ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Тейпирование в логопедии
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам


Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
Персонал
Административно-управленческий персонал
Отделение социально-медицинской реабилитации
Отделение приема и выпуска
Отделение психолого-педагогической помощи
Отделение социальной реабилитации
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Стационарное отделение "Мать и дитя"
Персонал кухни и столовой
Хозяйственно-обслуживающий персонал
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2021
2022
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Контакты
Попечительский совет
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Адаптированная версия сайта
Реабилитация
(ИЗМЕНЕНИЯ) Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Приказ об организации работы по направлению несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2024 год
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор

Тейпирование в логопедии

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
 Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок»
 
 
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
 
 
Методическая разработка
«Тейпирование в логопедии»
 
Индивидуальные коррекционные занятия для работы с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями.
От 3 до 17 лет  (с учетом их индивидуальных возможностей)
Срок реализации - однин реабилитационный период
 
 
 
 
 
 
 
  Разработчик:
Коновалова И.А.
заведующий отделением
 психолого-педагогической помощи,
педагог-психолог отделения
 психолого- педагогической помощи
Секундова Л.А.
 
 
 
 
пос.Подкумок
2020г.

 

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме речевого развития детей с ограниченными возможностями, проходящих реабилитацию ГБУ СО КРЦ «Орленок», и включает в себя коррекционные занятия по методу тейпирования.

Содержание методичекой  разработки раскрывает ряд вопросов: понятие логопедического тейпирования, виды тейпов и аппликаций, противопоказания и показания к процедуре тейпирования, коррекция звуков методом тейпирования, практическое применение тейповых аппликаций.

Описанная методика может быть полезна дефектологам и логопедам учреждений для детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Пособие разработано на основе курса «Тейпирование в логопедии», автором которого является  кинезиотерапевт, логопед Елена Сергеевна Зайцева.

         

Введение

          Метод тейпирования – это нанесение эластичной ленты на кожу пациента, который будет оказывать рефлекторное воздействие: на коже человека имеется много рецепторов.

          Любые изменения в этих рецепторах приводят к изменениям в органах связанных в рефлекторной проекции с участком кожи, но котором приклеен тейп. На том же принципе работает  рефлекторный и  точечный массаж.

          Однако действие массажа недолговременное, а тейп работает всё время, пока он на коже.

          Метод тейпирования прекрасно сочетается с массажем и гимнастикой. Его следует применять после логопедического массажа, но перед артикуляционной гимнастикой или упражнениями из курса нейрокоррекции.

В этом случае время на массаж можно сократить, что позволит увеличить полезное время занятия на артикуляционную  гимнастику или автоматизацию звука.

 

Актуальность

          Логопедическое тейпирование - это огромный дополнительный шанс для ребенка с ОВЗ  преодолеть его речевые проблемы.

Новизна

          Тейпирование артикуляционной мускулатуры - это достаточно новое направление в нейрологопедии оно служит для коррекции таких нарушений как:

-слюнотечение (при различных вариантах гиперсаливации);

-приоткрытый рот (часто сочетается с ослаблением жевания);

-нарушение дикции (затруднено произношение губных звуков);

-нарушение звукопроизношения.

Направленность

          Методика имеет индивидуально-ориентированную направленность для детей ОВЗ с патологиями при нарушении мышечной работы речевого (артикуляционного) аппарата.

Тейп дарит возможность менять патологический паттерн движения, а также выработать автоматизированные новые навыки.

Возраст детей

 В реализации данной методики принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 17 лет (выборочно, по показаниям)  с учетом их индивидуальных способностей и психофизических возможностей.

Срок реализации

Методика реализуется в течение реабилитационного периода  (22 дня).

Формы, режим и структура занятий

Форма организации: индивидуальная.

Форма проведения: наложение тейповых аппликаций.

Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю.

За весь реабилитационный период осуществляется до 9 занятий.

          Время занятий: до 15 минут.

Цели тейпирования

  1. Восстановление функции мышцы

          Ребёнок не может сомкнуть губы, т е. круговая мышца не может выполнять свою функцию. При помощи простой аппликации функция восстановится.

  1. Устранение болевых ощущений

          Очень частое явление - болезненый язык, который находится в состоянии гипертонуса (а мы знаем, что спазм-это боль).

Такой язык тяжело поддаётся массажу, к тому же часто сопровождается повышенным рвотным рефлексом.

