отчет 3 квартал 2018 г.
Итоги
работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок»
в III квартале 2018 года
Коечная мощность учреждения - 90 коек.
В III квартале 2018 года, в соответствии с графиком заездов в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок», утверждённому министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, проведено 4 заезда, всего принято на реабилитацию 405 получателя социальных услуг, из них:
детей - 282:
по стационарному отделению реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: детей всего - 149 человек, в т. ч. дети- инвалиды - 14 чел., дети с ограниченными возможностями здоровья - 135 чел.;
по стационарному отделению «Мать и дитя» всего - 256 человек, из них: детей всего - 133, из них, детей-инвалидов - 82 человека, детей с ограниченными возможностями (по возрастным показателям) - 51 человек;
сопровождающих лиц - 123 человек.
Выполнение плана койко-дней составило - 8539:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 3131;
стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» .-5408.
Всего оказано 92488 услуг, из них:
бесплатно - 89723;
на платной основе (питание, проживание) - 2765.
Оказываемые социальные услуги соответствуют требованиям Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Средняя оценка по 5-бальной шкале составила 5 баллов.
Мониторинг качества услуг
Удовлетворённость клиентов качеством оказываемых услуг, согласно анкетирования:
Из опрошенных получателей социальных услуг и их законных представителей - 263 человека (100%) полностью удовлетворены качеством оказываемых услуг. Отрицательных результатов нет.
Изучение результатов реабилитации посредством опроса родителей детей, нуждающихся в сопровождении, заключения специалистов социального медико-психолого-педагогического консилиума Центра показало, что у детей, в результате комплекса реабилитационных и интеграционных мероприятий, непосредственно в процессе курса реабилитации наступили положительные изменения в физическом и психологическом состоянии здоровья
Реабилитационный процесс
Деятельность отделения медико-социальной реабилитации заключалась в реализации мер, направленных как на устранение или смягчение физиологической патологии, так и на формирование личностных качеств детей всех категорий.
Отделение осуществляло организацию поэтапного выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг в части реализации комплекса медицинских, социально-медицинских мероприятий детям и подросткам, взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.
Психологическая, педагогическая, творческая, бытовая реабилитация проводились во взаимодействии с медицинской.
В процессе реабилитации был использован комплекс медицинских технологий, направленный на достижение такого состояния ребенка, когда он способен к выполнению функций - самостоятельно или поддержки взрослых передвигаться, трудиться, обучаться, развивать коммуникативные способности.
Основной контингент детей, поступающих в Центр, это дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом (ДЦП) со средними и выраженными нарушениями со стороны НС, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
В отчетный период Центр принял на реабилитацию следующие категории детей:
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
3 года |
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
|
всего: 149 |
|||||||||||
всего: 133 |
|||||||||||
6 (4%) |
37 (25%) |
75 (50%) |
31 (21%) |
||||||||
0
|
61 (46%) |
55 (41%) |
10 (8%) |
7 (5%) |
|||||||
в т.ч. ети-инвалиды 14 чел. (9%) |
|||||||||||
в т.ч. дети-инвалиды 82 чел. (62%) |
|||||||||||
- |
2 (1%) |
6 (4%) |
6 (4%) |
||||||||
0 |
31 (23%) |
39 (29%) |
6 (5%) |
6 (5%) |
|
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию за отчетный период, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата), занимают ведущее место - 148 детей (52,5%);
далее идут:
болезни органов дыхания – 57 детей (20,2%);
болезни костно-мышечной системы - 34 ребёнка (12,1%);
психические расстройства и расстройства поведения – 17 детей (6%);
врожденные аномалии (пороки развития) - 12 детей (4,3%);
болезни органов пищеварения – 7 детей (2,5%)
болезни уха ЛОР - 4 ребёнка (1,4%);
болезни мочеполовой системы - 3 ребёнка (1%)
Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:
Количество детей
|
III квартал |
|
чел. |
% |
|
поступивших на реабилитацию |
282 |
100% |
выбывших с улучшением |
282 |
100% |
без перемен |
- |
- |
с ухудшением |
- |
- |
В программе медико-социальной реабилитации использовались традиционные методики:
- лечебная физкультура – активная, пассивная, с использованием тренажеров;
- массаж лечебный применялся при заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, ЛОР, органов дыхания, костно-мышечной системы.
Специалистами использовались приемы, способствующие расслаблению гипертонуса мышц, седативному действию на гиперкинезы отдельных групп мышц; улучшающие стимулирующие, тонизирующие функции паретичных мышц для снижения вегетативных и трофических расстройств и улучшения общего состояния ребенка и работоспособности его мышц;
- аппаратная физиотерапия – применялся электрофорез с эуфиллином, папаверином и т.д., магнитотерапия, амплипульстерапия, дарсонвализация, светолечение, электростимуляция и др. Широко применяется модульная система BTL-4000,5000 – в этих аппаратах сочетается до 4 терапий: электротерапия + ультразвуковая терапия + лазерная терапия + магнитотерапия;
- грязелечение с применением аппликаторов тамбуканской грязи, ценным терапевтическим действием которой является нормализация микроциркуляции, как в очаге воспаления, так и во всех тканях организма. Улучшая трофику тканей, грязь способствует размягчению рубцов, рассасыванию спаек, стимуляции процессов регенерации, уменьшению тугоподвижности и увеличению объема движений суставов при фиброзных изменениях в результате артрозов, артритов и т.д.;
- бальнеотерапия – хвойные, йодобромные, шалфейные ванны;
- SPA-терапия;
- фитотерапия, витаминотерапия.
Специальные методики:
- лечебная физкультура, адаптивная физическая культура с использованием реабилитационного костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант».
Комбинезон использовался в качестве тренажера тела, рук и ног для детей разного возраста и комплекции.
Специалисты Центра и родители (по результатам заключительного консилиума) отмечали положительное влияние РК «Фаэтон», РУ «Атлант» на развитие двигательных возможностей детей. Более чем у 98% маленьких пациентов центра, реабилитационная методика позволила улучшить координацию движений, активизировать навыки передвижения, отработать твердую поступь ходьбы и перекатку с пятки на полную стопу. Дети впервые стали совершать шагательные движения, а также закрепили навыки самостоятельного стояния, ходьбы.
