2023
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за III квартал 2023 года
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» создан как центр медико-психолого-педагогической реабилитации и является учреждением социального обслуживания государственной системы социальной защиты населения Ставропольского края.
Коечная мощность стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями составляла 30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 60 койко-мест.
В III квартале 2023 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.
Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов – 4.
В отчетном периоде было принято 300 получателей социальных услуг, из них несовершеннолетних - 203 и 97 сопровождающих лиц.
В стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями - 101 ребенок из 93 семей, из них:
детей с ограниченными возможностями здоровья - 89 чел;
детей-инвалидов – 12 человек.
Количество обратившихся в III квартале 2022 года Количество обратившихся в III квартале 2023 года Отклонение (+-)
Всего 138 101 -37
Дети-инвалиды 9 12 +3
Дети с ОВЗ 129 89 -40
В стационарном отделении «Мать и дитя» на реабилитацию принято 102 несовершеннолетних получателей социальных услуг в сопровождении 97 законных представителей из 95 семей; детей-инвалидов – 62 человек, детей с ограниченными возможностями здоровья – 40 человек.
Количество обратившихся в III квартале 2022 года Количество обратившихся в III квартале 2023 года Отклонение (+-)
Всего 200 199 -1
Дети-инвалиды 71 62 -9
Дети с ОВЗ 36 40 +4
Сопровождающие 93 97 +4
Детей из:
неполных семей - 37 семей;
многодетных семей - 13 семей
малообеспеченных семей - 13 семей.
Впервые для прохождения курса реабилитации приняты:
в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 46 детей;
в стационарное отделение «Мать и дитя» - 56 детей из 52 семей.
Количество повторно обратившихся для прохождения курса реабилитации составило 101 ребенок:
в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 55 несовершеннолетних получателей социальных услуг;
в стационарное отделение «Мать и дитя» - 46 детей из 43 семей.
Выполнение плана койко-дней по учреждению в III квартале в целом составило 8506 при плане 7830 или 108,6 %.
Выполнение плана койко-дней по учреждению за 9 месяцев в целом составило 23058 при плане 21960 или 105 %,
в разрезе стационарных отделений за III квартал:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 2849 койко-дней при плане 2610 (109,2%);
стационарное отделение «Мать и дитя» - 5657 койко-дней при плане 5220(108,4%).
Реабилитационный процесс в III квартале 2023 года завершил 281 несовершеннолетний получатель социальных услуг, в т.ч.:
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 140 детей,
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 141 несовершеннолетний получатель социальных услуг в сопровождении 133 законных представителя.
Несовершеннолетним получателям социальных услуг оказано:
всего – 121924 услуги, в т.ч.,
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 57040,
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 64884 услуги.
Отделение социально-медицинской реабилитации
В III квартале 2023 года в отделение социально-медицинской реабилитации учреждения поступили дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом со средними и выраженными нарушениями со стороны нервной системы, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
Возрастная градация получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов:
от 3 до 6 лет от 7 до 10 лет от 11 до 14 лет от 15 до 18 лет от 3 до 6 лет от 7 до 10 лет от 11 до 14 лет от 15 до 18 лет
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ 3
(3,0%) 33
(32,7%) 46
(45,5%) 19
(18,8%) Стационарное отделение «Мать и дитя» 49
(48,0%) 34
(33,3%) 12
(11,8%) 7
(6,9%)
0 0
10
(83,3%) 2
(16,7%) 19
(30,6%) 24
(38,7%) 12
(19,4%) 7
(11,3%)
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВЗ, т.ч. дети-инвалиды Стационарное отделение «Мать и дитя»
мальчики 52 8 60 37
девочки 49 4 42 25
Структура заболеваемости детей, поступивших на
реабилитацию
Наименование болезни код
по МКБ-Х II квартал
2023 г.
некоторые инфекционные и паразитарные болезни АОО-B99 0
вираж Манту R76.1 0
хр. вирусные гепатиты В15-В19 0
болезни крови, кроветворных органов D50-D89 0
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ E00-E89 0
в том числе сахарный диабет 2 типа Е10-Е14 0
болезни нервной системы G00-G99 92
в том числе ДЦП G80 29
психические расстройства F00-F99 57
болезни глаза и его придаточного аппарата H00-H59 2
болезни уха и сосцевидного отростка H60-H95 4
болезни органов дыхания J00-J99 51
в том числе бронхиальная астма J45 2
болезни системы кровообращения I00-I99 0
болезни органов пищеварения K00-K93 4
болезни кожи и подкожно жировой клетчатки L00-L99 0
в том числе
аллергический дерматит L20 0
болезни костно-мышечной системы M00-M99 49
болезни мочеполовой системы N00-N99 0
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения Q00-Q99 22
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию в III квартале 2023 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата) - занимают 32,7%;
психические расстройства занимают второе место по частоте встречаемости - 20,2%;
на третьем месте заболевания органов дыхания - 18,1%;
заболевания костно-мышечной системы составляют 17,7%;
другие заболевания – 11,3%.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.
Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.
В отчетном периоде специалистами отделения социально-медицинской реабилитации были предоставлены следующие услуги: лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, водолечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия.
В III квартале 2023 года специалистами отделения было оказано 35039 услуг, из них, детям-инвалидам 13845 услуг, в т.ч.:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 14715 услуг;
стационарное отделение «Мать и дитя» - 20324 услуги.
