отчет 1 квартал 2018 г.
Итоги
работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» в I квартале 2018 года
Коечная мощность учреждения - 90 коек.
В I квартале 2018 года, в соответствии с графиком заездов в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок», утверждённому министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, проведено 4 заезда, всего принято на реабилитацию 388 получателя социальных услуг, из них:
детей -272:
по стационарному отделению реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: детей всего - 141 человек, в т. ч. дети- инвалиды - 14 чел., дети с ограниченными возможностями здоровья - 127 чел.;
по стационарному отделению «Мать и дитя» всего - 247 человек, из них: детей всего - 131, из них, детей-инвалидов - 98 человек, детей с ограниченными возможностями (по возрастным показателям) - 33 человека;
сопровождающих лиц - 116 человек.
Выполнение плана койко-дней составило - 7029 койко-дня (104,1%):
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 2608 койко-дней (115,9 %);
стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 4421 койко-дня (98,2%).
Всего оказано 63864 услуг, из них:
бесплатно - 61962 услуг;
на платной основе (питание, проживание) - 1902 услуг.
Оказываемые социальные услуги соответствуют требованиям Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Средняя оценка по 5-бальной шкале составила 5 баллов.
Мониторинг качества услуг.
Удовлетворённость клиентов качеством оказываемых услуг, согласно анкетирования:
Из опрошенных получателей социальных услуг и их законных представителей - 239 человек (96%) полностью удовлетворены качеством оказываемых услуг, 8 человек (4%) - частично. Отрицательных результатов нет.
Изучение результатов реабилитации посредством опроса родителей детей, нуждающихся в сопровождении, заключения специалистов социального медико-психолого-педагогического консилиума Центра показало, что у детей, в результате комплекса реабилитационных и интеграционных мероприятий, непосредственно в процессе курса реабилитации наступили положительные изменения в физическом и психологическом состоянии здоровья
Реабилитационный процесс
Деятельность отделения медико-социальной реабилитации заключалась в реализации мер, направленных как на устранение или смягчение физиологической патологии, так и на формирование личностных качеств детей всех категорий.
Отделение осуществляло организацию поэтапного выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг в части реализации комплекса медицинских, социально-медицинских мероприятий детям и подросткам, взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.
Психологическая, педагогическая, творческая, бытовая реабилитация проводились во взаимодействии с медицинской.
В процессе реабилитации был использован комплекс медицинских технологий, направленный на достижение такого состояния ребенка, когда он способен к выполнению функций - самостоятельно или поддержки взрослых передвигаться, трудиться, обучаться, развивать коммуникативные способности.
Основной контингент детей, поступающих в Центр, это дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом (ДЦП) со средними и выраженными нарушениями со стороны НС, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
В отчетный период Центр принял на реабилитацию следующие категории детей:
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
3 года |
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
|
всего: 141 |
|||||||||||
всего: 131 |
|||||||||||
9 (6%) |
52 (37%) |
72 (51%) |
8 (6%) |
||||||||
- |
71 (54%) |
38 (29%) |
17 (13%) |
5 (4%) |
|||||||
в т.ч. Дети-инвалиды 14 чел. (10%) |
|||||||||||
в т.ч. Дети-инвалиды 98 чел. (75%) |
|||||||||||
1 (0,8%) |
3 (2,1%) |
7 (5%) |
3 (2,1%) |
||||||||
- |
38 (29%) |
38 (29%) |
17 (13%) |
5 (4%) |
|
В структуре заболеваемости детей поступивших на реабилитацию за отчетный период, болезни нервной системы занимают ведущее место - 132 ребёнка (49%);
далее идут:
болезни органов дыхания - 52 ребёнка (19%);
болезни костно-мышечной системы - 41 ребёнок (15%);
психические расстройства и расстройства поведения – 29 детей (11%);
болезни уха и сосцевидного отростка - 6 детей (2,2 %)
врожденные аномалии (пороки развития) - 5 детей (1,9%);
болезни органов пищеварения - 3 чел. (1,1%)
болезни глаза и его придаточного аппарата - 3 ребёнка (1,1%);
болезни мочеполовой системы - 1 чел. (0,4%);
Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:
Количество детей
|
I квартал |
|
чел. |
% |
|
поступивших на реабилитацию |
272 |
100% |
выбывших с улучшением |
272 |
100% |
без перемен |
- |
- |
с ухудшением |
- |
- |
В программе медико-социальной реабилитации использовались традиционные методики:
- лечебная физкультура – активная, пассивная, с использованием тренажеров;
- массаж лечебный применялся при заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, ЛОР, органов дыхания, костно-мышечной системы.
