2022
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за IV квартал 2022 года.
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за IV квартал 2022 года.
Во IV квартале 2022 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.
Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов – 4.
В отчетном периоде реабилитацию в отделениях учреждения получили 239 несовершеннолетних получателей социальных услуг:
В стационарном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями реабилитационные услуги получили 123 детей, из них:
- детей с ограниченными возможностями здоровья - 96 чел;
- детей-инвалидов - 27.
|
Количество обратившихся в IV квартале 2021 года |
Количество обратившихся в IV квартале 2022 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
135 |
123 |
-12 |
Дети-инвалиды |
5 |
27 |
+22 |
Дети с ограниченными возможностями здоровья |
130 |
96 |
-34 |
В стационарном отделении «Мать и дитя» реабилитацию прошли 116 детей в сопровождении 101 законного представителя, из них, детей-инвалидов 76 человек.
|
Количество обратившихся в IV квартале 2021 года |
Количество обратившихся в IV квартале 2022 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
224 |
217 |
-7 |
Дети, всего |
119 |
116 |
-3 |
Дети-инвалиды |
83 |
76 |
- 7 |
Дети с ОВЗ |
36 |
40 |
+4 |
Сопровождающие |
105 |
101 |
- 4 |
Впервые курс реабилитации в учреждении прошли:
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 69 детей;
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 67 ребенка из 59 семей.
Количество повторно обратившихся для прохождения курса реабилитации составило 100:
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями 54 ребенка;
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 49 детей из 42 семей.
Выполнение плана койко-дней по учреждению в целом составило 7057 койко-дней при плане 7650 или 92,2 %;
в разрезе стационарных отделений:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - койко-дней 2553 (100,1%);
стационарное отделение «Мать и дитя» - 4504 койко-дня (88,3%).
Процесс реализации комплекса реабилитационных мероприятий, итоги реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг, реабилитационных программ и динамику состояния здоровья детей обсуждались специалистами в ходе медико-психолого-педагогических консилиумов. В отчётном периоде проведено 16 медико-психолого-педагогических консилиума: 8 консилиумов в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и 8 - в стационарном отделении «Мать и дитя»
В целях проведения анализа качества условий и доступности предоставления социальных услуг проводился мониторинг качества условий предоставления социальных услуг, предоставляемых в рамках комплексной социально-реабилитационной программы: в IV квартале посредством анкетирования и устного изучения мнения получателей социальных услуг, опрошено 212 человек. По данным, полученным в результате анализа, можно сделать вывод о том, что 100 % опрошенных полностью удовлетворены качеством условий и доступностью предоставленных социальных услуг.
Отделение медико-социальной реабилитации
В отчетном периоде отделением социально-медицинской реабилитации были предоставлены следующие услуги: лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, водолечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия - все это составляло медицинскую реабилитацию Центра.
В IV квартале 2022 году в учреждение поступили дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом (ДЦП) со средними и выраженными нарушениями со стороны НС, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
Возрастная градация получателей социальных услуг:
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
||
Всего 123 детей |
Всего 116 детей |
||||||||||
2 (2,0 %) |
27 (22,0%) |
83 (67,5%) |
11 (8,5 %) |
59 (50,9%) |
39 (33,6%) |
15 (12,9%) |
3 (2,6%) |
||||
в т.ч. детей-инвалидов:26 чел.(21,1%) |
в т.ч. детей-инвалидов: 65 чел.56,0%) |
||||||||||
|
5 (19,2%) |
17 (65,3 %) |
4 (15,5%) |
28 (43,1%) |
19 (29,2%) |
15 (23,1%) |
3 (4,6%) |
||||
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию в IV квартале 2022 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата) занимают 37,7 %;
психические расстройства занимают второе место по частоте встречаемости - 25,5 %;
на третьем месте болезни органов дыхания – 14,6%;
заболевания костно-мышечной системы - 13%;
другие заболевания - 9,2%.
Структура заболеваемости детей, поступивших на
реабилитацию
Наименование болезни |
код по МКБ-Х |
III квартал 2022 г. |
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
АОО-B99 |
0 |
вираж Манту |
R76.1 |
0 |
хр. вирусные гепатиты |
В15-В19 |
0 |
болезни крови, кроветворных органов |
D50-D89 |
0 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ |
E00-E89 |
0 |
в том числе сахарный диабет 2 типа |
Е10-Е14 |
0 |
болезни нервной системы |
G00-G99 |
90 |
в том числе ДЦП |
G80 |
30 |
психические расстройства |
F00-F99 |
61 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
H00-H59 |
4 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
H60-H95 |
3 |
болезни органов дыхания |
J00-J99 |
35 |
в том числе бронхиальная астма |
J45 |
0 |
болезни системы кровообращения |
I00-I99 |
2 |
болезни органов пищеварения |
K00-K93 |
4 |
болезни кожи и подкожно жировой клетчатки |
L00-L99 |
0 |
в том числе аллергический дерматит |
L20 |
0 |
болезни костно-мышечной системы |
M00-M99 |
31 |
болезни мочеполовой системы |
N00-N99 |
0 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
Q00-Q99 |
9 |
ИТОГО: |
|
239 |
В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.
Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.
В IV квартале 2022 года специалистами отделением было оказано 30893 услуги.
На фоне проведённого комплекса реабилитационных мероприятий у детей с заболеваниями ЦНС и опорно-двигательной системы увеличилась двигательная активность, возрос объём активных движений; у детей, страдающих психоневрологической патологией, отмечено улучшение поведения, стабилизация эмоционального состояния.
В учреждении установлено 6-ти разовое питание. На основе справочника «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания» разработаны примерные 14-дневные сезонные меню.
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
За отчётный период реабилитацию прошли 123 несовершеннолетних получателей социальных услуг. Реабилитационная работа была направлена на расширение навыков социализации и приобретение детьми социальных знаний.
Специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение 4 квартала было оказано клиентам услуг 30600 из них 6355 детям-инвалидам и 23705 детям с ограниченными возможностями:
социально-педагогические: 13466
- дети с ограниченными возможностями – 10609
- дети-инвалиды – 2857
социально-бытовые: 15739
- дети с ограниченными возможностями - 12428
- дети-инвалиды - 3311
социально-правовые: 363
- дети с ограниченными возможностями - 284
- дети-инвалиды – 79
коммуникативные: 492
- дети с ограниченными возможностями - 384
- дети-инвалиды – 108
Социализация детебй различных категорий осуществляется с помощью коллективно-творческих дел. Это проверенная форма работы, которая позволяет работать с первичным детским коллективом и решать массу педагогических задач. В каждом творческом деле, происходит развитие самостоятельности, самоуправления, гражданского отношения к людям и окружающему миру.