Для оказания социально-медицинских услуг в отделении социально-медицинской реабилитации имеются:
Кабинет галотерапии. Основным действующим фактором является практически асептический безаллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим. Проведено процедур – 5364, в том числе 194 – детям-инвалидам.
Кабинет физиотерапии. Физиотерапия на сегодняшний день является наиболее безопасным и эффективным методом лечения. Услуги физиотерапии оказаны 281 ребенку, в том числе 98 - дети-инвалиды. Всего предоставлено 4100 услуг, в том числе детям-инвалидам - 2095. Улучшения отмечены у всех детей, получивших полный курс физиопроцедур.
Зал лечебной гимнастики, где применяется – кинезиотерапия - система индивидуальных занятий, формирующая новые двигательные навыки, направленные на восстановление двигательных навыков у детей с двигательными и когнитивными нарушениями вследствие заболеваний нервной и опорно-двигательной систем.
Более чем у 95 % маленьких пациентов Центра при использовании в занятиях по лечебной физической культуре реабилитационного костюма «Фаэтон», отмечается стойкая положительная динамика: у 16 детей (51,4%) отмечается значительное улучшение опорных функций и координации. У 22 детей (75,8%) достигнуто улучшение имеющегося уровня нарушенных функций – снижение патологического гипертонуса мышц аддукторов, у 28 пациентов (96%) отмечается улучшение функциональногшо состояния организма в видеВ отделении успешно используется методика сочетанного применения вертикализатора + РК «ФАЭТОН», PNF-методика. Услуги оказаны 7 детям-инвалидам. Всего оказано 189 услуг.
Комплексное применение вертикализатора и реабилитационного костюма «Фаэтон» дает более выраженный положительный эффект восстановления утраченной функции опорно-двигательной системы.
Такое сочетание воздействия гравитации и принципа обратной связи на которой основано действие РК «Фаэтон» приводит к более выраженному результату у детей, длительное время находящимся в вынужденном положении сидя. Это не только профилактика пролежней и нормализация АД, но и одновременная стимуляция центров головного мозга и, как следствие, приобретение ребенком возможности делать то, что он до этого делать не мог, а именно стоять и передвигаться. Услуги оказаны 13 детям-инвалидам с заболеваниями ДЦП и опорно-двигательного аппарата, предоставлено 243 услуги. Улучшения в двигательной сфере и эмоциональном состоянии отмечены у всех детей.
Адаптивная физическая культура. Услуги оказаны 266 детям, из них, 98 дети-инвалиды. Всего предоставлено - 2271 услуга, в том числе детям-инвалидам 894. Улучшения отмечены у 100% детей.
Кабинет лечебного массажа. Специалистами используются приемы, способствующие расслаблению мышц конечностей, уменьшению патологического гипертонуса пораженых мышц, снижению количества гиперкинезов отдельных групп мышц. Услуги оказаны 227 детям, в том числе 100 дети-инвалиды. Всего предоставлено - 1731 услуга, в том числе детям-инвалидам - 819 услуг. Улучшения отмечены у 100% детей.
В грязелечении используются аппликаторы Тамбуканской грязи. Под воздействием тепла происходит нормализация микроциркуляции, улучшается трофика тканей, в результате чего паретическая мышца восстанавливает свою эластичность - начинает работать. Всего предоставлено 1309 услуг, 734 из которых детям-инвалидам.
Кабинет бальнеотерапии, где применяются искусственные ванны (хвойные, йодо-бромные, шалфейные)
Применение индивидуально подобранного комплекса реабилитационных мероприятий имеет положительную динамику течения основного заболевания. Услуги оказаны – 270 детям, в том числе – 98 дети-инвалиды. Всего предоставлено - 4206 услуг, в том числе детям-инвалидам - 2295. Улучшения наблюдаются у 100% детей.
Кабинет механотерапии. Артромоты - это роботизированные тренажеры, принцип работы которых заключается в осуществлении пассивных движений в суставах по заранее установленной индивидуальной программе. Во время сеанса осуществляются пассивные движения в суставе в различных плоскостях по заранее заданному градусу, который постепенно увеличивается до максимального. При этом пораженным суставам возвращается подвижность. Услуги оказаны 433 детям, в том числе - 97 дети-инвалиды. Всего предоставлено – 2160 услуг, в том числе детям-инвалидам -1870. Улучшения отмечены у 2101 ребенка (97,6%): увеличилась подвижность суставов, уменьшился болевой синдром. У детей с плоскостопием отмечается улучшение подвижности голеностопных суставов, укрепление мышц голеней и стоп. Кроме этого, у детей с посттравматическими изменениями суставов наряду с улучшением подвижности, отмечается исчезновение болевого синдрома и отечности. Наличие положительных результатов доказывает эффективность использования данных тренажеров в реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательных функции.
Кабинет БОС-терапии. Применяется для реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, дисплазии тазобедренных суставов, посттравматические нарушения функции суставов, а так же двигательные нарушения при заболеваниях ЦНС: ДЦП, миопатии, нейропатии, последствия травм спинного и головного мозга) Услуги оказаны - 67 детям, в том числе - 28 дети-инвалиды. Всего предоставлено - 670 услуг, в том числе детям-инвалидам - 270. После проведения сеансов БОС-терапии улучшения разной степени отмечены у всех (100%) детей. Это - улучшение двигательных функций, правильных навыков движения, осанки, зрительно – моторной координации.