Специалистами использовались приемы, способствующие расслаблению гипертонуса мышц, седативному действию на гиперкинезы отдельных групп мышц; улучшающие стимулирующие, тонизирующие функции паретичных мышц для снижения вегетативных и трофических расстройств и улучшения общего состояния ребенка и работоспособности его мышц;
- аппаратная физиотерапия – применялся электрофорез с эуфиллином, папаверином и т.д., магнитотерапия, амплипульстерапия, дарсонвализация, светолечение, электростимуляция и др. Широко применяется модульная система BTL-4000,5000 – в этих аппаратах сочетается до 4 терапий: электротерапия + ультразвуковая терапия + лазерная терапия + магнитотерапия;
- грязелечение с применением аппликаторов тамбуканской грязи, ценным терапевтическим действием которой является нормализация микроциркуляции, как в очаге воспаления, так и во всех тканях организма. Улучшая трофику тканей, грязь способствует размягчению рубцов, рассасыванию спаек, стимуляции процессов регенерации, уменьшению тугоподвижности и увеличению объема движений суставов при фиброзных изменениях в результате артрозов, артритов и т.д.;
- бальнеотерапия – хвойные, йодобромные, шалфейные ванны;
- SPA-терапия;
- фитотерапия, витаминотерапия.
Специальные методики:
- лечебная физкультура, адаптивная физическая культура с использованием реабилитационного костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант».
Комбинезон использовался в качестве тренажера тела, рук и ног для детей разного возраста и комплекции.
Специалисты Центра и родители (по результатам заключительного консилиума) отмечали положительное влияние РК «Фаэтон», РУ «Атлант» на развитие двигательных возможностей детей. Более чем у 98% маленьких пациентов центра, реабилитационная методика позволила улучшить координацию движений, активизировать навыки передвижения, отработать твердую поступь ходьбы и перекатку с пятки на полную стопу. Дети впервые стали совершать шагательные движения, а также закрепили навыки самостоятельного стояния, ходьбы.
- вертикализатор (стендер) - это вспомогательное устройство, позволяющее детям с ограниченными возможностями и пациентам в период реабилитации после травмы принимать вертикальное положение с целью профилактики негативных последствий длительного пребывания сидя или лежа (профилактика легочной и почечной недостаточности, пролежней, остеопороза, депрессии.)
- PNF-метод проприцептивного нервно-мышечного проторения. Основой метода стало положение о работе «проприоцептивной нервной системы». Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприорецепторы, реагирующие на растяжение и сжатие. С помощью определенных манипуляций инструктор воздействует на данные рецепторы, тем самым, стимулируя и облегчая, выполнение какого-либо движения всего тела или конечности. Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, появляются правильные статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность.
спелеотерапия – уникальный метод оздоровления и профилактики заболеваний, основанный на использовании искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных соляных шахт. Оказывает выраженное оздоравливающее действие - снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма. Основным действующим фактором является практически асептический без аллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим.
В отделении социально-медицинской реабилитации Центра аппараты Artromot применялись в реабилитации детей с детским церебральным параличом, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, последствиями травм в возрасте от 4 до 15 лет. Отбор детей проводился на основании представленных медицинских заключений учреждений здравоохранения и осмотра врача отделения. Показаниями для применения являлись посттравматические нарушения подвижности суставов, патологии связочного аппарата, контрактуры, дисплазии, некоторые формы детского церебрального паралича.
В I квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата:
ДЦП - 33 ребёнка, последствие травм - 4 ребёнка, последствия перенесённой нейро-инфекции - 4 ребёнка, дисплазии и врождённые аномалии - 6 детей, плоскостопие - 25 детей.
Сформирован следующий охват целевых групп детей по функциональному воздействию на суставы: Artromot-К1 для разработки коленного и тазобедренного суставов - 16 детей, Artromot-SP3 для разработки голеностопного сустава - 61 ребёнок, Artromot-F для разработки суставов руки и пальцев - 8 детей, Artromot-H для разработки лучезапястного сустава - 21 ребёнок, Artromot-E2 - для разработки локтевого сустава - 9 детей.
По результатам применения аппаратов Artromot в реабилитации детей наблюдается увеличение амплитуды движений, улучшение походки, улучшение функции суставов верхних и нижних конечностей; уменьшение болевого синдрома, улучшение метаболизма.
У детей с нарушениями функций верхних конечностей положительная динамика заключалась в уменьшении или полном исчезновении контрактур поражённых суставов, что проявлялось в увеличении амплитуды движений, исчезновении болевого синдрома. Вследствие чего улучшились двигательные функции рук, мелкая моторика, дети самостоятельно осуществляли захват предметов рукою. У детей с нарушениями функций нижних конечностей отмечалось улучшение походки, вследствие восстановления подвижности суставов, исчезновение либо уменьшение болевого синдрома, дети приобрели навыки активного передвижения, самостоятельного бега.
Опорно-двигательный кабинет биологической обратной связи БОС - предназначен для улучшения функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения функций тазобедренного сустава, нарушения функций кисти и т.д.
В I квартале по структуре заболеваний: ДЦП - 9 детей, нарушение осанки - 20 детей, плоско-вальгусные стопы - 4 ребёнка, последствия травм - 12 детей, ПРОПЦНС -13 детей.
Анализ показателей выявил следующую положительную динамику: у детей сформирован навык правильной осанки, улучшилась походка; улучшились функции суставов верхних конечностей; расширилась амплитуда движений, уменьшился болевой синдром.
В 2017 году учреждение, благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (председатель Правления фонда М.Гордеева), в рамках реализации мероприятий программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, приобрело современный, многофункциональный универсальный тренажер Имитрон.