- вертикализатор (стендер) - это вспомогательное устройство, позволяющее детям с ограниченными возможностями и пациентам в период реабилитации после травмы принимать вертикальное положение с целью профилактики негативных последствий длительного пребывания сидя или лежа (профилактика легочной и почечной недостаточности, пролежней, остеопороза, депрессии.)
- PNF-метод проприцептивного нервно-мышечного проторения. Основой метода стало положение о работе «проприоцептивной нервной системы». Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприорецепторы, реагирующие на растяжение и сжатие. С помощью определенных манипуляций инструктор воздействует на данные рецепторы, тем самым, стимулируя и облегчая, выполнение какого-либо движения всего тела или конечности. Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, появляются правильные статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность.
спелеотерапия – уникальный метод оздоровления и профилактики заболеваний, основанный на использовании искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных соляных шахт. Оказывает выраженное оздоравливающее действие - снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма. Основным действующим фактором является практически асептический безаллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим.
В отделении социально-медицинской реабилитации Центра аппараты Artromot применялись в реабилитации детей с детским церебральным параличом, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, последствиями травм в возрасте от 4 до 15 лет. Отбор детей проводился на основании представленных медицинских заключений учреждений здравоохранения и осмотра врача отделения. Показаниями для применения являлись посттравматические нарушения подвижности суставов, патологии связочного аппарата, контрактуры, дисплазии, некоторые формы детского церебрального паралича.
Охват целевых групп по мероприятиям 105 человек:
50 детей-инвалидов, 50 детей с ограниченными возможностями здоровья.
По структуре заболеваний:
детский церебральный паралич - 36 чел.;
последствия травм - 11 чел.;
дисплазия и врождённые аномалии - 14 чел.;
плоскостопие - 44 чел.
Охват целевых групп детей по функциональному воздействию тренажёров на суставы:
ARTROMOT-K1 для разработки коленного и тазобедренного суставов - 26 чел.
ARTROMOT-SP3 для разработки голеностопного сустава – 80 чел.
ARTROMOT-H для разработки лучезапястного сустава руки и пальцев - - 36 чел.
ARTROMOT-E2 для разработки локтевого сустава - 15 чел.
ARTROMOT-F для разработки суставов руки и пальцев - 14 чел.
В результате проведения реабилитационных мероприятий с применением аппаратов Artromot у 99 детей увеличилась амплитуда движений, у 31 ребёнка - улучшились функции суставов, верхних конечностей.
У 74 детей отмечено улучшение походки, снижение метаболизма и уменьшение болевого синдрома наблюдалось у 18 детей.
Опорно-двигательный кабинет биологической обратной связи БОС - предназначен для улучшения функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата у детей.
Особенности методики определялись не столько диагнозом, сколько характером двигательных нарушений. Для определения тактики коррекции врачом проводился осмотр ребенка, во время которого:
выявлялись мышечные группы, определяющие двигательные дефекты;
были определены коррекционные задачи;
осуществлялся:
подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;
дозировку нагрузки.
Охват целевых групп по мероприятиям 79 человек: 29 детей-инвалидов, 50 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате проведения реабилитационных мероприятий у 70 детей увеличилась амплитуда движений, у 29 детей с ограниченными возможностями здоровья сформирован навык правильной осанки, походки, у 25 детей улучшились функции суставов верхних конечностей, у 3 человек уменьшился болевой синдром.
В 2017 году учреждение, благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (председатель Правления фонда М.Гордеева), в рамках реализации мероприятий программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, приобрело современный, многофункциональный универсальный тренажер Имитрон.
Принцип действия шагохода: ребенок, активно двигая верхними конечностями, приводит в синхронное движение все элементы конструкции тренажера, перемещая опоры адинамических нижних конечностей, и тем самым, находясь в вертикальной позиции, комплексно приводит в движение организм - имитирует ходьбу. Одновременно активно работают верхние конечности с плечевым поясом, приводящие в движение всю систему, также тренируются мышцы живота и спины, повороты туловища и таза.
В III квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 33 ребёнка, последствия раннего органического поражения ЦНС с когнитивными нарушениями – 3 ребёнка, дисплазии и врождённые аномалии – 1 ребёнок.
По результатам применения имитатора ходьбы Имитрон в реабилитации детей наблюдается: стабилизация правильного положения тела у 17 детей; увеличение амплитуды движений суставов верхних и нижних конечностей – 28 детей; совершенствование навыков ходьбы – 18 детей; повышение эмоционального фона наблюдалось у 37 детей.
Адаптационный трёхколесный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног. Во время езды бедра, колени, и лодыжки активизируют мышцы и регуляцию моторики по образцу, схожему с ходьбой, мышцы совершают циклические движения, сгибаются, напрягаются и растягиваются.
Езда на велосипеде содействовала движению нижними конечностями по реципрокному образцу и последовательно, что способствовало укреплению соответствующей группы мышц, суставов, дало возможность положительно повлиять на регуляцию моторики. Езда осуществлялась по прямой линии, по кругу, с поворотами.
В III квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП - 32 ребёнка, дисплазии и врождённые аномалии – 5 детей, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 10 детей, нарушение осанки - 16 детей.
По результатам применения велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации у всех детей наблюдается увеличение объёма движений суставов, поддержание правильной осанки и мышечного тонуса, развитие координации движений, опорной функции стопы и хватательной силы рук, тренируются мышцы ног, улучшается реакция выпрямления и мышцы приготовляются к ходьбе, в т.ч. по лестнице, улучшение эмоционального состояния.
При поступлении клиентов на реабилитацию осуществлялся осмотр узкими специалистами: врачом-педиатром и врачом-неврологом. По результатам осмотра разрабатывалась индивидуальная программа предоставления социальных услуг с последующей ее коррекцией (по необходимости) и динамическим наблюдением за состоянием здоровья.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем пациентов велось динамическое наблюдение врачом-педиатром, медицинской сестры диетической.