Воспитатели стационарного отделения применяя личностно-индивидуальный подход к клиентам, использовали индивидуальные и групповые формы работы.
В стационарном отделение реализуются программы социально-педагогической направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Сам себе волшебник». Художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».
Реализация программы дополнительного образования «Академия успеха»
В работе с детьми применялась групповая форма обучения.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся.
Обучение по программе рассчитано на 3 занятия в неделю для каждого ребёнка, за курс реабилитации проводится 9 занятий.
В 4 квартале 2022 года в программе «Академия успеха», участвовал 86 человек, из них: инвалидов - 24 чел., детей с ОВЗ - 62 чел.
Общее количество социально педагогических услуг, оказанных по программе в 4 квартале – 774 из них:
216 услуг детям инвалидам, детям с ОВЗ – 558 услуг.
В отчётный период с детьми проводились занятия в форме уроков общения, с элементами.
Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения.
В ходе реализации данной программы дети научились:
- решать проблемы, связанные с адаптацией и социализацией детей с ограниченными возможностями;
- пользоваться своими правами и обязанностями;
- самореализовываться в процессе позитивного социального взаимодействия.
Исходя из данных заключительного обследования, можно сделать вывод, что уровень социально-коммуникативного развития детей повысился и имеет положительную динамику:
Начало заезда: |
Конец заезда: |
Высокий – 8 чел. (9%) |
Высокий – 44 чел. (51%) |
Средний - 36 чел. (42%) |
Средний – 42 чел. (49%) |
Низкий - 42 чел. (49%) |
Низкий – 0 чел. (0%) |
Реализация программы дополнительного образования «Азбука нравственности»
В работе с детьми применялась групповая форма обучения.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся.
Обучение по программе рассчитано на 2 занятия в неделю для каждого ребёнка, за курс реабилитации проводится всего 6 занятий.
В 4 квартале 2022 года в программе «Азбука нравственности», участвовали 39 человек, из них: инвалидов - 11 чел., детей с ОВЗ - 28 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 4 квартале – 234 из них:
66 услуг детям инвалидам, детям с ОВЗ – 168 услуг.
В ходе реализация данной программы у детей:
- сформировались навыки и привычки нравственного поведения;
- обогатился эмоциональный мир обучающихся и сформировались у них нравственные чувства;
-обогатился опыт нравственного поведения путем организации их практической деятельности;
- накопились знания о морали, моральных норм.
Исходя из данных заключительного диагностического, можно сделать вывод, что уровень нравственного развития детей повысился и имеет положительную динамику:
Начало заезда: |
Конец заезда: |
Высокий – 3 чел. (8%) |
Высокий – 17 чел. (44%) |
Средний - 14 чел. (36%) |
Средний – 22 чел. (56%) |
Низкий - 22 чел. (56%) |
Низкий – 0 чел. (0%) |
Реализация программы дополнительного образования «Я-гражданин России»
В работе с детьми применялась групповая форма обучения.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся.
Обучение по программе рассчитано на 2 занятия в неделю для каждого ребёнка, за курс реабилитации проводится 6 занятий.
В 4 квартале 2022 года в программе «Я-гражданин России», участвовало 47 человек, из них: инвалидов - 12 чел., детей с ОВЗ - 35 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 4 квартале – 282 из них:
72 услуг детям инвалидам, детям с ОВЗ – 210 услуг.
Реализация данной программы содействовала формированию патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности.
Исходя из данных заключительного диагностического, можно сделать вывод, что уровень гражданско-патриотического воспитания детей повысился и имеет положительную динамику:
Начало заезда: |
Конец заезда: |
Высокий – 8 чел. (17%) |
Высокий – 24 чел. (51%) |
Средний - 16 чел. (34%) |
Средний – 23 чел. (49%) |
Низкий - 23 чел. (49%) |
Низкий – 0 чел. (0%) |
Реализация программы дополнительного образования «ВундерКиндер»
В работе с детьми применялась индивидуальная форма: каждый ребенок должен сделать свою поделку. Групповая: при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся.
Обучение по программе рассчитано на 2 занятия в неделю для каждого ребёнка, за курс реабилитации проводится 6 занятий.
В 4 квартале 2022 года в программе «ВундерКиндер» участвовало 86 детей из них: инвалидов - 24 чел., детей с ОВЗ - 62 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 4 квартале – 516 из них:
144 услуга детям инвалидам, детям с ОВЗ – 372 услуг.
В отчётный период с детьми проводились занятия в форме бесед и практических работ.
Данная программа включает в себя два раздела: «Вытынанка» и «Плетенка».
В разделе «Вытынанка» были проведены следующие занятия: Знакомство с техникой вытынанка «Техника безопасности»;
«Ажурный домик»;
«Ангел»;
«Цветочная фантазия»;
«Лошадь»;
«Ажурный шарик».
В разделе «Плетенка» были включены занятия:
Знакомство с техникой плетение из газетных трубочек. «Техника безопасности»;
«Рамка из газетных трубочек»;
«Подставка под горячее»;
«Вазочка под карандаши»;
«Цветочная корзина»;
«Сувенирная ложка».
В ходе реализация данной программы у детей:
- расширились представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;
- развились конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
- повысился уровень художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратность.
- сформировались устойчивые систематические потребности к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Исходя из данных заключительного диагностического обследования, можно сделать вывод, что уровень художественно-эстетической культуры у детей повысился и имеет положительную динамику:
Начало заезда: |
Конец заезда: |
Высокий – 12 чел. (14%) |
Высокий – 34 чел. (40%) |
Средний - 22 чел. (26%) |
Средний – 52 чел. (60%) |
Низкий - 52 чел. (60%) |
Низкий – 0 чел. (0%) |
Реализация программы дополнительного образования «Пальчиковый театр»
В работе с детьми применялась групповая форма обучения.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся.
Обучение по программе рассчитано на 2 занятия в неделю для каждого ребёнка, за курс реабилитации проводится 6 занятий.