 Но можно на такой язык воздействовать методом тейпирования.

  1. Улучшение функции жевания и глотания

 На них тоже можно повлиять тейпированием.

  1. Улучшить почерк ребёнка и мелкую мотрику в целом

          А ведь речь напрямую связана с ловкостью рук и от состояния

пояса верхних конечностей и шейно-воротниковой зоны. И здесь тоже можно применить простые аппликации.

  1. Улучшить чувствительность лица, языка

 без которой сложно правильно делать артикуляционную гимнастику и удерживать артикуляционную позу при постановке звуков.

           Виды тейпирования

  В логопедической практике используется применение  эластичного тейпа.

Ортотейпинг. Этот вид тейпирования с применением эластичного тейпа для поддержания функции мышц, не ограничивая их подвижность.

Сегментарное тейпирование. Этот вид тейпирование с использованием сегментарных кросс тейпов, дисков и магнитов.

Комбинированное тейпирование - это использование  кинезиотейпа с сегментарными видами тейпов.

Сочетанное тейпирование - это когда метод тейпирования сочетается с логопедическим массажем, артикуляциионной гимнастикой, нейрокоррекцией.

Виды тейпов

          На сегодняшний день на рынке представлено большое количество тейпов. Этот не только классическая хлопковая лента, но ленты, выполненные из синтетического материала.

Аппликации из эластичной ленты могут быть различной формы, у каждого вида аппликации свои функции, но в основном они  направлены на поддержание функции мышцы.

Свои свойства эластичная лента сохраняет на коже пациента не более 5 дней, следовательно, аппликация, выполненная более 5 дней утрачивает свою функцию.

Кросс тейпы - это тейпы выполненные из нейлонового материала в виде сеток с четным количеством отверстий. Они представлены трёх размеров. Самый большой кросс тейп – это кросс тейп типа С, кросс тейп среднего размера - это это кросс тейп типа А.

В отличие от эластичных тейпов они не эластичные, но их главное свойство заключается в том, что они имеют отрицательный заряд, который способен сам находить место дисфункции, которая всегда имеет положительный заряд, и приклеивается к этому месту. Особенность данного тейпа в том, что тейп держится на коже до тех пор, пока он устраняет дисфункцию, а потом отпадает сам. Обычно период ношения аппликации из кросс тейпов так же 3-5 дней, но допускается и более длительное их ношение.

Магнитотейпинг представляет собой магнит постоянного магнитного поля низкой частоты, который легко крепится к телу при помощи тейпа. Магниты используются локально как физиотерапевтическое лечение при патологиях суставов, спастике, можно использовать на триггерных точках. Магниты выпускаются в 4 размерах: 8 мм, 12 мм, 20 мм, 25 мм. Это основные виды тейпов, которыми может пользоваться логопед в своей практике.

 

          Виды аппликаций

«I» образная.  Для неё нам понадобится полоска тейпа. Нужной длины тейп отрезается от рулона, концы обязательно закругляются (концы обязательно закругляем для того, чтобы они не цеплялись за кожу и не скатывались,  таким образом тейп дольше и лучше будут держаться).

В логопедии не всегда нужны такие широкие полоски. Для того, чтобы задать нужную ширину, мы отрезаем узкую полоску по длине тейпа (ни в коем случае не по ширине, даже если нам нужна короткая полоска), потому что тейп не растягивается в ширину, а следовательно мы не получим нужного терапевтического эффекта.

  1. «Y» образный тейп. Для этой аппликации потребуется отрезать полоску тейпа нужной нам длинны, оставить на якорь от 3 до 5 см (в зависимости от величины аппликации, чем больше аппликация, тем больше якорь).

Полоску тейпа складываем пополам, намечаем середину и разрезаем пополам до якоря. Концы якоря и хвостиков также закругляем.

  1. Веерообразная аппликация. Изготавливается она практически также как и «Y» образная, только будет несколько хвостиков.

Берем тейп нужной длинны, намечаем якорь, складываем тейп пополам, намечаем середину, разрезаем пополам до якоря, а потом каждую половинку еще раз пополам. Таким образом, получаем 4 хвостика. Концы якоря и хвостиков закругляем.

  1. Фонарик. Аппликация напоминает китайский фонарик. Делается она следующим образом. Нужной длинны тейп закругляем с двух сторон. Намечаем якоря, складываем тейп пополам в длину, свободную середину разрезаем на 4 части.

