отчет 4 квартал 2018 г.
Итоги
работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» в IV квартале 2018 года
Коечная мощность учреждения - 90 коек.
В IV квартале 2018 года, в соответствии с графиком заездов в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок», утверждённому министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, проведено 4 заезда, всего принято на реабилитацию 324 получателя социальных услуг, из них:
детей - 212:
по стационарному отделению реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: детей всего - 94 человек, в т. ч. дети- инвалиды - 7 чел., дети с ограниченными возможностями здоровья - 87 чел.;
по стационарному отделению «Мать и дитя» всего - 230 человек, из них: детей всего - 118, из них, детей-инвалидов - 86 человек, детей с ограниченными возможностями (по возрастным показателям) - 32 ребёнка;
сопровождающих лиц — 112 человек.
Выполнение плана койко-дней составило - 6734:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 1979;
стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 4755.
Всего оказано 67701 услуг, из них:
бесплатно - 65185;
на платной основе (питание, проживание) - 2516.
Оказываемые социальные услуги соответствуют требованиям Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Средняя оценка по 5-бальной шкале составила 5 баллов.
Мониторинг качества услуг.
Удовлетворённость клиентов качеством оказываемых услуг, согласно анкетирования:
Из опрошенных получателей социальных услуг и их законных представителей - 198 человек (96%) полностью удовлетворены качеством оказываемых услуг. Отрицательных результатов нет.
Изучение результатов реабилитации посредством опроса родителей детей, нуждающихся в сопровождении, заключения специалистов социального медико-психолого-педагогического консилиума Центра показало, что у детей, в результате комплекса реабилитационных и интеграционных мероприятий, непосредственно в процессе курса реабилитации наступили положительные изменения в физическом и психологическом состоянии здоровья
Реабилитационный процесс
Деятельность отделения медико-социальной реабилитации заключалась в реализации мер, направленных как на устранение или смягчение физиологической патологии, так и на формирование личностных качеств детей всех категорий.
Отделение осуществляло организацию поэтапного выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг в части реализации комплекса медицинских, социально-медицинских мероприятий детям и подросткам, взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.
Психологическая, педагогическая, творческая, бытовая реабилитация проводились во взаимодействии с медицинской.
В процессе реабилитации был использован комплекс медицинских технологий, направленный на достижение такого состояния ребенка, когда он способен к выполнению функций - самостоятельно или поддержки взрослых передвигаться, трудиться, обучаться, развивать коммуникативные способности.
Основной контингент детей, поступающих в Центр, это дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом (ДЦП) со средними и выраженными нарушениями со стороны НС, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
В отчетный период Центр принял на реабилитацию следующие категории детей:
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
3 года |
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
|
всего: 94 |
|||||||||||
всего: 118 |
|||||||||||
7 (7,4%) |
28 (30%) |
50 (53%) |
9 (9.6%) |
||||||||
0
|
63 (53,3%) |
35 (30%) |
13 (11%) |
7 (6%) |
|||||||
в т.ч. ети-инвалиды 7 чел. (7,5%) |
|||||||||||
в т.ч. Дети-инвалиды 86 чел. (73%) |
|||||||||||
- |
|
3 (3,2%) |
4 (4,3%) |
||||||||
0 |
32 (27%) |
34 (29%) |
13 (11%) |
7 (6%) |
|
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию за отчетный период, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата), занимают ведущее место - 108 детей (51%);
далее идут:
болезни органов дыхания – 45 детей (21,2%);
болезни костно-мышечной системы - 22 ребёнка (10,3%);
психические расстройства и расстройства поведения – 19 детей (9%);
врожденные аномалии (пороки развития) - 5 детей (2,3%);
болезни уха ЛОР - 5 детей (2,3%);
болезни органов пищеварения – 3 ребёнка (1,4%)
болезни мочеполовой системы - 2 ребёнка (1%)
болезни системы кровообращения - 2 ребёнка (1%)
болезни глаз и его придаточного аппарата - 1 ребёнок (0,5%)
Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:
Количество детей
|
IV квартал |
|
чел. |
% |
|
поступивших на реабилитацию |
212 |
100% |
выбывших с улучшением |
212 |
100% |
без перемен |
- |
- |
с ухудшением |
- |
- |
В программе медико-социальной реабилитации использовались традиционные методики:
- лечебная физкультура – активная, пассивная, с использованием тренажеров;
- массаж лечебный применялся при заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, ЛОР, органов дыхания, костно-мышечной системы.
Специалистами использовались приемы, способствующие расслаблению гипертонуса мышц, седативному действию на гиперкинезы отдельных групп мышц; улучшающие стимулирующие, тонизирующие функции паретичных мышц для снижения вегетативных и трофических расстройств и улучшения общего состояния ребенка и работоспособности его мышц;
- аппаратная физиотерапия – применялся электрофорез с эуфиллином, папаверином и т.д., магнитотерапия, амплипульстерапия, дарсонвализация, светолечение, электростимуляция и др. Широко применяется модульная система BTL-4000,5000 – в этих аппаратах сочетается до 4 терапий: электротерапия + ультразвуковая терапия + лазерная терапия + магнитотерапия;
- грязелечение с применением аппликаторов тамбуканской грязи, ценным терапевтическим действием которой является нормализация микроциркуляции, как в очаге воспаления, так и во всех тканях организма. Улучшая трофику тканей, грязь способствует размягчению рубцов, рассасыванию спаек, стимуляции процессов регенерации, уменьшению тугоподвижности и увеличению объема движений суставов при фиброзных изменениях в результате артрозов, артритов и т.д.;
- бальнеотерапия – хвойные, йодобромные, шалфейные ванны;
- SPA-терапия;
- фитотерапия, витаминотерапия.
Специальные методики:
- лечебная физкультура, адаптивная физическая культура с использованием реабилитационного костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант».
Комбинезон использовался в качестве тренажера тела, рук и ног для детей разного возраста и комплекции.
Специалисты Центра и родители (по результатам заключительного консилиума) отмечали положительное влияние РК «Фаэтон», РУ «Атлант» на развитие двигательных возможностей детей. Более чем у 98% маленьких пациентов центра, реабилитационная методика позволила улучшить координацию движений, активизировать навыки передвижения, отработать твердую поступь ходьбы и перекатку с пятки на полную стопу. Дети впервые стали совершать шагательные движения, а также закрепили навыки самостоятельного стояния, ходьбы.
- вертикализатор (стендер) - это вспомогательное устройство, позволяющее детям с ограниченными возможностями и пациентам в период реабилитации после травмы принимать вертикальное положение с целью профилактики негативных последствий длительного пребывания сидя или лежа (профилактика легочной и почечной недостаточности, пролежней, остеопороза, депрессии.)
- PNF-метод проприцептивного нервно-мышечного проторения. Основой метода стало положение о работе «проприоцептивной нервной системы». Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприорецепторы, реагирующие на растяжение и сжатие. С помощью определенных манипуляций инструктор воздействует на данные рецепторы, тем самым, стимулируя и облегчая, выполнение какого-либо движения всего тела или конечности. Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, появляются правильные статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность.