Имитатор ходьбы Имитрон – это тренажер, который предназначен для реабилитации (кинезитерапии) при парезах, параличах нижних конечностей, ДЦП и других двигательных расстройств, после травм и заболеваний спинного и головного мозга. Уникальность аппарата состоит в том, что в то время как другие тренажеры лишь поддерживают человека, имитатор ходьбы вырабатывает моторную привычку держать ноги правильно.
В отчетный период 2023 году охват целевых групп по мероприятиям составил - 32 человека: 20 детей-инвалидов, 12 детей с ограниченными возможностями.
По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 9 детей, дисплазия и врождённые аномалии – 5 детей, нарушения осанки - 18 детей.
По результатам применения имитатора ходьбы «Имитрон» в реабилитации детей наблюдается: стабилизация правильного положения тела у детей, совершенствование навыков ходьбы. Оказано 280 услуг, в том числе детям-инвалидам - 130.
Адаптационный трёхколёсный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног.
Во III квартале 2023 года реабилитацию на велотренажере «Рифтон» получили 24 ребенка-инвалида. По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 16 детей, дисплазии и врождённые аномалии – 5 детей, нейродегенеративные заболевания - 3 детей. По результатам использования велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации у всех детей наблюдается увеличение объёма движений суставов нижних конечностей, развитие координации движений, и подготовка к ходьбе, в т.ч. по лестнице, улучшение эмоционального состояния.
Специалисты отделения, родители отмечают, что комплекс медицинских реабилитационных технологий позволил улучшить у детей опорно-моторные функции, координацию движений, развитие мышечной силы, активизировать навыки передвижения, улучшить контроль осанки, головы, плеч. У всех получателей социальных услуг отмечается улучшение функционального состояния организма, имеющегося уровня нарушенных функций: увеличение мышечной силы в нижних конечностях, снижение спастичности, улучшение функций коленных и голеностопных суставов. Оказано 224 услуги детям-инвалидам.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем пациентов проводилось динамическое наблюдение. Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактики заболеваний и на другие актуальные темы.
На улучшение качества предоставляемых отделением услуг, нацелено проведение мониторинга качества и доступности услуг путем анкетирования. За истекший период было проведено анкетирование 132 сопровождающих. Количество полностью удовлетворенных качеством обслуживания от числа опрошенных составило 124 чел. (94%), 8 чел.(6%) частично; 98% (129 чел.) опрошенных отмечают улучшение в состоянии ребенка по основному заболеванию.
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями сформированы реабилитационные группы, объединяющие детей по полу и возрасту.
За отчётный период в стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями принято 101 детей из 93 семей; реабилитацию в отделении завершили 140 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из которых – 14 дети-инвалиды.
Реабилитационная работа была направлена на расширение навыков социализации и приобретение детьми социальных знаний.
Специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение III квартала 2023 года несовершеннолетним было оказано 33419 услуг, из них 3636 - детям-инвалидам и 29783 детям с ограниченными возможностями:
социально-педагогические, всего – 15271,
детям с ограниченными возможностями – 13609,
детям-инвалидам – 1662;
социально-бытовые, всего 17190,
детям с ограниченными возможностями – 15314,
детям-инвалидам – 1876;
социально-правовые, всего - 401,
детям-инвалидам – 42;
услуги в повышении коммуникативного потенциала, всего – 557,
детям-инвалидам – 56.
Воспитатели отделения использовали индивидуальные и групповые формы работы, реализуя программы социально-гуманитарной направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Сам себе волшебник»; художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».
Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения.
В реализацию программы «Академия успеха» было включено 86 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в том числе: дети-инвалиды - 14 чел., дети с ОВЗ - 72 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в III квартал – 774, из них: 126 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 648 услуг.
Занятия способствовали закреплению знаний о собственных правах и обязанностях, приобретению детьми навыков по разрешению жизненных ситуаций, связанной с адаптацией и социализацией, самореализацией их в обществе.
По программе «Азбука нравственности» обучение прошли 40 человек, из них: детей-инвалидов - 4 чел., детей с ОВЗ - 36 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе – 240, из них: 24 услуги детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 216 услуг.
Занятия содержали игровые упражнения, конкурсы, викторины, путешествие по станциям направленные на развитие нравственных качеств.
Реализация программы способствовала формированию навыков и привычек нравственного поведения, улучшению психоэмоционального состояния детей, накоплению знаний о морали, морально-этических нормах поведения.
В занятиях по программе «Я - гражданин России» участвовало 46 детей, из них: детей-инвалидов - 10 чел., детей с ОВЗ - 36 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в III квартале – 276, из них: 60 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 216 услуг.
В отчётный период с детьми проводились познавательно-развлекательные мероприятия, игровые программы, беседы, развивающие игры, викторины, занятия по тематике программы.
Реализация программы способствовала формированию у детей социальной активности, гражданской ответственности, патриотических чувств.
В III квартале 2023 года по программе «ВундерКиндер» обучение прошел 86 человек, из них: дети-инвалиды - 14 чел., дети с ОВЗ - 72 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в III квартале – 516, из них: 84 услуги детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 432 услуги.
В отчётный период с детьми проводились занятия в форме бесед и практических работ по двум разделам: «Вытынанка» и «Плетенка».
