2022
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за I квартал 2022 года.
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за I квартал 2022 года.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» создан как центр медико-психолого-педагогической реабилитации и является учреждением социального обслуживания государственной системы социальной защиты населения Ставропольского края.
Деятельность Центра направлена на предупреждение инвалидности и оказание помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья, путем создания условий для коррекции нарушений в развитии, воспитании, обучении, для дальнейшей их интеграции в общество.
В Центре функционируют отделения: отделение приема и выпуска, стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, стационарное отделение «Мать и дитя», отделение социально-медицинской реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи, отделение социальной реабилитации; административно-хозяйственный комплекс представлен администрацией Центра и хозяйственным отделом.
Коечная мощность стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями составляла 30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 60 койко-мест.
В I квартале 2022 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.
Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов – 3.
В отчетном периоде реабилитацию в отделениях учреждения получили 250 несовершеннолетних получателей социальных услуг:
В стационарном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями реабилитационные услуги получили 130 детей, из них:
- детей с ограниченными возможностями здоровья - 118 чел;
- детей-инвалидов - 12 детей.
|
Количество обратившихся в 2021 году |
Количество обратившихся в 2022 году |
Отклонение (+-) |
Всего |
141 |
130 |
-11 |
Дети-инвалиды |
12 |
12 |
0 |
Дети с ограниченными возможностями здоровья |
129 |
118 |
-11 |
В стационарном отделении «Мать и дитя» реабилитацию прошли 120 детей в сопровождении 102 законных представителей, всего - 120 детей из 100 семей
|
Количество обратившихся в 2021 году |
Количество обратившихся в 2022 году |
Отклонение (+-) |
Всего |
220 |
222 |
+2 |
Дети |
119 |
120 |
+1 |
Сопровождающие |
101 |
102 |
+ |
Впервые курс реабилитации в учреждении прошли:
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 52 ребёнка;
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 36 детей из 27 семей.
Количество повторно обратившихся для прохождения курса реабилитации составило 162 ребёнка:
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями 78 детей;
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 84 ребёнка из 73 семей.
Выполнение плана койко-дней по учреждению в целом составило 6157%;
в разрезе стационарных отделений:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 2371 койко-дней;
стационарное отделение «Мать и дитя» - 3786 койко-дня.
Процесс реализации комплекса реабилитационных мероприятий, итоги реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг, реабилитационных программ и динамику состояния здоровья детей обсуждались специалистами в ходе медико-психолого-педагогических консилиумов. За отчётный период проведено 12 медико-психолого-педагогических консилиума.
В целях проведения анализа качества условий и доступности предоставления социальных услуг проводился мониторинг качества условий предоставления социальных услуг, предоставляемых в рамках комплексной социально-реабилитационной программы: I квартале 2022 года посредством анкетирования и устного изучения мнения получателей социальных услуг, опрошено 160. По данным, полученным в результате анализа, можно сделать вывод о том, что 100 % опрошенных полностью удовлетворены качеством условий и доступностью предоставленных социальных услуг.
Отделение медико-социальной реабилитации
Главным результатом социально-медицинской реабилитации является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению функций, свойственных здоровым детям, - трудиться, обучаться, развивать коммуникативные способность и др. Отделение осуществляет лицензированную медицинскую деятельность по организации здравоохранения и общественному здоровью, доврачебной медицинской помощи, санаторно-курортной помощи.
Лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, водолечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия - все это составляло медицинскую реабилитацию Центра.
В I квартале 2022 году в учреждение поступили дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом (ДЦП) со средними и выраженными нарушениями со стороны НС, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
Возрастная градация получателей социальных услуг:
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
3 года |
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 17 лет |
|
|
Всего: 130 чел. |
|
|||||||||||
Всего:120 чел. |
|
|||||||||||
7 (5,3%) |
42 (32,3%) |
71 (54,7%) |
10 (7,7%) |
|
||||||||
16 13,3%
|
48 ( 40%) |
26 (21,7%) |
22 (18,3%) |
8 (6,7%) |
|
|||||||
в т.ч. дети-инвалиды 12 чел. (9,2%) |
|
|||||||||||
в т.ч. дети-инвалиды 81 чел. (67,5%) в т.ч. дети-инвалиды чел. (73,0%) |
|
|||||||||||
- |
- |
6,90% |
2,30% |
|
|
|||||||
0 |
23 (19,3%) |
35 (29,4%) |
20 (16,8 %) |
2 (1,7%) |
|
|
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию в I квартале 2022 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата) - занимают 40,4 %;
болезни костно-мышечной системы занимают второе место по частоте встречаемости - 21,2 %;
на третьем месте болезни органов дыхания - 17,6 %;
психические расстройства - 17,2 %;
другие заболевания - 3,6%.
Структура заболеваемости детей, поступивших на
реабилитацию
Наименование болезни |
код по МКБ-Х |
I квартал 2022 г. |
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
АОО-B99 |
0 |
вираж Манту |
R76.1 |
0 |
хр. вирусные гепатиты |
В15-В19 |
0 |
болезни крови, кроветворных органов |
D50-D89 |
0 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ |
E00-E89 |
0 |
в том числе сахарный диабет 2 типа |
Е10-Е14 |
0 |
болезни нервной системы |
G00-G99 |
101 |
в том числе ДЦП |
G80 |
40 |
психические расстройства |
F00-F99 |
43 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
H00-H59 |
0 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
H60-H95 |
4 |
болезни органов дыхания |
J00-J99 |
44 |
в том числе бронхиальная астма |
J45 |
0 |
болезни системы кровообращения |
I00-I99 |
0 |
болезни органов пищеварения |
K00-K93 |
1 |
болезни кожи и подкожно жировой клетчатки |
L00-L99 |
0 |
в том числе аллергический дерматит |
L20 |
0 |
болезни костно-мышечной системы |
M00-M99 |
53 |
болезни мочеполовой системы |
N00-N99 |
1 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
Q00-Q99 |
3 |
Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:
Количество детей
|
I квартал 2022 |
|
чел. |
% |
|
поступивших на оздоровление |
250 |
100 |
выбывших в отчетный период |
250 |
100 |
выбывших с улучшением |
250 |
100 |
без перемен |
0 |
0 |
В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.
Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков
+0 (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.
В I квартале 2022 года специалистами отделением было оказано 23447 услуг.
На улучшение качества условий предоставляемых отделением социальных услуг нацелено проведение мониторинга качества условий и доступности социальных услуг с использованием методов опроса и анкетирования. В истекшем году было проведено анкетирование 69 сопровождающих.
Количество полностью удовлетворенных качеством условий предоставления социальных услуг составило 69 чел. (100 %).
На фоне проведённого комплекса реабилитационных мероприятий у детей с заболеваниями ЦНС и опорно-двигательной системы увеличилась двигательная активность, возрос объём активных движений; у детей, страдающих психоневрологической патологией, отмечено улучшение поведения, стабилизация эмоционального состояния.
В учреждении установлено 6-ти разовое питание. На основе справочника "Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания" разработаны примерные 14-дневные сезонные меню.
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями сформированы реабилитационные группы, объединяющие детей по полу и возрасту. Дети проживают в условиях, приближенных к домашним.
Сотрудники отделения обеспечивают познавательную, трудо- и игротерапевтическую, досуговую деятельность, а также процесс самообслуживания.
За отчётный период реабилитацию прошли 94 человек из них 10 детей-инвалидов и 84 чел. с ограниченными возможностями.
В течение I квартала 2022 года специалистами отделения было оказано несовершеннолетним получателям социальных услуг 24133 услуги, из них -2674 детям-инвалидам и 21459 детям с ограниченными возможностями:
социально-педагогические: 11531, из них:
детям с ограниченными возможностями – 10247
детям-инвалидам – 1284
социально-бытовые: 11944, из них:
детям с ограниченными возможностями - 10624
детям-инвалидам - 1320
социально-правовые: 282, из них:
детям с ограниченными возможностями - 252 детям-инвалидам – 30
коммуникативные: 376, из них:
детям с ограниченными возможностями - 336
детям-инвалидам – 40.
Воспитатели отделения использовали индивидуальные и групповые формы работы. В отделении реализуются программы социально-педагогической направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Сам себе волшебник». Художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».
В I квартале 2022 года в занятия по программе «Академия успеха» включены 60 человек, из них: детей-инвалидов - 10 чел., детей с ОВЗ - 84 ребенка.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартал – 846, из них:
детям-инвалидам - 90 услуг, детям с ОВЗ – 756 услуг.
Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения:
- игры «Интервью», «Ласковое имя», «Бездомный заяц», Клубочек», «Доброе животное», Давайте жить дружно», «Я рад общаться с тобой», «Сиамские близнецы»;
- упражнения «Найди себя», «Кто я? », «Что я знаю о себе?
- тренинги «Массаж по кругу», «Ворвись в круг», «Оцени ситуацию», «Подарок».
Выработке навыков эффективного повседневного общения способствовали игры: «Расшифруй слово», «Подойди ближе», «Слепой и поводырь».
Обучение детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте происходило посредством упражнений: «Толкалки без слов», «Ситуация», «Конфликт. Способы решения», «Я-высказывание».
Дети учились замечать положительные качества в людях, расширяли представление о дружбе, усовершенствовали навыки общения через игровые ситуации: «Кричалки-визжалки», «Шаг навстречу», «Король комплимента», Солдат и тряпичная кукла», «Закончи предложение», «Сиамские близнецы», «Ищу друга».
В ходе реализации данной программы дети научились:
- решать проблемы, связанные с адаптацией и социализацией детей с ограниченными возможностями;
- пользоваться своими правами и обязанностями;
-самориализовываться в процессе позитивного социального взаимодействия;
- развитию толерантного образовательного пространства.
По данным заключительного обследования по итогам I квартала - уровень социально-коммуникативного развития детей повысился и имеет положительную динамику:
В I квартале 2022 года по программе «Азбука нравственности» обучение прошли 25 человек, из них: детей-инвалидов - 4 чел., детей с ОВЗ - 21 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале – 150, из них:
24 услуги оказано детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 126 услуг.
В отчётный период с детьми проводились занятия в форме диалогов, бесед, КТД, познавательно-развлекательных мероприятий по темам:
«Нравственные ценности»;
«Путешествие в страну добра по дороге нравственности»;
«Как вести себя среди людей»;
«День русских традиций»;
«Что такое хорошо и что такое плохо»;
«Дружба – это чудесное слово».
Занятия содержали игровые упражнения, конкурсы, викторины, путешествие по станциям направленные на развитие нравственных качеств:
беседа «Нравственность», диагностический тест «Нравственная самооценка»;
станции «Остров пословиц», «Город вежливости», «Сказочная долина», «Джентельменская». Посещая эти станции, дети научились правилам этикета, работать вместе, устанавливать атмосферу доброжелательности;
игра-тренинг «Волшебный цветок добра» в ходе, которой у ребят закрепились знания о нравственных ценностях.
В ходе реализация данной программы у детей:
сформировались навыки и привычки нравственного поведения;
обогатился эмоциональный мир обучающихся и сформировались у них нравственные чувства;
обогатился опыт нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности;
накопились знания о морали, моральных норм.
