2019
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» в II квартале 2019 года
Итоги работы
государственного бюджетного учреждения социального обслуживания
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок»
во II квартале 2019 года
Коечная мощность учреждения - 90 коек.
Во II квартале 2019 года, в соответствии с графиком заездов в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок», утверждённому министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, проведено 4 заезда, всего принято на реабилитацию 377 получателя социальных услуг, из них:
детей - 270:
по стационарному отделению реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: детей всего - 150 человек, в т. ч. дети- инвалиды - 13 чел., дети с ограниченными возможностями здоровья - 137 чел.;
по стационарному отделению «Мать и дитя» всего - 227 человек, из них: детей всего - 120, из них,
детей-инвалидов - 80 человек,
детей с ограниченными возможностями (по возрастным показателям) - 40 детей;
сопровождающих лиц - 107 человек.
Выполнение плана койко-дней составило - 6882:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 2637;
стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 4245.
Всего оказано 77535 услуг, из них:
бесплатно - 75215;
на платной основе (питание, проживание) - 2320.
Оказываемые социальные услуги соответствуют требованиям Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Средняя оценка по 5-бальной шкале составила 5 баллов.
Мониторинг качества услуг.
Удовлетворённость клиентов качеством оказываемых услуг, согласно анкетирования:
Из опрошенных получателей социальных услуг и их законных представителей - 326 человек (100%) полностью удовлетворены качеством оказываемых услуг. Отрицательных результатов нет.
Изучение результатов реабилитации посредством опроса родителей детей, нуждающихся в сопровождении, заключения специалистов социального медико-психолого-педагогического консилиума Центра показало, что у детей, в результате комплекса реабилитационных и интеграционных мероприятий, непосредственно в процессе курса реабилитации наступили положительные изменения в физическом и психологическом состоянии здоровья
Реабилитационный процесс
Деятельность отделения медико-социальной реабилитации заключалась в реализации мер, направленных как на устранение или смягчение физиологической патологии, так и на формирование личностных качеств детей всех категорий.
Отделение осуществляло организацию поэтапного выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг в части реализации комплекса медицинских, социально-медицинских мероприятий детям и подросткам, взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.
Психологическая, педагогическая, творческая, бытовая реабилитация проводились во взаимодействии с медицинской.
В процессе реабилитации был использован комплекс медицинских технологий, направленный на достижение такого состояния ребенка, когда он способен к выполнению функций - самостоятельно или поддержки взрослых передвигаться, трудиться, обучаться, развивать коммуникативные способности.
Основной контингент детей, поступающих в Центр, это дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом (ДЦП) со средними и выраженными нарушениями со стороны НС, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
В отчетный период Центр принял на реабилитацию следующие категории детей:
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
3 года |
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
всего: 150 |
||||||||||
всего: 120 |
||||||||||
7 (4,7%) |
61 (41%) |
74 (49 %) |
8 (5,3%) |
|||||||
0
|
11 (9,2%) |
58 (48,3%) |
35 (29,2%) |
16 (13,3%) |
||||||
в т.ч. дети-инвалиды 13 чел. (8,6%) |
||||||||||
в т.ч. дети-инвалиды 80 чел. (66,7%) |
||||||||||
1 (0,7%) |
2 (1,3%) |
8 (5,3%) |
2 (1,3%) |
|||||||
0 |
29 (24,1%) |
35 (29,1%) |
13 (11%) |
3 (2,5%) |
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию за отчетный период, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата), занимают ведущее место - 114 детей (42,2 %);
далее идут:
болезни органов дыхания – 51 ребёнок (18,9 %);
болезни костно-мышечной системы - 47 детей (17,4 %);
психические расстройства и расстройства поведения - 28 детей (10,3 %);
врожденные аномалии (пороки развития) - 19 детей (7,1 %);
болезни уха и сосцевидного отростка - 4 ребёнка (1,5 %);
болезни глаз и его придаточного аппарата - 3 ребёнка (1,1%)
болезни органов пищеварения – 3 ребёнка (1,1 %);
болезни мочеполовой системы - 1 ребёнок (0,4 %)
Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:
Количество детей
|
II квартал |
|
|
|
|
чел. |
% |
||||
Поступивших на реабилитацию |
270 |
100% |
|||
выбывших с улучшением |
270 |
100% |
|||
без перемен |
- |
- |
|||
с ухудшением |
- |
- |
|||
В программе медико-социальной реабилитации использовались традиционные методики:
- лечебная физкультура – активная, пассивная, с использованием тренажеров;
- массаж лечебный применялся при заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, ЛОР, органов дыхания, костно-мышечной системы.
Специалистами использовались приемы, способствующие расслаблению гипертонуса мышц, седативному действию на гиперкинезы отдельных групп мышц; улучшающие стимулирующие, тонизирующие функции паретичных мышц для снижения вегетативных и трофических расстройств и улучшения общего состояния ребенка и работоспособности его мышц;
- аппаратная физиотерапия – применялся электрофорез с эуфиллином, папаверином и т.д., магнитотерапия, амплипульстерапия, дарсонвализация, светолечение, электростимуляция и др. Широко применяется модульная система BTL- 4000,5000 – в этих аппаратах сочетается до 4 терапий: электротерапия + ультразвуковая терапия + лазерная терапия + магнитотерапия;
- грязелечение с применением аппликаторов тамбуканской грязи, ценным терапевтическим действием которой является нормализация микроциркуляции, как в очаге воспаления, так и во всех тканях организма. Улучшая трофику тканей, грязь способствует размягчению рубцов, рассасыванию спаек, стимуляции процессов регенерации, уменьшению тугоподвижности и увеличению объема движений суставов при фиброзных изменениях в результате артрозов, артритов и т.д.;
- бальнеотерапия – хвойные, йодобромные, шалфейные ванны;
- SPA-терапия;
- фитотерапия, витаминотерапия.
Специальные методики:
- лечебная физкультура, адаптивная физическая культура с использованием реабилитационного костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант».
Комбинезон использовался в качестве тренажера тела, рук и ног для детей разного возраста и комплекции.
Специалисты Центра и родители (по результатам заключительного консилиума) отмечали положительное влияние РК «Фаэтон», РУ «Атлант» на развитие двигательных возможностей детей. Более чем у 98% маленьких пациентов центра, реабилитационная методика позволила улучшить координацию движений, активизировать навыки передвижения, отработать твердую поступь ходьбы и перекатку с пятки на полную стопу. Дети впервые стали совершать шагательные движения, а также закрепили навыки самостоятельного стояния, ходьбы.
