попасть мячиком-попрыгунчиком в фигурку, цифру, цвет, нарисованную слева, справа, сверху, снизу от центра (цифры 9, желтого квадрата);

2) специалист называет фигурку, в которую ребенку нужно попасть мячиком-попрыгунчиком, по трем параметрам, цвету, форме и ее расположению на накладке. При этом иногда он намеренно неверно называет параметры. Если специалист назвал все правильно, ребенок бросает мячик-попрыгунчик в названную фигурку, если нет, то произносит «нет» (вместо «нет» можно использовать любое другое слово, жест или действие).

Например, попади в желтый квадрат, сверху центра (от цифры 9) – «нет», т.к. там зеленый круг. Степень сложности выполнения упражнения варьируется специалистом скоростью называния фигурки. Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.

          Правильное выполнение упражнений с мишенью обратной связи служит залогом развития зрительно-моторной и сенсомоторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, скорости обработки информации, темпальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания, навыков счета и счетных операций.

Блок 7: «Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями».

Цели: снижение эмоционального напряжение, улучшение двигательной активности, развитие моторной ловкости.

Задачи: развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, взаимодействия, развитие концентрации и переключения внимания, навыков счета и счетных операций.

Оборудование: балансировочная доска, стояка с мишенями, мяч -маятник

Участники: дети от 3 до 17 лет (учитывая индивидуальные особенности)

Место проведения: светлая сенсорная комната.

Ход занятия:      

          Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске.           Исходное положение стоп задается специалистом. Стойка с мишенями применяется совместно с мячом-маятником и цветной рейкой, которая используется для увеличения степени сложности упражнения. Мяч-маятник располагается перед ребенком на таком расстоянии и такой высоте, чтобы, пролетая над стендом, он сбивал кубики или пролетал над ними в зависимости от задач упражнения. Длина веревки отрегулирована таким образом, что мяч-маятник пролетает над мишенями. Количество устанавливаемых на стенд кубиков различно и может варьироваться в зависимости от упражнения. Кубики устанавливаются по центру стенда, справа или слева относительно центра стенда.

          Большинство перечисленных ниже упражнений выполняются сначала вперед, затем только в правую сторону, левую сторону и в разные стороны попеременно. Для получения высокой эффективности и ожидаемых результатов от занятий с использованием стенда с кубиками, очень важно, чтобы ребенок соблюдал предусмотренную технику выполнения упражнений, в частности, правильно располагал корпус в пространстве, отталкивал мяч-маятник.

Упражнения:

1) оттолкнуть мяч на половину расстояния до стойки с мишенями, затем почти на полное расстояние, но не задеть мишень, затем сбить любую мишень.

2) сбить мячом-маятником кубики, расположенные на стенде;

3) оттолкнуть мяч-маятник над кубиком посередине стенда; 

4) оттолкнуть мяч-маятник над кубиком справа, слева от центра стенда;

5) оттолкнуть мяч-маятник над кубиками, заданными специалистом;

6) оттолкнуть мяч-маятник по дугообразной траектории вокруг всех кубиков, расположенных на стенде;

7) оттолкнуть мяч-маятник по дугообразной траектории вокруг нескольких кубиков; оттолкнуть мяч-маятник по дугообразно траектории, чередуя траектории;

8) оттолкнуть мяч-маятник слева, справа от кубика, заданного специалистом; 9) оттолкнуть мяч-маятник от себя поочередно правой и левой рукой – цель попадать от простого к сложному: 1. в любые фигуры-мишени. 2. Во все фигуры мишени поочередно. 3. В фигуру, цифру или цвет, который называет специалист. 4. Между заданными фигурами. 5. Попадать в фигуры при обратном движении мяча (мяч посылается по дуге в обход фигур, и должен сбивать мишени при обратном движении);

10) задания 1-9 проделать с цветной рейкой;

11) отбивать заданным цветом планки и попадать в заданную цифру, цвет, фигуру мишени.

12) задания на простой счет (если ребенок знает сложение-вычитание до 10), специалист называет арифметический пример, ребенок должен попасть мячом-маятником в мишень с правильным ответом.

          Последовательность выполнения упражнений в блоке может быть различной. Все упражнения выполняются 15-30 раз.

           Мяч-маятник сбивает мишень.