Исходя из данных заключительного диагностического обследования можно отметить, что уровень нравственного развития детей повысился и имеет положительную динамику:
В I квартале 2022 года по программе «Я - гражданин России» обучение прошли 35 детей, из них: детей-инвалидов - у 6 чел., детей с ОВЗ - 29 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в I квартале – 210, из них:
36 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 174 услуг.
В отчётный период с детьми проводились познавательно-развлекательные мероприятия, игровые программы, беседы, развивающие игры, викторины, занятия.
В ходе реализация данной программы у детей:
сформировались: патриотическое сознание, социальная активность, гражданская ответственность;
дети готовы к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Диагностика по итогам работы показала следующие результаты:
В I квартале 2022 года по программе «ВундерКиндер» прошли обучение 60 детей, из них: инвалидов - 10 чел., детей с ОВЗ - 50 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в I квартале – 360, из них:
60 услуг – детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 300 услуг.
Занятия с детьми проводились в форме бесед и практических работ по разделам: «Вытынанка» и «Плетенка».
В разделе «Вытынанка» были проведены следующие занятия:
«Знакомство с техникой вытынанка «Техника безопасности»;
«Ажурный домик»;
«Ангел»;
«Цветочная фантазия»;
«Лошадь»;
«Ажурный шарик».
В разделе «Плетенка» были включены занятия:
Знакомство с техникой плетение из газетных трубочек. «Техника безопасности»;
«Рамка из газетных трубочек»;
«Подставка под горячее»;
«Вазочка под карандаши»;
«Цветочная корзина»;
«Сувенирная ложка».
В ходе реализация данной программы у детей:
расширились представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;
развились конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
повысился уровень художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратность.
сформировались устойчивые систематические потребности к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Исходя из данных заключительного диагностического обследования, можно сделать вывод:
В I квартале 2022 года по программе «Пальчиковый театр» прошли обучение 34 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в I квартале – 204 услуги.
В отчётный период с детьми проводились занятия с учетом возрастных особенностей, посредством включения детей в игровой форме в различные ситуации, ролевые игры, диалоги, беседы, познавательно-развлекательные программы:
вводное занятие «Театрализация сказки Теремок»;
театрализация русской народной сказки «Репка»;
театрализация сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу? »;
английская сказа «Три поросенка»;
русская народная сказка «Лубянная избушка»;
русская народная сказка «Три медведя».
Упражнения на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика «Гроза», «Барашки», Апельсин, «Кошка и мышки», «Дом» «Пятачок», «Паучок», «Летела сова».
В ходе реализации данной программы дети научились:
включаться в диалог, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
развитию умения формулировать собственное мнение и позицию.
Исходя из данных заключительного диагностического обследования реабилитационных периодов, можно сделать вывод, что уровень художественного развития детей повысился и имеет положительную динамику:
В I квартале 2022 года в работу по программе «Сам себе волшебник», было включено 34 человека.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в I квартале – 204 услуги.
В отчетный период с детьми проводились занятия, беседы, ролевых игры, викторины, познавательные мероприятия, дидактические игр, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся:
«Знатоки сказок»,
«Лисичка со скалочкой»,
«Сказки водят хоровод»,
«Бабушкины сказки»,
«Сказки А.С. Пушкина»,
«Телевидение».
Привить интерес и любовь к чтению, литературному творчеству авторов разных стран, помогли дидактические игры «Ромашка», «Доберись до Колобка! », «Нарисуйте сказочного героя», «Вспомни и назови», «Собери картинку», «Кто больше? ».
Упражнение в парах «Собери картинку», конкурсы «Сказки водят хоровод», «Сказочный переполох», «Угадай-ка», «Волшебные предметы», «Героини сказок», «Герои – помощники» способствовали обобщению знаний детей о русских народных сказках.
Воспитанию любви к русскому творчеству, в частности к творчеству А.С. Пушкина. закреплению знаний детей о сказках А. С. Пушкина способствовали задания: «Отгадайте, из каких сказок эти строки», «Подберите рифму», «Угадай предмет из сказки», «Кроссворд».
Исходя из данных заключительного диагностического обследования реабилитационных периодов можно сделать вывод, что уровень социально-коммуникативного развития детей повысился и имеет положительную динамику:
В I квартале 2022 года были проведены досуговые мероприятия:
выпуск отрядных газет, игровая программа «Слёт хохотушек и хохотунов» - конкурс шуточных песен, стихов, сценок, час веселых затей «Русские игры в гости к нам», экспресс - обзор «Секреты Зимушки-Зимы», пословицы и поговорки «Зима - зимою - о зиме», эрудит-шоу «Играй! Изучай! Здоровье сохраняй!», час веселых затей «Необычные приключения в стране Играй-ка», зимние забавы «Мороз - Красный нос», творческая мастерская «Эх, снег-снежок…», театр-экспромт «Хлопья снежные кружат», игровая программа «Можно я просто тебя обниму», викторина «Сказочные зимние забавы», «Снежные вопросы», игры «В снежном царстве, в морозном государстве», конкурс «Старинные русские народные пословицы», инсценирование сказки «Бунт новогодних игрушек!», песенная перестрелка «Наши любимые новогодние песни», игры на воздухе «Принесла во двор зима - снег пушистый, лед, снежки, санки, лыжи и коньки», творческая мастерская «Волшебная шкатулка зимы», час весёлых затей «Серпантин Новогодних приключений», «Мир творческих увлечений» - рассказы детей о своих хобби, литературная игра «Белая царица - зима», игра «В гостях у Снежной королевы», пословицы и поговорки «Зима - зимою - о зиме», «Гостиная Василисы Премудрой» конкурс сказочников, конкурс стихов и загадок «Чародейка Зима», конкурс загадок и пословиц «Серебряные нити загадок», «Поиграйте, не скучайте» - игры, конкурсы на воздухе, викторина «Птицы наши друзья», ярмарка игр «Сто затей для ста друзей», викторина «Путешествие на колеснице времени», час настольных игр «Литературное лото», воспитательный час «Приходи, Масленица!», конкурс рисунков «Круглый, румяный, в рот просится», викторина «Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка», тематический час «Про любовь весну и красоту», выставка детского творчества «Ничего милее нет маминой улыбки», спортивно-познавательное мероприятие «В мире спорта и сказок - в поисках волшебного клада», игровая программа «Путешествие по новогодней планете», творческая мастерская «Зимняя красота русской природы», конкурс рисунков «Обниматься надо всегда», театрализованное представление «Теремок» для стационарного отделения «Мать и дитя», изготовление открыток «Татьяна, милая Татьяна...», познавательный час «Тайны и чудеса Зимушки-Зимы»;
волонтёрская деятельность: театрализованное представление «Красная шапочка» для стационарного отделения «Мать и дитя», организация работы почты Купидона, изготовление поздравительной телеграммы «Нежное послание для всех влюбленных», творческая мастерская «Волшебная шкатулка зимы», выставка детского творчества «Есть такая профессия - Родину защищать», обмен адресами и пожеланиями между детьми «Ромашка дружбы».