спелеотерапия – уникальный метод оздоровления и профилактики заболеваний, основанный на использовании искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных соляных шахт. Оказывает выраженное оздоравливающее действие - снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма. Основным действующим фактором является практически асептический безаллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим.
В отделении социально-медицинской реабилитации Центра аппараты Artromot применялись в реабилитации детей с детским церебральным параличом, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, последствиями травм в возрасте от 4 до 15 лет. Отбор детей проводился на основании представленных медицинских заключений учреждений здравоохранения и осмотра врача отделения. Показаниями для применения являлись посттравматические нарушения подвижности суставов, патологии связочного аппарата, контрактуры, дисплазии, некоторые формы детского церебрального паралича.
Охват целевых групп по мероприятиям 65 человек:
53 ребёнка-инвалида, 12 детей с ограниченными возможностями здоровья.
По структуре заболеваний:
детский церебральный паралич - 37 чел.;
последствия травм - 1 чел.;
последствия перенесённой инфекции - 1 чел;
дисплазия и врождённые аномалии - 8 чел.;
плоскостопие - 18 чел.
Охват целевых групп детей по функциональному воздействию тренажёров на суставы:
ARTROMOT-K1 для разработки коленного и тазобедренного суставов - 23 чел.
ARTROMOT-SP3 для разработки голеностопного сустава – 49 чел.
ARTROMOT-H для разработки лучезапястного сустава руки и пальцев - - 29 чел.
ARTROMOT-E2 для разработки локтевого сустава - 6 чел.
ARTROMOT-F для разработки суставов руки и пальцев - 15 чел.
В результате проведения реабилитационных мероприятий с применением аппаратов Artromot у 65 детей увеличилась амплитуда движений, у 49 детей - улучшились функции суставов, верхних конечностей, у 26 детей отмечено улучшение походки.
Опорно-двигательный кабинет биологической обратной связи БОС - предназначен для улучшения функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата у детей.
Особенности методики определялись не столько диагнозом, сколько характером двигательных нарушений. Для определения тактики коррекции врачом проводился осмотр ребенка, во время которого:
выявлялись мышечные группы, определяющие двигательные дефекты;
были определены коррекционные задачи;
осуществлялся:
подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;
дозировку нагрузки.
Охват целевых групп по мероприятиям 44 человека: 19 детей-инвалидов, 25 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате проведения реабилитационных мероприятий у 40 детей увеличилась амплитуда движений, у 14 детей с ограниченными возможностями здоровья сформирован навык правильной осанки, походки, у 3 детей улучшились функции суставов верхних конечностей.
В 2017 году учреждение, благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (председатель Правления фонда М.Гордеева), в рамках реализации мероприятий программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, приобрело современный, многофункциональный универсальный тренажер «Имитрон».
Принцип действия шагохода: ребенок, активно двигая верхними конечностями, приводит в синхронное движение все элементы конструкции тренажера, перемещая опоры адинамических нижних конечностей, и тем самым, находясь в вертикальной позиции, комплексно приводит в движение организм - имитирует ходьбу. Одновременно активно работают верхние конечности с плечевым поясом, приводящие в движение всю систему, также тренируются мышцы живота и спины, повороты туловища и таза.
В IV квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 34 ребёнка, последствия инсульта – 2 ребёнка, дисплазии и врождённые аномалии – 3 ребёнка.
По результатам применения имитатора ходьбы Имитрон в реабилитации детей наблюдается: стабилизация правильного положения тела у 17 детей; увеличение амплитуды движений суставов верхних и нижних конечностей – 30 детей; совершенствование навыков ходьбы – 18 детей; повышение эмоционального фона наблюдалось у 39 детей.
Адаптационный трёхколесный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног. Во время езды бедра, колени, и лодыжки активизируют мышцы и регуляцию моторики по образцу, схожему с ходьбой, мышцы совершают циклические движения, сгибаются, напрягаются и растягиваются.
Езда на велосипеде содействовала движению нижними конечностями по реципрокному образцу и последовательно, что способствовало укреплению соответствующей группы мышц, суставов, дало возможность положительно повлиять на регуляцию моторики. Езда осуществлялась по прямой линии, по кругу, с поворотами.
В IV квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП - 37 детей, дисплазии и врождённые аномалии – 9 детей, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 6 детей, нарушение осанки - 2 ребёнка.
По результатам применения велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации у всех детей наблюдается увеличение объёма движений суставов, поддержание правильной осанки и мышечного тонуса, развитие координации движений, опорной функции стопы и хватательной силы рук, тренируются мышцы ног, улучшается реакция выпрямления и мышцы приготовляются к ходьбе, в т.ч. по лестнице, улучшение эмоционального состояния.
При поступлении клиентов на реабилитацию осуществлялся осмотр узкими специалистами: врачом-педиатром и врачом-неврологом. По результатам осмотра разрабатывалась индивидуальная программа предоставления социальных услуг с последующей ее коррекцией (по необходимости) и динамическим наблюдением за состоянием здоровья.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем пациентов велось динамическое наблюдение врачом-педиатром, медицинской сестры диетической.
Медицинским персоналом отделения проводилась работа с детьми по формированию навыков здорового образа жизни, велись беседы о соблюдении режимных моментов, правил личной гигиены, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Реабилитационная работа в отделении «Мать и дитя» была направлена на реализацию реабилитационного потенциала детей, расширение навыков социализации и среды взаимодействия, повышение эмоциональной и познавательной активности, развитие мелкой моторики рук
В IV квартале при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применялись особые коррекционно-развивающие педагогические технологии (индивидуальные и групповые занятия, беседы, консультации, конкурсы, игры, прогулки, экскурсии и др.), позволяющие достичь положительной динамики в их воспитании и развитии, успешной социализации в обществе:
рисование кистью и красками: «Осеннее дерево», «Осенний пейзаж»;
кляксография: «Рябина», «Мир красок», «Ёжики»;
рисование листьями деревьев (оттиск): «Ваза для фруктов», «Листочки по небу летят»;
рисование на пене: «Ёлочка - зелёная иголочка», «Царство цветов».
рисование методом «тычка»: «Осенний лес», «Дождик, дождик», «Полярная ночь»;
рисование в технике «эстамп»: «Ходит дождь по лужам», «Ёлочка из снежинок», «Снеговичок»;
рисование в технике нитография: «Воспоминание о лете», «Абстракция»;
рисование в технике штампования: «Кружатся листочки», «В некотором царстве», «Птички улетают в тёплые края», «Зайка беленький, как снег»;
рисование в технике «эбру»: «Осенняя мелодия»,«Зимняя сказка», «Вьюга», «Краски осени»;
аппликация из шерстяных ниток и соли: «Снежное дерево», «Заюшкина избушка»;
аппликация из ниток: «Совушка в шапке», «Шапка для Деда Мороза», «Колечки для овечки»;
аппликация из поролона: «Путешествие на шаре», «Солнышко в облаках», «Белый медвежонок», «Колокольчик», «Сосновая шишка», «Пингвинята»;
аппликация из ватных дисков: «Яблоко», «Снегурята»;
аппликация в обрывной технике: «Разноцветные зонтики», «Укрась пальто», Ёжики», «Осенний город», «Белая береза», «Листопад», «Яблочки», «Первый снег»;
аппликация с использованием крупы: «Лесные жители» «Лисичка-сестричка», «Цветные зонтики», «Необычные цветы», «Ёжик с яблоками», «Тетя Груша», «Осеннее настроение», «Обезьянка», «Рукавичка для Деда Мороза», «Елочка нарядная», «Снеговичок», «Сахарная снежинка», «Зимний шар», «Медвежонок».