Принцип действия шагохода: ребенок, активно двигая верхними конечностями, приводит в синхронное движение все элементы конструкции тренажера, перемещая опоры адинамических нижних конечностей, и тем самым, находясь в вертикальной позиции, комплексно приводит в движение организм - имитирует ходьбу. Одновременно активно работают верхние конечности с плечевым поясом, приводящие в движение всю систему, также тренируются мышцы живота и спины, повороты туловища и таза.
В I квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП - 26 детей, последствия инсульта - 1 ребёнок, последствия раннего органического поражения ЦНС с когнитивными нарушениями - 5 детей.
По результатам применения имитатора ходьбы Имитрон в реабилитации детей наблюдается стабилизация правильного положения тела; увеличение амплитуды движений суставов верхних и нижних конечностей; совершенствование навыков ходьбы, выработка шаговых движений; повышение эмоционального фона.
В отделение социально-медицинской реабилитации Краевого реабилитационного Центра «Орлёнок», благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (председатель Правления фонда М.Гордеева), в рамках реализации мероприятий программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, приобретено новое оборудование – адаптационный трёхколёсный велосипед «РИФТОН».
Адаптационный трёхколесный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног. Во время езды бедра, колени, и лодыжки активизируют мышцы и регуляцию моторики по образцу, схожему с ходьбой, мышцы совершают циклические движения, сгибаются, напрягаются и растягиваются.
Езда на велосипеде содействовала движению нижними конечностями по реципрокному образцу и последовательно, что способствовало укреплению соответствующей группы мышц, суставов, дало возможность положительно повлиять на регуляцию моторики. Езда осуществлялась по прямой линии, по кругу, с поворотами.
В I квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП - 31 ребёнок, дисплазии и врождённые аномалии - 5 детей, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 11 детей, плоскостопие, нарушение осанки - 4 ребёнка.
По результатам применения велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации детей наблюдается развитие координации движений, опорной функции стопы и хватательной силы рук, тренируются мышцы ног, улучшается реакция выпрямления и мышцы подготовляются к ходьбе, в т.ч. По лестнице, улучшение эмоционального состояния.
При поступлении клиентов на реабилитацию осуществлялся осмотр узкими специалистами: врачом-педиатром и врачом-неврологом. По результатам осмотра разрабатывалась индивидуальная программа предоставления социальных услуг с последующей ее коррекцией (по необходимости) и динамическим наблюдением за состоянием здоровья.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем пациентов велось динамическое наблюдение врачом-педиатром, медицинской сестры диетической.
Медицинским персоналом отделения проводилась работа с детьми по формированию навыков здорового образа жизни, велись беседы о соблюдении режимных моментов, правил личной гигиены, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Реабилитационная работа в отделении «Мать и дитя» была направлена на реализацию реабилитационного потенциала детей, расширение навыков социализации и среды взаимодействия, повышение эмоциональной и познавательной активности, развитие мелкой моторики рук
В I квартале, при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применялись особые коррекционно-развивающие педагогические технологии (индивидуальные и групповые занятия, беседы, консультации, конкурсы, игры, прогулки, экскурсии и др.), позволяющие достичь положительной динамики в их воспитании и развитии, успешной социализации в обществе:
рисование пальчиками и ладошками: «Снегопад», «Первый подснежник», «Расцвели тюльпаны», «Пасхальная открытка», «Мишка», «Снегопад», «Ветка вербы», «Гномики», «Весёлые ладошки», «Затеряный остров», «Широкая Масленица»;
рисование крупой: «Волшебные крупинки»; «Подснежник», «Кораблик», «Зимние забавы», «Разноцветные шары»;
печать листьями: «Травушка-муравушка зелёненькая», «Листочки падают», «Животные из листьев», «Рисуем листьями»;
штампование по трафарету: «Крокус», «Домашние животные»
рисование в технике «эстамп»: «Деревья весной», «Весне дорогу»;
рисование в технике «эбру»: «Мелодия космоса»
рисование ватными палочками: «Зимнее утро», «Веточка мимозы»;
кляксография: «Воздушные шары»
В аппликации:
обрывная аппликация: «Белый снег», «Белая берёза», «Весеннее настроение», «Ветка вербы», «Первоцветы», «Открытка папе»;
аппликация с элементами «оригами»: «Весенние цветы»
аппликация из шерстяных ниток: «Ковёр-самолёт», «Портрет весны», «Зонтик»;
аппликация из геометрических фигур: «Грузовая машина», «Снегирь на веточке рябины»
аппликация из бросового материала: «Костюм для клоуна»;
аппликация с элементами рисования: «Кружка для папы»;
аппликационная мозаика: «Солдат»;
объемная аппликация: «Открытка для бабушки»;
объемная аппликация с использованием поролона: «Пушистая верба»;
объёмная аппликация: «Что я маме подарю»;
аппликация с использованием крупы: «Млечный путь», «Морозный вечер»