В 4 квартале 2022 года в программе «Пальчиковый театр», участвовало 37 человек, из них: инвалидов - 3 чел., детей с ОВЗ - 34 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 4 квартале – 222 из них:
18 услуг детям инвалидам, детям с ОВЗ – 204 услуг.
В отчётный период с детьми проводились занятия с учетом возрастных особенностей, посредством включения детей в игровой форме в различные ситуации, ролевые игры, диалоги, беседы, познавательно-развлекательные программы, упражнения на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика «Гроза», «Барашки», Апельсин, «Кошка и мышки», «Дом» «Пятачок», «Паучок», «Летела сова».
В ходе реализации данной программы дети научились:
-включаться в диалог, проявлять инициативу и активность;
-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
-развитию умения формулировать собственное мнение и позицию.
Исходя из данных заключительного диагностического обследования, можно сделать вывод, что уровень художественного развития детей повысился и имеет положительную динамику:
Начало заезда: |
Конец заезда: |
Высокий – 8 чел. (22%) |
Высокий – 17 чел. (46%) |
Средний - 9 чел. (24%) |
Средний – 20 чел. (54%) |
Низкий - 20 чел. (54%) |
Низкий – 0 чел. (0%) |
Реализация программы дополнительного образования «Сам себе волшебник»
В работе с детьми применялась групповая форма обучения.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся.
Обучение по программе рассчитано на 2 занятия в неделю для каждого ребенка, за курс реабилитации проводится 6 занятий.
В 4 квартале 2022 года в программе «Сам себе волшебник», участвовало 37 человек, из них: инвалидов - 3 чел., детей с ОВЗ - 34 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 4 квартале – 222 из них:
18 услуг детям инвалидам, детям с ОВЗ – 204 услуг.
В отчетный период с детьми проводились занятия, беседы, ролевых игры, викторины, познавательные мероприятия, дидактические игр, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
Привить интерес и любовь к чтению, литературному творчеству авторов разных стран, помогли дидактические игры «Ромашка», «Доберись до Колобка! », «Нарисуйте сказочного героя», «Вспомни и назови», «Собери картинку», «Кто больше? ».
Упражнение в парах «Собери картинку», конкурсы «Сказки водят хоровод», «Сказочный переполох», «Угадай-ка», «Волшебные предметы», «Героини сказок», «Герои – помощники» способствовали обобщению знаний детей о русских народных сказках.
Воспитанию любви к русскому творчеству, в частности к творчеству А.С. Пушкина. закреплению знаний детей о сказках А. С. Пушкина способствовали задания: «Отгадайте, из каких сказок эти строки», «Подберите рифму», «Угадай предмет из сказки», «Кроссворд».
Исходя из данных заключительного диагностического обследования, можно сделать вывод, что уровень социально-коммуникативного развития детей повысился и имеет положительную динамику:
Начало заезда: |
Конец заезда: |
Высокий – 5 чел. (13%) |
Высокий – 13 чел. (35%) |
Средний - 8 чел. (22%) |
Средний – 24 чел. (65%) |
Низкий - 24 чел. (65%) |
Низкий – 0 чел. (0%) |
В основе воспитательной системы реабилитационного периода лежит деятельность молодёжного правительства республики «РИТМ - О», которая действует в стационарном отделении на протяжении всего квартала. «РИТМ-О» - детская организация, целью деятельности которой является социализация частоболеющих детей-инвалидов, овладение детьми умениями и навыками управления в первичном коллективе, развитие и формирование взаимопомощи детей через различные формы деятельности, обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации, создание условий для взаимоинтеграции детей-инвалидов и частоболеющих детей.
Программа работает по направлениям:
«Интеллект»
«Экология»
«Нравственность»
«Досуг»
Направление «Интеллект»
Мероприятия подпрограммы: интеллектуальный турнир «Мои интересы, мои увлечения», литературная гостиная «Сказка за сказкой», «Сказок мудрые уроки», познавательные мероприятия «Хочу всё знать», «Путешествие в страну бережливости», «Ужасно интересно все то, что неизвестно», «В разных странах побываем, много нового узнаем», литературно-игровая программа «Путешествие по страницам любимых книг», эрудит-круиз «Не разгаданные тайны», конкурс загадок «По странам мира», викторина «Всё обо всём», «Юные знатоки родного края», дискуссия «Много профессий хороших и разных», викторина «Приметы осени», конкурс «Старинные русские народные пословицы», интеллектуальное мероприятие «Битва эрудитов», познавательные мероприятия: «По сказочной тропе Мороза», «Час книги. Чтение русских народных сказок, игра-викторина «Сказочные зимние забавы», игра-викторина «В мире интересного», информационный вестник «Как встречают Новый год люди всех земных широт».
Направление «Нравственность»
Мероприятия подпрограммы:
тематический час «Секреты настоящей дружбы», урок доброты «Научимся уважать других», дискуссия «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой», «Что такое хорошо и что такое плохо», конкурс вежливых слов «В гостях у профессора вежливых наук», воспитательский час «Секреты общения», час общения «Россия - территория единства!», нравственная беседа «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет», урок доброты «Добро отзывчиво как эхо», воспитательный час «Человек отражается в своих поступках».