Реализация программы способствовала расширению представления у детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства; развитию конструктивных, познавательных, творческих и художественных способностей, трудолюбия и аккуратности, повышению уровня художественно-эстетического вкуса.
В работу по программе «Пальчиковый театр» было включено 54 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в III квартале – 324 услуги.
Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к театру, как к виду искусства, развитию художественного и ассоциативного мышления, культуры и техники речи, памяти, воображения, артистических способностей, сплочению детского коллектива, воспитанию положительного отношения к совместным действиям.
В III квартале 2023 года в работу по программе «Сам себе волшебник» было включено 54 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в III квартале – 324 услуги.
В отчетный период с детьми проводились занятия, беседы, ролевых игры, викторины, познавательные мероприятия, дидактические игр.
Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к произведениям русского народного фольклора, активизации словарного запаса обучающихся, формированию положительно-коммуникативного взаимодействия между обучающимися на примере сказочных персонажей.
В основе воспитательной системы реабилитационного периода лежит деятельность молодёжного правительства республики «РИТМ - О», которая действует в стационарном отделении на протяжении всего квартала. «РИТМ-О» - детская организация, целью деятельности которой является социализация частоболеющих детей-инвалидов, овладение детьми умениями и навыками управления в первичном коллективе, развитие и формирование взаимопомощи детей через различные формы деятельности, обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации, создание условий для взаимоинтеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа работает по направлениям: «Интеллект», «Экология», «Нравственность», «Досуг». Мероприятия программы: тематические часы, викторины, информационные и познавательные часы, конкурсы, уроки мужества, игровые программы, правовые программы, театрализованные представления и др.
По результатам анкетирования в III квартале из 130 опрошенных: 112 чел. (86%) довольны пребыванием в Центре, 7 чел. (5%) не очень нравится, 11 чел. (9%) затрудняется ответить; совсем не нравится – 0 чел.; 127 чел. (98%), были активными участниками всех мероприятий, не принимали участие – 3 чел.(2%); 122 чел.(94%) будут рекомендовать Центр своим друзьям, 8 чел. (6%) с ответом не определились.
Стационарное отделение «Мать и дитя»
Во III квартале 2023 года в стационарном отделении реабилитацию прошли 141 несовершеннолетний получатель социальных услуг в сопровождении 133 законных представителей из 131 семьи. Результаты первичной диагностики детей показали, что 11 детей самостоятельно не передвигаются, у 41 детей не сформирована речь; 26 детей имеют диагноз ДЦП, 16 детей с легкой умственной отсталостью, 7 детей – с умеренной умственной отсталостью, 8 детей с диагнозом: синдром Дауна, кроме того, преобладают дети с заболеваниями верхних дыхательных путей, ПРОПРЦНС, детский аутизм, СДВГ и др..
Специалистами отделения в первом квартале по программам «Детский АРТ-базар», «Технология добра» было оказано 2029 социально- педагогических услуг, из них детям-инвалидам - 1207 услуг, 822 услуги - детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 9 лет.
В работе использовались групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, занятия в игровых зонах «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм», театрализованные представления, досуговые мероприятия.
В результате проведённых занятий по данной программе педагоги отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общее состояние детей, снимают психоэмоциональное напряжение, создают положительный настрой на взаимодействие детей с педагогам, повышают концентрацию внимания, усидчивость, развивают творческие способности.
В процессе занятий дети знакомились с профессиональной деятельностью врача, учителя, педагога, продавца, парикмахера, водителя-ремонтника, учились взаимодействовать в сюжетной игре, создавать собственные игровые сюжеты.
В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности: занятия по пластилинографии «Мухомор»; занятия по рисованию пальчиками и ладошкой «Ёжик на травке», рисованию ватными палочками «Божья коровка»; занятие по аппликации в обрывной технике «Морковка», аппликации крупой - «Груша»; рисованию в технике печать листьев «Чудо-дерево».
Для снижения мышечного тонуса рук специалистами использовалась пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим», «Листочки», «Ручки», «Домик», «Моя семья», «Хлоп-хлоп», «Мы писали», «Этот пальчик», «Солнышко», «Журавли», «Тесто», «Кулачок», «Как живёшь?», «Рыбка», «Весёлый человечек», «Дружные пальчики», «Овощи», «Постовой», «Тук, тук», «Мальчик пальчик», «Ручки», «В гости к пальчику большому».
Для снижения мышечного тонуса рук, физического и эмоционального напряжения специалистами использовалась пальчиковая гимнастика, проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря: шаров, лент, канатов; музыкальных инструментов: трещёток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов.
По программе «Технология добра» педагоги использовали разнообразные формы досуговой деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно-игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарий, беседовали с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.
В Семейной гостиной, в рамках программы «Технология добра», социальные педагоги провели познавательные мероприятия:
развлекательное мероприятие «По дорогам сказочного Лукоморья»;
игра-путешествие «В поисках страны здоровья»;
игра-развлечение «Интересное для почемучек»;
квест-игра «Куда пойдешь, то и найдешь»;
развлекательная программа «Лето чудная пора»;
игровая программа «Здравствуй, осень!»;
поляна веселых затей «Летняя заниматика»;
игра по станциям «Путешествие по стране Радуги»;
познавательное мероприятие «Цветочный калейдоскоп»;
экологическое занятие «Зеленый островок»;
конкурсно-игровая программа «Путешествие в страну шоколада»;
конкурсно-игровая программа «Нам вместе веселей»;
игровая программа «Вежливая азбука»;
литературная игра «Путешествие в Мультляндию»;
конкурсно-игровая программа «Осенние вытворяшки»;
игра-эстафета «Осенние забавы».