Медицинским персоналом отделения проводилась работа с детьми по формированию навыков здорового образа жизни, велись беседы о соблюдении режимных моментов, правил личной гигиены, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Реабилитационная работа в отделении «Мать и дитя» была направлена на реализацию реабилитационного потенциала детей, расширение навыков социализации и среды взаимодействия, повышение эмоциональной и познавательной активности, развитие мелкой моторики рук
В III квартале при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применялись особые коррекционно-развивающие педагогические технологии (индивидуальные и групповые занятия, беседы, консультации, конкурсы, игры, прогулки, экскурсии и др.), позволяющие достичь положительной динамики в их воспитании и развитии, успешной социализации в обществе:
- рисование кистью и красками: «Портрет осени», «Ветка рябины»;
- кляксография: «Остров затей», «Неожиданная встреча»;
- рисование листьями деревьев (оттиск): «Бабочка из листьев», «Рыжая тыква»;
- рисование на пене: «Ваза цветов», «Ромашка», «Аленький цветочек»;
- рисование в технике «эстамп»: «Белый-белый пароход», «Любимая игрушка», «По морям, по волнам»;
- нитография: «Загадочные цветы»;
- штампование: «В небе летнем, голубом», «Усатый полосатый», «Аквариум», «Транспорт», «Травушка-муравушка зелёненькая», «Тучки налетели», «Гусеница», «Веселые рыбки», «Малиновое мороженое», «Разноцветные листочки», «Космолёт отправляется в полёт», «Котя серенький хвосток»;
- рисование в технике «эбру»: «В синем море, в глубине», «Чудо-чудное»;
- граттаж: «Летний вечер», «Жил-был паучок», «Дождливый вечер», «Разноцветный дождик»;
- литье из гипса: «Сюрприз», «Конфетки», «Кулон сердечко», «Месяц ясный», «Щедрая осень»;
- аппликация из ниток: «Букашки», «Солнышки-подсолнушки», «Осень золотая»;
- аппликация из поролона: «Дерево дружбы», «Фантазия»;
- аппликация в «обрывной» технике: «Колобок», «Облака», «Божья коровка», «Ромашка», «Флаг России», «Осторожно, листопад», «Бархатный сезон»;
- аппликация крупой: «Полевые цветы», «Во саду ли, в огороде», «Березовая роща», «В сказочном лесу», «Сундучок для подарков», «Украсим матрешке сарафан», «Спрячемся под зонтиком»;
- занятие по аппликации в технике «квилинг»: «Лягушка»;
- конструирование из бумаги (оригами): «Пирамида», «Пчёлки», «Царство бабочек», «Букет ромашек», «Букашки», «Весёлая лягушка», «Шишки»;
- аппликация: техника складывания «гармошкой»: «Морские жители»,
метод «торцевания» - «Золотая рыбка», «симметричная» - «Разноцветные шары»;
-пластилинография: «Золотая кукуруза», «Черепаха», «Луговые цветы», «Готовим салат для кукол», «Геометрические фигуры», «Попрыгунья стрекоза», «Кленовый листок», «Заглянула осень к нам», Крошка Ёжик, «О чём говорят в лесу?»;
- констуирование: «Бусы из макарон», «Сказочный домик»;
- интегрированное занятие (аппликация с элементами рисования, загадки, викторина): «В гостях у трех медведей»;
- интегрированное занятие (рисование на камнях, загадки) - «Волшебный мир камней»;
- интегрированное занятие (лепка, рисование, конструирование из природного материала) «Виноград»;
Дидактические игры: «Веселое лото», «Шнуровка», «Веселая математика», «Лабиринт», «Волшебный сундучок», «Жмурки», «Найди пару», «Собери по цвету», «Большой-маленький», «Угадай по описанию», «Посмотри и назови», «Покажи предмет нужной формы?», «Широкий и узкий», «Чего не стало?», «Части суток», «Транспорт», «На что похоже», «Найди ошибку», «Слова-признаки», «Времена года», «Что едет, что летит?», «Найди на ощупь», «Найди по описанию», «Лево-право», «Посмотри и назови», «Кто на кого похож?», «Большой-маленький», «Настроение», «Покажи предмет нужной формы?», «Чудесный мешочек», «Какого цвета?», «Посчитай, сколько?», «Что изменилось?», «Мир вокруг нас»;
Пальчиковые игры: «Кто проснулся на заре», «Кап-кап-кап», «Лепестки»,
«Комарики», «Пять рыбок», «Дудочка», «Дом стоит с трубой и крышей», «Домик», «Сорока-белобока», «Ручки подняли и покачали», «Улей», «Мы сегодня рисовали», «Выше ручки», «Вот помощники мои», «Сорока белобока», «Замок», «Помиримся».
Также для развития мелкой моторики специалистами были проведены упражнения по методике Монтессори: с крупами, с развивающими пазлами и играми (шнуровками, лабиринтами, мозаиками, пирамидками), которые способствовали развитию хорошей подвижности пальцев, гибкости.
Активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия проводились физкультминутки: «Будем прыгать и скакать», «Аист», «А теперь на месте шаг», «А часы идут, идут», «Веселое трио», «Пчёлы в поле полетели», «Лей, дождик, лей!», «Радуга», «Ой, летели птички», «Солнце улыбается», «Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы шагать», «Ветер дует нам в лицо», «Мишка косолапый», «Солнце улыбается», «Дождик, дождик.», «День-ночь», «Скок-поскок», «Веселые гуси», «Бабочка», «Головой качает слон», «Веселый оркестр», «Буратино», «Часы», «Три медведя» «Лягушки», «Мельница», «Кошечка», «Мы гуляем», «Мы по лугу прогулялись», «А над морем -мы с тобою», «На горе стоит лесок», «5 веселых домовых», «Звериная зарядка», ««Алые цветы», «Солнышко и дождик», «Мельница», «Хлопай, хлопай!», «Киска-брысь!», «Радуга», «Облако», «Дождь!», «Дует ветер с высоты», «Лесная лужайка», «Вот так». и др.
Это давало возможность отдохнуть детям, сменив вид деятельности, и, вместе с тем, способствовали развитию речи и мелкой моторики.