Направление «Досуг»
Мероприятия подпрограммы: час веселых затей «Русские игры в гости к нам», ринг эрудитов «Олимпийские игры символ спорта и мира» игровая программа «Жемчужины народной мудрости», «Осенних красок хоровод» путешествие по планете весёлых игр «Мы не будем унывать», конкурс «Старинные русские народные пословицы», литературный сундучок «Затейники и фантазёры», спортивное развлечение «Ярмарка русских народных игр», день весёлых затей «Я, ты, он, она - вместе дружная страна, выставка рисунков «В единстве народа - великая сила», конкурс юных сказочников «Сказка ложь, да в ней намёк…», день весёлых затей «Осенних красок хоровод», конкурс анекдотов и смешных историй «Смех сквозь слезы», осенний кросс «Чем дружнее, тем быстрее», конкурс художников «Цветное настроение», «Раз, два, три - играть выходи!», подвижные игры на воздухе, конкурсно-игровая программа «Золотая Осень», «Поляна весёлых затей», литературно – игровая программа «Путешествие по страницам любимых книг», выставка рисунков «Славный день в истории России», осенний кросс «Чем дружнее, тем быстрее», «Живой театр» - изобрази природное явление, игровая программа «Волшебный посох Деда Мороза», литературная гостиная «Сказка за сказкой», изготовление сувениров и поделок мамам «В ладонях я счастье тебе подарю», викторина «Приметы осени», конкурс художников «У осени в гостях», волонтёрское движение. Театрализованное представление «Кошкин дом» для стационарного отделения «Мать и дитя», час творчества «Осень - рыжая подружка», тематический час «Ты пришёл в гости к природе», час общения «Славься страна - мы гордимся тобой!», ринг эрудитов «Марафон здоровья сквозь тысячелетие», конкурс художников «Цветное настроение», игровая программа «В стране детства» для стационарного отделения «Мать и дитя», путешествие по планете весёлых игр «Мы не будем унывать», час творчества «Осень - рыжая подружка», конкурс художников «Цветное настроение», театр-экспромт «Красная Шапочка» для стационарного отделения «Мать и дитя», выставка рисунков «Портрет Дедушки Мороза», путешествие по планете весёлых игр «Мы не будем унывать», литературно – игровая программа «Путешествие по страницам любимых книг», театрализованное представление «Маша и медведь» для стационарного отделения «Мать и дитя», шахматно-шашечный турнир «Шах и мат», викторина «Маленькие эйнштейны», час творчества «Галерея маминых портретов, выставка детского творчества «Мамина улыбка лучшая на свете», шахматно-шашечный турнир «Шах и мат», конкурс рисунков «Волшебная страна чая», викторина «Вихри снежные крутя…», обмен адресами и пожеланиями между детьми «Ромашка дружбы».
В творческой мастерской «ВундерКиндер» прошли мастер-классы: по изготовлению поделок из природного материала «Сокровища осени», «Осенний букет» из природного материала, «Цветочная феерия» по изготовлению поделок из ватных дисков, по изготовлению поздравительных открыток «С днём рождения Дед Мороз» в технике «скрапбукинг», «Осенние картины» по изготовлению поделок из семени круп, по изготовлению поделок-сувениров «Маленькое чудо для любимой мамочки», по вырезанию снежинок «Раз снежинка, два снежинка», по изготовлению поделок «Чайный сервиз» из макаронных изделий, по изготовлению открыток «Елочка, елочка- зеленая иголочка» в технике «конструирование из бумаги».
Коллективом отделения использовались различные формы работы:
КТД: «Ура, веселится детвора», «Будем знакомы!», «Большой турнир», «Экологическая мельница», «Учиться, чтобы знать», «Жили-были», «Весёлый калейдоскоп», «Русские забавы», «Поле чудес», «Состязание здоровячков-боровичков», «Азбука безопасности», «Викторина по ПДД», «Формула удачи», «Остров загадок», «Вокруг света», «Викторина о растениях», «Мистер пантомима», «Дом-Семья», «Проказники и шалунишки», «Интеллектуальный мир», «Здоровье сгубишь-новое не купишь», «Весёлые эстафеты», «Путешествие в природу», «Путешествие в сказку», «Весёлая метла», «Путёвка в жизнь», «Радуга», «Там на неведомых дорожках», «Испытание команд», «Разноцветная игра», «Викторина о растениях», «Жили - были...», «Утереть нос», «Сказочное приключение», «Обо всём понемногу», «Весёлые головоломки», «Разноцветная игра», «Лучший артист-пародист», «Золотая середина», «Новогодний КВН», «Викторина по сказкам», «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Новогоднее путешествие», брейн-ринг на тему «С Новым годом!».
Направление «Экология»
Мероприятия в группах: эковикторина «Полна загадок чудесница природа», эко-игра «Экологическая тропинка, экологическое мероприятие «Весёлые игры на серьёзные темы», тематический час «Береги и люби природу».
По привитию здорового образа жизни проводились следующие мероприятия: обзор - размышление «Пять слагаемых здоровья», информационный час «Говорим здоровью - да!», беседа «Основы здорового образа жизни», «Полезные и вредные привычки», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», минутка здоровья «Советы Неболейки: я здоровье берегу – сам себе я помогу», беседа о вредных привычках «Умей сказать «Нет», дискуссия «Будь здоров без докторов».
По правовому воспитанию проведены следующие мероприятия в группах: час права «Большие права - маленьким детям», урок доверия «Одиннадцать цифр доверия», час вопросов и ответов «Путешествие по Правограду», выпуск листовок «Права ребёнка-права человека», информационный час «Нужен телефон доверия или нет?», час вопросов и ответов «Путешествие по Правограду», выпуск листовок «Права ребёнка-права человека», викторина «Права ребёнка», урок-игра «Конвенция о правах ребёнка», правовой час «Конституция - главный закон России», конкурс рисунков и плакатов «Страна, в которой я живу.
С целью развития интересов к истории нашей страны и сохранения памяти о героическом прошлом нашей родины в группах прошли мероприятия, посвященные памятным датам военной истории Отечества: «Освобождение Киева», «Победа над Наполеоном под Лейпцигом», час истории «Мы разные и в этом наша сила», «Окончание Первой мировой войны», «Шенграбенское сражение», «Наступление под Сталинградом», «Штурм Порт-Артура», «Освобождение Ростова-на-Дону», «Победа у мыса Синоп», «День неизвестного солдата», «Начало контрнаступление в битве под Москвой», «Взятие крепости Плевна в Болгарии», «День дальней авиации ВВС России», «Взятие крепости Измаил».
Просмотр военных фильмов «Смелого пуля боится, или Мишка принимает бой», «Сын полка».
Для детей проведены инструктажи по технике безопасности и ПДД с просмотром кинофильмов.
Стационарное отделение «Мать и дитя»
В IV квартале 2022 года в стационарном отделении реабилитацию прошли 116 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 101 законного представителя из 100 семей. В результате первичной диагностики детей показал, что 16 детей самостоятельно не передвигаются, у 35 детей не сформирована речь.
Реабилитационная работа по программам «Детский АРТ-базар», «Технология добра», была направлена на создание условий для успешной социализации детей-инвалидов и детей, нуждающихся в сопровождении, повышение эмоциональной и познавательной активности, улучшение концентрации внимания, развитие мелкой моторики.
Специалистами отделения за отчетный период по программам «Детский АРТ-базар», «Технология добра» было оказано 1698 социально-педагогических услуг, из них детям инвалидам - 1104 услуги, 594 услуги детям с ОВЗ.