Занятия по патриотическому воспитанию:
Познавательное мероприятие «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю».
Театрализованные представления:
театрализованное представление «Теремок на новый лад»;
кукольный театр «Девочка и лиса»;
театрализованное представление «Бычок - смоляной бочок».
Мастер-классы:
в технике объемной аппликации «Ромашка»;
по аппликации «Подводный мир» в технике «объемная аппликация»;
«Маковое поле» в нетрадиционной технике «ниткография»;
«Осенняя береза» в технике «граттаж».
В результате проведенных занятий, у получателей социальных услуг увеличился объём навыков социализации и коммуникативности, улучшился эмоциональный фон, совершенствовались игровые навыки и творческая самостоятельность через театрализованные игры, повысилась познавательная и эмоциональная активность.
Таким образом, занятия по программе «Технология добра» способствовали установлению неформальных доверительных отношений между всеми участниками, созданию безопасного пространства для общения и условий для самовыражения, объединению всех детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.
По реализации проекта Десятилетия детства, проведены следующие мероприятия:
В День семьи, любви и верности выставка детского творчества «Портрет своей семьи»;
в международный день детского телефона доверия выпуск информационных буклетов «Детский телефон доверия»;
конкурс рисунков на асфальте «Волшебная страна детства»;
в международный день дружбы игровая программа «Радуга дружбы»;
познавательное мероприятие «Сказка о золотых правилах безопасности в Интернете»;
игра по станциям «Раз, два, три, четыре, пять - летом некогда скучать».
игра по станциям «Маленькие детки на большой планете»;
в день Государственного флага Российской Федерации выпуск стенгазеты «Гордо реет флаг державный…»;
конкурс рисунков «Мой друг – Светофор!».
конкурсно-игровая программа «Карнавал сказочных героев»;
в Международный день мира виртуальное путешествие «Как отмечают День мира в различных странах»;
кукольный театр «Золотая рыбка».
Проведены занятия:
на развитие коммуникативности: КТД «Мамины помощники», «Я сам», «Ребёнок в общественном месте»;
социально-правовое занятие «Детский телефон доверия»;
социально-педагогическое консультирование по темам: «Дети и дорога», «Дети и гаджеты», «Дидактические игры в жизни ребенка».
В результате занятий и мероприятий у детей улучшилась моторная активность, повысился интерес к занятиям в игровых зонах, увеличился объём навыков социализации, расширились навыки коммуникативности, дети получили навыки использования в играх различных предметов, инструментов, познакомились с нетрадиционными техниками рисования, лепки, аппликации; побывали в роли артистов и музыкантов. Дети стали более общительными, внимательными, повысился настрой на взаимодействия и направленные действия, наблюдалась положительная динамика в развитии моторики рук, снизилось эмоциональное напряжение. Дети приобрели положительный опыт коллективной работы, получить навыки работы с нетрадиционными материалами. Мероприятия способствовали повышению познавательной и эмоциональной активности, созданию дружеской атмосферы и хорошему настроению.
В соответствии с планом мероприятий проведены занятия по методике «Музыкальная капель», которая включают в себя целый комплекс мероприятий: танцы, прослушивание музыки, пальчиковую гимнастику, пение, игру на музыкальных и шумовых инструментах, различные виды игр: 1. «Фасолька» - «Разминка», «У жирафов…», «Бурый мишка», «Мы эту ручку разотрём», «Пузырь», «Блины, блиночки»;
2. «Звуки музыки» - «Разминка», «У жирафов…», «Вот левая, вот правая», «Песенка для массажа», «Бегемотики», «Балалайка»,
3. «Задоринка» - «Разминка», «У жирафов…», «Автобус», «Ладошка», «Дыхательная гимнастика», «Добрый мастер».
4. «Непоседы» - «Разминка», «У жирафов…», «Вместе с нами», «Чистюля», «Бегемотики», «Часики».
В результате занятий у детей улучшилась двигательная активность, умение ориентироваться в пространстве, ребята стали чувствовать настроение музыки, многие запомнили слова песенок, появилась раскрепощённость в движениях.
В рамках реализации методики «Пластилиновые чудеса» проведены занятия:
знакомство с пластилином;
прямая пластилинография: «Знакомство с пластилином», «Гусеница», «Осеннее дерево с листочками», «Ветка рябины»;
контурная пластилинография: «Снеговик», «Ёлочка нарядная»;
многослойная пластилинография: «Корзина с фруктами», «Подводный мир»;
мозаичная пластилинография: «Мухомор», «Одуванчик - цветы, словно солнышки желты», «Золотая осень», «Подсолнух», «Пингвины»;
модульная пластилинография: «Осьминог», «Осенняя береза», «Дымковская барыня»;
фактурная пластилинография: «На лугу», «Цветные зонтики», «Летние зарисовки».
Методическая разработка по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Занятия способствовали социальной адаптации несовершеннолетних, объединению детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности детей в своих силах.
На занятиях по методике «Веселый художник» социальные педагоги учили правильно держать карандаш, фломастер, добиваться свободного движения руки с карандашом в процессе рисования, изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек).