Многие занятия сопровождались импровизированными эффектами на детских музыкальных инструментах: пианино, трещотках, треугольниках, барабанах, тамбуринах, маракасах.
Некоторые занятия проводились с использованием регулируемого стола по росту детей, что создавало дополнительные комфортные условия и способствовало формированию правильной осанки.
Все занятия с детьми проходили в игровой форме и были направлены на развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения, памяти, изобразительных навыков, на ознакомление с цветом, формой, величиной, на совершенствование звукового анализа речи, развитие мышечного чувства, на снятие физического и эмоционального напряжения, развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Занятия с детьми проводились в присутствии родителей, что позволило включать последних не только в процесс работы, но и в процесс обучения эффективным способам работы с ребенком в домашних условиях, тем самым обеспечивать непрерывность реабилитационных мероприятий.
Позитивные результаты дала работа с родителями в родительском клубе «Семейная гостиная».
В «Семейной гостиной» происходило свободное общение между специалистами и родителями, родителей друг с другом, что содействовало установлению дружеских контактов между родителями, повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей, повышению уровня знаний взрослых о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.
Родители активно участвовали в реабилитационном процессе, посещали кружки, библиотеку, проявили себя в художественной самодеятельности, посещали организованные для них мероприятия, беседы и консультации.
Для благоприятного протекания процесса социализации детей- инвалидов в Семейной гостиной по программе «Технология добра» проходили различные игры, конкурсы, тематические и творческие вечера:
игра на знакомство и адаптацию: «Давайте дружить»;
игры по станциям «Путешествие по планете Вежливость», «Страна хорошего настроения»;
КТД «День семьи, любви и верности», «Барбарики», «Сказочники», «День семьи, любви и верности», «Семья, согретая любовью, всегда надёжна и крепка», «День Ивана Купала», «Планета детства», «Дружба - это ценный дар», «Музыкальная шкатулка», «Летнее настроение», «Сказки наши друзья», «Кто сказал «Мяу?», «Вечер актёрского мастерства», День именинника» и т.д.
игры на развитие коммуникативных умений и навыков: «Родная тропинка», «Наш дар бесценный – речь»;
игра-развлечение «Правовая эстафета», «Музыкальный калейдоскоп»
познавательная игра «Путешествие в страну вежливости»;
рисование на асфальте «Сказочные герои»;
интеллектуально-правовая игра «О правах человека в шутку и всерьёз»;
мастер-класс для родителей «Играем вместе»;
театрализованное представление «Глупый мышонок», «Теремок» и др.
Для проведения занятий по социально-бытовой адаптации по программе «Арт-базар» использовались смоделированные игровые зоны: «Магазин», «Ветеринарная клиника», «Парикмахерская», «Кухня», «Столовая», «Мастерская», «Школа», «Театр», «Больница», «Гараж», «Семья»; «Уголок изодеятельности»; уголок физкультминутки «Движение и ритм».
Предметно-развивающая среда обеспечивала возможность развиваться детям в различных сюжетно-ролевых играх, позволяла каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Социальные педагоги помогали детям моделировать ситуации, обыгрывать их.
При проведении игр-занятий у детей формировалось заботливое отношение к членам семьи, дети учились усвоению цепочек действий в игре, выполняли роли родителей (мамы, папы), детей (сына, дочери), использовали бытовые предметы (стиральная машина, устройство для сушки белья, прищепки, пылесос, утюг, веник и совок), укладывали кукол спать, пеленали и переодевали, ходили в магазин за покупками. Они приобретали знания о работе повара, учились различать кухонную и столовую посуду, пошаговому приготовлению супа, каши, салата; резали овощи ножом, сервировали стол, накрывали его к обеду. Во время игр-занятий дети помогали друг другу в приготовлении блюд, мытье посуды.
Сюжетно-ролевые игры благоприятно влияли на общий тонус ребёнка, способствовали тренировке подвижности нервных процессов, создавали положительный настрой, снимали статическое, психоэмоциональное напряжение.
Все применяемые методы и приемы формирования взаимоотношений в процессе ролевых игр взаимосвязаны и взаимообусловленные, поэтому они оказывают эффективное воздействие и становятся средствами развития сюжетной игры как формы организации содержательной жизни детей.
В «Уголке изобразительной деятельности» были проведены занятия:
с кинетическим песком: «Волшебный песок», «В гостях у песочной Феи», «Украсим торт», «Булочная», «Дорожки», «Земноводные», «Рыбки», «Фрукты», «Морские жители», «Башня», «Сказка на песке», «Клад», «В пруду», «Винни-Пух и все, все, все», «Рыбки», «Черепашка под пальмой», «Рыбки», «Яблочко», «Чьи следы?», «Виноград», «Овощи», «Такой разный песок», «Кто спрятался?», «Мишка», «Фрукты», «Узор под диктовку», «Найди и назови», «Пирогов мы напечём!», «Пещеры и горы»;
рисование пальчиками и ладошкой: «Страна красок», «Кто в море живёт?», «Гусеничка», «Чиполлино», «Морское дно», «Веселый поезд», «А сова не спит», «Петушки ссорятся», «Пчелка Майя», «Волшебные ладошки», «Мореход», «Звездочка», «Платочек для мамы», «А сова не спит», «Петушки ссорятся», «В царстве морском», «Развесистое дерево»;
рисование на маркерной стене: «Солнышко смеётся», «Птичка летит», «Поляна цветов», «Краски лета», «Пони», «Котик», «Затерянный остров», «Сентябрь за окном», «Что это? Дорисуй !»;
рисование с использованием копировального экрана: «Петя-петушок», «Пегас», «Летний пейзаж», «Медузята», «Тачки», «Чучело-мяучило», «Краски лета», «Ослик Иа», «Веселые друзья», «Мы из сказки».
В результате проведения реабилитационных мероприятий у всех детей расширилась сфера взаимодействия, улучшилась мелкая моторика рук, повысились тактильные ощущения и координация движений, речевые навыки, логическое мышление, расширились знания о профессиях, дети получили навыки использования в играх различных предметов, инструментов.