аппликации в технике «квилинг»: «Лягушка», «Зимушка-зима»;
литье из гипса: «Дерево желаний», «Светит месяц», «Морские обитатели», «Морозные узоры», «Снежинка», «Сказочный домик»;
конструирования из бумаги (оригами): «Летучая мышь», «Хитрая лиса», «Кленовые листья», «Домики», «Елочка», «Домашние животные», «Дед Мороз», «Осенний букет», «Домовёнок», «Птица Осень», «Лисята»;
аппликация в технике «складывание «гармошкой»: «Чудо-дерево», «Осенние листья», «Ворона»;
пластилинография: «Тучка плачет», «Лукошко с грибами», «Чашка для Мишки», «Ваза с фруктами», «Разноцветные шары», «Дракоша», «Котята», «Павлин», «Осень золотая краски разводила», «Грибочки для белочки», «Чудеса природы», «Веселый клоун», «Мухомор», «Цветы жизни», «Корзина с грибами», «Забавный снеговик», «Подарочек», «Сосулька», «Символ Нового года», «Улитка», «Ёлочка»;
Дидактические игры: «Веселое лото», «Шнуровка», «Веселая математика», «Лабиринт», «Волшебный сундучок», «Жмурки», «Найди пару», «Собери по цвету», «Большой-маленький», «Угадай по описанию», «Посмотри и назови», «Покажи предмет нужной формы?», «Широкий и узкий», «Чего не стало?», «Части суток», «Транспорт», «На что похоже», «Найди ошибку», «Слова-признаки», «Времена года», «Что едет, что летит?», «Найди на ощупь», «Найди по описанию», «Лево-право», «Посмотри и назови», «Кто на кого похож?», «Большой-маленький», «Настроение», «Покажи предмет нужной формы?», «Чудесный мешочек», «Какого цвета?», «Посчитай, сколько?», «Что изменилось?», «Мир вокруг нас».
Пальчиковые игры: «Стая птиц», «Каша-малыша, ты так хороша!», «Лодочка», «Паучок», «Мальчик-спальчик», «Строим дом», «Пальчики засыпают», «Вышел дождик погулять», «Весёлый человечек», «Дружные пальчики», «Постовой», «Деревцо», «Игрушки», «Человечек», «Колючий колобок», «Подарки», «Кто в деревне живет?», «Лодочка», «Шла кукушка», «Наша семья», «Летела сова», «Снежок», «Пальчики-человечки», «Дует ветерок», «Ручки», «Пять пальцев», «Личико», «Птичка крылышками машет», «Дом», «Кораблик», «Мышка», «Лыжники».
Также для развития мелкой моторики специалистами были проведены упражнения по методике Монтессори: с крупами, с развивающими пазлами и играми (шнуровками, лабиринтами, мозаиками, пирамидками), которые способствовали развитию хорошей подвижности пальцев, гибкости.
Активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия проводились физкультминутки: «Солнце улыбается», «Радуга», «Хлопай, хлопай!», «Ой, летели птички», «Мельница», «Богатыри», «На горе стоит лесок», «Пять веселых домовых», «Звериная зарядка», «Две птички», «Дождь», «Дует ветер с высоты», «Алые цветы», «Солнышко и дождик», «Хлопай, хлопай!», «Киска-брысь!», «Радуга», «Листопад», «Неваляшки», «Шиповник», «Облако», «Дождь!», «Дует ветер с высоты», «Лесная лужайка», «Вот так», «А над морем - мы с тобою», «А часы идут, идут», «А теперь на месте шаг», «Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы шагать», «Ветер дует нам в лицо», «Мишка косолапый», «Раз, два - выше голова», «Дети утром рано встали», «Веселый оркестр», «Буратино», «Часы», «Три медведя», «Улыбка», «Непоседа», «Если мы чуть-чуть устанем», «Лебеди», «Мы ногами топ-топ», «На дворе у нас мороз», «Мороз», «Листики», «Три медведя», «Заинька попляши», «Апельсин». и др.
Это давало возможность отдохнуть детям, сменив вид деятельности, и, вместе с тем, способствовали развитию речи и мелкой моторики.
Многие занятия сопровождались импровизированными эффектами на детских музыкальных инструментах: пианино, трещотках, треугольниках, барабанах, тамбуринах, маракасах.
Некоторые занятия проводились с использованием регулируемого стола по росту детей, что создавало дополнительные комфортные условия и способствовало формированию правильной осанки.
Все занятия с детьми проходили в игровой форме и были направлены на развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения, памяти, изобразительных навыков, на ознакомление с цветом, формой, величиной, на совершенствование звукового анализа речи, развитие мышечного чувства, на снятие физического и эмоционального напряжения, развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Занятия с детьми проводились в присутствии родителей, что позволило включать последних не только в процесс работы, но и в процесс обучения эффективным способам работы с ребенком в домашних условиях, тем самым обеспечивать непрерывность реабилитационных мероприятий.
Позитивные результаты дала работа с родителями в родительском клубе «Семейная гостиная».
В «Семейной гостиной» происходило свободное общение между специалистами и родителями, родителей друг с другом, что содействовало установлению дружеских контактов между родителями, повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей, повышению уровня знаний взрослых о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.
Родители активно участвовали в реабилитационном процессе, посещали кружки, библиотеку, проявили себя в художественной самодеятельности, посещали организованные для них мероприятия, беседы и консультации.
Для благоприятного протекания процесса социализации детей- инвалидов в Семейной гостиной по программе «Технология добра» проходили различные игры, конкурсы, тематические и творческие вечера: - - КТД «Вечер веселья», «В гостях у сказки», «Учителя, вы в нашем сердце навсегда», «Осенние посиделки», «Загадки Лесовичка», «Мы вместе», «День народного единства», «Вечер караоке», «Мы народ и мы едины», «Осень в Орлёнке», «Разноцветная осень», «Моя мама лучше всех»,«Письмо Деду Морозу», «День Рождение Деда Мороза», «Вечер загадок», «Зимушка пришла», «Новогодний калейдоскоп», «Новый год и новогодние традиции», игра по станциям «Новогодние приключения», «Ох, уж этот Новый год», «Когда часы двенадцать бьют»;
- интеллектуально-правовая игра: «Азбука права», «Правознайка», «Мы и выборы»;
- чаепитие «Дружная семья» и т.д;
- мастер- класс «Вьюга» по рисованию в технике «эбру»;
- мастер-класс «Дед Мороз и северный олень» в технике «оригами»
Проведена болшая работа в «Мастерской Деда Мороза по изготовлению новогодней атрибутики - «Волшебный шар», «Фонарики», «Друзья пингвины», «Яркие гирлянды», «Сосулька», «Новогодняя звезда», «Хлопушка», «Ёлочка», «Снежинки», «Гирлянды», «Фонарики», «Ёлочные игрушки», «Сосульки», «Символ Нового года».