аппликация из ватных дисков, салфеток: «Снежное дерево», «Снежные кружева»;
в лепке:
пластилинография: «Путешествие в лес», «Летят самолёты», «Шляпка для мамы», «Котик», «Змейка», «Космос», «Сосновый лес», «Поляна цветов»;
пластилинография в технике «мозаика»: «Ягоды для птичек»
технология «литьё из гипса»: «Пасхальный сюрприз», «Пасхальный декор», «Весёлый хоровод», «Снежный барс»;
Дидактические игры: «Большой-маленький», «Посмотри и назови», «Чего не стало?», «Найди по описанию», «Большой-маленький», «Послушай и повтори», «Оденемся по погоде», «Что весной бывает?», «Найди цвет», «Транспорт», «Весёлое лото», «Весёлая математика», «Сложи картинку и расскажи», «Волшебная ниточка». На занятиях использовались домино, лото, пазлы, мозаика;
Пальчиковые игры: «Прятки», «Пробуждение», «Личико», «Воробушки», «Птичка крылышками машет», «Шла ворона через поле», «Как живёшь?», «Паучок», «Мою ручки», «Домик», «Вот помощники мои», «Лепестки», «Пальчики», «Мы активно отдыхаем», «Мы цветы в саду сажаем», «Нам пора передохнуть», «Ну-ка, птички, полетели», «Разомнёмся мы сейчас», «Плечиками мы покрутим», «Мы пекли-пекли-пекли...», «Гномик», «Пальчики», «Комарики», «Вот помощники мои», «Лодочка», «Улей», «Ёжик», «Лебеди», «Две птички», «Кто на месяце живет», «Лепестки», «Раз, два!», «Жук», «Лягушки-подружки», «Кошки», «Этот пальчик», «Сорока-сорока», «Вжик-вжик», «Пять веселых домовых», «Заинька, попляши».
Интегрированные занятия:
«Путешествие в Страну Красок» (рисование с использованием нетрадиционных техник);
«Планета Земля» (рисование, аппликация);
«Путешествие в Страну Цветов» ( рисование, аппликация)
занятие по конструированию: «Легодомик»
конструирование из природного материала: «Берлога мишки»
конструирование из бумаги: «Зелёный луг», «Весенние цветы», «Тюльпан», «Колокольчик»
Также для развития мелкой моторики специалистами были проведены упражнения по методике Монтессори: с крупами, с развивающими пазлами и играми (шнуровками, лабиринтами, мозаиками, пирамидками), которые способствовали развитию хорошей подвижности пальцев, гибкости.
Активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия проводились физкультминутки: «Дождик, дождик», «Рыбка». «Машина», «Мой весёлый звонкий мяч!», «Вот мы ручки развели», «Кузнечики», «Звериная зарядка», «Мышки», «Солнечные зайчики», и др. Это давало возможность отдохнуть детям, сменив вид деятельности, и, вместе с тем, способствовали развитию речи и мелкой моторики.
Многие занятия сопровождались импровизированными эффектами на детских музыкальных инструментах: пианино, трещотках, треугольниках, барабанах, тамбуринах, маракасах.
Некоторые занятия проводились с использованием регулируемого стола по росту детей, что создавало дополнительные комфортные условия и способствовало формированию правильной осанки.
Все занятия с детьми проходили в игровой форме и были направлены на развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения, памяти, изобразительных навыков, на ознакомление с цветом, формой, величиной, на совершенствование звукового анализа речи, развитие мышечного чувства, на снятие физического и эмоционального напряжения, развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Занятия с детьми проводились в присутствии родителей, что позволило включать последних не только в процесс работы, но и в процесс обучения эффективным способам работы с ребенком в домашних условиях, тем самым обеспечивать непрерывность реабилитационных мероприятий.
Позитивные результаты дала работа с родителями в родительском клубе «Семейная гостиная».
В «Семейной гостиной» происходило свободное общение между специалистами и родителями, родителей друг с другом, что содействовало установлению дружеских контактов между родителями, повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей, повышению уровня знаний взрослых о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.
Родители активно участвовали в реабилитационном процессе, посещали кружки, библиотеку, проявили себя в художественной самодеятельности, посещали организованные для них мероприятия, беседы и консультации.
Для благоприятного протекания процесса социализации детей- инвалидов в Семейной гостиной по программе «Технология добра» проходили различные игры, конкурсы, тематические и творческие вечера:
родительские собрания: «Давайте познакомимся», игры на знакомство и адаптацию «Мальчишки и девчонки».
коллективно-творческие дела: «Зимние забавы», «Что? Где? Когда?», «Жизнь зверей зимой», «Самый умный самый ловкий», «Фортуна удачи», «Мы за чаем не скучаем», «Приключения в весеннем лесу», «Я поздравить мамочку с праздником хочу», «Волшебный мир оригами»;
правовая игра: «Правознайка»;
вечера-посиделки: «Ох уж этот Новый год», «До свидания Зимушка-Зима», «Пасхальные посиделки»;
беседы: «Береги природу!», «Мои любимые сказки»;
театр-экспромт: «Курочка-Ряба»;
игры-развлечения, игры по станциям: «Весна-Красна», «Дружная команда», «И смех и грех»;
мастер-класс: «Волшебная бумага»;
вечер стихотворного чтения: «Наши папы лучше всех»;
представления кукольного театра: «Как звери весну встречали», Зимовье зверей», «Три поросёнка на новый лад», «Снежная королева».