Для достижения этих целей специалистами отделения оказывались социально-педагогические услуги: групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, игровые зоны, театрализованные представления, мероприятия по организации досуга.
Исходя из того, что дети находятся в нашем Центре на короткий период реабилитации, социальные педагоги стараются создать условия для их максимального развития, используя занятия и различные игры в предметно-развивающей среде, которая представлена игровыми зонами: «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм».
Педагоги принимают непосредственное участие в игре, организуют игровую деятельность, учитывая интересы детей, уровень развития игровых умений, способности развития сюжета. Перед началом занятий обучающимся предлагали тему игры, определяли правила, распределяли роли и обговаривали действия персонажей. Вместе с детьми создавалась ситуация для возникновения игрового замысла, комбинировалась последовательность игровых действий. В процессе игры педагогами поддерживался интерес детей к действиям друг друга, уточнялись знания о труде взрослых, дети приобщались к принятым нормам общественного поведения.
Социальные педагоги помогали детям моделировать ситуации, обыгрывать их, а дети с удовольствием погружались в мир игры и примеривали на себя «взрослые» роли, используя жизненный опыт своей семьи, приобретали новую информацию и навыки.
На занятиях в игровых зонах использовались игровые ситуации на тему:
«Семья» - «Купание куклы Маши», «Моя семья», «Семейные дела»;
«Кухня» - «Повара», «Готовим обед», «Знакомство с посудой»;
«Школа» - «Школьная жизнь», «Учимся в школе», «Урок в школе»,
«Мастерская» - «Автомастерская», «Город мастеров», «Автосервис»;
«Гараж» - «Строительство гаража», «Работа в гараже», «Путешествие на автобусе»;
«Магазин» - «Гастроном», «Овощной магазин»;
«Парикмахерская» - «Салон красоты», «Визит в парикмахерскую», «Стилисты»;
«Больница» - «Игрушки у врача», «На приеме у врача», «Поликлиника»;
«Ветеринарная клиника» - «Больница для зверей», «Добрый доктор Айболит»;
«Музыкально-театральная» - «Театр», «Браво», «Поход в театр», «Мы артисты», «Играем в театр», «Музыка, игра, театр».
В результате проведённых занятий по данной программе отмечено, что сюжетно-ролевые игры способствуют тренировке подвижности нервных процессов, снимают психоэмоциональное напряжение, создают положительный настрой на взаимодействие детей с педагогам, повышают концентрацию внимания, усидчивость, развиваются творческие способности.
Таким образом, занятия по программе «Детский Арт-базар» имеют положительную динамику в развитии детей:
Результаты работы кружка: «Поиграй-ка» |
||||
Период |
Категория получателей социальных услуг |
Кол-во детей |
Результаты диагностики на начало заезда |
Результаты диагностики на конец заезда |
4 квартал 2022 г. |
Несовершеннолетние получатели социальных услуг
|
116 чел.
100% |
Высокий уровень- 0 чел. (0%) Средний уровень- 55 чел. (47%) Низкий уровень- 61 чел. (53%) |
Высокий уровень- 43 чел. (37%) Средний уровень- 72 чел. (62%) Низкий уровень- 1 чел. (1%) |
Дети научились взаимодействовать в процессе игровой деятельности с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки; познакомились с различными профессиями; научились реализовывать и развивать сюжет.
В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности:
- занятия по пластилинографии - «Мухомор»;
- занятия по рисованию пальчиками и ладошкой - «Ёжик на травке»;
- рисованию ватными палочками - «Божья коровка»;
- занятие по аппликации в обрывной технике - «Морковка»;
- аппликации крупой - «Груша»;
- рисованию в технике печать листьев - «Чудо-дерево».
Для снижения мышечного тонуса рук специалистами использовалась пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим», «Листочки», «Ручки», «Домик», «Моя семья», «Хлоп-хлоп», «Мы писали», «Этот пальчик», «Солнышко», «Журавли», «Тесто», «Кулачок», «Как живёшь?», «Рыбка», «Весёлый человечек», «Дружные пальчики», «Овощи», «Постовой», «Тук, тук», «Мальчик пальчик», «Ручки», «В гости к пальчику большому».
Для снижения физического и эмоционального напряжения проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря: шаров, лент, канатов; музыкальных инструментов: трещёток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов.
Занятия по программе «Технология добра» направлены на создание благоприятных условий для оптимального физического, психического развития и эмоционального благополучия обучающихся, а также повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей.
Педагоги использовали разнообразные формы досуговой деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно - игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарий, беседовали с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.
В Семейной гостиной по программе «Технология добра» для организации досуга получателей социальных услуг проведено:
познавательные мероприятия:
- Игровая программа «Загадки Лесовичка»;
- КТД «В единстве народа - наша сила»;
- Вечерние посиделки «Мы за чаем не скучаем»;
- Игра-развлечение «Нашей осени забавы»;
- КТД «Планета дружбы»;
- Литературно-экологический час «Звери на зимовке»;
- КТД «Моя мама лучше всех»;
- КТД «Азбука экологии»;
- Игра - путешествие «В гостях у сказки»;
- Игра - развлечение «Наша дружная семья»;
- Конкурсная игра «Формула удачи»;
- Адаптационный час «Ребенок и взрослый: играем и развиваемся вместе»;
- КТД «Ох, уж этот Новый год».
мероприятия по патриотическому воспитанию:
- Патриотический час «Пешком в историю родного края»;
- Вечер памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»;
- Вечер рассказов о юных героях войны.
театрализованные представления:
- Театрализованное представление «Репка»;
- Театрализованное представление «Рукавичка»;
- Театрализованное представление «Новогоднее путешествие»;
- Театрализованное представление «Теремок на новый лад».
мастер-классы:
- Мастер-класс по изготовлению кормушек «Синичкин день»;
- Мастер-класс по аппликации из шерстяных ниток «Осеннее дерево»;
- Мастер-класс по изготовлению поделок из шишек «Дары природы»;
- Мастер-класс по изготовлению новогодней атрибутики «Ёлочные игрушки».
В результате проведенных занятий, у получателей социальных услуг увеличился объём навыков социализации и коммуникативности, улучшился эмоциональный фон, усовершенствовали игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, повысилась познавательная и эмоциональная активность.