Коллективом отделения использовались различные формы работы: «Весёлая семейка», «Будем знакомы!»; «Новогоднее путешествие», «День русских традиций», «Академия сказочных наук»; «Снежные конкурсы», «Лучший артист-пародист» «Весёлый художник»; «Крещенские забавы», «Ура, веселится детвора»; «Вокруг земного шара», «Праздник в царстве Грамотея»; «Остров загадок», «Жили-были…»; «Зимний марафон», «Снежные забавы», «Забавный кавардак», «Турнир весёлых и смекалистых», «Азбука безопасности», «Весёлая метла», «Минута славы», «Кросс-вопрос», «Жили-были», «Поле чудес», «Остров загадок», «Путешествие сороконожки», «Экологическая мельница», «Стрелы Амура», «Вокруг света»; «Потешный короб», «В мире красок и карандашей», «Страна веселья», «Наш разноцветный друг», «Формула удачи», КТД «Мисс Российская Армия», «Будем знакомы», «Весёлый калейдоскоп», «Спорту – Да!», «Космические гонки», «АЗ и Я», «Формула удачи»; «Весёлые умники», «А, ну-ка, девочки», «Весёлая семейка», «Цветочный карнавал», «Страна веселья», «Состязание здоровячков - боровичков», «Ой, Малена-красота! Открывай-ка ворота», «Кругосветное путешествие», «Здоровье сгубишь – новое не купишь», «Путешествие по стране Флора»; «Момент истины», «Лучший артист- пародист», «Цветик-семицветик».
Стационарное отделение «Мать и дитя»
В I квартале 2022 года в стационарном отделении реабилитацию прошел 81 несовершеннолетний получатель социальных услуг в сопровождении 69 законных представителей из 67 семей. Результаты первичной диагностики детей показали, что 14 детей самостоятельно не передвигаются, у 30 детей не сформирована речь.
Специалистами отделения в первом квартале по программам «Детский АРТ-базар», «Технология добра» было оказано 1140 социально- педагогических услуг, из них детям-инвалидам - 742 услуги, 398 услуг - детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 6 лет.
Использовались следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, занятия в игровых зонах «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм», театрализованные представления, мероприятия по организации досуга.
На занятиях в игровых зонах использовались игровые ситуации на тему: «Купание куклы Маши», «Моя семья», «Семейные дела»; «Повара», «Готовим обед», «Знакомство с посудой»; «Школьная жизнь», «Учимся в школе», «Урок в школе»; «Автомастерская», «Город мастеров», «Автосервис»; «Строительство гаража», «Работа в гараже», «Путешествие на автобусе»; «Гастроном», «Овощной магазин»; «Салон красоты», «Визит в парикмахерскую», «Стилисты»; «Игрушки у врача», «На приеме у врача», «Поликлиника»; «Больница для зверей», «Добрый доктор Айболит»; «Театр», «Браво», «Поход в театр», «Мы артисты», «Играем в театр», «Музыка, игра, театр».
В результате проведённых занятий по данной программе педагоги отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общее состояние детей, снимают психоэмоциональное напряжение, создают положительный настрой на взаимодействие детей с педагогам, повышают концентрацию внимания, усидчивость, развивают творческие способности.
Результаты занятий по программе «Детский Арт-базар»:
Период |
Количество детей |
Результаты диагностики на начало заезда |
Результаты диагностики на конец заезда |
I квартал 2022 г. |
81 чел.
(100% от количества принятых) |
Высокий уровень - 1 % (1 чел.) Средний уровень - 57 % (46 чел.) Низкий уровень - 42 % (34 чел.) |
Высокий уровень - 27 % (22 чел.) Средний уровень - 61 % (49 чел.) Низкий уровень - 12% (10 чел.) |
В результате обучения, на основании полученных данных, можно сделать вывод: у обучающихся прослеживается положительная динамика социального развития в рамках адаптированной программы. Дети научились взаимодействовать в процессе игровой деятельности с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки; познакомились с различными профессиями; научились реализовывать и развивать сюжет.
В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности:
занятия по пластилинографии «Мухомор»;
занятия по рисованию пальчиками и ладошкой «Ёжик на травке»;
рисованию ватными палочками «Божья коровка»;
занятие по аппликации в обрывной технике «Морковка»;
аппликации крупой «Груша»;
рисованию в технике печать листьев «Чудо-дерево».
Для снижения мышечного тонуса рук специалистами использовалась пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим», «Листочки», «Ручки», «Домик», «Моя семья», «Хлоп-хлоп», «Мы писали», «Этот пальчик», «Солнышко», «Журавли», «Тесто», «Кулачок», «Как живёшь?», «Рыбка», «Весёлый человечек», «Дружные пальчики», «Овощи», «Постовой», «Тук, тук», «Мальчик пальчик», «Ручки», «В гости к пальчику большому».