В программе «Театральные ступеньки» приняли участие 59 детей. Цель программы - создание условий для раскрытия потенциальных возможностей обучающихся в процессе реабилитации, благоприятного протекания социализации, установления и развития отношений партнерства и сотрудничества.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
научить обучающихся правилам и культуре поведения на сцене; познакомить с многообразием видов театра;
развивать выразительность речи, слух и зрительное восприятие; развивать творческую активность и творческий потенциал ребенка;
формировать умение взаимодействовать в группе;
формировать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
По результатам первичной диагностики детей, включенных в программу «Театральные ступеньки», выявлено:
нарушения речевой и эмоциональной выразительности у 35 детей; низкий уровень навыков кукловождения, актерского мастерства и участия в кукольном театре у 43 детей;
нарушение слуха – у 1 ребёнка;
нарушением двигательных функций – у 5 детей
Таким образом, социальными педагогами была четко выстроена структура занятий, которая включала:
уточнение знаний детей о театре, как о виде искусства;
ритмическая разминка, речевая разминка;
занятия, способствующие эмоциональному настрою;
упражнения на дикцию и артикуляцию;
упражнения на развитие речевой интонации: диалоги с использованием кукол, масок, кукольного театра «Би-Ба-Бо» и т.д.;
упражнения на мимику и жесты;
поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т.д.
В работе с детьми применялись театрализованные игры индивидуального и группового характера:
игры на развитие двигательных способностей - «Теремок», «Колобок», «Волки и овцы», «Дай кролику морковку», «Пробеги змейкой»и др.;
ролевые игры: «Жмурки», «Игра в сказку», «Едем в театр», «Мы артисты»;
игры и упражнения на речевое дыхание - «Скажи по разному», «Ниточка-иголочка», «Бабочка», «Идите с нами играть», «Испорченный телефон»;
артистические игры «Вручи подарок», «Моё настроение».
На основе театрально-игровой деятельности, занятий, репетиций с детьми состоялись представления театрализованных спектаклей «Теремок», «Глупый мышонок», «День рождения Мухи-Цокотухи»,
Дети овладели знаниями об особенностях театрального искусства, получили навыки пользоваться средствами речевой выразительности в зависимости от смысла текста, владели жестами, мимикой.
В результате реализованы практически все задачи воспитания, развития, обучения: развитие сенсорики, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также речевых, коммуникативных, двигательных, организаторских умений и навыков, которые служат фундаментом развития личности ребенка.
Дети и родители активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков, спортивных мероприятиях.
Для получателей социальных услуг были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ, в конно-спортивный клуб города Лермонтова, цирк
В результате проведённой реабилитационной работы у получателей социальных услуг расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, получатели социальных услуг стали более контактны, улучшился эмоциональный фон и настроение, произошло наращивание социального потенциала.
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями работа велась по направлениям: «Нравственность», «Досуг», «Экология», «Интеллект», «Здоровый образ жизни», по утвержденным программам.
Деятельность детского коллектива в течение каждого заезда была организована через программу «РИТМ-О», основной целью которой является объединение всех ребят в единое детское сообщество с избираемым Правительством и Президентом. Многие ребята за короткий реабилитационный период приобрели опыт работы в детском самоуправлении Правительства детской республики. Активность, инициативность, уверенность, толерантность при общении с детьми и взрослыми, наблюдательность - те качества и навыки, которые получили ритмовцы, выполняя поручения в качестве министров культуры, социального развития, образования, здравоохранения, экологии, культуры и спорта.
В каждом реабилитационном периоде работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий, межгрупповых и общецентровских мероприятий на основе разработанных методик и программ медицинской, психологической, педагогической, социальной и творческой реабилитации, содействующих физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей:
беседы: «Дружба это...», «Человеческие ценности», «На пути к гармонии», «Вредным привычкам умей сказать «НЕТ!», «Друзья природы», «Права и обязанности ребёнка», «Я живу в России!» ;
тематические часы: «Что ты знаешь о детском Телефоне доверия», «Мои жизненные принципы», «Порядочность и честность», «Гигиена и здоровье», «Путешествие по родному краю», «Главная книга страны», «Зачем человеку в жизни нужны разные правила», «День Российского флага;
конкурсно-игровые программы «Планета детства, мира и добра», «Составь рассказ на одну букву», «Турнир смекалистых», «Снимаем вестерн» и др.
КТД «Будем знакомы», «Всё дело в шляпе», «Весёлая семейка», «День почты в Простоквашино», «Весёлый художник», «Страны мира», «Семейный марафон», «Сладкоборье», «Экскурс в мир профессий», «Пиратская вечеринка», «Творческий калейдоскоп», «Старая сказка на новылад», «Экзамен от детектива Коломбо» «Русь, Росиия, Родина моя...», и др.
устные журналы «Как быть справедливым, благородным, правдивым», «Береги честь с молоду», «Курение или здоровье - выбирайте сами», «Охраняя природу, мы охраняем Родину», «День загадывания загадок»;
урок нравственности «Любовь к людям начинается с любви к себе»;
урок безопасности «Кто светофоры уважает – своё здоровье охраняет»
мастерская общения «Мы все такие разные»;
урок вежливости «Простые слова»;
правовой час «Азбука прав ребёнка»;
информационно-познавательный час «Семь чудес России»;
час весёлых «почемучек» «Копилка вопросов»;
викторины «В мире спорта», «Ключ к здоровью», «Зелёный светофор», «Морское путешествие», «Правовой калейдоскоп», «Всё обо всём», «Хочу всё знать», «Олимпийские знатоки», Большая викторина о России» и др.;
экологический час «Любить природу, творить добро», «В мире Флоры и Фауны»;
эковикторина «Берегите свою планету с тёплым именем «Земля»;
экологическая игра «Экологическая экспедиция»;
игра-путешествия «Путешествие в город Толерантности»;
интеллектуальный марафон « Почемучки среди нас»;
литературный час «Дивных сказок мир незримый», «Сказка за сказкой»;
литературное лото «Страна которой нет на глобусе»
разгадывание кроссвордов «Отгадай слово»;
конкурс загадок «Отгадай-ка!»;
конкурс вопросов и ответов «Путешествие во времени»;
диспут «Что мы знаем об этикете», «Государство на страже закона», «Что мы знаем о наших правах»;
конкурс рисунков «Дети – за здоровый образ жизни!», «Наши права в рисунках», «Пусть всегда будет солнце!» и др.;
11 сентября - Всероссийский день трезвости.