По реализации проекта «Десятилетия детства» проведены следующие мероприятия:
- День учителя:
- выставка стенгазет: «Поздравим Вас, учителя, в осенний день календаря!»;
2.Выставка поделок из природного материала «Осенний марафон творчества»;
- Игровая программа «В гостях у матушки природы»;
- День народного единства:
- выставка творческих работ «Россия - страна единства и согласия»;
- Кукольный театр «Заюшкина избушка»;
- Международный день толерантности:
- мастер-класс по объемной аппликации «Цветок-дружбы - Цветик семицветик»;
- познавательная программа «Вместе и дружно - вот что нам нужно!»;
- Всероссийский День правовой помощи детям:
- конкурс рисунков «Я рисую свои права»;
- выпуск листовок «Права ребенка - права человека»;
- Мероприятия, посвященные Дню матери:
- выставка рисунков «Я рисую маму солнечным лучом»;
- Международный день инвалидов:
- творческий вечер в Семейной гостиной «Раскрой свой мир - ты не один!»;
- мастер-класс «Мы умеем мастерить, веселиться и дружить»;
- День Героев Отечества:
- выставка творческих работ «О доблестях, о подвигах, о славе»;
- День Конституции Российской Федерации:
- тематический вечер «Наша консультация - наш закон»;
- Игровая программа «Забавы у Новогодней Ёлки».
- Занятия на развитие коммуникативности: КТД «Мамины помощники», «Я сам», «Ребёнок в общественном месте».
- Социально-правовое занятие «Детский телефон доверия».
- Социально-педагогическое консультирование по темам: «Дети и дорога», «Дети и гаджеты», «Дидактические игры в жизни ребенка».
В рамках реализации методической разработки «Музыкальная капель», которая включают в себя целый комплекс мероприятий: танцы, прослушивание музыки, пальчиковую гимнастику, пение, игру на музыкальных и шумовых инструментах, различные виды игр, проведено: 1. «Фасолька» - «Разминка», «У жирафов…», «Бурый мишка», «Мы эту ручку разотрём», «Пузырь», «Блины, блиночки».
- «Звуки музыки» - «Разминка», «У жирафов…», «Вот левая, вот правая», «Песенка для массажа», «Бегемотики», «Балалайка»,
- «Задоринка» - «Разминка», «У жирафов…», «Автобус», «Ладошка», «Дыхательная гимнастика», «Добрый мастер».
- «Непоседы» - «Разминка», «У жирафов…», «Вместе с нами», «Чистюля», «Бегимотики», «Часики».
В результате занятий у детей улучшилась двигательная активность, умение ориентироваться в пространстве, ребята стали чувствовать настроение музыки, многие запомнили слова песенок, появилась раскрепощённость в движениях.
В рамках реализации методики «Пластилиновые чудеса» проведены занятия:
- прямая пластилинография: «Яркий зонтик», «Волшебный листок», «Машина», «Цыплёнок».
- контурная пластилинография: «Чудесное дерево», «Яркая бабочка», «Знаки ПДД».
- многослойная пластилинография: «Бежит кораблик по волнам», «Поляна цветов».
- мозаичная пластилинография: «Волшебная ромашка», «Сирень», «Рыбка золотая», «Дельфин», «Сказочный колобок».
- модульная пластилинография: «На летней лужайке бабочка волшебница», «Корзина с фруктами», «Черепаха».
- фактурная пластилинография: «Божья коровка», «Гусеница», «Разноцветная осень».
Все занятия по методической разработке «Пластилиновые чудеса» способствовали объединению детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности в своих силах, социальной адаптации.
На протяжении всего заезда проводился творческий час «Веселый художник», где ребята совместно с родителями могли окунуться в творческую атмосферу созданную педагогами отделения:
- рисование красками и гуашью: «Деревья под снегом», «Ёлочка», «Волшебная зимушка», «Снеговик», «Серпантин танцует», «Мы слепили снеговика»;
- рисование ватными палочками: «Снежинка»;
- рисование восковыми мелками: «Иней»;
- рисование в технике обрывания и тычкования: «Снегири на ветке»;
- рисование в технике печати по трафарету: «Зимний лес», «Дед мороз»;
- рисование карандашом: «Берёза», «Дед мороз в лесу», «Ах, какая снежная зима».
В процессе работы, задачей социального педагога стало - подведение ребёнка к самостоятельному поиску, выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов.
Отделение психолого-педагогической помощи
Работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи велась по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:
В IV квартале 2022 года по программе «Радуга» прошли обучение 116 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя».
За отчетный период в адаптированной рабочей общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Радуга» (для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет), приняли участие 96 обучающихся.
Занятия и упражнения, используемые в данной программе.
- Знакомство, диагностика «Бумажное волшебство».
- «Арома+релакс».
- «Рисование пальцами» (с использованием пальчиковых красок).
- «Монотипия».
- «Стеклянный мольберт».
- «Зеркало».
- «Игротерапия» (светлая сенсорная комната).
- «Волшебный остров».
В ходе реализации программы используется 2 вида диагностики: первичная и итоговая.
Итоговая диагностика проводится по результатам наблюдения обучающихся в деятельности на последнем занятии и беседы с родителями.
Критериями выполнения программы служат: новые сформированные знания, умения и навыки:
развилась мотивация у 96,4%;
развилась эмоционально-волевая сфера у 94,8%;
развилась когнитивная сфера у 88,8%;
развились познавательные процессы у 86,4%;
развились игровые навыки у 94,8%;
развилось тактильное и сенсорное восприятие у 74,2%;
развилась мелкая моторика и координация движений у 86,2%;
развивается речь в процессе ознакомления с окружающим миром у 48,2%;
развились творческие способности у 86,2%;
улучшились взаимодействия с родителем у 18,4%.
- За отчетный период в работу по программе социально-педагогической направленности «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» было принято 20 обучающихся.
Методы и приемы реализации программы:
Наглядные (показ педагога-психолога, пример, помощь).
Словесные (объяснение, поощрение).
Практические (самостоятельная и совместная деятельность).
В данной программе реализован комплекс мероприятий, направленный на гармоничное развитие с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Занятия и упражнения, используемые в данной программе:
- Занятие. Знакомство с музыкальными инструментами
(вибротактильная фаза, доречевая). Невербальная форма общения.
- Занятие. «Вызывание звуков».
3.Занятие. «Язык понимания».