Для снижения физического и эмоционального напряжения проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря: шаров, лент, канатов; музыкальных инструментов: трещёток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов.
Занятия по программе «Технология добра» были направлены на создание благоприятных условий для оптимального физического, психического развития и эмоционального благополучия обучающихся, а также повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей.
Педагоги использовали разнообразные формы досуговой деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно-игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарий, беседовали с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.
В Семейной гостиной прошли мероприятия с участием детей и родителей (законных представителей):
- Познавательное мероприятие «Права ребёнка»;
- КТД «Планета дружбы»;
- КТД «Как на Татьянины именины»;
- Час правовой информации «Знаешь ли ты право?»;
- КТД «Давайте познакомимся»;
- Игра-развлечение «Масленица — красна Девица»;
- Познавательное мероприятие «Весна пришла — весне дорогу»;
- Адаптационный час «Ребёнок и взрослый: играем и развиваемся вместе»;
- Конкурсная программа к 8 Марта «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
Занятия по патриотическому воспитанию:
- Посиделки «Наши бабушки и деды помнят славную Победу»;
- Творческий вечер «Я славлю армию родную»;
- Патриотический час «Пешком в историю родного края».
Театрализованные представления:
- «Зимняя сказка»;
- «Развесёлый колобок»;
- «Рукавичка».
Мастер-классы:
- По рисованию манной крупой «Морозные узоры»;
- По рисованию в нетрадиционной технике «Чудо-чудное»;
- По изготовлению открыток в технике «оригами» «Цветы для мамы».
В результате проведенных занятий, у несовершеннолетних получателей социальных услуг увеличился объём навыков социализации и коммуникативности, улучшился эмоциональный фон, усовершенствовали игровые навыки и творческую самостоятельность, повысилась познавательная и эмоциональная активность.
В рамках реализации проекта Десятилетия детства, проведены следующие мероприятия:
- Развлекательная программа «Щедрый вечер, добрый вечер»;
- Театрализованное представление «Морозко»;
- Игровая программа «Можно я просто тебя обниму» (в Международный день объятий);
- В день спонтанного проявления доброты: кукольный спектакль «Как добро побеждает зло»; просмотр мультфильмов «Приключение кота Леопольда», «Крошка Енот», «Кошкин дом» и др.
- Мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества:
изготовление поздравительных открыток «Подарю открытку папе»;
выставка рисунков «Наша армия сильна, защищает нас она»;
- Развлекательная программа «Масленица весела, всех на игры увела».
- Мероприятия в Международный женский день:
изготовление сувенирных и поздравительных открыток «Открытка для любимых мам»;
выставка детского творчества «Наш вернисаж для любимых мам!»:
- Конкурсно- игровая программа «Как у наших у ворот игры, смех и хоровод»;
- Беседа с родителями «Телевидение и компьютерные игры: польза и вред».
На протяжении всего реабилитационного периода проводился творческий час «Веселый художник» с использованием техник:
рисование красками и гуашью: «Деревья под снегом», «Ёлочка», «Волшебная зимушка», «Снеговик», «Серпантин танцует»,«Мы слепили снеговика»;
рисование ватными палочками: «Снежинка»;
рисование восковыми мелками: «Иней»;
рисование в технике обрывания и тычкования: «Снегири на ветке»;
рисование в технике печати по трафарету: «Зимний лес»;
рисование карандашом: «Берёза», «Дед мороз в лесу», «Ах, какая снежная зима».
Родители совместно с детьми принимали активное участие в концертах по итогам заездов, участвовали в художественной самодеятельности, посещали библиотеку, кружки, дискотеки, экскурсии, много гуляли на свежем воздухе. В результате проведенной реабилитационной работы у получателей социальных услуг расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, дети стали более контактны, улучшился эмоциональный фон и настроение.
Отделение психолого-педагогической помощи
Работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи велась по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:
В I квартале 2022 года по программе социально-педагогической направленности «Радуга» прошли обучение 60 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя.
На начальном этапе реабилитации психологами отделения психолого- педагогической помощи проводилась диагностическая работа с обучающимися, в процессе чего были выявлены следующие проблемы: двигательных навыков:
проблемы с крупной (общей) моторикой у 36 %;
проблемы с мелкой (тонкой) моторикой 78 %;
расстройство психоэмоциональной сферы:
повышенное эмоциональное напряжение 38,2 %
снижен эмоциональный фон 42,4%;
необходимость в стабилизации психоэмоционального состояния у 36,2%;
повышенная тревожность у 86,2%;
повышенная психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 28,2%;
когнитивные процессы:
низкая концентрация внимания у 58,6%
низкий уровень устойчивости внимания у 48,2%
низкая познавательная активность у 58%;
расстройство личностного развития:
снижена мотивация на выполнение предложенных заданий у 54,2%;
отсутствие уверенности в себе (пессимистическое настроение) у 22%;
отсутствие самостоятельности у 36%;
особенности межличностного взаимодействия:
трудности в установлении контакта с другими детьми у 62,4%;
отсутствие навыков межличностного общения 72,2%
В процессе реабилитационного периода с обучающимися была проведена индивидуальная работа, основными задачами которой являлось:
Создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения.
Развитие индивидуальных особенностей детей:
- мелкой и крупной моторики;
- эмоциональной сферы ;
- когнитивной сферы;
- познавательной сферы;
- навыков межличностного общения;
- социальных навыков и социализации.
Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.
Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.
Все технологии, используемые в практической деятельности, реализовали потребности детей в творчестве, познании, самореализации, позитивном отклике. Дети получали незабываемые, положительные эмоции.