Ко Дню толерантности проведена познавательная игра «Мы разные, но мы вместе!».
К Международному Дню людей с ограниченными возможностями здоровья в течение недели работала творческая и информационная площадки. Специалистами отделения подготовлена информация на стенд «Дорогою добра», выпущен буклет «Мы становимся добрее».
Дети вместе с родителями и социальными педагогами подготовили кукольный спектакль «Добрые дела», участвовали в конкурсе рисунков «Мир глазами «особенных» детей».
Для проведения занятий по социально-бытовой адаптации по программе «Арт-базар» использовались смоделированные игровые зоны: «Магазин», «Ветеринарная клиника», «Парикмахерская», «Кухня», «Столовая», «Мастерская», «Школа», «Театр», «Больница», «Гараж», «Семья»; «Уголок изодеятельности»; уголок физкультминутки «Движение и ритм».
Предметно-развивающая среда обеспечивала возможность развиваться детям в различных сюжетно-ролевых играх, позволяла каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Социальные педагоги помогали детям моделировать ситуации, обыгрывать их:
«Семья», «Кухня»: «У куклы День Рожденья», «Приведи в порядок одежду», «Готовим салат», «Стираем одежду», «Семейные традиции», «Генеральная уборка», «Накроем на стол к чаепитию», «Домашняя выпечка», «Сервируем стол», «Дружная семья», «Сбор урожая», «Укрась дом к Новому году», «Испечем имбирный пряник», «Обед в семье», «Малыш проснулся», «Наряжаем елочку», «Праздничный ужин», «Испечем пирог», «Когда мамы нет дома»;
«Магазин»: «Прием товара», «Семейные покупки», «Я – кассир», «Взвесим нашу покупку, «Расставим товар на витрину, «Покупаем продукты для обеда», «Открытие магазина», «Новое поступление», «Разложим овощи», «Рабочий день в магазине», «Покупаем овощи для борща», «Кассир», «Украшаем витрину к новому году», «Покупаем подарки», «Вежливый продавец», «Директор магазина», «Сортируем фрукты-овощи», «Магазин подарков», «В отделе детских товаров»;
«Больница»: «Маша простудилась», «У Пети болит живот», «Больной поступает в больницу», «Вызов врача на дом», «Кукла Маша поранила ногу», «Делаем повязку», «На приёме у окулиста», «На приёме у врача», «Медицинская сестра», «Врач-терапевт», «Делаем повязку», «Осмотр пациента», «Получаем медицинскую помощь», «Врач для пупсиков», «Прививки против гриппа», «Порезал палец», «Прививки в детском саду», «Лечим сердце», «Вызов врача на дом», «Регистратура», «Детская поликлиника», «Медицинское обследование»;
«Школа»: «Урок математики», «Учитель и ученики», «Урок рисования», «Делаем уроки», «Школьная перемена», «Страна знаний», «Собираем рюкзак в школу», «Повторяем счет», «Большая перемена», «Буквы и цифры», «Учитель знакомится с учениками», «Отличники», «У доски»;
«Парикмахерская»: «Салон красоты», «Лучшая прическа», «Делаем прическу кукле Оле», «Покраска волос», «Маленькие стилисты», «Заплетем косички», «Прическа к празднику», «Дамский мастер», «Стрижка волос», «Парикмахер-универсал», «Сушим голову феном», «Мужской зал»;
«Ветеринарная клиника»: «У Шарика в лапке заноза», «Кошка Мурка заболела», «Поможем зайке», «У Барсика горячий нос, «На приеме доктора Айболита, «Полечи собачку», «Домашний питомец», «Лечим Зайку», «Полечим кошку Мурку», «Делаем прививки», «Учимся бинтовать ушко», «Клиника для кроликов», «Делаем укол собачке», «Котята заболели».
«Гараж», «Мастерская»: «Разбираем и чиним мотор», «Мы чиним колесо», «Ремонт пожарной машины», «Шоферы готовят машину в рейс», «Открылся автосервис, «Автошкола», «Сигналы светофора», «На дорогах города», «Диагностика автомобиля», «Эти правила нужны, эти правила важны», «Ремонт автомобиля», «Замена колеса», «Едем в такси», «Заправка», «Закрутим гайки», «Разберем инструменты», «Пешеходы и такси», «Машины-помощники», «Починим не исправность у грузовика», «Наш друг- светофор», «Накачаем колесо»;
«Театр»: «Ворона и Лиса», «Лиса и Журавль», «Стрекоза и муравей» - диалог;
«Музыкальный уголок»: «Оркестр», «Постучи в барабан», «Знакомство с шумовыми инструментами», учимся играть на шумовых музыкальных инструментах - «Во поле берёза стояла», «Дуэт», «Музыкальная ярмарка», «Угадай, что звучит?», «Оладушки для бабушки», «Музыкальный базар», «Веселые музыканты», «Импровизация», «Музыкальный квартет», «Играем на металлофоне».
В «Уголоке изобразительной деятельности» были проведены занятия:
с кинетическим песком: «Печеньки», «Секрет», «Дары осени», «Угадай-ка», «Фигуры», «Волшебный песок», «Снежный ком», «Чьи следы на снегу», «Подарки под елкой», «Тыковка», «Башня», «На дорожках», «В гостях у песочной Феи», «Украсим торт», «Сказка на песке», «Клад», «В пруду», «Винни-Пух и все, все, все», «Узоры под диктовку», «Найди и назови», «Дорожки», «Лепешки», «Кто где живёт?», « Куда ведёт дорога?», «Наши ладошки», «Рисование на песке», «Пирогов мы напечём!»;
рисование пальчиком и ладошкой: «Петушок», «Снежинка», «Снегопад», «Узоры на окне», «Зима пришла», «В синем море золотая рыбка», «Грибочек», «Волшебные ладошки», «Звездочка», «Платочек для мамы», «В царстве морском», «Гномик из ладошки», «Фрукты», Украсим шапочку», «На дне морском», «В синем море золотая рыбка», «Зимний лес»;
рисование на маркерной стене: «Осенние листочки», «Осень листья разбросала», «Красавица зима», «Нарисуем осень», «Там на неведомых дорожках...», «Вместе весело шагать»;
рисование с использованием копировального экрана:
«Радуга детства», «Карусель», «Пёстрый какаду», «Петушок», «Мартышка»,
«Животные», «Радуга детства», «Овощи».
В результате проведённых занятий и мероприятий специалисты отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общий тонус детей, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой, снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
У всех детей развился устойчивый интерес к занятиям в игровых зонах, увеличился объём навыков социализации, расширились навыки коммуникативности, дети получили навыки использования в играх различных предметов, инструментов, познакомились с нетрадиционными техниками рисования, лепки, аппликации; побывали в роли «артистов» и «музыкантов». Дети стали более общительными, внимательными, повысился настрой на взаимодействия и направленные действия, наблюдалась положительная динамика в развитии моторики рук, снизилось эмоциональное напряжение. Дети приобрели положительный опыт коллективной работы, получить навыки работы с нетрадиционными материалами.