4.Занятие. Звукоподражание.
5.Занятие. Первые легкие выражения и действия.
6.Занятие. Классификация картинок с действиям.
- Занятие. Пиктограммы (графические рисунки).
- Занятие. «Связная речь».
В результате работы по данной программе у детей наблюдаются положительные изменения:
повысилась мотивация к занятиям у 96,2%;
улучшилась коммуникабельность, внимание и память у 92,2%;
стабилизировалась эмоциональная сфера у 94,2%;
развилась речь посредством движения у 88,2%;
развились познавательные процессы у 96,2%;
развилось наглядно-образного мышление у 88,6%;
научились использовать речевые средства в ситуации взаимодействия со взрослым и сверстниками 76,2%;
научились выражать словом свои основные потребности и желания 48,4%;
научились высказывать свои потребности и желания в активной фразовой речи 46,8%
- За отчетный период в адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» приняли участие 106 обучающихся.
Упражнения используемые в программе:
- Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).
- Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).
- Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
- Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).
- Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки К. Чуковского « Муха-цокотуха »).
- Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки « По щучьему велению»).
- Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Э.Н. « Крокодил Гена и его друзья»).
- Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки Э.Н. « Колобок »).
В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:
повысился уровень речевого развития у 94,2%;
улучшились навыки построения связного высказывания у 68,2%;
увеличился пассивный и активный словарный запас у 94,8%;
развивилась связная речь, диалогическая и монологическая у 68,8%;
автоматизировались и дифференцировались оппозиционные звуки речи у 58,8%;
сформировались навыки учебной деятельности, развилось внимание, наблюдательность, память, мышление у 68,6%;
укрепились мышцы языка и губ, развилась их подвижность у 94,6%.
- За отчетный период в адаптированной рабочей общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Мы из будущего»
приняли участие 63 обучающихся.
Занятия и упражнения, используемые в данной программе.
- Диагностика. Упражнение « Знакомство»
- Релаксационное упражнение «Полет к звезде». Упражнение «Воздушный шарик».
- Тренинговые игры «Сигнал», «Путаница».
- Упражнение «Золотой стул». Упражнение «Ладошки».
- Релаксационное упражнение «Море». Упражнение «Семь свечей».
- Рисуночный тест «Слон». Тренинговая игра «Крокодил».
- Тренинговые игры «Посылка», «Котел».
- Тренинговые игры «Цвет эмоций», «Найди то, не зная что, сделай то, не зная что».
- Диагностика. Упражнения «Мимика», «Комплименты».
Результативностью данной программы являются наблюдаемые улучшения у обучающихся в группе:
снизился уровень тревожности, эмоционального напряжения у 98,2%;
повысился уровень социальной адаптации у 96,2%;
сформировались адекватные формы поведения у 54,6%;
сформировались позитивные жизненные цели и повышение мотивации и способности к их достижению у 72,6%;
сформировались умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации у 76,4%;
раскрылся творческий потенциал у 94,2%;
развились навыки общения в группе у 96,2%.
- За отчетный период в адаптированной рабочей общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Цвет радости» приняли участие 60 обучающихся.
Занятия и упражнения, используемые в данной программе.
- Знакомство, Диагностика «Домик настроения».
- Диагностика. «Я, какой я сейчас».
- «Чувства».
- «Рисунок в паре».
- «Моя семья».
- «Дорисуй».
- «Волшебный лес».
- «Волшебный остров».
- Диагностика «Дом».
Результативностью данной программы являются наблюдаемые улучшения у обучающихся:
повысилась мотивация у 98,6%;
развилась эмоционально-волевая сфера у 78,2%;
гармонизация эмоциональная сфера у 98,2%;
развилась творческая самореализация у 92,2%;
развились коммуникативные навыки у 96,6%.
Отделение социальной реабилитации
В IV квартале 2022 года деятельность отделения осуществлялась в процессе проведения коррекционный-развивающих занятий по художественно-эстетической, социально-педагогической спортивно-оздоровительной направленности, которая проходила в индивидуальной, групповой и подгрупповой форме.
Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:
повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;
совершенствование мелкой моторики рук;
коррекция нарушений двигательной сферы;
развитие физических качеств;
развитие музыкальных способностей;
расширение словарного запас детей;
развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;
формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,
совершенствование коммуникативных навыков.
Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Здоровячок», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».
В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестоплалстика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально - ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.
Адаптированная рабочая общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга творчества» состоит из 3 модулей: «Тестопластика», «Бисероплетение», «Веселая аппликация».
За IV квартал 2022 года были включены обучающиеся отделение «Мать и дитя» - 116 человек, из них детей-инвалидов – 76;
обучающиеся стационарного отделения детей и подростков с ограниченными возможностями - 123 человек, из них детей-инвалидов- 27.
В модуле I «Тестопластика» были проведены занятия: Вводное занятие. Диагностика. Техника безопасности; Занятие - Изучение технологии лепки из соленого теста. Базовые формы. Работа по шаблону и формам. Свойства пластичных материалов; Занятие - Способы замеса теста. Сушка. Обработка изделий; Занятие - Технология лепки простых деталей из соленого теста. Развитие навыков лепки из соленого теста; Занятие - Технология изготовления сложных изделий; Занятие - Технология изготовления сложных композиций; Занятие - Изготовления сюжетной композиции. Малые картины. Панно; Занятие - Роль красок в искусстве тестопластики.
В модуле II «Бисероплетение» были проведены занятия: Вводное занятие. Диагностика. Техника безопасности; Занятие - Техника плетения «параллельное низание». Однорядное плетение; Занятие - Техника плетения «параллельное низание». Двухрядное плетение; Занятие - Техника плетения «параллельное низание». Занятие - Изготовление браслетов различной цветовой гаммы; Занятие - Плетение на леске. Упражнения по выполнению различных цепочек; Занятие - Плетение на леске. Плетение различных подвесок и их подплетение к цепочкам; Занятие - Изготовление украшений в технике «кирпичный стежок»: броши, кулоны, декоративные брелки; Занятие - Панно из бисера.
В модуле III «Веселая аппликация» были проведены занятия: Вводное занятие. Диагностика. Техника безопасности; Занятие - Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги; Занятие - Объемная аппликация; Занятие - Аппликация из природных материалов; Занятие - Аппликация из ткани; Занятие - Аппликация из крупы и песка «Посыпушки»; Занятие - Обрывная аппликация в технике «Мозаика»; Занятие - Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно;
В творческих мастерских дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, различные виды плетения из бисера, лент, обучились приемами техникам работы с различными материалами и инструментами. Занятия были направлены на развитие художественного вкуса, самопознания, развитие мелкой моторики рук, внимания.