Для проведения занятий по социально-бытовой адаптации по программе «Арт-базар» использовались смоделированные игровые зоны: магазин, ветеринарная клиника, парикмахерская, кухня, столовая, мастерская, школа, театр, больница, гараж, семья; уголок изодеятельности; уголок физкультминутки «Движение и ритм».
Предметно-развивающая среда обеспечивала возможность развиваться детям в различных сюжетно-ролевых играх, позволяла каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Социальные педагоги помогали детям моделировать ситуации, обыгрывать их.
При проведении игр-занятий у детей формировалось заботливое отношение к членам семьи, дети учились усвоению цепочек действий в игре, выполняли роли родителей (мамы, папы), детей (сына, дочери), использовали бытовые предметы (стиральная машина, устройство для сушки белья, прищепки, пылесос, утюг, веник и совок), укладывали кукол спать, пеленали и переодевали, ходили в магазин за покупками. Они приобретали знания о работе повара, учились различать кухонную и столовую посуду, пошаговому приготовлению супа, каши, салата; резали овощи ножом, сервировали стол, накрывали его к обеду. Во время игр-занятий дети помогали друг другу в приготовлении блюд, мытье посуды.
Сюжетно-ролевые игры благоприятно влияли на общий тонус ребёнка, способствовали тренировке подвижности нервных процессов, создавали положительный настрой, снимали статическое, психоэмоциональное напряжение.
Все применяемые методы и приемы формирования взаимоотношений в процессе ролевых игр взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому они оказывают эффективное воздействие и становятся средствами развития сюжетной игры как формы организации содержательной жизни детей.
В результате проведения реабилитационных мероприятий у всех детей расширилась сфера взаимодействия, улучшилась мелкая моторика рук, повысились тактильные ощущения и координация движений, речевые навыки, логическое мышление, расширились знания о профессиях, дети получили навыки использования в играх различных предметов, инструментов.
Дети и родители активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков, спортивных мероприятиях.
Для получателей социальных услуг были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ, в конно-спортивный клуб города Лермонтова.
В результате проведённой реабилитационной работы у клиентов расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, получатели социальных услуг стали более контактны, улучшился эмоциональный фон и настроение, произошло наращивание социального потенциала.
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями работа велась по направлениям: «Нравственность», «Досуг», «Экология», «Интеллект», «Здоровый образ жизни», по утвержденным программам.
Деятельность детского коллектива в течение каждого заезда была организована через программу «РИТМ-О», основной целью которой является объединение всех ребят в единое детское сообщество с избираемым Правительством и Президентом. Многие ребята за короткий реабилитационный период приобрели опыт работы в детском самоуправлении Правительства детской республики. Активность, инициативность, уверенность, толерантность при общении с детьми и взрослыми, наблюдательность - те качества и навыки, которые получили ритмовцы, выполняя поручения в качестве министров культуры, социального развития, образования, здравоохранения, экологии, культуры и спорта.
Правительство республики совместно с воспитателями организовывало проведение конкурсов, спортивных мероприятий, акций, линеек.
В каждом реабилитационном периоде работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий, межгрупповых и общецентровских мероприятий на основе разработанных методик и программ медицинской, психологической, педагогической, социальной и творческой реабилитации, содействующих физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей:
беседы: «Все работы хороши - выбирай на вкус»», «Поговорим о вежливости», «Я и моя семья», «Вредные привычки в подростковой среде», «Наш друг Светофор», «Есть такая профессия Родину защищать»;
воспитательский час «Сказание о крещении Руси», «Приходи, Масленица!», «История Международного женского праздника», «Самые знаменитые женщины России», «Каждый ребёнок имеет право»;
правовой час: «Что мне известно о своих правах», «Ребёнок в мире прав»;
правовая игра : «Правовой лабиринт»
тематические часы: «Волшебные слова и поступки»», «Красота и труд вместе идут», «Что такое настоящая дружба», «Берегите родную Землю», «Мы в ответе за нашу планету», «Я люблю свою Родину»;
устные журналы «Как быть справедливым, благородным, правдивым?», «Живи активно, живи спортивно!», «Наша Земля в наших руках»;
конкурсы рисунков: «Холодная красавица Зима», «Моя будущая профессия», «Права детей в стране детства»;
экологический вернисаж: «Первые весенние цветы»;
экологические игры: «Путешествие в экоцарство - природное государство»
выпуск буклетов и листовок: «Хочешь быть здоровым - будь им!», «Экология: тревоги и надежды», «Права детей»;
викторины: «Школа дорожных знаков», «Загадки природы», «», «Знаешь ли ты правила дорожного движения?», «Знаю свои права!», «В гостях у Мойдодыра», «Загадки природы», Знаешь ли ты народные приметы?», «Путешествие на колеснице времени», «Сказочная викторина», ;
краеведческий час: «Край, в котором я живу», «Что мы знаем о профессиях»;
литературные часы: «Стихи русских поэтов о зиме», «Образ пленительный, образ прекрасный»
литературный ринг: «По следам сказочных героев»;
поле чудес: «Старшина Матроскин приглашает»;
разгадывание кроссвордов» Угадай слово»;
познавательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины: КТД «Будем знакомы», «Знатоки природы», «Живая шляпа», «Путешествие на планету весёлых игр», «Два корабля», «Формула удачи», «Страны мира», «Счастливая семья», «Семейный марафон», «Утереть нос», «Экологический марафон», «Весёлая семейка», «Семейное шоу», «Птичий базар», «Золотая середина», «Праздник детектива», «Экологический марафон», «Новогодний КВН», «Весёлая семейка», «КАМ», «Снежные конкурсы», Новогоднее путешествие и др.