Мероприятия способствовали повышению познавательной и эмоциональной активности, созданию дружеской атмосферы и хорошему настроению.
Все применяемые методы и приемы формирования взаимоотношений в процессе ролевых игр взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому они оказывают эффективное воздействие и становятся средствами развития сюжетной игры как формы организации содержательной жизни детей.
В программе «Театральные ступеньки» приняли участие 48 детей. Цель программы - создание условий для раскрытия потенциальных возможностей обучающихся в процессе реабилитации, благоприятного протекания социализации, установления и развития отношений партнерства и сотрудничества.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
научить обучающихся правилам и культуре поведения на сцене; познакомить с многообразием видов театра;
развивать выразительность речи, слух и зрительное восприятие; развивать творческую активность и творческий потенциал ребенка;
формировать умение взаимодействовать в группе;
формировать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
По результатам первичной диагностики детей, включенных в программу «Театральные ступеньки», выявлено:
нарушения речевой и эмоциональной выразительности у 31 ребёнка; низкий уровень навыков кукловождения, актерского мастерства и участия в кукольном театре у 38 детей;
нарушение слуха – у 3-х детей;
нарушением двигательных функций – у 10 детей;
нарушение зрения - у 3-х детей
Таким образом, социальными педагогами была четко выстроена структура занятий, которая включала:
уточнение знаний детей о театре, как о виде искусства;
ритмическая разминка, речевая разминка;
занятия, способствующие эмоциональному настрою;
упражнения на дикцию и артикуляцию;
упражнения на развитие речевой интонации: диалоги с использованием кукол, масок, кукольного театра «Би-Ба-Бо» и т.д.;
упражнения на мимику и жесты;
поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т.д.
В работе с детьми применялись театрализованные игры индивидуального и группового характера:
упражнения на развитие речевого дыхания: «Звукорежиссер», «Протяжные слоги», «Снежинка», «Жук жужжит», «Соленый чай» и др.;
дыхательная гимнастика: «Идите с нами играть», «Скажи по-разному», «Вверх и вниз», «Репка», «Буква «О», «Воздушныйшар», «Ветер», «Вверх и вниз» и др.
театральные игры: «Будем знакомы», «Мы артисты», «Немой диалог», «Телефон» и др.;
сказочные физминутки: «Игра в снежки», «Белый снег», «Муравьи», «Вкусные слова» и др.
ролевые игры: «Театр», «Подарок», «Немой диалог,», «Телефон» и др.;
игры и упражнения на речевое дыхание : «Шторки», «Репка», «Бабочка», «Идите с нами играть», «Испорченный телефон» и др.;
На основе театрально-игровой деятельности, занятий, репетиций с детьми состоялись представления театрализованных спектаклей «Сказка о дружбе», «Дружба зверей», «Колобок», «Новогоднее приключение Сеговика».
Дети овладели знаниями об особенностях театрального искусства, получили навыки использования средств речевой выразительности в зависимости от смысла текста, владели жестами, мимикой.
В результате реализованы практически все задачи воспитания, развития, обучения: развитие сенсорики, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также речевых, коммуникативных, двигательных, организаторских умений и навыков, которые служат фундаментом развития личности ребенка.
Дети и родители активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков, спортивных мероприятиях.
Для получателей социальных услуг были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ, в конно-спортивный клуб города Лермонтова, цирк
В результате проведённой реабилитационной работы у получателей социальных услуг расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, получатели социальных услуг стали более контактны, улучшился эмоциональный фон и настроение, произошло наращивание социального потенциала.
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями работа велась по направлениям: «Нравственность», «Досуг», «Экология», «Интеллект», «Здоровый образ жизни», по утвержденным программам.
Деятельность детского коллектива в течение каждого заезда была организована через программу «РИТМ-О», основной целью которой является объединение всех ребят в единое детское сообщество с избираемым Правительством и Президентом.
Многие ребята за короткий реабилитационный период приобрели опыт работы в детском самоуправлении Правительства детской республики. Активность, инициативность, уверенность, толерантность при общении с детьми и взрослыми, наблюдательность - те качества и навыки, которые получили ритмовцы, выполняя поручения в качестве министров культуры, социального развития, образования, здравоохранения, экологии, культуры и спорта.
В каждом реабилитационном периоде работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий, межгрупповых и общецентровских мероприятий на основе разработанных методик и программ медицинской, психологической, педагогической, социальной и творческой реабилитации, содействующих физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей:
беседы: «День инвалида», «Дружба это…», «Мастерская общения», «Поговорим об этикете», «Наша земля в наших руках», «На пути к гармонии», «Твой правовой статус» и т.д. ;
тематические часы: «День матери», «День толерантности», «Спешите делать добро», «Умей быть толерантным!», «Мои жизненные принципы», «Ставим условия долой сквернословие», «Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять?», «Гигиена и здоровье», «Лицом к здоровью», «Ты пришёл в гости к природе», «У природы есть друзья – это мы, и ты, и я», «Моё право! Мой выбор! Моя ответственность!, «Русь, Россия, Родина моя…», «Я - патриот», «День народного единства», «День учителя»;
устные журналы: «Как быть справедливым, благородным, правдивым», «Береги честь с молоду», «Курение или здоровье - выбирайте сами», «Охраняя природу, мы охраняем Родину», «День загадывания загадок»;
урок нравственности: «Человеческие ценности», «Жизнь дана на добрые дела»;
игра-дискуссия на развитие толерантности;
урок-игра «Знакомство с азбукой вежливости и «волшебными» словами»;
занятие по правовой культуры с элементами игры: «Конфликт»;
правовая игра: «Правовой лабиринт»;
урок безопасности: «Кто светофоры уважает – своё здоровье охраняет»;
игра-путешествие :«Мы за здоровый образ жизни»;
виртуальное путешествие: «Как празднует Новый год в других странах»;
литературное состязание: «Раз словечко, два словечко», «Белая царица - зима»;
диспут: «Спорт - альтернатива пагубных привычек»;
эко-игры: «Букварь природы», «Путешествие в природу», «По страницам Красной книги», «Экологическая экспедиция», «Берендеево царство - лесное государство;
эковикторины: «Загадки природы», «Берегите свою планету с тёплым именем Земля»;
эрудит-круиз: «Не разгаданные тайны»;
дискуссия: «Природа моего края»;
познавательные мероприятия: «Мир вокруг нас», «Легенды Кавказа», «Тайны и чудеса зимушки-зимы», «Весёлый урок здоровья» «Семь чудес света», «Золотое кольцо России», «Семь чудес России», «Путешествие по Ставрополью»;
сказочная рулетка: «Нарушение прав в сказочном королевстве»;
литературный сундучок: «О доблести, о подвигах, о славе»;
час весёлых почемучек: «Копилка вопросов»;
конкурс стихов и загадок: «Чародейка Зима», «Серебряные нити загадок»;
конкурс загадок: «Отгадай-ка!», «По странам мира»;
литературный час: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Вот пришли морозы и зима настала»;
конкурс смекалистых: «Лучший знайка», «Составь рассказ на одну букву»;
викторины: «Ключ к здоровью», «В мире спорта», «Дорожная азбука»,«Экологический калейдоскоп», «Чудеса природы», «Моя Родина - Россия» и др.;
литературная игра: «По страницам детских книг»
конкурс рисунков: «Правила дорожного движения - наши верные друзья» , «Осенний вернисаж», «Золотая осень», «В ледяной карете мчится Зимушка-Зима», «Я рисую свои права», «Герои России. Кто они?» и др.;
акции:
к Международному дню толерантности: «Все мы разные, и тем не менее у нас много общего»;
к Международному дню инвалидов:«Белая ленточка», «Подари улыбку миру»
КТД: «Радужная страна», «Осенний калейдоскоп», «Лидер», «Сто к одному», «Удивительная страна – Игралия», «Мамино сердце - хрустальная чаша», «День русских традиций», «Великолепная семёрка», «Пятью пять», «Ускоренная помощь», «Лучший артист-пародист», «Весёлый художник», «День почты в Простоквашино», «Страны мира», «Экологический марафон», «Экскурс в мир профессий», «Весёлое путешествие на поляну игр», «Игра по станциям», «Школа волшебства Деда Мороза», «Вокруг земного шара», «Будем знакомы», «Весёлая карусель», «Осенний калейдоскоп», «Формула удачи», «Сладкоборье», «Весёлая палитра», «Спасатели вперёд!», «Мисс и мистер осень», «В стране невыученных уроков», «Каша - матушка наша», «Путешествие сороконожки», «Ассорти», «Формула удачи», «Практикум юного шпиона», «Весёлый калейдоскоп», «Новогоднее путешествие», «Новогодний стартинейджер», «Снежный ком», «В гостях у чая!», «Новогодние забавы» и др.