- вертикализатор (стендер) - это вспомогательное устройство, позволяющее детям с ограниченными возможностями и пациентам в период реабилитации после травмы принимать вертикальное положение с целью профилактики негативных последствий длительного пребывания сидя или лежа (профилактика легочной и почечной недостаточности, пролежней, остеопороза, депрессии.)
- PNF-метод проприцептивного нервно-мышечного проторения. Основой метода стало положение о работе «проприоцептивной нервной системы». Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприорецепторы, реагирующие на растяжение и сжатие. С помощью определенных манипуляций инструктор воздействует на данные рецепторы, тем самым, стимулируя и облегчая, выполнение какого-либо движения всего тела или конечности. Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, появляются правильные статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность.
спелеотерапия – уникальный метод оздоровления и профилактики заболеваний, основанный на использовании искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных соляных шахт. Оказывает выраженное оздоравливающее действие - снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма. Основным действующим фактором является практически асептический безаллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим.
В отделении социально-медицинской реабилитации Центра аппараты Artromot применялись в реабилитации детей с детским церебральным параличом, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, последствиями травм в возрасте от 4 до 15 лет. Отбор детей проводился на основании представленных медицинских заключений учреждений здравоохранения и осмотра врача отделения. Показаниями для применения являлись посттравматические нарушения подвижности суставов, патологии связочного аппарата, контрактуры, дисплазии, некоторые формы детского церебрального паралича.
Охват целевых групп по мероприятиям 85 человек:
53 ребёнка-инвалида, 32 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
По структуре заболеваний:
плоскостопие - 40 чел;
детский церебральный паралич - 35 чел.;
дисплазия и врождённые аномалии - 8 чел.;
последствия травм - 2 чел
Охват целевых групп детей по функциональному воздействию тренажёров на суставы:
ARTROMOT-K1 для разработки коленного и тазобедренного суставов - 33 чел.
ARTROMOT-SP3 для разработки голеностопного сустава – 63 чел.
ARTROMOT-H для разработки лучезапястного сустава руки и пальцев - 16 чел.
ARTROMOT-E2 для разработки локтевого сустава - 6 чел.
ARTROMOT-F для разработки суставов руки и пальцев - 6 чел.
В результате проведения реабилитационных мероприятий с применением аппаратов Artromot у 85 детей увеличилась амплитуда движений, у 42 детей - улучшились функции суставов, верхних конечностей, у 11 детей наблюдалось уменьшение болевого синдрома, улучшение метаболизма, у 65 детей отмечено улучшение походки.
Опорно-двигательный кабинет биологической обратной связи БОС - предназначен для улучшения функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата у детей.
Особенности методики определялись не столько диагнозом, сколько характером двигательных нарушений. Для определения тактики коррекции врачом проводился осмотр ребенка, во время которого:
выявлялись мышечные группы, определяющие двигательные дефекты;
были определены коррекционные задачи;
осуществлялся:
подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;
дозировку нагрузки.
Охват целевых групп по мероприятиям 60 человек: 22 реёнка-инвалида, 38 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате проведения реабилитационных мероприятий у 60 детей увеличилась амплитуда движений, у 25 детей с ограниченными возможностями здоровья сформирован навык правильной осанки, походки, у 9 детей улучшились функции суставов верхних конечностей.
В 2017 году учреждение, благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (председатель Правления фонда М.Гордеева), в рамка реализации мероприятий программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, приобрело современный, многофункциональный универсальный тренажер «Имитрон».
Принцип действия шагохода: ребенок, активно двигая верхними конечностями, приводит в синхронное движение все элементы конструкции тренажера, перемещая опоры адинамических нижних конечностей, и тем самым, находясь в вертикальной позиции, комплексно приводит в движение организм - имитирует ходьбу. Одновременно активно работают верхние конечности с плечевым поясом, приводящие в движение всю систему, также тренируются мышцы живота и спины, повороты туловища и таза.
Во II квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 27 детей, дисплазии и врождённые аномалии – 2 ребёнка, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 3 ребёнка, нарушения осанки - 2 ребёнка.
По результатам применения имитатора ходьбы Имитрон в реабилитации детей наблюдается: стабилизация правильного положения тела у 29 детей; увеличение амплитуды движений суставов верхних и нижних конечностей – у 31 ребёнка; совершенствование навыков ходьбы – у 30 детей; повышение эмоционального фона наблюдалось у 34 детей.
Адаптационный трёхколесный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног.
Во время езды бедра, колени, и лодыжки активизируют мышцы и регуляцию моторики по образцу, схожему с ходьбой, мышцы совершают циклические движения, сгибаются, напрягаются и растягиваются.
Езда на велосипеде содействовала движению нижними конечностями по реципрокному образцу и последовательно, что способствовало укреплению соответствующей группы мышц, суставов, дало возможность положительно повлиять на регуляцию моторики. Езда осуществлялась по прямой линии, по кругу, с поворотами.
Во II квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП - 24 ребёнка, дисплазии и врождённые аномалии – 7 детей, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 5 детей, нарушение осанки - 4 ребёнка.
По результатам применения велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации у всех детей наблюдается увеличение объёма движений суставов, поддержание правильной осанки и мышечного тонуса, развитие координации движений, опорной функции стопы и хватательной силы рук, тренируются мышцы ног, улучшается реакция выпрямления и мышцы приготовляются к ходьбе, в т.ч. по лестнице, улучшение эмоционального состояния.
При поступлении клиентов на реабилитацию осуществлялся осмотр узкими специалистами: врачом-педиатром и врачом-неврологом. По результатам осмотра разрабатывалась индивидуальная программа предоставления социальных услуг с последующей ее коррекцией (по необходимости) и динамическим наблюдением за состоянием здоровья.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем пациентов велось динамическое наблюдение врачом-педиатром, медицинской сестры диетической.
Медицинским персоналом отделения проводилась работа с детьми по формированию навыков здорового образа жизни, велись беседы о соблюдении режимных моментов, правил личной гигиены, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Реабилитационная работа в отделении «Мать и дитя» была направлена на реализацию реабилитационного потенциала детей, расширение навыков социализации и среды взаимодействия, повышение эмоциональной и познавательной активности, развитие мелкой моторики рук
С целью расширения реабилитационного пространства специалисты отделения использовали программу «АРТР-Базар», которая включает в себя микроцентры игровых зон для детей.