Для социальной и психологической адаптации детей было создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствовало формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому, умственному и духовному развитию детей.
Каждое занятие с детьми начиналось с установления контакта и развития мотивации на дальнейшую деятельность, которое проходило в атмосфере принятия, открытости, взаимодоверия и любви.
Занятия игротерапии проходили в светлой сенсорной комнате с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей и были направлены на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрового материала. Игровые коррекционные занятия способствовали развитию навыков адаптации, социализации и самообслуживания. Для сенсомоторного развития использовались панели по методам М. Монтессори, состоящие из элементов используемых в обычной жизни (замки, выключатели, разетки, шнуровка и т.д).
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Занятия арт-терапии включали совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок, которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности. В процессе работы наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с психологом. Улучшилась продуктивность деятельности, повысилась устойчивость внимания во время занятий, улучшилась тактильная чувствительность.
Работа с родителями являлась важной составляющей реабилитационного процесса и необходимой для закрепления достигнутого результата, родителей знакомили с методами и приемами коррекционной работы, для дальнейшего использования в домашних условиях. Психологическая помощь семьям, направлена на принятие особенного ребенка, снижение семейного стресса и предотвращение дистресса.
Участвуя в совместных занятиях, родители учились конструктивному взаимодействию, имели возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;
улучшение двигательных навыков:
улучшение крупной (общей) моторикой у 35 %;
улучшение мелкой (тонкой) моторикой у 77,4%
стабилизация психоэмоциональной сферы:
снижение эмоционального напряжения у 36 %;
повышение эмоционального фона у 40%;
стабилизация психоэмоционального состояния у 34,2 %;
снизилась тревожность 82,2%;
снизилась психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 26%.
улучшение когнитивных процессов:
повысилась концентрация внимания у 56%;
повысился уровень устойчивости внимания у 32,2%;
повысилась познавательная активность у 58%;
формирование личностного развития:
сформировалась мотивация на выполнение предложенных заданий у 46,2%;
развилась уверенность в себе у 20,2 %;
проявилась самостоятельность у 33,8 %.
особенности межличностного взаимодействия:
преодолены трудности в установлении контакта с другими детьми у 56,8% детей;
сформировались навыки межличностного общения у 68,4%.
По программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» проведена индивидуальная работа с 21 обучающимся стационарного отделения «Мать и дитя».
Занятия проводились в индивидуальной форме. Было определено и согласовано расписание (с учетом возрастных, психоэмоциональных и физических возможностей ребенка).
Была проведена диагностика, в результате которой было выявлено:
- Наличие звукокомплексов – 58,2%
- Связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование- 86,2%
отклонение предмета- 12,6%, выполнение действия- 96,2 %, протест детей- 15,3%
- Возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды- 92,4%
- Наблюдение за окружающей обстановкой, людьми - 100%
- Внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения - 100%
- Реакция на зрительный контакт собеседника - 56%
- Выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение – 68,2%, отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 6,2%
- Концентрация внимания у детей снижена- 82%
- Использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - чел. 72,4%
- Реакция на обращение у детей - 72 %
- Реакция на собственное имя у детей - 92 %
- Возможность устно выразить свои повседневные потребности у детей - 78%
- Мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 96 %
- Общее психическое состояние пассивный- 12,2% Вялый- 26% Бодрый- 48,2%
- Общее моторное развитие. Снижение мелкой моторики – 52,6 % в
- Пищевое поведение в норме у детей- 100%
- Координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 42,2%
- Проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей- 84,2%
Организуя работу с детьми, особое внимание уделялось: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; в совместной деятельности присутствовали элементы игры и обучения; пройденный материал многократно повторялся для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствовал опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложнялись задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводились занятия по звукоподражанию, затем включались короткие слова, короткие и длинные фразы.
На занятиях дети учились воспринимать, соотносить и дефферинцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствовало появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.
Специалист обучал родителей правильной и последовательной работе с детьми. Давал все необходимые рекомендации по выполнению и закреплению пройденного материала.
В результате работы наблюдались улучшения:
- Наличие звукокомплексов – 86,8%.
- Связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование - 92,6%
отклонение предмета - 14,2% выполнения действия - 86,2% протест детей -8,2%.
- Возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 100%.
- Наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 100%.
- Внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 98,2%.
- Реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 96,2%.
- Выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 92,6% отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 8,2%.
- Улучшение концентрация внимания у детей снижена - 100%.
- Использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 82,2%.
- Реакция на обращение у - 86,2%
- Реакция на собственное имя у детей - 92,2%
- Возможность устно выразить свои повседневные потребности у - 52,4%.
- Мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей -100%.
- Общее психическое состояние: пассивный - 8%, вялый - 28%, агрессивный -12%, бодрый - 52%.
- Общее моторное развитие. Улучшение моторных навыков - 46,1%.
- Пищевое поведение в норме у детей - 100%.
- Координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 38,4%.
- Проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - у 100%.
В групповую работу по адаптированным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности «Цвет Радости», «Мы из будущего» было включено 94 обучающихся (стационарное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями)
На начальном этапе реабилитации была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено:
- повышенный уровень эмоционального напряжения,
снижение эмоционального фона у 100%;
- повышенный уровень тревожности у 82,5%;
- слабо развиты навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 42,2%;
- не сформированы навыки межличностного общения у 12,2%
Педагогами-психологами была проведена групповая и индивидуальная работа с целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, создание условий для личностного развития, позитивной социализации, развития навыков общения в группе.
Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.
Занятия по групповому сплочению, в целом дали положительную динамику, дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. По ходу проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности. Наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;
- снизился уровень эмоционального напряжения,
повышение эмоционального фона у 98 %;
- снижение тревожности у 80,2%;
- развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений у 42,2%;
- сформированы навыки межличностного общения у 10,2%.