выпущены буклеты и листовки: «Я - ребёнок! У меня есть права», «Знай правила движения, как таблицу умножения», «Мир и дружба - основа жизни на Земле», «Мы такие же, как все, но чуточку сильнее», «О хороших манерах в простых примерах».
В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций в стационарном отделении проводились уроки безопасности: «Безопасность при любой погоде», «Дорога и я», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», конкурсы рисунков «Палитра безопасности», «Дорога и мы».
В целях формирования доброжелательного отношения между детьми проводились: «Уроки доброты», при участии настоятеля Троицкого храма протоиерея о.Николая
В рамках патриотического воспитания проводились мероприятия по Календарю памятных дат военной истории России: «Во славу Суворова - величие России», «Имя твоё - Неизвестный солдат», «Великая война на Дону!», «И помнит вся Россия продень Бородина», и др. ;
11 сентября - Всероссийский день трезвости.
В отделении были проведены тематические мероприятия: «На вредные привычки времени нет», конкурс рисунков «Дети за здоровый образ жизни», выпуск буклетов «Россия - трезвая страна».
Задача проведенных мероприятий - дать предостерегающую информацию и уберечь от беды молодое поколение, предоставить убедительное объяснение последствий злоупотребления для собственного здоровья.
Ребята познакомились с полезной информацией об укреплении и оздоровлении организма, с полезными и вредными привычками, поучаствовали в конкурсе пословиц.
Участникам акции были вручены буклеты, содержащие полезную информацию, закладки с высказываниями известных людей о его вреде.
Все мероприятия способствовали выбору отрицательной позиции по отношению к алкоголю, формировали потребность в здоровом образе жизни.
5 октября - День учителя, один из самых тёплых и трогательных праздников.
Правительство республики «РИТМ-О» организовало линейку-поздравление для педагогического коллектива учреждения.
В стихотворной форме в адрес педагогов звучали поздравления и слова благодарности за труд, доброту и мудрость. Дети с любовью и старанием изготовили для наставников праздничные открытки «С Днём учителя!» и поздравительные газеты.
День народного единства - праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения.
В отделении прошёл цикл праздничных мероприятий: беседа «Россия, Родина, единство», викторина «От древней Руси, до новой России», час творчества «Мы один народ - у нас одна страна!».
В ходе мероприятий ребята совершили увлекательное путешествие по Великой Руси, ее традициям и обычаям, культуре и искусству, вспомнили героические страницы нашей истории, о людях которые её создавали и отстояли в грозный час - Кузьме Минине и воеводе князе Дмитрии Пожарском, участвовали в исторической викторине.
В рамках празднования Дня народного единства участники дети оформили плакат «Мы один народ - у нас одна страна!».
3 декабря - Международный день инвалидов.
По инициативе Правительства республики «РИТМ-О» в отделении прошла акция «Белая ленточка».
В рамках акции проведены: урок добра «С пониманием и милосердием», выпуск листовок «Мы такие же, как все, но чуточку сильнее», просмотр мультипликационного фильма «Цветик-семицветик», выставка рисунков «Мир глазами детей».
В заключение мероприятия ребята подарили детям с ограниченными возможностями стационарного отделения «Мать и дитя» сувениры - «бумажные сердечки» и повязали белые ленточки, символ солидарности с инвалидами, символ милосердия и благородства.
В знак доброго отношения к детям с ограниченными возможностями в творческой мастерской «ВундерКиндер» прошла выставка рисунков «Мир глазами особенных детей».
Каждая работа была выполнена детьми с большим старанием, с любовью и фантазией.
Правительством детской республики «РИТМ-«О» совместно с методистами Центра выпущены и распространены информационные листовки «Я - ребёнок! У меня есть права», «Знай правила движения, как таблицу умножения», «Мир и дружба - основа жизни на Земле», «О хороших манерах в простых примерах».
Большое внимание в целях профилактики здорового образа жизни уделяется спортивно-развлекательным мероприятиям, посещению спортивных площадок, прогулкам и развлекательным играм на свежем воздухе.
Дети активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков.
Для детей были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ.
В течение реабилитационного периода педагогами-психологами отделения психолого-педагогической помощи проводилась групповая и индивидуальная работа.
с целью повышения уровня социальной адаптации, сплочения группы, формирования позитивных установок, развития навыков общения в совместной деятельности, снятия эмоционального напряжения с младшей группой проводилась групповая работа по программе «Радуга»
Проведено 10 встреч по темам:
1.Диагностика «Дом настроения»;
2.«Я, какой я сейчас»;
3.Арт-терапия «Чувства»;
5.Арт-терапия «Моя семья»;
6.Арт-терапия «Дорисуй»;
8.Арт-терапия «Волшебный остров»;
9.Проективный тест «Дом»;
10.Арт-терапия «Вселенная».
В процессе групповой работы участники получили опыт совместной игровой деятельности, приобрели навыки работы в группе, что способствовало снижению эмоционального напряжения, уровня тревожности, раскрытию творческого потенциала, повышению уровня самооценки, групповому сплочению.
Со 2 группой проводилась групповая работа по программе «Кто Я». Цель - создание условий для формирования и стремления к самопознанию, формирование умений управлять своими чувствами и эмоциями, формирование навыков общения.