В творческой студии «ВундерКиндер» прошли мастер-классы «Игрушек новогоднее мерцание», «Подарок для папы», «Каждой пичужке наша кормушка».
В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций в стационарном отделении проводились уроки безопасности: «Безопасность при любой погоде», «Дорога и я», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», конкурсы рисунков «Палитра безопасности», «Дорога и мы».
В целях формирования доброжелательного отношения между детьми проводились: «Уроки доброты», при участии настоятеля Троицкого храма протоиерея о. Николая; тематические часы «Что такое настоящая дружба», «В дружбе - сила», «Наша дружная семья»; беседы «Что значит быть вежливым», «Труд красит человека»; игры-дискуссии на развитие толерантности; тематический час «Умей быть толерантным», урок толерантности «Основы этикета и общения» и др.
В рамках патриотического воспитания проводились мероприятия по Календарю памятных дат военной истории России: тематические часы «Освобождение советскими войсками г. Будапешт», «Вывод советских войск из Афганистана», «Взятие крепости Корфу».
Дети активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков.
Для детей были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ, в цирк г. Кисловодска, в конно-спортивный клуб города Лермонтова.
В течение реабилитационного периода педагогами-психологами отделения психолого-педагогической помощи проводилась групповая и индивидуальная работа.
С целью повышения уровня социальной адаптации, сплочения группы, формирования позитивных установок, развития навыков общения в совместной деятельности, снятия эмоционального напряжения с младшей группой проводилась групповая работа по программе «Радуга».
Проведено 10 встреч по темам:
- Диагностика
- Арт-терапия «Рыбка»
- Арт-терапия «Кактус»
- Проективный тест «Дерево»
5.Арт-терапия «Мое желание»
6.Арт-терапия «Монотипия»
7.Проективное рисование «Слон»
8.Арт-терапия «Три дерева»
9.Проективный тест «Мой дом»
10. Арт-терапия «Подарок».
В процессе групповой работы участники получили опыт совместной игровой деятельности, приобрели навыки работы в группе, что способствовало снижению эмоционального напряжения, уровня тревожности, раскрытию творческого потенциала, повышению уровня самооценки, групповому сплочению.
Со 2 группой проводилась групповая работа по программе «Путь к успеху». Цель - создание условий для формирования и стремления к самопознанию, формирование умений управлять своими чувствами и эмоциями, формирование навыков общения.
Проведено 10 встреч по темам:
1. Диагностика
2. Беседа «Здоровый образ жизни»
3. Арт-терапия «Три дерева»
4. Релаксация «Чудесный остров»
5. «Моя семья в проекции животных»
6. Беседа «Доступная среда»
7. Проективное рисование «Палитра чувств»
8. Коллаж «Мы»
9. Релаксация «Корабль»
10. «Письмо на память»
На первом занятии, после установления контакта, с целью развития у подростков навыков сопереживания к больным детям. проводились беседа «Орленок» - территория реабилитации для всех детей», «Болезнь ДЦП». Проделанная совместная работа позволила участникам пересмотреть свое отношение к болезни и развить навыки сопереживания и поддержки по отношению к больным детям.
Групповые занятия способствовали сплочению детского коллектива, снижению уровня тревожности, повышению эмоционального напряжения, улучшению навыков общения.
С 3 группой проводилась групповая работа по программе «Мечта». Цель - развитие навыков общения, углубление процессов самораскрытия, развитие умений открыто выражать свои чувства по отношению к различным жизненным ситуациям.
Проведено 10 встреч по темам:
1. Диагностика.
2. Беседа «Здоровый образ жизни»
3. Беседа «Доступная среда»
4. «Мой портрет в лучах солнца»
5. Коллаж «Мы»
6. Коллаж «Счастье»
7. Релаксация «Заброшенный сад»
8. Релаксация «Чудесный сад»
9. Письмо на память
10. Рекомендации родителям
Арт-терапевтические проекционные занятия способствовали разрешению и коррекции внутри личностных конфликтов, переживанию возрастных кризисов, психосоматических расстройств, раскрытию личных переживаний через творчество, развитию креативности. Рисуночные методики, помогли выразить состояния, которые трудно выразить словами, помогли выходу из проблемных ситуаций.
В процессе реабилитационного периода с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП) проведена индивидуальная работа с целью развития крупной и мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения, увеличения объема внимания, снижения уровня тревожности, развития
коммуникативных умений.