Социальные педагоги отделения работали с детьми индивидуально и в группах.
Предметно-развивающая среда обеспечивала возможность развиваться детям в различных сюжетно-ролевых играх, позволяла каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Социальные педагоги помогали детям моделировать ситуации, обыгрывать их:
«Магазин» - «Овощной магазин», «Гастроном», «Сортировка товара», «Вежливый продавец», «Открытие магазина», «Тайный покупатель», «Кулинария», «Детский мир», «Разложим товар», «Принимаем товар».
«Больница» - «На приеме у врача», «У малыша болит нога», «На приеме у окулиста», «Процедуры в поликлинике», «Профилактический осмотр», «Врач- окулист», «Ставим диагноз больному», «Измеряем температуру».
«Ветеринарная клиника» - «Больница для зверей», «Добрый доктор Айболит», «Лечим кошку», «Бинтуем хвостик», «Клиника для кошек», «Делаем укол собаке».
«Семья» - «У куклы Кати день рожденья», «Моя семья», «Мамины помощники», «Генеральная уборка», «Ждём гостей», «Сервируем стол».
«Кухня» - «Знакомство с посудой», «Готовим обед», «Мы пекари», «Назови прибор».
«Школа» - «Урок в школе», «Учимся в школе», «На переменке», «Раз, два, три», «Урок литературы», «Учим цифры», «Правила поведения», «Азбука».
«Мастерская» - «Автосервис», «Автомастерская», «Покраска и тюнинг», «Починим сломанный автомобиль».
«Гараж» - «Путешествие на автобусе», «Работа в гараже», «Светофорчик», «Час пик на дороге», «Умный пешеход», «Диспетчерская», «На заправочной станции».
«Парикмахерская» - «Визит в парикмахерскую», «Салон красоты», «Лучшая прическа», «Моем голову», «Уход за волосами», «Мы стилисты», «Делаем прическу», «Постригаем волосы».
В «Уголке изобразительной деятельности» социальными педагогами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности:
занятия по пластилинографии - «Рыбки в аквариуме», «Мухомор», Колокольчик», «Расцветают нарциссы», «Зелёные листочки», «Танки к бою», «Черепашка», «Весёлая полянка»;
аппликация ватными дисками - «Котик»;
аппликация из крупы - «Груша», «Подснежник», «Фрукты»;
рисование в технике «печать листьями» - «Чудо-дерево».
аппликация в технике «торцевание» - «Тайны космоса»;
аппликация в технике «объемная аппликация» - «Лютики»;
аппликация в технике «обрывная апликация» - «Ракета», «Птички-синички», «Грибная поляна»;
аппликация в технике «квиллинг» - «Цветок Ландыша»;
рисование ватными палочками - «Божья коровка»;
рисование в технике «штампование» - «Во саду-садочке», «Страна - чудесная весна!», «Салют Победе!».
рисование в технике «ниткография» - «Солнечное настроение», «Цветы неземной красоты»;
рисование в технике «граттаж» - «Сова большая голова»;
рисование манной крупой - «Мое солнышко»;
рисование пальчиковыми красками - «Гуси-лебеди», «Фиалка», «Тюльпан», «Лучший самолёт»;
рисование на пене - «Деревья в волшебном лесу»;
рисование солью - «Звездное небо», «Самолеты в небе», «Подводный мир»;
конструирование из бумаги в технике «оригами» - «Бумажные фантазии», «Белые журавли», «Птица на дереве».
рисование с использованием копировального экрана - «Веселые друзья», «Паровозик».
занятия с кинетическим песком - «Башня», Морские обитатели», «Земноводные», «Узор под диктовку», «Найди и назови».
декоративно-прикладное творчество в технике «литьё из гипса» - «Мишка косолапый».
комплексные занятия:
«Что зайка ест?» - рисование по шаблону + знакомство с окружающим миром;
«Весне - дорогу!» - рисование в технике «монотипия на пене» + составление рассказа по картинке.
Также для развития мелкой моторики специалистами были проведены упражнения по методике Монтессори: с крупами, с развивающими пазлами и играми (шнуровками, лабиринтами, мозаиками, пирамидками), которые способствовали развитию хорошей подвижности пальцев, гибкости.
Для снижения мышечного тонуса рук использовалась пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим», «Листочки», «Ручки», «Домик», «Моя семья», «Хлоп-хлоп», «Мы писали», «Этот пальчик», «Солнышко», «Журавли», «Тесто», «Кулачок», «Как живёшь?», «Рыбка», «Весёлый человечек», «Дружные пальчики», «Овощи», «Постовой»
Активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря (шаров, лент, канатов), музыкальных инструментов (трещоток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов): «Грибок», «Фрукты», «Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы шагать», «Ветер дует нам в лицо», «Прыг да скок», «На горе стоит лесок», «5 веселых домовых», «Звериная зарядка», «Мишка косолапый», «Пчёлы в поле полетели», «Мы шагаем», «Облако», «Дождь!», «Дует ветер с высоты», «Лесная лужайка».
Это давало возможность отдохнуть детям, сменив вид деятельности, и, вместе с тем, способствовали развитию речи и мелкой моторики.
Некоторые занятия проводились с использованием регулируемого стола по росту детей, что создавало дополнительные комфортные условия и способствовало формированию правильной осанки.
Все занятия с детьми проходили в игровой форме и были направлены на развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения, памяти, изобразительных навыков, на ознакомление с цветом, формой, величиной, на совершенствование звукового анализа речи, развитие мышечного чувства, на снятие физического и эмоционального напряжения, развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Занятия с детьми проводились в присутствии родителей, что позволило включать последних не только в процесс работы, но и в процесс обучения эффективным способам работы с ребенком в домашних условиях, тем самым обеспечивать непрерывность реабилитационных мероприятий.
В результате проведённых занятий и мероприятий специалисты отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общий тонус детей, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой, снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
У всех детей развился устойчивый интерес к занятиям в игровых зонах, увеличился объём навыков социализации, расширились навыки коммуникативности, дети получили навыки использования в играх различных предметов, инструментов, познакомились с нетрадиционными техниками рисования, лепки, аппликации; побывали в роли «артистов» и «музыкантов».
Дети стали более общительными, внимательными, повысился настрой на взаимодействия и направленные действия, наблюдалась положительная динамика в развитии моторики рук, снизилось эмоциональное напряжение. Дети приобрели положительный опыт коллективной работы, получили навыки работы с нетрадиционными материалами.