Проведено 10 встреч по темам:
- Диагностика упражнение «Маска»;
- упражнение «Ослиная шкура»;
- упражнение «Похвалики»;
- упражнение «Самого себя любить;
5.упражнение «Невидимые помощники»;
6.упражнение «Как справиться с плохим настроением»;
- упражнение «Я глазами других»;
8.упражнение «Самооценка»;
- упражнение «Ярмарка достоинств»;
10.упражнение «Быть собой»
Групповые занятия способствовали сплочению детского коллектива, снижению уровня тревожности, повышению эмоционального фона, улучшению навыков общения.
С 3 группой проводилась групповая работа по программе «Мы из будущего».
Цель - развития навыков общения, углубление процессов самораскрытия, развитие умений открыто выражать свои чувства по отношению к различным жизненным ситуациям.
Проведено 10 встреч по темам:
- Диагностика. Упражнение «Знакомство»;
2.релаксационное упражнение «Полет к звезде»;
- тренинговая игра «Сигнал»;
4.упражнение «Золотой стул»;
5.релаксационное упражнение «Мо», упражнение «Семь свечей»;
6.рисуночный тест «Слон»;
- тренинговая игра «Котел»;
- тренинговая игра «Цвет эмоций»;
9.упражнение «Мимика»;
- упражнение «Комплименты»;
Арт-терапевтические проекционные занятия способствовали разрешению и коррекции внутриличностных конфликтов, переживанию возрастных кризисов, психосоматических расстройств, раскрытию личных переживаний через творчество, развитию креативности. Рисуночные методики, помогли выразить состояния, которые трудно выразить словами, помогли выходу из проблемных ситуаций.
В процессе реабилитационного периода с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП) проведена индивидуальная работа с целью развития крупной и мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения, увеличения объема внимания, снижения уровня тревожности, развития коммуникативных умений.
С каждым ребенком проводилась диагностическая работа, направленная на выявление отклонений в развитии.
Проведено 8 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с каждым ребенком.
В работе использовались пальчиковые игры, арт-терапия, песочная терапия, ароматерапия, сказкотерапия, игротерапия.
Занятия по развитию крупной моторики проходили в «Светлой сенсорной комнате» с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей по специально разработанным программам «Золотая рыбка» и «Город мастеров».
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Занятия арт-терапией проводились по программе «Радуга».
В работе использовались цветное коллажирование, совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, водная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок по специально разработанной программе «Веселые пальчики». Работа способствовала снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности.
Занятия в комнате водно-песочной терапии проводились по программе «Водные приключения». Песок и вода способствовали гармонизации психоэмоционального состояния детей, благотворным образом влияли на детский организм и в частности на его психику. Содержание каждого занятия структурировалось в процессе взаимодействия с детьми, зависело от их желания и готовности к определенным упражнениям. Анализ диагностики детей дал возможность отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы. Занятия подбирались с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Занятия с детьми проходили в атмосфере принятия и взаимопонимания, что способствовало установлению доверительного контакта.
Дети с радостью выполняли предложенные задания. Наблюдалась положительная динамика в улучшении навыков общения. На занятиях по методу арт-терапии дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с родителями и психологом.
Логопедические занятия проводились с использованием методики «Логометрические упражнения», включающей упражнения по развитию конструктивного праксиса, разнообразную игровую деятельность, творческие задания, с использованием музыкальных инструментов.
На коррекционно-логоритмических занятиях дети обучались приемам игры на музыкальных инструментах. В результате чего развивалась координация движений, чувство ритма, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость; дети побуждались к активным самостоятельным действиям с музыкальными игрушками, активизировались потенциальные творческие возможности. Маленькие дети голосом старались передать звучание музыкальных инструментов.
В ходе работы формировался речевой навык через взаимосвязь музыки, речи, движения; активизировались творческие способности детей. Развивались детские голоса по высоте, силе звучания и воспроизведению темпа. Исправлялись речевые нарушения: речевое дыхание, оральный праксис, просодика речи, фонематический слух, звукопроизношение. Расширился и обогатился словарный запас, формировалась связная речь, ее грамматический строй; осуществлялось эстетическое и нравственное развитие.
Вся работа отделения социальной реабилитации учреждения была направлена на содействие социальной адаптации детей, их социальной реабилитации, а также на развитие интеллектуальных способностей, психического, духовного и нравственного развития.
Занятия в творческих студиях «Мукосолька», «Развивайка», «Волшебные пальчики», «Бусинка», «Весёлые нотки», способствовали коррекции и развитию речемыслительной деятельности детей, развитию мелкой моторики рук, воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса, получению устойчивого эффекта реабилитации и творческой социализации клиентов.
В творческих мастерских дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, виды плетения из бисера, учились пользоваться основными приемами с различными материалами и инструментами.
Кружковой деятельностью охвачено 100% получателей социальных услуг.
В отделении социальной реабилитации реализуется адаптированная рабочая общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга творчества» и состоит из 4 модулей: «Тестопластика», «Бисероплетение», «Веселая аппликация», «Волшебные оригами».
Цель программы - разностороннее комплексное развитие и реабилитация обучающихся детей с ограниченными возможностями и активизация их познавательной и творческой деятельности.
На занятиях обучающиеся знакомятся с различными техниками и многообразием художественных материалов и приемов работы с ними. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.
На занятиях дети выполняют как коллективные творческие работы так и индивидуальные
Освоение содержания программы происходит через следующие виды: индивидуальные занятия; групповые занятия; мастер-классы.
Уровень усвоения содержания программы определяется путём проведения диагностики, промежуточного и итогового контроля, выставкой детских работ.
Занятия по программе «Радуга творчества» позволили детям узнать много нового и познакомиться с разными видами декоративно-прикладного искусства.
При выполнении работ у детей развилось наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. Дети приобрели такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развился творческий потенциал.
В познавательном плане: расширился круг знаний, умений, навыков в декоративно-прикладном искусстве.
За время реализации программы «Радуга творчества» было охвачено 100 % обучающихся в возрасте от 3 до 17 лет.
В кружке «Веселые нотки» занятия проводились с использованием технологии музыкальной арт-терапии «Домисолька».
Актуальность музыкальных занятий с использованием технологии музыкальной арт-терапии «Домисолька» заключалась в том, что они позволяли каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
В IV квартале 2018 года в программу реабилитации были включены 50 детей, из них детей-инвалидов-20 человек.
На основании первичной диагностики музыкального уровня развития ребенка, составлялись индивидуальные программы реабилитации, подбирались определенные технологии работы и музыкальный репертуар.
Работа была направлена на развитие слухового восприятия, ориентировку в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств, эмоциональной и двигательной выразительности, формирование внимания и интереса к музыке, развитие элементарных музыкальных способностей, исполнительских навыков, навыков общения в процессе совместной деятельности.
Дети познакомились с названиями музыкальных инструментов и их звучанием, овладели элементарными приемами игры на музыкальных инструментах, выполняли игровые движения руками, изменяя соответственно тексту песни, получили представление о понятиях: «музыкальные» и «шумовые» звуки, «шумовые» инструменты, «тихие» и «громкие» звуки. Такие задания развивали ритмичность, внимание, усидчивость. На занятиях использовали музыкально-двигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, ритмические игры.