За отчетный период в адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» (для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет ), приняли участие 59 обучающихся (стационарное отделение «Мать и дитя») и 17 обучающихся (стационарного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями)
Коррекционная работа учителей-логопедов планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей. Результаты работы отражались в речевой карте.
Логопедическая работа направлена на преодоление у детей речевых нарушений, путем проведения индивидуальных занятий. На занятиях использовались дидактические игры, кукольный театр для развития и закрепления словарного запаса детей, развитие мелкой моторики и психических процессов.
Особое внимание уделялось проблеме логопедической помощи неговорящим детям с тяжёлыми нарушениями речи, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. В работе с детьми с ограниченными возможностями по исправлению речевых нарушений специалисты отделения стали использовать такие инновационные технологии, как тейпирование в логопедии.
Для достижения максимального эффекта специалисты отделения работали в комплексе: логопедический массаж плюс тейпирование.
Логопедическое тейпирование способствовало преодолению речевых проблем каждого ребенка.
В ходе первичной диагностики выявлено:
- снижение уровня речевого развития у 100%
- снижение пассивного и активного словарного запаса у 63,1%;
3.не поставлены проблемные звуки речи у 22,3% ;
- не сформированны навыки учебной деятельности, (внимание, наблюдательность, память, мышление) у 44 %;
- тонус мышцы языка, губ, щек у 76 %
В процессе реабилитации были проведены коррекционно-развивающие занятия:
Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).
Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).
Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).
Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки К. Чуковского « Муха-цокотуха »).
Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки « По щучьему велению»).
Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Э.Н. « Крокодил Гена и его друзья»).
Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки Э.Н. « Колобок »).
В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:
повышение уровеня речевого развития у 86,2%
увеличился пассивный и активный словарный запас у 58,2%
введены, автоматизированны и дифференцированны проблемные звуки у 20,2%;
сформированы навыки учебной деятельности, улучшилось внимание, наблюдательность, память, мышление у 42%;
укрепились мышцы языка, губ и щек, развилась их подвижность у 72,4%.
Отделение социальной реабилитации
В I квартале 2022 года деятельность отделения осуществлялась в процессе проведения коррекционный-развивающих занятий по художественно-эстетической, социально-педагогической спортивно-оздоровительной направленности, которая проходила в индивидуальной, групповой и подгрупповой форме.
Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:
повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;
совершенствование мелкой моторики рук;
коррекция нарушений двигательной сферы;
развитие физических качеств;
развитие музыкальных способностей;
расширение словарного запас детей;
развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;
формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,
совершенствование коммуникативных навыков.
Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Здоровячок», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».
В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестоплалстика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально - ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.
В зависимости от поставленных задач на занятиях в творческих используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.
На занятиях по адаптивной физической культуре формируются общие двигательные навыки, которые способствуют коррекции общей моторики, некоординированных, скованных движений, развитию быстроты и динамической координации. Используются различные методы обучения: игровой, соревновательный, словесный, наглядный. Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия. Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующие и укрепляющие упражнения, эстафеты и соревнования.
Музыкальные занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия включают в себя различные виды деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Занятия проводятся соответственно комплексному тематическому плану. Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, праздничным датам, а также возрастным особенностям детей и их возможностям. По содержанию занятие предполагает частую смену деятельности и это дает нужные результаты. Для достижения оптимальных результатов музыкальная деятельность организуется так, чтобы психо-физическая нагрузка на ребенка была равномерно распределена.
В отчетный период на занятиях кружка «Развивайка» уделяли большое внимание нравственно-эстетическому, гражданско-правовому, патриотическому, экологическому, интеллектуально-познавательному воспитанию, в связи с этим были проведены различные мероприятия:
для отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями обучение проводилось по программе «Читалочка»: тематический час «Россия- наша родина», «Путешествие в мир детской лиературы», «Хоровод сказок», «Мозаика рассказов», «Любимые стихи», «Литературна игра», «Крупицы народной мудрости». Проведено открытое познавательное мероприятие, посвященное 8 марта «Мамы всякие, нужны».
для детей стационарного отделения «Мать и дитя» реализованы занятия по программе «Позитив»: тематический час «Мои друзья»; познавательный час «Наша страна – Россия»; час общения «Здоровье всего дороже»; час общения «Права и обязанности ребенка»; час общения «Растительный мир, его разнообразие, значение»; познавательный час «Путешествие по сказкам»; развлекательно-познавательные игры «Поле чудес»; «Волшебный лепесток»; «Почемучки-знатоки»; конкурс «Загадки в шутку и всерьез».
В целях развития музыкальных способностей детей осуществлялась работа музыкального кружка «Веселые нотки» по следующим разделам: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; песенное творчество, музицирование (игра на ДМИ).
За I квартал 2022 года в отделении социальной реабилитации с участием сотрудников, сопровождающих, детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено: торжественных линеек -3 ; праздничных концертов - 2: «Алло, мы ищем таланты»; «Счастье в ладошках»
В песенный репертуар концертных программ были включены: «Здравствуйте», «Детские мечты», «Чепуха», «Хорошее настроение», «Физкульт-привет!», «На старт!», «Утренняя гимнастика!», «Футбол!», «Давай мы с тобой счастливыми будем», Здравствуй, счастье», музыкально-ритмические композиции «Часики», «Прыг-скок», «Топа-тушки», шумовой оркестр с композициями «Как под горкой», «Два веселых гуся», «Плясовая».