Противопоказания и показания к процедуре тейпирования

          Противопоказания

  1. Индивидуальная непереносимость клея и аллергические реакции.

 Прежде чем начать пользоваться тейпами на ребёнке, у которого в анамнезе есть аллергические реакции или реакции на пластыри (а они тоже содержат акриловый клей), то им необходимо проводить пробу: небольшой отрезок тейпа нанести на область предплечья и оценить реакцию минут через 30.

Если обнаруживается сильный зуд, сыпь, отёк, распространяющийся за пределы аппликации, то не стоит использовать тейпы. Небольшой зуд, гиперемия, ощущение тепла в месте аппликации, не распространяющиеся за пределы тейпа, в течение первых 15-20 минут на месте аппликации нормальная реакция, т.к. рецепторы кожи (а на коже их огромное количество) реагируют на новые ощущения от тейпа, к тому же усиливается приток крови к этому месту, что и даёт ощущение тепла.

  1. Нарушение целостности кожного покрова.

 Раны, ссадины, даже укусы комаров будут противопоказаниями, т.к. тейп не является стерильной повязкой, а смазывание ран или укусов гелями и мазями только снизит свойства клея, и тейп не будет держаться на коже.

  1. Заболевания кожи: грибок, гнойнички, сыпи, экзема, дерматиты.

Так же как и в предыдущем противопоказании не следует заклеивать тейпом, мы получим либо распространение инфекции, либо обострение процесса.

  1. Онкологические заболевания.
  2. ОРВИ – активная фаза: выраженные катаральные явления, кашель, высоные катаральные явления, кашель, высокая температура тела, т.е. все признаки разгара заболевания.
  3. Повышение температуры тела выше 37°С.

Это может быть признаком заболевания ребёнка, причем не всегда это ОРВИ и, пока не выяснится этиология заболевания, не стоит применять метод тейпирования.

Показания

  1. Нарушение тонуса мимических и жевательных мышц.

Любое изменение тонуса как гипотонус так и гипертонус этих мышц приводят к тому, что движение мышцами выполнить не удаётся, а соответвенно стадает фунция жевания, невозможно правильно удержать артикуляционную позу, а соответственно и произнести правильно звук.

  1. Нарушение функции глотания.

Тоже частый симптом у детей с речевыми проблемами.

  1. Гиперсаливация

Как правило – это не столько избыточное выделение слюны, сколько следсвие нарушение глотания или открытого рта у детей с дизартрией.

  1. Нарушение крупной и мелкой моторики.

Функция речи не изолирована от других проблем. Если человек не может правильно управлять своим телом, то и более тонкую моторику ему освоить сложно.

  1. Нарушения прикуса.

Основное лечение приходится на ортодонтов, однако сильно ускорить процесс можно массажем и тейпированием. Облегчить боль после установки ортодонтических пластин или брекетов.

  1. Нарушение функции жевания.

Мы говорим и жуем одними и теми же мышцами. Если ребенок долго сосал соску, долго не мог приучиться к пережевыванию твёрдой пищи, то у него скорее всего будут проблемы с речью.

  1. Ротовой тип дыхания.

Следует только убедиться, что причиной ротового типа дыхания не являются аденоиды. Следует восстановить носовой тип дыхания. У полости рта и носа разные функния. Воздух проходимый по полости носа согревается, очищается и, самое главное, при дыхании носом начинает работать диафрагма, лёгкие больше наполняются воздухом. Дыхание становится глубоким. При дыхании ртом, приходится дышать чаще, и дыхание становится поверхностным.

  1. Нарушение голоса.

Охриплость, осиплость, слабый голос.

Основная часть

Коррекция звуков методом тейпирования

Коррекция произношения губных звуков

Цель тейпирования: обеспечить смыкание губ и получить ощущение сомкнутых губ.

 Главная мышца, участвующая в произношении губных звуков - круговая мышца рта, поэтому тейп следует наложить непосредственно на круговую мышцу рта. Сделать это можно двумя способами: кросс тейпами, классическим тейпом.

Кросс тейп накладывается на биологически активные точки круговой мышцы рта: уголки губ и по центру верхней и нижней губы. При данном виде аппликации усиливается иннервация губ, а подвижность остается, поэтому возможно легко выполнить артикуляционную гимнастику.

Если смыкание губ происходит недостаточно, тогда можно выполнить аппликацию классическим тейпом.