Дети приняли участие в концертных программах с музыкальными композициями: «Лягушата», «Зарядка», «Незабудка», «Фонарики».
По результатам итоговой диагностики все дети имеют положительную динамику по всем видам музыкальной деятельности.
Для занятий с детьми фонотека периодически пополняется музыкальными композициями для слушания, аудиоматериаломи, нотным и методическим материалом
Проанализировав работу за отчетный период и на основании результатов диагностики (данные результаты регистрируются в отчетах музыкального руководителя), можно отметить, что у детей улучшились певческие, ритмические, игровые навыки, сформировался интерес музыке, развились творческие способности.
В результате поведения реабилитационных мероприятий у 50 детей (100%) наблюдается развитие творческой активности; 50 человек (100%) развитие музыкальных способностей; 50 детей (100%) восстановление эмоционального равновесия и снятие нервного напряжения.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в отделении строилась на основе программы «Здоровячок».
В IV квартале 2018 года в программу реабилитации были включены 54 ребенка, из них детей-инвалидов- 11 человек.
В ходе работы решались следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья детей, совершенствование их физических возможностей, развитие двигательной активности, воспитание чувства взаимоподдержки, товарищества, обеспечение физического и психического благополучия.
В отделении созданы условия для реализации задач по развитию у детей навыков, умений и качеств в соответствии с их возрастными возможностями. Имеется физкультурный зал с разнообразным оборудованием для различных видов движений и раздаточный материал для организации общеразвивающих упражнений и подвижных игр, бега и прыжкрв.
При организации физкультурных занятий учитывали: строгую регламентацию деятельности детей и дозирование физической нагрузки; оптимальную двигательную активность детей; чтобы каждое предыдущее занятие быть связано с последующим и составляло систему занятий; соответствие возрасту и уровню подготовленности детей; имеющееся оборудование и музыкальное сопровождение.
Созданию условий для эффективного формирования двигательных навыков и развития психофизических качеств способствуют здоровьесберегающие технологии, в ходе которых используются: стретчинговые упражнения, упражнения с нетрадиционным оборудованием, элементы партерной гимнастики, ритмопластика, гимнастика для глаз.
Большое внимание было уделено развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Для этого в системе организованной деятельности вводились специальные упражнения, игровые задания. Собранный в результате работы материал структурирован, разбит на комплексы.
Проводилась работа по формированию основных видов движений; по развитию физических качеств (бег с изменением темпа, в течение несколько минут); строевые упражнения; общеразвивающие упражнения на все группы мышц; игровые упражнения «Быстро возьми! », «Добеги до флажка».
Обучающиеся с удовольствием занимались физическими упражнениями, участвовали в подвижных играх. Движения детей стали мотивированными, дети научились понимать связь между характером движений и их целью – выполнение определенных задач, повысилась работоспособностью, они стали сильнее, выносливее, ловкими.
По результатам мониторинга прослеживается стабильная динамика в формировании обогащении двигательного опыта у детей, отмечается: у 54 человек (100%)
За отчётный период в отделении проведены мероприятия:
торжественные линейки посвященные открытию смены;
праздничные концерты: «Осенние мелодии», «Рецепт хорошего настроения»;
музыкально-театрализованное представление «Новый год наоборот»;
дискуссия «Права и обязанности школьника»;«Право -тот же компас в бескрайнем общественном море»;
тематические часы: «Добрые отношения», «Уроки Мойдодыра и доктора Пилюлькина», «Новый год стучится в дом», «Детство - чудесная пора»,
беседа: «Чистота - залог здоровья»;
игра-путешествие «Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть»;
спортивные праздники: «Спорт любить - здоровым быть!», «Поможем Снеговику-почтовику», «В гости к Мишке»;
беседа за круглым столом: «О дружбе и товариществе»;
игры: «В мире загадок», «Поле чудес»;
экологическая викторина: «По страницам Красной книги»;
развлекательно-познавательная игра: «Поле чудес»;
деловой практикум: «Зелёный нам дорогу открывает»;
познавательный час: «Здоровье на тарелке»;
викторина: «Обо всём на свете», беседа «Как мы отдохнули».
Методическая работа.
В IV квартале 2018 года среди специалистов отделения социальной реабилитации проведён конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». По итогам конкурса присуждено:
Первое место:
И.В.Можаренко – инструктору по труду отделения социальной реабилитации (общее количество баллов 151)
Второе место:
Г.В.Будагян – инструктору по труду отделения социальной реабилитации (общее количество баллов 147)
Третье место:
С.И. Лапиной – инструктору по труду отделения социальной реабилитации (общее количество баллов 145)
За отчётный период в учреждении прошли мастер-классы: «Сокровища осени», «Осеннее дерево», «Цветочная феерия», «Букет цветов», «Рябинка», Букет для мамы», «Вьюга», «Дед Мороз и северный олень», «Зимняя сказка», «разснежинка, два снежинка», «Весёлый снеговик» и др.
В ходе работы ребята осваивали новые приёмы работы с солёным тестом, бисером, бусинами, бумагой, картоном, лентами, тканью, природным и бросовым материалом, пластилином, приобретали не только знания и умения, но и развивали трудовые навыки, умственные способности, творческий потенциал, сосредоточенность, точную работу пальцев, пространственное восприятие, воображение, усидчивость, аккуратность и самостоятельность.
Методическая копилка отделений пополнилась 23 методиками работы с детьми.
Проведено 4 заседания методических объединений отделений Центра, 1 заседание Методического Совета.
На Методическом совете рассмотрены и утверждены для работы программы:
адаптированная рабочая общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Академия успеха», разработчик стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Papertoie
дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Самоделкин»;
рабочая общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Территория здоровья».
В IV квартале 2018 году аттестацию на соответствие занимаемой должности прошли 2 человека: социальный педагог Н.Н.Сосуновская, педагог-психолог И.Д.Фролова.
14 декабря 2018 года в учреждении прошёл День открытых дверей.
Специалисты из 13 территориальных органов труда и социальной защиты населения Ставропольского края познакомились с основными направлениями деятельности Центра, реабилитационной базой учреждения, условиями проживания получателей социальных услуг, посетили занятия и процедуры.
СМИ
Еженедельно на сайте учреждения и сайте министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края публиковалась информация о жизнедеятельности Центра.
Информация о работе со средствами массовой информации в IV квартале квартале 2018 года :
|
Количество публикаций |
Печатные СМИ |
9 |
ТВ-сюжеты |
|
Радио |
- |
Интернет-сайт учреждения Интернет-сайт МТСЗН СК социальные сети |
63 28 63 |
Реализация 442ФЗ
В течение IV квартала 2018 года на официальном сайте учреждения, на информационных стендах отделений Центра обновлялся информационный материал по реализации основных положений Федерального закона №442-ФЗ от 29.12.2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», были внесены изменения и дополнения в регистр получателей социальных услуг, который содержит основные данные о получателе социальных услуг, в паспорт поставщика социальных услуг.
С каждым получателем социальных услуг был заключен договор о предоставлении социальных услуг, составлена и утверждена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Учреждение продолжает работу по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитции детей-инвалидов.