Комплексные упражнения

          Когда ребенок овладевает одним из видов упражнений с предметами, ему можно предлагать словесные игры-упражнения. Сначала объясняем ребенку цель игры, затем называем слово и бросаем мячик (мешочек, маятник), ребёнок ловит мячик и изменяет слово или подбирает слова, в зависимости от цели игры. Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста:

1) «Подбери признак». Ребенку говорится слово, а он должен сказать 1-5 признаков. Например, слово «море» - глубокое, соленое, большое и т.д. Сколько требуется признаков – столько раз кидается мяч (мешочек, маятник) специалистом, когда у ребенка готов ответ он делает действие (кидает, отталкивает и т.д.).

2) «Назови ласково». Ребенку говорится слово, а он должен сказать его уменьшительно-ласкательно. Например, солнце – солнышко, трава – травка.

3) «Кто где живет? ». Ребенку говорится животное, а он должен сказать, где оно живет. Например, рыба – в реке, медведь – в лесу (берлоге) и т.п.

4) «Съедобное-несъедобное». Ребенку говорится слово, а он должен сказать съедобное это или несъедобное. Мяч – несъедобное, хлеб – съедобное.

5) «Продолжи перечисление». Ребенку перечисляется несколько слов, а он должен продолжить перечисление по смыслу. Например, ложка, кружка, нож – вилка, тарелка (посуда).

6) «Обобщи». Ребенку говорится несколько слов, а он должен их обобщить. Например, солнце, облака, звезды – небо, трава, деревья, тропинка, звери – лес.

7) «Маленький – большой». Ребенку говорится слово, а он должен с помощью суффиксов ик, ишк, ище сказать восходящую степень. Например, домик-домишко-дом-домище. Называя новое слово можно отбивать мяч-маятник планкой новым цветом, подбрасывать мешочки, бросать их взрослому.

          Правильное выполнение упражнений со стендом с кубиками служит залогом развития зрительно-моторной и сенсомоторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости, ориентации во времени и пространстве, кинестетической чувствительности, скорости обработки информации, темпальных характеристик деятельности, концентрации и переключения внимания.

Заключение

     В качестве положительных результатов применения балансировочного комплекса в коррекционно-развивающих мероприятиях можно отметить следующие: 

-улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы ребенка;

-развитие координации, крупной и мелкой моторики ребенка; -совершенствование межполушарного взаимодействия;

-развитие зрительно-пространственных представлений (координатные, -метрические, пространственные), формирование схемы тела, чувства времени и пространства у ребенка;

-развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля ребенка; 

-улучшение показателей внимания — объем внимания, переключаемость, концентрация, распределение;

-улучшение саморегуляции и самоконтроля;

-снижение лабильности эмоциональной сферы ребенка, повышение самооценки, уверенности в себе.

Такие результаты наблюдаются в коррекционно-развивающей работе с детьми в субнормативных состояниях и с различными патологиями психического развития. При этом вид и степень выраженности патологии развития ребенка влияет на количественные и качественные показатели положительной динамики, наблюдаемой в процессе занятий и после них.     Наиболее высокая эффективность занятий отмечается у детей в возрасте от 4,5 до 8 лет, когда морфологическая основа высших психических функций уже сформировалась и степень пластичности мозга еще достаточно высока.  Кроме того, программа мозжечковой стимуляции является очень удачным методом работы с детьми, у которых отмечается снижение учебной мотивации или наличие дефицита внимания, гиперактивность.      Балансировочный комплекс, за счет высокой вариативности элементов и возможных упражнений, позволяет значительно повысить эффективность нейропсихологической, психологической и логопедической коррекции психического развития детей с многими нарушениями.

Методическая разработка «Программа мозжечковой стимуляции» была представлена и рассмотрена на заседании Методического совета ГБСО КРЦ «Орленок» и принята в работу (протокол № 5 от 09.10.2020 года), утверждена приказом директора № 94 от 12.10.2020 года.

 

 

 

Список литературы и источников

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.Владос, 2003;
  2. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009
  3. Гилева А.Г, Социально-педагогическое и психологическое сопровождение семей и детей: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями». – Пермь, 2018.
  4. Измайлова А. X. Возможности применения комплекса LBK (BALAMETRICS) в коррекционно-развивающей работе с детьми. Изд. 2-е, дополненное. - Москва: 2018.
  5. Макаренко Л. И. Использование элементов методики мозжечковой стимуляции как условие формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Белгород, 2005
  6. Сурнина О.Е. Стволовые структуры мозга. Мозжечек. Учебно-методическое пособие по анатомии человека для студентов-психологов. – Екатеринбург, 2001.

Интернет ресурсы

  1. https://learningbreakthrough.com
  2. https://docplayer.ru/126414861-Mozzhechkovaya-stimulyaciya-kak.html
  3. http://augmentor.com.ua