Мероприятия способствовали повышению познавательной и эмоциональной активности, созданию дружеской атмосферы и хорошему настроения
Позитивные результаты дала работа с родителями в родительском клубе «Семейная гостиная».
В «Семейной гостиной» происходило свободное общение между специалистами и родителями, родителей друг с другом, что содействовало установлению дружеских контактов между родителями, повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей, повышению уровня знаний взрослых о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.
Родители активно участвовали в реабилитационном процессе, посещали кружки, библиотеку, проявили себя в художественной самодеятельности, посещали организованные для них мероприятия, беседы и консультации.
Для благоприятного протекания процесса социализации детей-инвалидов в Семейной гостиной по программе «Технология добра» проходили различные игры, конкурсы, тематические и творческие вечера, мастер-классы:
КТД - «Птиц встречаем, весну закликаем», «Веселись, детвора, в праздник смеха и добра», «Купол небес, полон тайн и чудес», «ПДД все возрасты покорны!», «Живёт на нашей планете, народ весёлый - дети!», «Песни в военных шинелях», «В поисках страны Здоровья», «Страна сказочной Радуги»;
игра по станциям ко Дню защиты детей «Солнце на ладошке»;
викторина «Что мы знаем о родном Крае»;
литературный вечер «Пушкинский день»;
Мастер-класс «Макаронные фантазии»;
Мастер-класс «Весёлые цветы» по рисованию в технике «ниткография»;
Мастер-класс «Космос» по рисованию в технике «эбру»;
Мастер-класс «Морские обитатели» в технике «пластилинография»; кукольное представление «Колобок»
Дети и родители активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков, спортивных мероприятиях.
Для получателей социальных услуг были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ, в конно-спортивный клуб города Лермонтова.
В результате проведённой реабилитационной работы у получателей социальных услуг расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, получатели социальных услуг стали более контактны, улучшился эмоциональный фон и настроение, произошло наращивание социального потенциала.
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями работа велась по направлениям: «Нравственность», «Досуг», «Экология», «Интеллект», «Здоровый образ жизни», по утвержденным программам.
Деятельность детского коллектива в течение каждого заезда была организована через программу «РИТМ-О», основной целью которой является объединение всех ребят в единое детское сообщество с избираемым Правительством и Президентом.
Многие ребята за короткий реабилитационный период приобрели опыт работы в детском самоуправлении Правительства детской республики. Активность, инициативность, уверенность, толерантность при общении с детьми и взрослыми, наблюдательность - те качества и навыки, которые получили ритмовцы, выполняя поручения в качестве министров культуры, социального развития, образования, здравоохранения, экологии, культуры и спорта.
По инициативе Правительства республики «РИТМ-О» проведены мероприятия:
игровые программы: «Мир игровых фантазий», «В гостях у Пеппи Длинный чулок»;
«лукоморский» час «Дивных сказок мир незримый»;
викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»;
познавательное мероприятие: «Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!», «Семь чудес радуги»;
выпуск буклетов «Символы России – история страны»;
литературное лото «Страна, которой нет на глобусе»;
урок нравственности «Любовь к людям начинается с любви к себе»;
информационный час «На улице – не в комнате, о том, ребята помните!», «День защиты детей – день защиты России!»;
конкурс юных художников «Все краски лета», «Волшебные мелки», «Папа – мой самый лучший друг», «Пусть всегда будет солнце», «Пусть дети не знают войны», «Мир полный чудес», «Наши права в рисунках», «Смешная рожица!», «В гостях у пернатых»;
конкурс песен из мультфильмов «Я на солнышке лежу»;
выпуск информационных листовок «Мой телефон доверия»;
литературный час «Семья – это счастье, любовь и удача…»;
час общения: «Зелёный, желтый, красный»;
мастер-класс «Цветик-семицветик» по изготовлению цветов из гофрированной бумаги,
мастер-класс «Букет фиалок» по изготовлению панно из текстильного материала;
мастер-класс «Цветочные чудеса» по изготовлению поделок из бросового материала;
мастер-класс «Весеннее настроение» по изготовлению открыток в технике «кардмейкинг»;
мастер-класс «Цветы из пластиковых стаканчиков», в технике «конструирование из бросового материала»;
мастер-класс «Чудеса для детей из ненужных вещей», в технике «конструирование из бросового материала»;
мастер-класс «Нежный подснежник» в технике «конструирование из бросового материала»;
мастер-класс «Весенний букет» , в технике «бумагопластика»;
мастер-класс «Весна - время цветов» в технике «аппликация из бумаги»;
вечер пожеланий «Ромашка дружбы».
В конце каждого заезда подводятся итоги по результатам которых самые активные ребята получили грамоты и благодарственные письма.
В каждом реабилитационном периоде работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий, межгрупповых и общецентровских мероприятий на основе разработанных методик и программ медицинской, психологической, педагогической, социальной и творческой реабилитации, содействующих физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
По реализации задач нравственного воспитания проводились следующие мероприятия:
беседы: «Нравственные ценности», «Поговорим об этикете», «У меня зазвонил телефон…»;
игры на общение: «Я хочу с тобой дружить», «Планета общения», «Кто твой друг?»;
познавательное мероприятие: «Путешествие в страну добра по дороге нравственности», «Моя будущая профессия»?», «Мир профессий», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Самое главное слово – семья!», «Что нужно, чтобы жить дружно»;
мастерская общения «Как вести себя среди людей»;
бюро творческих находок «Подари открытку другу»;
урок нравственности «Любовь к людям начинается с любви к себе», «Семейные традиции и ценности»;
выпуск листовок «Мой телефон доверия»;
детские истории «Как мне помог Телефон доверия?»;
конкурс рисунков «Детский телефон доверия – твой друг»;
литературный час «Семья – это счастье, любовь и удача…»;
экспресс-викторина «Добрые слова»;
информационный час «Вежливость залог – успеха!», «Скажи детскому телефону доверия – Да!», «Я доверяю детскому телефону доверия»;
консультации: «Как добиться успеха», «Учись управлять своим временем»;
беседа с элементами игры: «Что такое хорошо и что такое плохо»;
познавательная игра «День русских традиций»;
воспитательский час «Путешествие в страну вежливости»;
урок доброты «Дружба начинается с улыбки»;
тематические часы: «Дружба - это чудесное слово», «Спешите делать добро», «Всё, что в жизни нам поможет нашу дружбу перемножить», «Волшебные слова и поступки», «Дружба крепкая у нас!», «Зачем человеку в жизни нужны разные правила», «Волшебные слова и поступки», «Дружба – это ценный дар!».