В стационарном отделении были проведены тематические мероприятия: «На вредные привычки времени нет», конкурс рисунков «Дети за здоровый образ жизни», выпуск буклетов «Россия - трезвая страна».
Задача проведенных мероприятий - дать предостерегающую информацию и уберечь от беды молодое поколение, предоставить убедительное объяснение последствий злоупотребления для собственного здоровья.
Ребята познакомились с полезной информацией об укреплении и оздоровлении организма, с полезными и вредными привычками, поучаствовали в конкурсе пословиц.
Участникам акции были вручены буклеты, содержащие полезную информацию, закладки с высказываниями известных людей о его вреде.
Все мероприятия способствовали выбору отрицательной позиции по отношению к алкоголю, формировали потребность в здоровом образе жизни.
В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций в стационарном отделении проводились уроки безопасности: «Безопасность при любой погоде», «Дорога и я», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», конкурсы рисунков «Палитра безопасности», «Дорога и мы».
В целях формирования доброжелательного отношения между детьми проводились: «Уроки доброты», при участии настоятеля Троицкого храма протоиерея о.Николая
В рамках патриотического воспитания проводились мероприятия по Календарю памятных дат военной истории России: тематические часы «Подвиг на Курской дуге», беседы «Война накануне войны», «Освобождение Минска», «Чесменский бой», «И помнит вся Россия про день Бородина», «Великая битва во славу России».
Правительством детской республики «РИТМ-«О» совместно с методистами Центра распространены информационные листовки «Россия – трезвая страна», «Уроки Мойдодыра», «Права ребёнка – твои права», «Святые символы России!».
Большое внимание в целях профилактики здорового образа жизни уделяется спортивно-развлекательным мероприятиям, посещению спортивных площадок, прогулкам и развлекательным играм на свежем воздухе.
Дети активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков.
Для детей были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ.
В течение реабилитационного периода педагогами-психологами отделения психолого-педагогической помощи проводилась групповая и индивидуальная работа.
с целью повышения уровня социальной адаптации, сплочения группы, формирования позитивных установок, развития навыков общения в совместной деятельности, снятия эмоционального напряжения с младшей группой проводилась групповая работа по программе «Радуга»
Проведено 10 встреч по темам:
1.Диагностика «Дом настроения»;
2.«Я, какой я сейчас»;
3.Арт-терапия «Чувства»;
5.Арт-терапия «Моя семья»;
6.Арт-терапия «Дорисуй»;
8.Арт-терапия «Волшебный остров»;
9.Проективный тест «Дом»;
10.Арт-терапия «Вселенная».
В процессе групповой работы участники получили опыт совместной игровой деятельности, приобрели навыки работы в группе, что способствовало снижению эмоционального напряжения, уровня тревожности, раскрытию творческого потенциала, повышению уровня самооценки, групповому сплочению.
Со 2 группой проводилась групповая работа по программе «Кт Я». Цель - создание условий для формирования и стремления к самопознанию, формирование умений управлять своими чувствами и эмоциями, формирование навыков общения.
Проведено 10 встреч по темам:
- Диагностика упражнение «Маска»;
- упражнение «Ослиная шкура»;
- упражнение «Похвалики»;
- упражнение «Самого себя любить;
5.упражнение «Невидимые помощники»;
6.упражнение «Как справиться с плохим настроением»;
- упражнение «Я глазами других»;
8.упражнение «Самооценка»;
- упражнение «Ярмарка достоинств»;
10.упражнение «Быть собой»
Групповые занятия способствовали сплочению детского коллектива, снижению уровня тревожности, повышению эмоционального фона, улучшению навыков общения.
С 3 группой проводилась групповая работа по программе «Мы из будущего».
Цель - развития навыков общения, углубление процессов самораскрытия, развитие умений открыто выражать свои чувства по отношению к различным жизненным ситуациям.
Проведено 10 встреч по темам:
- Диагностика. Упражнение «Знакомство»;
2.релаксационное упражнение «Полет к звезде»;
- тренинговая игра «Сигнал»;
4.упражнение «Золотой стул»;
5.релаксационное упражнение «Мо», упражнение «Семь свечей»;
6.рисуночный тест «Слон»;
- тренинговая игра «Котел»;
- тренинговая игра «Цвет эмоций»;
9.упражнение «Мимика»;
- упражнение «Комплименты»;
Арт-терапевтические проекционные занятия способствовали разрешению и коррекции внутриличностных конфликтов, переживанию возрастных кризисов, психосоматических расстройств, раскрытию личных переживаний через творчество, развитию креативности. Рисуночные методики, помогли выразить состояния, которые трудно выразить словами, помогли выходу из проблемных ситуаций.
В процессе реабилитационного периода с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП) проведена индивидуальная работа с целью развития крупной и мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения, увеличения объема внимания, снижения уровня тревожности, развития коммуникативных умений.
С каждым ребенком проводилась диагностическая работа, направленная на выявление отклонений в развитии.
Проведено 8 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с каждым ребенком.
В работе использовались пальчиковые игры, арт-терапия, песочная терапия, ароматерапия, сказкотерапия, игротерапия.
Занятия по развитию крупной моторики проходили в «Светлой сенсорной комнате» с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей по специально разработанным программам «Золотая рыбка» и «Город мастеров».
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Занятия арт-терапией проводились по программе «Радуга».
В работе использовались цветное коллажирование, совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, водная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок по специально разработанной программе «Веселые пальчики». Работа способствовала снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности.