          Тейп можно накладывать на уже приклеенный до этого кросс тейп - это будет комбинированное тейпирование, и такое тейпирование будет воздействовать как на функцию мышцы так и на её иннервацию.

          Отмеряем тейп по круговой мышце рта: от одного уголка губы до другого,

прибавляем примерно по 1 см с каждой стороны, разрезаем тейп вдоль на 2 узкие полоски: для нижней губы и верхней. Полоску для верхней губы следует делать так, чтобы размер соответствовал ширине - расстоянию от носа до верхней губы.

          Разрываем тейп по середине (якорь будет в центре), и аккуратно выкладываем полоску по ходу волокон  круговой мышцы. Тоже самое  проделываем по второй губе.

Следим, что бы края полоски от верхнего и нижнего тейпа пересекались в уголках губ. Просим ребенка выполнить несколько упражнений из артикуляционной гимнастики: плотно сомкнуть губы, вытянуть трубочкой, надуть щёки. Иногда проблемой неполного смыкания губ является непосредственно дисфункция круговой мышцы рта, а нарушение тонуса мышц проекции верхней и нижней губ.

Для улучшения движения всех мимических мышц можно использовать аппликацию лицевого нерва. Его двигательные волокна мических мышц. Для аппликации используем кросс тейпы тип А. Нам понадобится 8 тейпов: по 4 шт с каждой стороны лица. Один кросс тейп накладывается под мочкой уха, второй у угла брови, третий на проекцию мышц верхней губы, и последний на проекцию мышц нижней губы.

          Тейпы обязательно наносятся с двух сторон.

          Аппликация на круговой мышце рта рассчитана на занятие. Выполнять её следует после массажа, но до выполнения артикуляционной гимнастики.          Аппликацию кросс тейпами на лицевом нерве можно носить до 5 дней, не снимая.

          Особенностью кросс тейпа являет ся то, что когда он перестаёт выполнять

свою функцию, то отклеивается сам. Поэтому не следует насильно приклеивать

один и тот же тейп, если он уже отклеился. Необходимо дождаться следующей

процедуры и приклеить всю аппликацию заново.

Данная аппликация не делается курсом. Её необходимо выполнять до достижения результата.

Метод тейпирования при постановке заднеязычных звуков

          Цель тейпирования: поднять корень языка и обеспечить его смыкание с поверхностью на границе твердого и мягкого нёба.

Двубрюшная мышца, которая принимает участие в воспроизведении заднеязычных звуков,  тянет язык назад, а лицевые нервы передают импульс подъязычным и языкоглоточным.

Аппликация на переднее брюшко двубрюшной мышцы

Для аппликации нам понадобится 2 кросс тейпы типа А.

Начало мышцы находится на нижней челюсти, далее мышца направляется к подъязычной кости.

Для ребёнка достаточно половинки тейпа, таким образом нам понадобятся 2 тейпа разделённых пополам. Разрываем тейп пополам прямо с подложкой. Аккуратно снимаем тейп с подложки.

 Накладываем кросс тейпы на начало мышцы и месту крепления к подъязычной кости. Для усиления эффекта можно тейпировать лицевой нерв. Он иннервирует переднее брюшко двубрюшной мышцы.

Если аппликация не сработала или вам кажется, что эффекта недостаточно, то следует выполнить аппликацию на подъязычный нерв или языкоглоточный.

  Подъязычный нерв - это двигательный нерв, он отвечает за движение всех мышц языка. Для его тейпирования нам понадобятся 4 кросс тейпа типа А.       Один тейп приклеиваем на шее около А.  Один тейп приклеиваем на шее около угла нижней челюсти, а второй под нижней челюстью в нижнечелюстном треугольнике. Этот треугольник очень легко найти. Он образован ветвью нижней челюсти, подъязычной костью и линией по центру от подбородка до подъязычной кости. Достаточно провести прямую линию от центра подбородка к подъязычной кости, чтобы его обозначить. Аналогично проклеиваем со второй стороны.

Важно: при аппликации на подъязычный нерв ребенок может испытывать покалывания или пощипывания в кончике языка. Об этих ощущениях обязательно надо проинформировать ребёнка, иначе он может испытать негативные ощущения и снять тейпы сразу после их приклеивания.

          Для улучшения чувствительности мягкого нёба можно нанести аппликацию на языкоглоточный нерв. Для того, чтобы наложить тейп на языкоглоточный нерв, надо на шею (примерно в верхней трети) наклеить кросс тейп на языкоглоточный нерв.