По привитию здорового образа жизни в группах отделения проводились тематические и воспитательские часы, викторины, беседы, диспуты: беседы: «Гигиена и здоровье», «Умей сказать «Нет»;
беседы: «Курение или здоровье - выбирайте сами», «Моё здоровье. Можно ли уберечься от травм», «Умей сказать «Нет!»;
тематический час: «Путешествие по стране Здоровья», «Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять»;
час сообщений «Знай и применяй правила дорожного движения»;
игра-путешествие «Мы за здоровый образ жизни», «Путешествие по стране Здоровья»;
час полезного совета «Волшебные правила здоровья», «Что нам нужно для здоровья?»;
час сообщений «Знай и применяй правила дорожного движения»;
минутка здоровья: «Путешествие в страну Витаминию», «Роль зарядки в жизни человека»;
воспитательский час: «Гигиена и здоровье»;
консультации: «Правила личной безопасности»;
устный журнал: «Вредные привычки и их влияние на здоровье детей и подростков», «В гостях у гигиены и кулинарии»;
урок безопасности «Кто светофоры уважает - своё здоровье охраняет», «Один дома»;
познавательное мероприятие: «Весёлый урок здоровья», «Я выбираю жизнь», «В гостях у доктора Пилюлькина».
Для выполнения задач по экологическому воспитанию проведен комплекс мероприятий:
экологическая игра «Берендеево царство – лесное государство», «Тайны и загадки природы»;
тематические часы: «Мы птиц встречаем по весне», «Наша земля в наших руках»;
познавательные мероприятия: «Охраняя природу, мы охраняем Родину», «Ах, этот мир», «Земля - наш дом, мы - хозяева в нём», «По страницам Красной книги»;
экологический час: «Любить природу, творить добро», «Наша земля в наших руках»;
беседа «Друзья природы»;
интеллектуальная игра «Путешествие в природу»;
эковикторины: «Берегите свою планету с теплым именем Земля», «Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка»;
турнир знатоков природы «Рыцари Мудрой совы и Зелёного листа».
В течение всего периода проводились мероприятия по правовому воспитанию:
познавательное мероприятие «Главная книга страны»;
консультации «Правонарушения и ответственности», «Твой правовой статус»;
дискуссия «Права ребёнка в современном мире»;
тематический час «Мои права - мои обязанности»;
правовой час «Азбука прав ребёнка»;
устный журнал «Полезная информация и безопасные сайты для подростков в сети Интернет»;
конкурс рисунков «Наши права в рисунках»;
занятие по правовой культуры с элементами игры «Конфликт»;
познавательные мероприятия «Правовой калейдоскоп», «В стране правовых знаний»;
информационный вестник «Что мне известно о моих правах и обязанностях».
По интеллектуальному воспитанию проведены следующие мероприятия:
литературная игра «Сказок пушкинских страницы»;
тематические часы «А.С.Пушкин – солнце русской поэзии», «В мире сатиры и юмора»;
викторины «На солнечной поляне Лукоморья», «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», «Путешествие на колеснице времени», «Загадочный космос»;
час интересных сообщений «Удивительный мир космоса»;
литературное состязание «Раз словечко, два словечко»;
конкурс сказочников: «Гостиная Василисы Премудрой», «Сказка ложь, да в ней намёк»;
конкурс пословиц, загадок и поговорок: «Отгадай-ка!»;
литературный час «Почему так в России берёзы шумят?», «Русские поэты и писатели о весне»;
шахматно-шашечный турнир «Шах и мат»;
эрудит-шоу «Остров Почемучек», «Салют! Космонавтика!»;
конкурс «Составь рассказ на одну букву»;
поэтический марафон «Отец – как много в этом слове…»;
конкурс смекалистых: «Лучший Знайка», «Словесная перестрелка»;
игровая программа «Остров Читалия на планете Лето», «Загадки сфинкса и тайная комната»;
интеллектуальное мероприятие: «Весёлые головоломки»;
сказочный калейдоскоп «Шкатулка сказок»;
познавательная игра «Всё на свете интересно»;
игры для ума «Весёлые буквы»;
конкурс вопросов - ответов «Путешествие во времени»;
«лукоморский» час «Дивных сказок мир незримый».
В рамках подпрограммы «Я - гражданин России!» проведены мероприятия:
литературный час «Почему так в России берёзы шумят?»;
просмотр военных фильмов «Отряд Трубачёва сражается!», «Танк Т-34», «Сказка о Мальчише-Кибальчише»;
тематический час «Путешествие на остров Героев», «От древней Руси до новой России»;
творческая мастерская «Светлый край берёз - моя Россия»;
большая викторина «День России»;
конкурс рисунков «Пусть дети не знают войны»;
чтение стихов о войне «Вашей славы наследники мы»;
вечерняя поверка «Свеча памяти»;
выпуск буклетов «Символы»;
познавательные мероприятия: «Я патриот», «Есть порох в пороховницах», «Подвиг героев не меркнет», «Тебе моё Отечество», «Золотое кольцо России», «Русь, Россия, Родина моя», «Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!».
С целью развития интересов к истории нашей страны и сохранения памяти о героическом прошлом нашей Родины в группах прошли мероприятия, посвященные памятным датам военной истории Отечества: «Оборона Севастополя от англо-французско-турецких войск», «День памяти о погибших в Великой Отечественной войне», «День пограничника», «Подписание Парижского мирного договора», «Взятие крепости Перемышль», «Победа Владимира Мономаха в битве при Сальнице», «Вступление русских войск во главе с императором Александром I в Париж», «Освобождение Братиславы от немецко-фашистских захватчиков», «Взятие крепости Кенигсберг», «Освобождение города Одессы от фашистских захватчиков».
Педагогическим коллективом отделения использовались различные формы работы: «Радужная страна», «Морская регата», «Будем знакомы», «День России», «Весёлая семейка», «Весёлая метла», «Минута славы», «Одиссея по технике - галактике», «Обо всём понемногу», «Удивительная страна - Игралия», «Золотая середина», «Кросс-вопрос», «Робинзонада», «Что вокруг нас», «Весёлая палитра», «День почты в Простоквашина», «Весёлый художник», «Снимаем вестерн», «День добрых сюрпризов», «Путешествие в сказочную страну транспорта» «Ассорти талантов», «Когда смеются дети», «Смеяться разрешается!», «Птичий базар», «Марафон сказок» и экскурсии.