Занятия в комнате водно-песочной терапии проводились по программе «Водные приключения». Песок и вода способствовали гармонизации психоэмоционального состояния детей, благотворным образом влияли на детский организм и в частности на его психику. Содержание каждого занятия структурировалось в процессе взаимодействия с детьми, зависело от их желания и готовности к определенным упражнениям. Анализ диагностики детей дал возможность отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы. Занятия подбирались с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Занятия с детьми проходили в атмосфере принятия и взаимопонимания, что способствовало установлению доверительного контакта.
Дети с радостью выполняли предложенные задания. Наблюдалась положительная динамика в улучшении навыков общения. На занятиях по методу арт-терапии дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с родителями и психологом.
Логопедические занятия проводились с использованием методики «Логометрические упражнения», включающей упражнения по развитию конструктивного праксиса, разнообразную игровую деятельность, творческие задания, с использованием музыкальных инструментов.
На коррекционно-логоритмических занятиях дети обучались приемам игры на музыкальных инструментах. В результате чего развивалась координация движений, чувство ритма, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость; дети побуждались к активным самостоятельным действиям с музыкальными игрушками, активизировались потенциальные творческие возможности. Маленькие дети голосом старались передать звучание музыкальных инструментов.
В ходе работы формировался речевой навык через взаимосвязь музыки, речи, движения; активизировались творческие способности детей. Развивались детские голоса по высоте, силе звучания и воспроизведению темпа. Исправлялись речевые нарушения: речевое дыхание, оральный праксис, просодика речи, фонематический слух, звукопроизношение. Расширился и обогатился словарный запас, формировалась связная речь, ее грамматический строй; осуществлялось эстетическое и нравственное развитие
Вся работа отделения социальной реабилитации учреждения была направлена на содействие социальной адаптации детей, их социальной реабилитации, а также на развитие интеллектуальных способностей, психического, духовного и нравственного развития.
Занятия в творческих студиях «Мукосолька», «Развивайка», «Волшебные пальчики», «Бусинка», «Весёлые нотки», способствовали коррекции и развитию речемыслительной деятельности детей, развитию мелкой моторики рук, воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса, получению устойчивого эффекта реабилитации и творческой социализации клиентов.
В творческих мастерских дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, виды плетения из бисера, учились пользоваться основными приемами с различными материалами и инструментами.
Кружковой деятельностью охвачено 100% получателей социальных услуг.
В отделении социальной реабилитации реализуется адаптированная рабочая общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга творчества» и состоит из 4 модулей: «Тестопластика», «Бисероплетение», «Веселая аппликация», «Волшебные оригами».
Цель программы - разностороннее комплексное развитие и реабилитация обучающихся детей с ограниченными возможностями и активизация их познавательной и творческой деятельности.
На занятиях обучающиеся знакомятся с различными техниками и многообразием художественных материалов и приемов работы с ними. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.
На занятиях дети выполняют как коллективные творческие работы так и индивидуальные:
аппликация: «Осеннее дерево», «На лугу», «Море», «Птичка», «Овощи и фрукты», «Астры в вазе» и др.;
из соленого теста: «Забавные рыбки», панно «Морская сказка», «Машины на улице» и др.;
из цветного теста: «Рамочка для фотографии»;
композиция из солёного теста, страз, пайеток, макарон «Паровозик из Ромашково»;
из бисера: «Сосна на скале», коллективная работа «Букет ромашек», коллективная работа «Ветка сакуры», брелки, браслеты из крупного бисера и бусин и др.;
техника «квилинг»: «Васильки», «Незабудки»;
рисунки в технике «энкаустика»: «Летний дождь», «Лазурный берег», «Осенние картинки» и др.
композиции в технике «коллаж»: «На весёлой солнечной опушке», «Лето в ладошках»;
Освоение содержания программы происходит через следующие виды: индивидуальные занятия; групповые занятия; мастер-классы.
Уровень усвоения содержания программы определяется путём проведения диагностики, промежуточного и итогового контроля, выставкой детских работ.
Занятия по программе «Радуга творчества» позволили детям узнать много нового и познакомиться с разными видами декоративно-прикладного искусства.
При выполнении работ у детей развилось наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. Дети приобрели такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развился творческий потенциал.
В познавательном плане: расширился круг знаний, умений, навыков в декоративно-прикладном искусстве.
За время реализации программы «Радуга творчества» было охвачено 100 % обучающихся в возрасте от 3 до 17 лет.
В кружке «Веселые нотки» занятия проводились с использованием технологии музыкальной арт-терапии «Домисолька».
Актуальность музыкальных занятий с использованием технологии музыкальной арт-терапии «Домисолька» заключалась в том, что они позволяли каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
В 3 квартале 2018 года в программу реабилитации были включены 45 детей, из них детей-инвалидов-19 человек.
Составляя музыкальное занятие, учитывались следующие требования: умственная, физическая, эмоциональная нагрузка детей.
Коррекция нарушений у детей осуществлялась путем участия в различных видах деятельности: «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмические движения», «Игра на детских музыкальных инструментах».
В процессе слушания музыки у детей обогатилась эмоциональная сфера расширился их кругозор,улучшилась речь. Дети научились слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения.
После прослушивания музыкального произведения детям предлагалось подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению.
Пение способствовало развитию внимания, памяти, мышления, воображения, улучшению звукопроизношения. Пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствовали автоматизации правильного произношения.
Игра на детских музыкальных инструментах - средство решения коррекционных задач: развития внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию; развития координации движений, мелкой моторики пальцев рук при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон, колокольчик, ложки и т.д.
Одной из важнейших задач музыкального воспитания по программе «Домисолька», является развитие ритмических навыков. Музыкально-ритмические движения, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение с движениями, музыкальные игры все это помогало вовлекать, активизировать мышление и пробуждать интерес детей к музыкальной деятельности.
Музыкальные игры снимали психоэмоциональное напряжение, воспитывали навыки группового поведения, социализировали ребенка.
Важное место в реабилитационном процессе занимали праздники: «Морское путешествие», «Прощай лето», «Волшебные сказки».
Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряли чувства детей, они лучше воспринимали и усваивали содержание песен, стихов, танцевальных движений.
Отмечается положительная динамика у всех детей: повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Одним из приоритетных направлений деятельности отделения социальной реабилитации является формирования и сохранения здоровья детей.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в отделении строилась на основе программы «Здоровячок».