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
В рамках реализации методики «Весёлый художник» проведены занятия с использованием нетрадиционных техник:
рисование красками и гуашью: «Яблоко с листочком и червячком», «Ягодка за ягодкой», «Желтые листья летят», «Снеговик», «Красивые воздушные шары», «Мышка и репка»;
рисование ватными палочками: «Красивый полосатый коврик»;
рисование восковыми мелками: «Деревья под снегом»;
рисование в технике обрывания и тычкования: «Цветные клубочки», «Елочка»;
рисование в технике печати по трафарету: «Серпантин танцует»;
рисование карандашом: «Мы слепили снеговиков», «Почки и листочки», «Божья коровка».
В результате проведенной реабилитационной работы у получателей услуг расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, дети стали более контактны, улучшился эмоциональный фон и настроение. Поставленные задачи были выполнены.
Отделение психолого-педагогической помощи
Во III квартале 2023 года работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи было оказано 2533 услуги, в том числе детям-инвалидам 823 услуги. Работа с несовершеннолетними получателями социальных услуг велась по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:
по программе социально-гуманитарной направленности «Радуга» прошли обучение 141 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя.
На начальном этапе реабилитации психологами отделения психолого- педагогической помощи проводилась диагностическая работа с обучающимися, в процессе чего были выявлены следующие проблемы: двигательных навыков:
проблемы с крупной (общей) моторикой у 24,4 %;
проблемы с мелкой (тонкой) моторикой 88,6%;
расстройство психоэмоциональной сферы:
повышенное эмоциональное напряжение 72,2 %;
снижен эмоциональный фон 68,2%;
необходимость в стабилизации психоэмоционального состояния у 44,6%;
повышенная тревожность у 84,6%;
повышенная психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 62,4%;
когнитивные процессы:
низкая концентрация внимания у 84,2%;
низкий уровень устойчивости внимания у 82,6%;
низкая познавательная активность у 78,4%;
расстройство личностного развития:
снижена мотивация на выполнение предложенных заданий у 64,2%;
отсутствие уверенности в себе (пессимистическое настроение) у 28%;
отсутствие самостоятельности у 76,2%;
особенности межличностного взаимодействия:
трудности в установлении контакта с другими детьми у 82,2%;
отсутствие навыков межличностного общения 84,4%.
В процессе работы с обучающимися была проведена индивидуальные занятия, основными задачами которых являлось:
создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения;
развитие индивидуальных особенностей детей:
мелкой и крупной моторики;
эмоциональной сферы;
когнитивной сферы;
познавательной сферы;
навыков межличностного общения;
социальных навыков и социализация.
Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.
Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.
Все технологии, используемые в практической деятельности, реализовали потребности детей в творчестве, познании, самореализации, позитивном отклике. Дети получали незабываемые, положительные эмоции.
Для социальной и психологической адаптации детей было создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствовало формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому, умственному и духовному развитию детей.
Каждое занятие с детьми начиналось с установления контакта и развития мотивации на дальнейшую деятельность, которое проходило в атмосфере принятия, открытости, взаимодоверия и любви.
Занятия игротерапии проходили в светлой сенсорной комнате с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей и были направлены на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрового материала. Игровые коррекционные занятия способствовали развитию навыков адаптации, социализации и самообслуживания. Сенсомоторному развитию, изучению цвета, формы, обучению счету, правилам сложения и вычитания способствовали занятия с тренажерами-сортерами, занятия с использованием панели по методам М. Монтессори, состоящие из элементов, используемых в обычной жизни (замки, выключатели, розетки, шнуровка и т.д).
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Проводились занятия по нейропсихологической коррекции для детей с нарушениями мозговой деятельности. Нейропсихологическая коррекция включала когнитивные и двигательные методы. Упражнения применяемые специалистами способствовали удержанию программы действий, развитию слухоречевой памяти, переключению внимания, развитию межполушарного взаимодействия, а так же помогали решить проблему несформированности определённых структур головного мозга.
Каждое упражнение выполнялось в виде игры и рассчитано на проявление интереса у ребёнка к действию. Процесс обучения и развития проходил легко, дети с удовольствием выполняли предложенные задания.
Занятия арт-терапии включали совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок, которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности. В процессе работы наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с психологом. Улучшилась продуктивность деятельности, повысилась устойчивость внимания во время занятий, улучшилась тактильная чувствительность.
Проводимая специалистами работа с родителями необходима для закрепления достигнутого результата, сопровождающих знакомили с методами и приемами коррекционной работы для дальнейшего использования в домашних условиях. Психологическая помощь семьям направлена на принятие особенного ребенка, снижение семейного стресса и предотвращение дистресса.
Участвуя в совместных занятиях, родители учились конструктивному взаимодействию, имели возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;
улучшение двигательных навыков:
улучшение крупной (общей) моторикой у 22,4 %;
улучшение мелкой (тонкой) моторикой у 86,2%
стабилизация психоэмоциональной сферы:
снижение эмоционального напряжения у 96,6%;
повышение эмоционального фона у 94,2%;
стабилизация психоэмоционального состояния у 38,2%;
снизилась тревожность 94,0%;
снизилась психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 58,2%.
улучшение когнитивных процессов:
повысилась концентрация внимания у 88,4%;
повысился уровень устойчивости внимания у 78,2%;
повысилась познавательная активность у 75%;
формирование личностного развития:
сформировалась мотивация на выполнение предложенных заданий у 78,2%;
развилась уверенность в себе у 52,2 %;
проявилась самостоятельность у 68,2 %.