В рамках кружка «ВундерКиндер» в 1 группе реализуется программа «Балаганчик», с использованием пальчиковых кукол.
Театральная деятельность формирует у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих, способствует сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения у детей.
Проводимые занятия оказывают на детей большое воспитательное воздействие, способствуют формированию положительных черт характера, таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям.
В течение заезда, в ходе коррекционной работы осуществлялось совершенствование артистических навыков детей, развитие речевой культуры, мелкой моторики рук, эстетического вкуса.
Занятия включали в себя знакомство с пальчиковым театром, освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. пальчиковые игры, упражнения на дикцию и артикуляцию, чтение русских народных сказок по ролям, упражнения на мимику и жесты, упражнения на развитие речевой интонации и эмоциональности, прошло познавательное мероприятие «Цветик-семицветик»
На основе театрально-игровой деятельности, занятий, репетиций с детьми состоялось представление спектакля по русской народной сказке «Колобок».
Подведённые итоги коррекционно-развивающей работы показали динамику позитивных изменений: развитие речевой интонации, мелкой моторики рук, творческих способностей посредством театрализации.
В 1-ой группе реализуется программа «Сам себе волшебник».
При реализации программы воспитателями использовались различные формы работы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, конкурс знатоков сказок, выставки детского творчества, малый жанровый фольклор - загадки, пословицы, поговорки, былины.
При проведении занятий применялись различные виды художественного творчества: рисование, аппликация, лепка. Художественно-продуктивная деятельность развивала у детей мелкую моторику, способствовала формированию эстетического вкуса, расширяла представления об окружающем мире.
В целях реализации задач по обогащению и активизации словарного запаса, формированию грамматического строя речи и правильного звукопроизношения, развитию связной речи и её выразительности проведены следующие мероприятия:
развлекательное мероприятие «Знатоки волшебных сказок»;
занятие по развитию речи «Три богатыря», «Сказка ложь, да в ней намёк»;
игра-КВН «Сказки»;
интегрированное занятие «Сказки гуляют по свету» - рисование сказочных героев, «Угадай сказку» - по сказкам А.С.Пушкина;
сочиняем и рассказываем сказку.
В рамках программы «ВундерКиндер» работают творческие проекты: «Бумагопластика» и «Плетёнка».
Во 2-ой группе реализуется раздел «Бумагопластика».
Работа с бумагой обогащает эмоциональную сферу, снимает психоэмоциональное напряжения и благоприятно влияет на формирование личностных качеств ребёнка.
Программа направлена на активное приобщение детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов к художественному творчеству.
Данная программа развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Формы проведения занятий различны.
Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия — подготовка и проведение выставок детских работ.
Таким образом, занятия в кружке позволяют развить творческие задатки детей мелкую моторику пальцев рук, самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Работа в данном направлении помогает сплочению коллектива, установлению дружеских контактов и отношений.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник («оригами», «конструирование», «плетение», «вытынанки», «квилинг»).
В результате обучения по программе «Бумагопластика» дети освоили разнообразные способы выполнения элементов из бумаги, развили интеллектуальные, познавательные и творческие способности, моторику рук.
В 3-ей группе реализуется раздел «Плетёнка».
Программа является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение детьми основных приемов плетения из резинок, ленточек, ниток.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации детей.
Занятие плетением один из компонентов всестороннего развития ребенка и способствует его умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию, в процессе работы формируются такие качества как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение.
Работы по плетению из резиночек, ленточек привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.
В течение реабилитационного периода дети 3-ей группы получили опыт совместной игровой деятельности, приобрели навыки работы в группе, развили любознательность, творческие и коммуникативные способности, что способствовало положительной динамике
Во 2 и 3 группах в рамках программы «Академия успеха» работает кружок «Мы строим жизнь».
Данная программа направлена на преодоления трудностей во взаимоотношениях детей с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Связь детей с ограниченными возможностями с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания.
Работа с детьми включала в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности.
Программа «Академия успеха» включает в себя мероприятия, краткосрочные игровые занятия, которые спроектированы для разных возрастных категорий детей, такие формы организации деятельности детей, которые направлены на решение целого комплекса задач, связанных с вовлечением ребёнка, подростка в яркий мир игр, соревнований, освоением опыта организации досуга через игровое взаимодействие.
В течение заезда прошли следующие занятия в группах:
занятие № 1 «Разрешите представиться»;
занятие № 2 «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других»;
занятие № 3 «Я в мире людей»;
занятие № 4 «Поведение и культура»;
занятие № 5 «Общение в моей жизни»;
занятие № 6 «Общение и уважение»;
занятие № 7 «Конфликт - неизбежность или...»;
занятие № 8 «Комплимент - дело серьезное?»;
занятие № 9 «А без друзей на свете трудно жить...»;
занятие №10 «На пути к гармонии...».
Результативностью данной программы являются наблюдаемые улучшения у детей. У каждого ребёнка результаты могут быть разные, учитываются даже самые незначительные изменения.
В стационарном отделении проводились беседы по охране жизни и детства, профилактическая беседа «Безопасность при любой погоде», викторина по ПДД, урок безопасности «Один дома…», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», «Инфекционное заболевание. Грипп», конкурс рисунков «Дорога и мы». Для детей проведены инструктажи по технике безопасности и ПДД с просмотром кинофильмов.
Для получателей социальных услуг были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ.
За отчетный период педагогами-психологами отделения психолого-педагогической помощи была проведена групповая и индивидуальная работа, диагностическая работа с использованием теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), оценки коммуникативных умений А.А.Карелина.
В ходе диагностики было выявлено:
высокий уровень тревожности у 95% детей;
эмоциональный фон снижен у 84% детей;
недостаточно сформированы навыки общения у 82% детей;
низкий уровень самооценки у 71% детей;
слабые способности творческого воображения у 82% детей;
не сформированы навыки саморегуляции у 80% детей;
С каждой группой проведена работа по программе «Перезагрузка» с целью создания условий для формирования и стремления к самопознанию, повышению самооценки, формирования умений управлять своими чувствами и эмоциями, формирования навыков общения.
Групповые занятия проводилась по темам:
- Диагностика - упражнение «Happyfamily»;
- Упражнение «Великие достижения»;
- Упражнение «Путешествие на другую планету»;
- Упражнение «Небо. Море. Облака»;
- Упражнение «Smile»;
- Упражнение «Живая природа»;
- Упражнение «Foodcourt»;
- Упражнение «Вокруг Света»;
- Упражнение «Путешествие в Эдем»;
- Упражнение «Новый «Я» Заключительная диагностика.