В 3 квартале 2018 года в программу реабилитации были включены 144 ребенка, из них детей-инвалидов - 11 человек.
В программе определены цель, задачи, содержание и технологии работы по формированию здорового образа жизни.
Использовались различные типы занятий: традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, тренировочные и другие, обеспечивая индивидуально-дифференцированный подход к детям при учете состояния здоровья, уровня физической подготовленности, двигательной активности.
В содержание программы были включены: основные виды движений, общеразвивающие упражнения, различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжки с постепенным увеличением двигательной активности детей, упражнения на равновесие и развитие координации, спортивные и подвижные игры ля всех возрастных групп.
Игры проводились с мячом, скакалкой и другими предметами. Подвижные игры благотворно влияли на здоровье детей и общем развитии. Они стали выносливее, лучше ориентироваться в пространстве, правильно прыгать на двух ногах, увереннее бегать и ловить мяч.
На занятиях применялись двигательные игры-разминки, которые позволяли снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровнях. Это в свою очередь способствовало формированию и укреплению адаптивных механизмов. Двигательные игры-разминки проводились в начале, середине или конце деятельности, по мере утомляемости детей, продолжительностью 3-5 минут, в зависимости от возраста.
Основным видом массовых спортивных мероприятий являлись физкультурные праздники и развлечения: «Мы выберем спорт»; «Праздник Дружбы».
Такие праздники помогли создать положительный эмоциональный настрой, способствовали созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности и спортивной закалки детей. Во время праздников все дети принимали активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, музыкально-ритмичных упражнениях.
Так же были проведены совместные праздники с родителям: «Папа, мамам, я - спортивная семья!», «Спортивному движению - наше уважение», где дети получили дополнительный заряд бодрости и здоровья, а также имели возможность показать свои навыки.
Программный материал предусматривал формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости; формирование интегративных качеств личности: смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма.
За отчётный период в отделении проведены мероприятия:
тематические часы: «Капли звонкие стихов», «Семья согретая любовью», «Все мы любим сказки братьев Гримм», «О дружбе и товариществе», «Этикет даёт ответ» и др.
познавательные часы: «Всё о чае», «Будь здорова, книга» «В гости к любимым героям» и др.
интеллектуальная игра: «Счастливый случай», «Поле чудес», «В мире загадок» и др.
правовой практикум: «Недалеко от беды»;
обзорная викторина: «Обо всём на свете»;
познавательная игра «Звонкое лето»;
час о пользе здорового питания «Съедобное-несъедобное»;
дискуссия по правилам дорожного движения: «Зелёный нам дорогу открывает»
Получатели социальных услуг принимали участие в праздниках открытия и закрытия смен: «Морское путешествие», «Прощай, лето», «Волшебные сказки», и др.
С участием детей и взрослых проведены спортивные мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Праздник дружбы», «Спортивному движению – наше уважение» и др
Методическая работа
В III квартале 2018 года среди специалистов стационарного отделения «Мать и дитя» проведён конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». По итогам конкурса присуждено:
Первое место:
Н.Т.Браславской – социальному педагогу стационарного отделения «Мать и дитя» (общее количество баллов 163)
Второе место:
Е.А.Колмаковой – социальному педагогу стационарного отделения «Мать и дитя» (общее количество баллов 150)
Третье место:
НН.Сосуновской – социальному педагогу стационарного отделения «Мать и дитя» (общее количество баллов 140)
В III квартале в учреждении прошли мастер-классы.
В отделении социальной реабилитации:
мастер-класс по бисероплетению«Сказочное дерево»;
мастер-класс по рисованию и аппликации«Осеннее дерево»;
мастер-класс по кардмейкингу «Открытка на память»;
мастер-класс по лепке из солёного теста «Морская сказка»;
мастер-класс по лепке из солёного теста «На весёлой солнечной опушке»;
мастер-класс по использованию в работе нетрадиционных материалов «Морская прогулка».
В творческой студии «ВундерКиндер» стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями:
мастер-класс по работе с нетрадиционными материалами «Цветочная феерия»;
мастер-класс по работе с природным материалом «Сокровища осени»;
мастер-класс по изготовлению игрушек из бельевых прищепок «Весёлые игрушки»;
мастер-класс по работе с нетрадиционными материалами «Цветочная фантазия»;
мастер-класс по изготовлению игрушек из зеркальных дисков «Зоопарк»
В стационарном отделении «Мать и дитя»:
мастер-класс по оригами «Волшебная бумага».
В ходе работы ребята учились создавать красивые поделки, используя при этом простые и нетрадиционные материалы, слушать устные инструкции воспитателя, социального педагога, инструктора по труду, последовательно выполнять действия, знакомились на практике с основными геометрическими понятиями, развивали конструкторское мышление, художественный вкус и творческие способности, сосредоточенность, точную работу пальцев, пространственное восприятие, воображение, усидчивость, аккуратность и самостоятельность.
Методическая копилка отделений пополнилась 24 методиками работы с детьми.
Проведено 4 заседания методических объединений отделений Центра, 1 заседание Методического Совета.
СМИ
Еженедельно на сайте учреждения и сайте министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края публиковалась информация о жизнедеятельности Центра.
Информация о работе со средствами массовой информации в III квартале 2018 года :
|
Количество публикаций |
Печатные СМИ |
9 |
ТВ-сюжеты |
|
Радио |
- |
Интернет-сайт учреждения Интернет-сайт МТСЗН СК социальные сети |
67 41 67 |
Реализация 442 ФЗ
В течение III квартала 2018 года на официальном сайте учреждения, на информационных стендах отделений Центра обновлялся информационный материал по реализации основных положений Федерального закона №442-ФЗ от 29.12.2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», были внесены изменения и дополнения в регистр получателей социальных услуг, который содержит основные данные о получателе социальных услуг, в паспорт поставщика социальных услуг.
С каждым получателем социальных услуг был заключен договор о предоставлении социальных услуг, составлена и утверждена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Учреждение продолжает работу по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитции детей-инвалидов.