особенности межличностного взаимодействия:
преодолены трудности в установлении контакта с другими детьми у 76,2% детей;
сформировались навыки межличностного общения у 46,4%.
По программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» проведена индивидуальная работа с 6 обучающимся стационарного отделения «Мать и дитя».
Занятия проводились в индивидуальной форме. Было определено и согласовано расписание (с учетом возрастных, психоэмоциональных и физических возможностей ребенка). Занятия включали упражнения с использованием методических разработок «Сенсорная интеграция», «Графомоторные навыки», «Мозжечковая стимуляция». Индивидуальный подбор комплекса упражнений, способствовал активации моторных навыков и особенности организации их применения для детей с ограниченными возможностями здоровья. В мозжечковую стимуляцию входил специальный комплекс упражнений, который направлен на развитие головного мозга, в том числе на его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Была проведена первичная диагностика, в результате которой было выявлено:
наличие звукокомплексов – 96,2%;
связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование – 94,6%; отклонение предмета - 52,4%, выполнение действия - 82,4 %, протест детей - 76,4%;
возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды - 62,4%;
наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей – 98,2 %;
внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 92,4 %;
реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 84,2 %;
выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение – 82,4%; отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 90,2 %;
концентрация внимания у детей снижена - 78,2 %;
использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 96,4%;
реакция на обращение у детей - 86 %;
реакция на собственное имя у детей - 72,6 %;
возможность устно выразить свои повседневные потребности у детей -62,8 %;
мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 92,8%;
общее психическое состояние пассивный - 92%, вялый - 62,4%, бодрый – 52,4%;
общее моторное развитие, снижение мелкой моторики – 84,6 %;
пищевое поведение в норме у детей - 98,2 %;
координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 100%;
проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - 86,4%.
Организуя работу с детьми, особое внимание уделялось: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; в совместной деятельности присутствовали элементы игры и обучения; пройденный материал многократно повторялся для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствовал опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложнялись задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводились занятия по звукоподражанию, затем включались короткие слова, короткие и длинные фразы.
На занятиях дети учились воспринимать, соотносить и дифференцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствовало появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.
Специалист обучал родителей правильной и последовательной работе с детьми. Давал все необходимые рекомендации по выполнению и закреплению пройденного материала.
В результате работы наблюдались улучшения:
наличие звукокомплексов – 100%;
связь звуковых выражений с каким-либо значением, соотношение реакции обращения, привлечение к себе внимания, требование - 96,2%, выполнения действия – 66,2 %, протест детей - 86,2%;
возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 74,2 %;
наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 100 %;
внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 96,2 %;
реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 94,6 %;
выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 88,4 % отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 82,6 %;
улучшение концентрация внимания у детей снижена – 76,4 %;
использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 94,8%;
реакция на обращение у 86,6 %;
реакция на собственное имя у детей - 82,4 %;
возможность устно выразить свои повседневные потребности у - 58,2%;
мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 96,4%;
общее психическое состояние: пассивный - 46%, вялый – 44,2%, бодрый – 54,6%;
общее моторное развитие, улучшение моторных навыков - 92,2 %;
пищевое поведение в норме у детей - 98,2 %;
координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 94,2 %;
проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - у 92,2%.
В групповую работу по адаптированным общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности «Цвет Радости», «Мы из будущего» было включено 140 обучающихся (стационарное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями)
На начальном этапе реабилитации была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено:
повышенный уровень эмоционального напряжения, снижение эмоционального фона у 88,4 %;
повышенный уровень тревожности у 86,6%;
слабо развиты навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 76,4%;
не сформированы навыки межличностного общения у 84,2%.
Педагогами-психологами была проведена групповая и индивидуальная работа с целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, создание условий для личностного развития, позитивной социализации, развития навыков общения в группе.
Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.
Занятия по групповому сплочению в целом дали положительную динамику, дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. В ходе проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности. Среди участников наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы:
снижение уровень эмоционального напряжения и повышение эмоционального фона у 96,2 %;
снижение тревожности у 86,8%;
развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений у 98,2%;
сформированы навыки межличностного общения у 90,6%.
За отчетный период в адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» (для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет), приняли участие 135 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» и стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Коррекционная работа учителей-логопедов планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей. Результаты работы отражались в речевой карте.
Логопедическая работа направлена на преодоление у детей речевых нарушений, путем проведения индивидуальных занятий. На занятиях использовались дидактические игры, кукольный театр для развития и закрепления словарного запаса детей, развитие мелкой моторики и психических процессов.
Особое внимание уделялось проблеме логопедической помощи неговорящим детям с тяжёлыми нарушениями речи, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. В работе с детьми с ограниченными возможностями по исправлению речевых нарушений специалисты отделения стали использовать такие инновационные технологии, как тейпирование в логопедии.
Для достижения максимального эффекта специалисты отделения работали в комплексе: логопедический массаж плюс тейпирование.
Логопедическое тейпирование способствовало преодолению речевых проблем у 9 детей.
В ходе первичной диагностики выявлено:
снижение уровня речевого развития у 100%
снижение пассивного и активного словарного запаса у 94,6%;
не поставлены проблемные звуки речи у 72,8% ;
не сформированны навыки учебной деятельности, (внимание, наблюдательность, память, мышление) у 62,4 %;
наличие тонуса мышцы языка, губ, щек у 94,2 %.