Выбираем место, просим ребёнка повернуть голову (кросс тейп может оказывать давящее действие, и чтобы избежать дискомфортных ощущений следует выполнить натяжение кожи путём изменения положения тела).

Обязательно выполняем аппликацию с двух сторон.

          Эти аппликации способны помочь ребёнку правильно научиться чувствовать свой язык и управлять им.  Начинайте с двубрюшной мышцы и одного из нервов.

На втором занятии повторите аппликацию, но иннервацию подключите другого нерва. Тейпируем не курсом, а додостижения результата. В среднем требуется 3-5 процедур.

Далее мышца направляется к подъязычной кости.

 Для ребёнка достаточно половинки тейпа, таким образом нам понадобятся 2 тейпа, разделённых пополам. Разрываем тейп пополам прямо с подложкой. Аккуратно снимаем тейп с подложки. Накладываем кросс тейпы на начало мышцы и месту крепления к подъязычной кости.

Для усиления эффекта можно тейпировать лицевой нерв. Он иннервирует переднее брюшко двубрюшной мышцы.

           Если аппликация не сработала или вам кажется, что эффекта недостаточно, то следует выполнить аппликацию на подъязычный нерв или языкоглоточный.

Подъязычный нерв - это двигательный нерв, он отвечает за движение всех мышц языка. Для его тейпирования нам понадобятся 4 кросс тейпа типа А.

Один тейп приклеиваем на шее около угла нижней челюсти, а второй под нижней челюстью в нижнечелюстном треугольнике. Этот треугольник очень легко найти. Он образован ветвью нижней челюсти, подъязычной костью и линией по центру от подбородка до подъязычной кости. Достаточно провести прямую линию от ценра подбородка к подъязычной кости, чтобы его обозначить.

Аналогично проклеиваем со второй стороны.

Важно: при аппликации на подъязычный нерв ребенок может испытывать покалывания или пощипывания в кончике языка. Об этих ощущениях обязательно надо проинформировать ребёнка, иначе он может испытать негативные ощущения и снять тейпы сразу после их приклеивания.

          Для улучшения чувствительности мягкого нёба можно нанести аппликацию непосредственно на нёбо или на языкоглоточный нерв.

Для того, чтобы наложить тейп на языкоглоточный нерв надо на шее, (примерно в верхней трети), около грудино-ключично-сосцевидной области, наклеить кросс тейп.

Выбираем место, просим ребёнка повернуть голову (кросс тейп может оказывать давящее действие, и чтобы избежать дискомфортных ощущений следует выполнить натяжение кожи путём изменения положения тела).

          Обязательно выполняем аппликацию с двух сторон.

          Эти аппликации способны помочь ребёнку правильно научиться чувствовать свой язык и управлять им. Начинайте с двубрюшной мышцы и одного из нервов.

На втором занятии повторите аппликацию, но иннервацию подключите другого нерва. Тейпируем не курсом, а до достижения результата.  В среднем требуется 3-5 процедур.

Метод тейпирования для постановки шипящих звуков

Цель тейпирования: тейпировать мышцы, которые принимают участие в правильной артикуляционной позе для шипящих звуков.

          В акте артикуляции принимают участие шилоязычная мышца, двубрюшная мышца. Она тянет язык вниз, а так же щитоподьязычная и грудиноподъязычная мышцы при одновременном их сокращении.

Для формирования чашечки хорошо начать работу с двубрюшной мышцы.

Что бы усилить эффект от аппликации на двубрюшной мышце следует подключить шилоязычную мышцу. Она начинается от шиловидного отростка височной кости, идет вниз к боковым частям языка, где переплетается с волокнами подъязычной мышцы.

Для тейпирования используем малоразмерные кросс тейпы типа А на проекцию данной мышцы. Они лучше включат эту мышцу в работу и поспособствуют тому, чтобы язык занимал правильную артикуляционную позу, особенно при межзубном произношении этого звука.

Нам потребуется кросс тейп типа А, не целиком, а небольшие полоски. Разрываем тейп на небольшие полоски прямо на подложке. На каждую сторону нам потребуется по 2 полоски. Шиловидный отросток располагается между сонцевидным отростком височной кости (который хорошо пальпируется) и углом нижней челюсти. Далее мышца направляется к боковым частям языка. Накладываем первый тейп, отступив небольшое расстояние, тут же накладываем вторую полоску. Она должна закончиться около подъязычной кости.