В отчетный период детьми были изготовлены: аппликация из бумаги «Чудесное дерево», «Лесные друзья», «Лесные друзья», «бублики», «Елочка», «Фрукты»; объёмная аппликация «Весёлый светофор», «Жираф и зебра», «Рябина», «Берёзка», «Журавлик», «Снеговичок»; аппликация из природных материалов «Паучок», «Маскарад», «Здравствуй, Новый год!», «Ваза с осенними листьями»; аппликация из крупы и писка в технике посыпушки «Осеняя сказка», «Фрукты»; обрывная аппликация в технике мозаика «Для любимой мамочки», «Заколдованные снежинки»; комбинированная аппликации «Новогодние игрушки», «Кто пришел на ёлку?»; аппликация из ткани «Веселые матрешки», «Звездочки танцуют», «Снегири»; в технике параллельное низание «Зайчик», «Шмель», «Брелок», «Браслет»; в технике плетение на леске «Цепочка», «Подвеска», панно из бисера «Букет цветов», «Осенняя палитра» «Зимняя сказка»; техника тестопластика - «Рамочка для фото», «Корзина», панно «Золотая сень», «Солнце для всех»; «Колобок», «Цветы», «Декоративная тарелка», «Аист на крыше», «Новогодние игрушки», «Подсвечник», «Белый медведь».
Были проведены мастер-классы: в технике аппликация «Зимняя сказка», из ткани «Зайка - Побегайка»
В работу по адаптированной рабочей общеразвивающая программе художественной направленности «Домисолька» были включены несовершеннолетние получатели социальных услуг из:
стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями были включены - 123 обучающихся, из них, детей-инвалидов - 27 человек
стационарного отделения «Мать и дитя» - 49 человек, из них, детей-инвалидов - 28 человек.
Методы работы: наглядный (слушание музыки, тактильное ощущение предмета, показ певческих приемов, упражнений на тренировку дыхания); словесный (объяснение, беседа); практический (конкретная деятельность детей в пении, игре на музыкальных инструментах).
Обучение рассчитано на 3 занятия в неделю, всего 9 занятий в течение курса реабилитации.
В стационарном отделении «Мать и дитя» были проведены занятия: Занятие «В гостях у куклы Кати»; Занятие «Чей домик?»; Занятие «В гости к игрушкам»; Занятие «На бабушкином дворе»; Занятие «В гостях у сказки»; Занятие «Музыкальная шкатулка»; Занятие «Веселые звуки»; Занятие «Угадай-ка».
В стационарном отделении детей и подростков с ограниченными возможностями занятия - «Угадай-ка», «О чем рассказывает музыка», «В стране разноцветных звуков», «Музыкальная палитра», «Природа и музыка», «Жанры в музыке», «Средства выразительности в музыке».
На занятиях использовали различные музыкально-двигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, ритмические игры.
Дети познакомились с названиями музыкальных инструментов и их звучанием, овладели элементарными приемами игры на музыкальных инструментах, у детей улучшились ритмические, игровые навыки, сформировался интерес музыке, развились творческие способности.
В отчетный период были проведены 4 торжественных линеек и концертные программы: «Музей детского творчества», «Осень в России», «Международный день инвалидов», музыкально - театрализованное представление «Новой год наоборот».
В течении реабилитационного пери да были подготовлены концертные номера: музыкально-ритмические композиции «Танцуй Россия», «Капуста», «Паровозик», «Фонарики»; в песенный репертуар были включены: «Добрые лучи», «Ежик», «Булочка с творогом», «А мне бы петь», «Осень в золотой косынке», «Наступила осень», «Моя столица», «Осень», «Новогодние снежинки», «Шел по лесу Дед Мороз», шумовой оркестр «Бабочка», «Огород», «Перепляс».
Работа по физкультурно-спортивному направлению осуществляет кружок «Чемпион» в рамках программы «Территория Здоровья», в которую были включены обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» - 116 детей из них детей-инвалидов - 76 человек.
Проведены следующие занятия: Вводное занятие. Беседа: «Техника безопасности на занятиях физической культурой». Диагностика; Занятие «Шалунишки»; Занятие «В здоровом теле – здоровый дух!»; Занятие- «Дружные ребята»; Занятие «Крепыши»; Занятие «Атлеты»; Занятие «Неболейка»; Занятие «Олимпийцы»; Занятие «Сильные. Ловкие.»
В IV квартале 2022 года в работу кружка осуществлялась «Развивайка» по дополнительным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности.
В адаптированную рабочую общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Читалочка» были включены обучающиеся стационарного отделения детей и подростков с ограниченными возможностями - 95 человек, из них детей-инвалидов- 25.
Для детей проведены занятия: занятие «Путешествие в мир детской литературы»; занятие «Хоровод сказок»; занятие «Мозаика рассказов»; занятие «Любимые стихи»; занятие «Крупицы народной мудрости».
В дополнительную адаптированную рабочую общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Позитив» были включены обучающиеся отделение «Мать и дитя» – 39 человек, из них детей-инвалидов - 23 человека.
Форма проведения занятий – групповая и индивидуальная.
На занятиях использовались следующие методы обучения: чтение литературных произведений разных жанров, прослушивание музыкальных произведений, тематические часы, беседы, круглые столы, конкурсы, игры, викторины, театрализованные представления.
В рамках программы «Позитив» для обучающихся были проведены познавательные занятия и мероприятия: «Мои друзья»; «Наша страна - Россия»; «Здоровье всего дороже»; «Здоровье всего дороже»; «Права и обязанности ребёнка»; «Растительный мир, его разнообразие, значение»; «Путешествие по сказкам»; «Калейдоскоп развлечений», круглый стол «Толерантен ли ты?», познавательный час «Безопасность на дроге», литературная встреча «Трое из Простоквашино», познавательно-развлекательное мероприятие «Новогодние чудеса».
В результате у обучающихся наблюдается повышение качества знаний в области литературы; рост познавательной и творческой активности; формирование эстетического, творческого подхода в коллективной и самостоятельной деятельности; развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.