Групповые занятия способствовали групповому сплочению, снижению уровня тревожности, повышению эмоционального фона, освоению новых видов деятельности, формированию навыков общения, повышению уровня самооценки, раскрытию творческих способностей.
Индивидуальные и групповые занятия способствовали разрешению и коррекции внутриличностных конфликтов, раскрытию личных переживаний через творчество, развитию креативности.
Рисуночные методики, помогли выразить состояния, которые трудно выразить словами.
В процессе работы дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации.
Групповые занятия способствовали:
снижению уровня тревожности у 37% детей;
повышению эмоционального фона у 35% детей;
сформированы навыки общения у 29% детей;
повышению уровня самооценки у 25% детей;
раскрытию творческого воображения у 38% детей;
формированию навыков саморегуляции и релаксации у 45% детей
На начальном этапе реабилитации педагогами-психологами отделения психолого-педагогической помощи проводилась диагностическая работа с 83 обучающимися стационарного отделения «Мать и дитя».
В процессе чего выявлено:
проблемы социального развития - 44,1%;
снижение познавательной активности - 95% ;
снижение мелкой моторики - 43,1%;
расстройство эмоциональной сферы - 96%.
В процессе реабилитационного периода с обучающимися была проведена индивидуальная работа, основными задачами которой являлось:
создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения;
развитие индивидуальных особенностей детей:
мелкой и крупной моторики;
эмоциональной сферы ;
когнитивной сферы;
познавательной сферы;
навыков межличностного общения;
социальных навыков и социализации.
Для реализации поставленных задач использовалась адаптированная рабочая образовательная программа «Радуга», среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.
Проведено 8 занятий коррекционной направленности:
Упражнение «Бумажное волшебство»;
Ароматерапия+релакс;
Упражнение «Зеркало»;
Упражнение «Стеклянный мольберт»;
Упражнение «Монотипия»;
Игротерапия;
Упражнение «Волшебный остров»;
Упражнение «Рисование пальцами».
Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.
Занятия игротерапии проходили в «Светлой сенсорной комнате» с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей.
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Занятия арт-терапии включали совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок, которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности.
Дети с радостью выполняли предложенные задания. Вместе радовались новым открытиям и достижениям. Наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях по методу арт-терапии дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с психологом.
В процессе работы у детей улучшилась продуктивность деятельности, повысилась устойчивость внимания во время занятий, увеличилась амплитуда движения рук, улучшилась тактильная чувствительность.
Занятия с детьми проходили в атмосфере принятия и взаимопонимания, что способствовало установлению доверительного контакта.
Большая работа была проведена с родителями: ароматерапия, релаксация, индивидуальное консультирование, знакомство с методами и приемами коррекционной работы.
Мониторинг реализации программы выявил;
улучшение мелкой моторики - 62,1%;
улучшение концентрации внимания - 58,3%;
повышение эмоционального фона - 96,1%;
повысился уровень самооценки - 23%;
повысилась мотивация в деятельности - 73%;
проявилась самостоятельность - 25%;
снизился уровень тревожности - 92,6%;
освоили и приобрели новые творческие навыки - 65,2%;
стабилизация эмоционально-волевой сферы -32,6%;
снижение тремора рук - 5,1%;
улучшение логического мышления - 30%
Коррекция нарушений речи включал в себя комплекс мероприятий в зависимости от причины их возникновения и характера речевых расстройств. С детьми со сложными речевыми нарушениями проводились занятия, тренируя органы артикуляционного аппарата, велась работа по совершенствованию слухового восприятия и внимания, формировались процессы психоречевой деятельности. Проведенные занятия способствовали повышению уровня психоречевого развития детей.
При планировании и организации работы с детьми с ОВЗ учителем -логопедом учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, на основании чего осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребенку.
Целью работы являлось формирование у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивалось разноплановым систематическим воздействием, направленных на развитие речевых и не речевых процессов.
Индивидуальные занятия включали упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики. В ходе логоритмики у детей развивалась речь, счетные навыки, расширялся кругозор, формировались количественные и временные представления.
Коррекционные упражнения, игровые упражнения, включенные в занятие, содержали творческий потенциал для организации мыслительной и речевой активности детей с ОВЗ, вызывали положительные эмоции.
Улучшающие здоровье технологии использовались на каждом коррекционном занятии: упражнения для кистей рук, артикуляционные упражнения, упражнения по развитию речевого дыхания. Развивая мотивацию вербального общения, формировались первичные произносительные умения и навыки, совершенствовалась слоговая структура слов, автоматизировались вызванные звуки речи, пополнялся, уточнялся и активизировался словарный запас и структура предложений, совершенствовались связные высказывания.
Вся работа отделения социальной реабилитации учреждения была направлена на содействие социальной адаптации детей, их социальной реабилитации, а также на развитие интеллектуальных способностей, психического, духовного и нравственного развития.
Занятия в творческих студиях «Мукосолька», «Развивайка», «Волшебные пальчики», «Бусинка», «Весёлые нотки», способствовали коррекции и развитию речемыслительной деятельности детей, развитию мелкой моторики рук, воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса, получению устойчивого эффекта реабилитации и творческой социализации клиентов.
В творческих мастерских дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, виды плетения из бисера, учились пользоваться основными приемами с различными материалами и инструментами.
Кружковой деятельностью охвачено 100% получателей социальных услуг.
В отделении социальной реабилитации реализуется адаптированная рабочая общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга творчества». Она состоит из 4 модулей: «Тестопластика», «Бисероплетение», «Веселая аппликация», «Волшебные оригами».
На занятиях обучающиеся знакомятся с различными техниками и многообразием художественных материалов и приемов работы с ними. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.
На занятиях дети выполняют как коллективные творческие работы так и индивидуальные
Освоение содержания программы происходит через следующие виды: индивидуальные занятия, групповые занятия, мастер-классы.
Уровень усвоения содержания программы определяется путём проведения диагностики, промежуточного и итогового контроля, выставкой детских работ.
Во II квартале 2019 года в программу реабилитации «Радуга творчества» были включены обучающиеся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными с ограниченными возможностями 150 детей, из них, детей-инвалидов - 13 человек; стационарное отделение «Мать и дитя» 120 детей, из них, детей-инвалидов - 80 человек.