          В произношении шипящих принимает участие грудиноподъязычная и щитоподъязычная мышцы при одновременном сокращении.

Для функиональной коррекции грудиноподъязычной мышцы потребуется классический тейп. Отмеряем тейп от грудины до подъязычной кости, разрезаем тейп пополам, закругляем концы. Получаются 2 узкие полоски. Эти полоски будем накладывать на проекцию грудиноподъязычной мышцы. Положение пациента лёжа. Отрываем якорь с подложки, накладываем тейп на якорь с подложки, накладываем тейп на ключицу. Пациент поднимает голову, накладываем терапевтическую часть тейпа и конец тейпа без натяжения. Следим чтобы тейп обошел щитовидную железу. Тейп хорошо приглаживаем.

          Данная аппликация делается только на занятии. Она хорошо даёт ощущения корня языка. Но одновременно не комфортная, поэтому не  следует её накладывать надолго детям с выраженным рвотным рефлексом.

          Иннервация мышц языка осуществляется подъязычным нервом, следовательно здесь тоже можно тейпировать  подъязычный нерв.

Метод тейпирования при затруднении произношения переднеязычных зубных и небнозубных звуков

Цель: обеспечение подъёма кончика языка.

В акте артикуляции принимает участие подбородочно-подъязычная мышца (она смещает подъязычную кость вперед), подъязычно-язычная мышца (совместно с подбородочно-подъязычной мышцей они тянут подъязычную кость вперёд и смещают язык вперёд).

Обе этих мышцы тейпируются одной аппликацией Для этого  понадобится 2 малоразмерных кросс тейпа типа А. Тейпы наклеиваются на проекцию этих мышц.

           Аккуратно отделяем тейп отподложки и приклеиваем прямо от подбородка до подъязычной кости всё расстояние.

Если произношение этих звуков (особенно Т, Д, Н,) производится за счёт движения нижней челюсти, а не за счет движения языка, то аппликация делается на всю нижнюю челюсть.

3 кросс тейпа типа В проклеиваем на всю ветвь нижней челюсти, захватывая места крепления мимических мышц, жевательных и челюстно-подъязычной мышцы.

Нарушение голосовой функции

          Дисфония - это нарушения голосовой функции: хрипота, осиплость, слабость голоса.

Цель: тейпирование грудиноподъязычная и лопаточноподъязычная мышцы.

          Для этой аппликации нам понадобит зычная и лопаточноподъязычная мышцы, тейп от подбородка до ключиц. На якорь оставляем 5 см, остальную часть разрезаем веерообразно. Концы закругляем. Положение пациента лёжа. Якорь снимаем с подложки, просим пациента запрокинуть голову, под шею кладем валик. Аккуратно приклеиваем терапевтическую часть тейпа, стараясь обходить щитовидную железу. Тейп приклеивается без натяжения. Конец тейпа приклеиваем на ключицу.

Данная аппликация позволяет ребёнку лучше чувствовать своё горло и её очень хорошо выполнять не только при слабости голоса, охриплости, но так же при затруднении произношения звонких звуков. Например, когда ребёнок хорошо произносит глухие звуки, а звонкие не получается, особенно это касается парных.

Заключение

В отличие от стандартных методов коррекции, тейпы являются настоящим прорывом в области логопедии.

Благодаря этому средству можно воздействовать на связки и мышцы без всяких лекарств и ограничений. С помощью тейпирования связки удается скорректировать в случае их неправильного развития, а мышцы, в зависимости от необходимого воздействия, расслабить или напрячь.

Метод тейпирования  дает хороший результат при использовании его вместе с логопедическим массажем.

Методическая разработка «Тейпирование в логопедии» была представлена и рассмотрена на заседании Методического совета ГБСО КРЦ «Орленок» и принята в работу (протокол № 5 от 09.10.2020 года), утверждена приказом директора № 94  от 12.10.2020 года.

 

Интернет-ресурсы


  1. https://academy-tt.com/logotaping_course
  2. https://skladchiki.com/threads/att-tejpirovanie-v-logopedii-v-praktike

logopeda-defektologa-i-massazhista-ves-elena-zajceva.34061/

  1. https://logopedprofiportal.ru/blog/807010
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/07/27/teypirovanie-v-   

 logopedii

  1. https://www.youtube.com/watch?v=dnN356l8p7M