С каждым ребенком проводилась диагностическая работа, направленная на выявление отклонений в развитии.
Проведено 8 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с каждым ребенком.
В работе использовались пальчиковые игры, арт-терапия, песочная терапия, ароматерапия, сказкотерапия, игротерапия.
Занятия по развитию крупной моторики проходили в «Светлой сенсорной комнате» с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей по специально разработанным программам «Золотая рыбка» и «Город мастеров».
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Занятия арт-терапией проводились по программе «Радуга». В работе использовались цветное коллажирование, совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, водная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались н технологии с применением пальчиковых красок по специально разработанной программе «Веселые пальчики». Работа способствовала снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности.
Занятия в комнате водно-песочной терапии проводились по программе «Водные приключения». Песок и вода способствовали гармонизации психоэмоционального состояния детей, благотворным образом влияли на детский организм и в частности на его психику. Содержание каждого занятия структурировалось в процессе взаимодействия с детьми, зависело от их желания и готовности к определенным упражнениям. Анализ диагностики детей дал возможность отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы. Занятия подбирались с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Занятия с детьми проходили в атмосфере принятия и взаимопонимания, что способствовало установлению доверительного контакта.
Дети с радостью выполняли предложенные задания. Наблюдалась положительная динамика в улучшении навыков общения. На занятиях по методу арт-терапии дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с родителями и психологом.
Логопедические занятия проводились с использованием методики «Логометрические упражнения», включающей упражнения по развитию конструктивного праксиса, разнообразную игровую деятельность, творческие задания, с использованием музыкальных инструментов.
На коррекционно-логоритмических занятиях дети обучались приемам игры на музыкальных инструментах. В результате чего развивалась координация движений, чувство ритма, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость; дети побуждались к активным самостоятельным действиям с музыкальными игрушками, активизировались потенциальные творческие возможности. Маленькие дети голосом старались передать звучание музыкальных инструментов.
В ходе работы формировался речевой навык через взаимосвязь музыки, речи, движения; активизировались творческие способности детей. Развивались детские голоса по высоте, силе звучания и воспроизведению темпа. Исправлялись речевые нарушения: речевое дыхание, оральный праксис, просодика речи, фонематический слух, звукопроизношение. Расширился и обогатился словарный запас, формировалась связная речь, ее грамматический строй; осуществлялось эстетическое и нравственное развитие.
Вся работа отделения социальной реабилитации учреждения была направлена на содействие социальной адаптации детей, их социальной реабилитации, а также на развитие интеллектуальных способностей, психического, духовного и нравственного развития.
Занятия в творческих студиях «Тестопластика», «Фантазёры», «Волшебные пальчики», «Бисероплетение», «Изюминка», способствовали коррекции и развитию речемыслительной деятельности детей, развитию мелкой моторики рук, воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса, получению устойчивого эффекта реабилитации и творческой социализации клиентов.
В творческих мастерских дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, виды плетения из бисера, учились пользоваться основными приемами с различными материалами и инструментами.
Кружковой деятельностью охвачено 100% получателей социальных услуг.
В кружке «Веселые нотки» занятия проводились с использованием технологии музыкальной арт-терапии «Домисолька».
Коррекция нарушений у детей осуществлялась путем участия в различных видах деятельности: «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмические движения», «Игра на детских музыкальных инструментах».
В I квартале в программу реабилитации с применением средств арт-терапии были включены 55 детей, из них детей-инвалидов - 39 человек.
На основании первичной диагностики музыкального уровня развития ребенка составлялись индивидуальные программы реабилитации, подбирались определенные технологии работы и музыкальный репертуар.
Музыкальные занятия были построены с учетом физических и психических возможностей детей, и соблюдением временного режима.
На основании результатов диагностики был разработан календарно- тематический план, подобран музыкальный репертуар, музыкальные инструменты.
Для игры на детских музыкальных инструментах были включены следующие произведения: «Во поле берёзка стояла», «Как под горкой», «Как у наших у ворот», «Ходит Ваня», «Я на горку шла», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду».
На начальном этапе работы дети осваивали простейшие музыкальные композиции из русских народных попевок, где устанавливалась очередность игры – по одному, группой для того, чтобы каждый ребенок чувствовал ответственность за исполнение своей партии, что в свою очередь помогает преодолевать неуверенность и в то же время, сплачивает весь коллектив.
После овладения детьми простейшими приёмами игры, переходили на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений рук во время игры на шумовых инструментах. Для этого использовали различные музыкально-двигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, ритмические игры.
Дети приняли участие в концертных программах со следующими музыкальными композициями: «Плясовая», «Военный марш», «Весенняя капель», «Во саду ли, в огороде».
По результатам итоговой диагностики все дети, которые занимались по программе, имеют положительную динамику по всем видам музыкальной деятельности.
Проанализировав работу за отчетный период и на основании результатов диагностики (данные результаты регистрируются в отчетах музыкального руководителя), можно отметить, что у детей улучшились певческие, ритмические, игровые навыки, сформировался интерес музыке, развились творческие способности.