Детьми были изготовлены аппликации «Котёнок», «Плюшки-завитушки», «Цветик-семицветик», «Цыплёнок», «Баьочки», «Машинка», панно «Птицы прилетели», «Цветущая ветка», открытки «Дорога к звёздам», «Букет цветов», рисунки в энкаустической технике, брелки, браслеты.
В конце каждого реабилитационного периода проходили выставки детского творчества.
По итогам проделанной работы можно сказать, что у детей повысилась концентрация внимания, улучшилась моторика рук, развились творческие способности, умения и навыки.
Актуальность музыкальных занятий с использованием технологии музыкальной арт-терапии «Домисолька» заключалась в том, что они позволяли каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
Во II квартале 2019 года в программу реабилитации с применением средствами арт-терапии были включены - 202 ребёнка.
В начале и в конце каждого реабилитационного проводится мониторинг усвоения программного материала, который необходим для выявления уровня и качества усвоения материала.
Работа проводилась организованно и последовательно, применялись разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, детских музыкальных инструментов.
В ходе подготовки концертных номеров у детей вырабатывались чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.
Подготовлены и проведены следующие мероприятия: торжественные линейки посвящённые открытию заездов, праздничные концерты «Весеннее настроение», «Детство - это я и ты», «Ритмы лета».
Результаты диагностики показали, что у большинства детей сформировались навыки активного восприятия музыки, обогатился музыкальный опыт, что является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры обучающихся.
В процессе многообразных форм музыкального восприятия обучающиеся узнали название детских музыкальных инструментов, приобщились к музыкально-ритмическим движениям, у них расширился кругозор, повысился уровень исполнительских навыков, развились музыкальные способности.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в отделении строилась на основе программы «Территория здоровья».
Во II квартале 2019 года в программу реабилитации были включены 197 чел.
В ходе работы решались следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья детей, совершенствование их физических возможностей, развитие двигательной активности, воспитание чувства взаимоподдержки, товарищества, обеспечение физического и психического благополучия.
Физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась через различные формы двигательной активности детей - физкультурные занятия, спортивные и подвижные игры, физкультурные праздники и развлечения.
При организации физкультурного занятия учитывалась: строгая регламентация деятельности детей и дозирование физических нагрузок; оптимальная двигательная активность детей; чтобы каждое предыдущее занятие быть связано с последующим и составляло систему занятий; соответствие возрасту и уровню подготовленности детей; имеющееся оборудование и музыкальное сопровождение.
Формами подведения итогов реализации программы являются: первичная и заключительная диагностика, наблюдение за детьми в процессе занятий, проверка отдельных упражнений, выполнение заданий установленных индивидуально.
Анализ показывает, что выполняемые комплексы упражнений позволили значительно улучшить состояние опорно-двигательного аппарата детей и способствовали приобретению и закреплению необходимых двигательных навыков и умений.
В результате занятий у детей совершенствовались общая подвижность, ловкость, гибкость детей, одновременная работа различных групп мышц и, следовательно, равномерное и всестороннее развитие детей.
Были проведены спортивные праздники: «Путешествие на остров сокровищ», «В гости к Лету!»; «Физкультура вместе с мамой».
У детей наблюдается развитие физических качеств, двигательной активности, укрепление защитных свойств организма, о чём свидетельствует мониторинг результативности программы «Территория Здоровья».
За отчётный период в отделении проведены мероприятия:
тематические часы «К нам в гости Пушкин приезжал», «Сердцу милая наша Родина», «Сказка, сказка, расскажись», «День славянской письменности», «Телефон, которому доверяют дети», «В мире загадок»;
развлекательно-познавательная игра «Поле чудес» ;
познавательный час « Урок весёлой грамматики»;
час памяти «Подвигу народа жить в веках»;
час-практикум «Здоровье на тарелке»;
интеллектуальная игра «Умницы и умники», «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
урок дружбы «В кругу друзей»;
познавательное путешествие «Встречаем лето»;
Методическая работа
Во II квартале 2019 года среди специалистов стационарного отделения психолого-педагогической помощи проведён конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». По итогам конкурса присуждено:
- Первое место:
Л.А.Секундовой – педагогу-психологу отделения психолого-педагогической помощи государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (общее количество баллов 149)
- Второе место:
И.Д.Фроловой – педагогу-психологу отделения психолого-педагогической помощи государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (общее количество баллов 146)
- Третье место:
К.Е.Липиевой – педагогу-психологу отделения психолого-педагогической помощи государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (общее количество баллов 143)
За отчётный период в учреждении прошли мастер-классы:
мастер-класс «Цветик-семицветик» по изготовлению цветов из гофрированной бумаги;
мастер-класс «Букет фиалок» по изготовлению панно из текстильного материала;
мастер-класс «Цветочные чудеса» по изготовлению поделок из бросового материала;
мастер-класс «Весеннее настроение» по изготовлению открыток в технике «кардмейкинг»;
мастер-класс «Цветы из пластиковых стаканчиков», в технике «конструирование из бросового материала»;
мастер-класс «Чудеса для детей из ненужных вещей», в технике «конструирование из бросового материала»;
мастер-класс «Нежный подснежник» в технике «конструирование из бросового материала»;
мастер-класс «Весенний букет» , в технике «бумагопластика»;
мастер-класс «Весна - время цветов» в технике «аппликация из бумаги»;
мастер-класс «Макаронные фантазии»;
мастер-класс «Весёлые цветы» по рисованию в технике «ниткография»;
мастер-класс «Космос» по рисованию в технике «эбру»;
мастер-класс «Морские обитатели» в технике «пластилинография» и др.
В ходе работы ребята осваивали новые приёмы работы с бисером, бусинами, бумагой, картоном, лентами, тканью, природным и бросовым материалом, пластилином, приобретали не только знания и умения, но и развивали трудовые навыки, умственные способности, творческий потенциал, сосредоточенность, точную работу пальцев, пространственное восприятие, воображение, усидчивость, аккуратность и самостоятельность.
Методическая копилка отделений пополнилась 25 методиками работы с детьми.
Проведено 4 заседания методических объединений отделений Центра, 1 заседание Методического Совета.
СМИ
Еженедельно на сайте учреждения и сайте министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края публиковалась информация о жизнедеятельности Центра.
Информация о работе со средствами массовой информации во II квартале 2019 года :
|
Количество публикаций |
Печатные СМИ |
9 |
ТВ-сюжеты |
1 |
Радио |
- |
Интернет-сайт учреждения Интернет-сайт МТСЗН СК Социальные сети |
39 11 39 |