В процессе реабилитации были проведены коррекционно-развивающие занятия:
Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).
Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).
Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).
Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха»).
Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки «По щучьему велению»).
Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Э.Н. «Крокодил Гена и его друзья»).
Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки «Колобок»).
В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:
повышение уровня речевого развития у 100%;
увеличился пассивный и активный словарный запас у 92,4%
введены, автоматизированны и дифференцированны проблемные звуки у 66,8%;
сформированы навыки учебной деятельности, улучшилось внимание, наблюдательность, память, мышление у 68,6%;
укрепились мышцы языка, губ и щек, развилась их подвижность у 88,6%.
Отделение социальной реабилитации
В III квартале 2023 года деятельность отделения была направлена на реализацию коррекционных развивающих занятий адаптированных общеразвивающих программ художественно-эстетической, социально-гуманитарной, спортивно-оздоровительной направленности, которые проходили в индивидуальной, групповой и подгрупповой форме.
Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:
повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
совершенствование мелкой моторики рук;
коррекция нарушений двигательной сферы;
развитие физических качеств;
развитие музыкальных способностей;
расширение словарного запас детей;
развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;
формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,
совершенствование коммуникативных навыков.
Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Здоровячок», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».
Специалистами отделения в III квартале 2023 года предоставлено 12062 услуги несовершеннолетним получателям социальных услуг, в том числе детям-инвалидам – 3395 услуга, детям с ограниченными возможностями – 8667 услуг.
Охват обучающихся составил:
по программе «Радуга творчества» - 141 обучающийся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе: детей-инвалидов – 67 детей;
по программе «Домисолька» 52 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе 21 ребенок-инвалид и 126 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе 12 детей-инвалидов;
по программе «Позитив» 40 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе 18 детей-инвалидов и по программе «Читалочка» 116 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе 11 детей-инвалидов.
В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестопластика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально - ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.
В зависимости от поставленных задач на занятиях в творческих мастерских используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.
В отчетном периоде детьми подготовлены поделки: панно из бисера «Веточка», украшение из бисера «Кулон», из бисера «Черепашка», «Ягодка», аппликация из цветной бумаги «Аквариум», аппликация из природного материала «Веселый ёжик», аппликация из ткани «Осьминог», аппликация из крупы и песка «Три медведя», аппликация в технике мозаика «Цветные зонтики», из соленого теста «Колобок», «Грибы», «Ягоды», «Корзина», панно «В гостях у лесовика», панно из бисера «Я на солнышке лежу», подвеска «Кораллы», «Жук» и др. Были проведены мастер-классы: в технике «Кинусайга» - «Золотая рыбка» (педагог С.И.Лапина); в технике «Папертоль» «Летняя фантазия» (педагог Г.В.Будагян), в технике «Нетрадиционная аппликация» «Зверята из геометрической страны» -(педагог И.В.Можаренко), в технике «Бисероплетение» «Посмотри, какая прелесть!» (педагог Г.В.Будагян).
В конце каждого реабилитационного периода проводилась выставка детского творчества.
На занятиях по адаптивной физической культуре формируются общие двигательные навыки, которые способствуют коррекции общей моторики, некоординированных, скованных движений, развитию быстроты и динамической координации. Используются различные методы обучения: игровой, соревновательный, словесный, наглядный. Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия. Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующие и укрепляющие упражнения, эстафеты и соревнования.
Музыкальные занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия включают в себя различные виды деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Занятия проводятся соответственно комплексному тематическому плану. Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, праздничным датам, а также возрастным особенностям детей и их возможностям. По содержанию занятие предполагает частую смену деятельности и это дает нужные результаты. Для достижения оптимальных результатов музыкальная деятельность организуется так, чтобы психо-физическая нагрузка на ребенка была равномерно распределена.
Дети познакомились с названиями музыкальных инструментов и их звучанием, овладели элементарными приемами игры на музыкальных инструментах, выполняли игровые движения руками, изменяя эти движения соответственно тексту песни, получили представление о понятиях: музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты, тихие и громкие звуки. Такие задания развивали: ритмичность, внимание, усидчивость.
На занятиях использовали различные музыкально-двигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, ритмические игры.
В отчетный период на занятиях кружка «Развивайка» уделяли большое внимание нравственно-эстетическому, гражданско-правовому, патриотическому, экологическому, интеллектуально-познавательному воспитанию:
для отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями обучение проводилось по программе «Читалочка». В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: работа с литературой: чтение литературных произведений разных жанров, тематические и библиотечные часы, беседы, круглые столы, самостоятельная работа и др.; игровая деятельность: конкурсы, игры, викторины, показ инсценировок и др. Были проведены мероприятия: тематический час «Терроризм – угроза обществу», час мужества «Венок славы Александра Невского», праздник светлых чувств «День семьи, любви и верности».
для детей стационарного отделения «Мать и дитя» реализованы занятия по программе «Позитив» познавательные мероприятия: «Почемучки-знатоки», «Загадки в шутку и всерьез».
В рамках всероссийского проекта «Десятилетие детства» были проведены следующие мероприятия: час мужества «Грюндвальдская битва».
Во III квартале 2023 года в отделении социальной реабилитации с участием сотрудников, сопровождающих, детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено: торжественных линеек - 4; праздничных концертов – 4.