Диагностика:
Стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями:
Начало заезда:
высокий уровень-0 чел. (0%)
ближе к высокому-0 чел.(0%)
средний уровень- 1 чел. (2%)
ближе к низкому- 62 чел.(98%)
низкий уровень- 0 чел. (0%)
Конец заезда:
высокий уровень- 0 чел. (0%)
ближе к высокому-0 чел.(0%)
средний уровень-38 чел. (60%)
ближе к низкому- 25 чел.(40%)
низкий уровень- 0 чел. (0%)
Всего - 63 несовершеннолетних получателя социальных услуг, из них 7 – дети-инвалиды.
Стационарное отделение «Мать и дитя »
Начало заезда:
высокий уровень-0 чел. (0%)
ближе к высокому-0 чел.(0%)
средний уровень-0 чел. (0%)
ближе к низкому-20 чел.(100%)
низкий уровень-0 чел. (0%)
Конец заезда:
высокий уровень- 0 чел. (0%)
ближе к высокому-0 чел.(0%)
средний уровень- 10 чел. (50%)
ближе к низкому- 10 чел.(50%)
низкий уровень- 0 чел. (0%)
Всего - 20 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из них 10 – дети-инвалиды
В творческих мастерских «Вдохновение», «Бусинка», «Мукасолька», «Тестопластика», «Фантазёры» дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, различные виды плетения из бисера, лент, обучились приемами техникам работы с различными материалами и инструментами по программе «Радуга творчества».
Занятия были направлены на развитие художественного вкуса, самопознания, развитие мелкой моторики рук, внимания.
В отчетный период детьми были изготовлены: объёмная аппликация «Мимоза», «Ёлки в снегу» «Овечки на лугу», из ткани «Варежки», их крупы и песка в технике «посыпушки» «Зайчик», «Кит», обрывная аппликация в технике «мозаика» «Еловые ветки», «Кукла», комбинированная аппликация «Снегири на ветках!», из природных материалов «Ежики»;
из солёного теста комбинированным способом «Наша армия сильна», конструктивным способом «Танк», «Кораблик», комбинированным способом панно «Зимний пейзаж», в технике штамп - «геометрические фигурки»;
в технике «кирпичный стежок» - броши, кулоны, декоративные брелки, из бисера панно «Весёлые черепашки», «Мышка и заяц», в технике «параллельное низание» - «Веточка», «Браслет».
Были проведены мастер-классы: объемная живопись «Роза для мамы», из бисера «Брошь для мамы», в технике кадмейкинг «День защитника отечества», объёмная аппликация «Наша армия», «Мимоза», в технике нетрадиционной аппликации «Весёлые портреты», в технике «аппликация» - «Танк», «Ваза с цветами», «Весенняя полянка».
Занятия по программе имеет положительную динамику, о чем свидетельствуют данные диагностики.
Стационарное отделение «Мать и дитя»
Начало заезда:
высокий уровень-0 чел. (0%)
средний уровень-20 чел. (25%)
низкий уровень- 40 чел. (49%)
очень низкий уровень- 21 чел.(26%)
Конец заезда:
высокий уровень- 20 чел. (25%)
средний уровень- 41 чел. (51%)
низкий уровень- 19 чел. (23%)
очень низкий уровень- 1 чел.(1%)
Всего – 81несовершеннолетний получатель социальных услуг, в том числе - 55 дети-инвалиды.
Стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями:
Начало заезда:
высокий уровень - 0 чел. (0%)
средний уровень - 43 чел. (46%)
низкий уровень - 51 чел. (54%)
Конец заезда:
высокий уровень - 43 чел. (46%)
средний уровень - 51 чел. (54%)
низкий уровень - 0 чел. (0%)
Всего - 94 несовершеннолетний получатель социальных услуг, в том числе - 10 дети-инвалиды
Развитие физического уровня детей и укрепление их здоровья одна из актуальных задач физкультурно-оздоровительной работы, которая осуществлялась через различные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, спортивные, подвижные и малоподвижные игры на кружке «Чемпион» по программе «Здоровячок» для детей стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями; для детей стационарного отделения «Мать и дитя» - «Территория Здоровья».
Для обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» были включены следующие занятия: Вводное занятие. Беседа: «Техника безопасности на занятиях физической культурой». Диагностика; Занятие - «Шалунишки»; Занятие - «В здоровом теле – здоровый дух!»; Занятие - «Дружные ребята»; Занятие - «Крепыши»; Занятие «Атлеты»; Занятие - «Неболейка»; Занятие - «Олимпийцы»; Занятие - «Сильные. Ловкие.»
Для обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями были включены следующие занятия: Вводное занятие. Техника безопасности. Диагностика; Занятие - «Мой веселый звонкий мяч»; Занятие - «Физкульт-Ура!»; Занятие - «Спортивная тропинка»; Занятие - «Непоседы»; Занятие - «Сильные, ловкие, смелые»; Занятие - «Все на старт!»; Занятие - «Спортивные ребята»; Занятие - «Будь в форме!». В отчётный период был проведён спортивный праздник «Я бы в армию пошёл».
Занятия по программам имеет положительную динамику, о чем свидетельствуют данные диагностики.
Стационарное отделение «Мать и дитя »
Начало заезда:
высокий уровень - 0 чел. (0%)
средний уровень - 20 чел. (36%)
низкий уровень - 38 чел. (64%)
Конец заезда:
высокий уровень - 8 чел. (14%)
средний уровень - 38 чел. (65%)
низкий уровень - 12 чел. (21%)
Всего - их 58 человек, из них - 5 дети инвалиды.
Стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями:
Начало заезда:
высокий уровень - 0 чел. (0%)
средний уровень - 20 чел. (34%)
низкий уровень - 38 чел. (66%)
Конец заезда:
высокий уровень - 8 чел. (14%)
средний уровень - 38 чел. (66%)
низкий уровень - 12чел. (20%)
Всего 58 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из них 5 – дети-инвалиды.