Периодически пополняется фонотека музыкой для программного слушания, аудиоматериалом для занятий с детьми, нотным и методическим материалом
В результате поведения реабилитационных мероприятий наблюдается: развитие творческой активности - 78человек (100%);
развитие музыкальных способностей - 71 человек (91%);
развитие двигательной активности, музыкально-ритмических навыков - 78 человек (100%);
формирование восприятия слушания музыки - 65 человек (83%); расширение кругозора в области музыки, музыкальных инструментах - 78 человек (100%);
развитие певческих навыков - 63 человека (81%);
развитие речи - 65 человек (83%);
восстановление эмоционального равновесия, снятие нервного напряжения - 78 человек (100%).
Актуальность занятий по общеразвивающей программе «Здоровячок» заключается в том, что она направлена на коррекцию физического развития и реабилитацию двигательных функций организма у детей с ограниченными возможностями.
В первом квартале 2018 году в программу реабилитации были включены 154 ребенка, из них детей-инвалидов - 46 человек.
В процессе реабилитации использованы комплексы корригирующих и общеразвивающих упражнений, игровые упражнения для психоэмоциональной разгрузки, задания для развития двигательного воображения и творчества, игры малой подвижности и игры для развития мелкой моторики.
При организации занятий учитывались индивидуальные особенности ребенка, уровень физического развития, состояние двигательных навыков и умений, строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки.
Занятия проводились в спортивном зале с использованием необходимого оборудования: мячи, кегли, скакалки, гимнастические палки, универсальный спортивный комплекс: кирпичики, обручи, палки, диски, доски балансиры, шведская лестница.
На занятиях дети с небольшой помощью выполняли основные движения, соблюдали направление, основную форму и последовательность действий, действовали в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включались и осваивали новые разнообразные движения, соблюдали правила в играх.
Анализ показал, что выполняемые комплексы упражнений позволили значительно улучшить состояние опорно-двигательного аппарата детей, способствовали приобретению и закреплению необходимых двигательных навыков и умений.
В результате занятий у детей совершенствовалась общая подвижность, ловкость, гибкость, одновременная работа различных групп мышц и, следовательно, равномерное и всестороннее развитие детей.
По результатам мониторинга, у 154 человек (100%) прослеживалась стабильная динамика в формировании двигательного опыта.
Получатели социальных услуг принимали участие в праздниках открытия и закрытия смен: «Музыкальная ярмарка», «Так точно!», «Звуки Земли», и др.
С участием детей и взрослых проведены спортивные мероприятия: «Веселые старты», «Мы выбираем здоровье!», «Спорт равных возможностей», «Здоровье всему голова», соревнования по пионерболу, волейболу.
Методическая работа.
В I квартале 2018 года среди специалистов стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями проведён конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», По итогам конкурса присуждено:
Первое место:
Н.Н.Мирошниковой – старшему воспитателю стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (общее количество баллов 151)
Второе место:
С.И.Арутюновой – воспитателю стационарного отделения реабилитации детей и подростков с отграниченными возможностями государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (общее количество баллов 150);
Третье место:
Н.И.Митенко – воспитателю стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (общее количество баллов 148);
9 февраля в учреждении прошёл День открытых дверей.
Специалисты органов труда и социальной защиты населения территорий Ставропольского края познакомились с основными направлениями деятельности Центра, реабилитационной базой учреждения, условиями проживания получателей социальных услуг, посетили занятия и процедуры.
Гости побеседовали со специалистами, которые рассказали о методиках и технологиях, применяемых в реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, оценили творческие работы ребят.
Во второй части мероприятия участники Дня открытых дверей познакомились с итогами реализации пунктов методического письма министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края о порядке направления детей в учреждении в 2017 году, обсудили пути дальнейшего взаимодействия по вопросам отбора и направления детей в Центр.
Во встрече приняла участие Е.В.Бондаренко, консультант отдела социальной поддержки семьи и детей министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
В преддверии весеннего праздника 8 Марта в творческой студии «ВундерКиндер» стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями прошёл мастер-класс «Открытка любимой маме».
С помощью клея, ножниц, цветной бумаги, ватных дисков ребята изготовили праздничные открытки для своих мам.
Методическая копилка отделений пополнилась 22 методиками работы с детьми.
Проведено 8 заседаний методических объединений отделений Центра, 2 заседание Методического Совета.
СМИ
Еженедельно на сайте учреждения и сайте министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края публиковалась информация о жизнедеятельности Центра.
Информация о работе со средствами массовой информации в I квартале 2018 года:
|
Количество публикаций |
Публикации в районных и городских СМИ, в том числе: |
|
Печатные СМИ |
9 |
ТВ-сюжеты |
- |
Радио |
- |
Интернет-ресурсы, всего в том числе: Интернет-сайт учреждения Интернет-сайт МТСЗН СК социальные сети |
108
39 30 39 |
Реализация 442 ФЗ
В течение I квартала 2018 года на официальном сайте учреждения, на информационных стендах отделений Центра обновлялся информационный материал по реализации основных положений Федерального закона №442-ФЗ от 29.12.2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
С каждым получателем социальных услуг был заключен договор о предоставлении социальных услуг, составлена и утверждена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Учреждение продолжает работу по реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов.