2024
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за I квартал 2024 года.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» создан как центр медико-психолого-педагогической реабилитации и является учреждением социального обслуживания государственной системы социальной защиты населения Ставропольского края.
Коечная мощность стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями составляла 30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 60 койко-мест.
В I квартале 2024 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.
Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов - 3.
В отчетном периоде было принято 371 получатель социальных услуг, из них несовершеннолетних - 260 и 111 сопровождающих лиц.
В стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями - 135 детей из 115 семей, из них:- детей с ограниченными возможностями здоровья - 120 человек;
- детей-инвалидов - 15 человек.
|
Количество обратившихся в I квартале 2023 года |
Количество обратившихся в I квартале 2024 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
109 |
135 |
+26 |
Дети-инвалиды |
16 |
15 |
-1 |
Дети с ОВЗ |
93 |
120 |
+27 |
В стационарном отделении «Мать и дитя» на реабилитацию принято 125 несовершеннолетних получателей социальных услуг в сопровождении 111 законных представителей из 111 семей; детей-инвалидов - 82 человека, детей с ограниченными возможностями здоровья - 43 человека.
|
Количество обратившихся в I квартале 2023 года |
Количество обратившихся в I квартале 2024 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
246 |
236 |
-10 |
Дети-инвалиды |
83 |
82 |
-1 |
Дети с ОВЗ |
45 |
43 |
-2 |
Сопровождающие |
118 |
111 |
-7 |
Детей из:
- неполных семей - 81 чел.;
- многодетных семей - 69 чел.;
- малообеспеченных семей - 6 чел.
Впервые для прохождения курса реабилитации приняты:
- в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 77 детей;
- в стационарное отделение «Мать и дитя» - 64 ребенка.
- всего 119 детей;
- в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 58 несовершеннолетних получателей социальных услуг;
- в стационарное отделение «Мать и дитя» - 61 ребенок.
Выполнение плана койко-дней по учреждению в I квартале в целом составило 6725 при плане 6840 или 98,3 %;
в разрезе стационарных отделений:
- стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 2424 койко-дня;
- стационарное отделение «Мать и дитя» - 4301 койко-день.
Реабилитационный процесс в I квартале 2024 года завершили 188 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в т.ч.:
- в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 96 несовершеннолетних,
- в стационарном отделении «Мать и дитя» - 92 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 82 законных представителя.
Несовершеннолетним получателям социальных услуг оказано:
- всего - 80438 услуг, в т.ч.,
- в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 39371,
- в стационарном отделении «Мать и дитя» - 41067.
Отделение социально-медицинской реабилитации
В I квартале 2024 года в отделение социально-медицинской реабилитации учреждения поступили дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом со средними и выраженными нарушениями со стороны нервной системы, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
Возрастная градация получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов:
|
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
|
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
1 (0,8%) |
46 (34,0%) |
74 (54,8%) |
14 (10,4%) |
Стационарное отделение |
52 (41,6%) |
47 (37,6%) |
18 (14,4%) |
8 (6,4%) |
0 |
3 |
8 |
4 |
24 |
32 |
18 |
8 |
|
Всего |
Стационарное отделение ОВЗ |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
в т. ч., детей-инвалидов |
|
Стационарное отделение ОВЗ |
Стационарное отделение |
||||
Мальчики |
149 |
67 |
82 |
11 |
56 |
Девочки |
111 |
68 |
43 |
4 |
26 |
Структура заболеваемости детей, поступивших на реабилитацию:
Наименование болезни |
код по МКБ-Х |
I квартал 2024 г. |
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
АОО-B99 |
0 |
вираж Манту |
R76.1 |
0 |
хр. вирусные гепатиты |
В15-В19 |
0 |
болезни крови, кроветворных органов |
D50-D89 |
0 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ |
E00-E89 |
2 |
в том числе сахарный диабет 2 типа |
Е10-Е14 |
0 |
болезни нервной системы |
G00-G99 |
69 |
в том числе ДЦП |
G80 |
27 |
психические расстройства |
F00-F99 |
66 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
H00-H59 |
2 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
H60-H95 |
5 |
болезни органов дыхания |
J00-J99 |
36 |
в том числе бронхиальная астма |
J45 |
1 |
болезни системы кровообращения |
I00-I99 |
2 |
болезни органов пищеварения |
K00-K93 |
7 |
болезни кожи и подкожно жировой клетчатки |
L00-L99 |
0 |
в том числе аллергический дерматит |
L20 |
0 |
болезни костно-мышечной системы |
M00-M99 |
51 |
болезни мочеполовой системы |
N00-N99 |
2 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
Q00-Q99 |
18 |
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию в I квартале 2024 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата) - занимают 26,5%;
психические расстройства занимают второе место по частоте встречаемости - 25,4%;
на третьем месте заболевания костно-мышечной системы - 19,6%, далее заболевания органов дыхания - 13,8%;
врожденные аномалии – 7%;
другие заболевания – 8,1%.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.
Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.
В отчетном периоде специалистами отделения социально-медицинской реабилитации были предоставлены следующие услуги: лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, водолечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия.
В I квартале 2024 года специалистами отделением было оказано 23469 услуги, в т.ч.:
- стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 13366 услуг;
- стационарное отделение «Мать и дитя» - 10103 услуги.
Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:
Наименование показателя |
Количество детей I квартал 2023 |
|
чел. |
% |
|
поступивших на оздоровление |
260 |
100 |
выбывших с улучшением |
258 |
100 |
с ухудшением |
0 |
0 |
Кабинет галотерапии. Оказывает выраженное оздоравливающее действие - снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма. Услуги галотерапии были оказаны 188 детям из них 75 детям-инвалидам.
Кабинет физиотерапии. Физиотерапия на сегодняшний день является наиболее безопасным и эффективным методом лечения. Услуги физиотерапии оказаны 188 детям, в том числе 74 детям-инвалидам. Всего предоставлено 2681 услуга, в том числе детям-инвалидам - 972. Улучшения отмечены у 100% детей.
Зал лечебной гимнастики, где проводятся занятия лечебной физкультурой с использованием реабилитационного костюма «Фаэтон».
Специалисты Центра и родители (по результатам заключительного консилиума) отмечают положительное влияние РК«Фаэтон» на развитие двигательных возможностей детей. Более чем у 98% маленьких пациентов центра, отмечается стойкая положительная динамика: у 3 детей (1,6%) отмечается значительное улучшение (1 ребенок впервые начал самостоятельно передвигаться, у двоих детей появились двигательные автоматизмы ползания); у всех детей увеличилась общая двигательная активность.
Успешно проводятся занятия с сочетанным использованием вертикализатора и реабилитационного костюма «Фаэтон», что приводит к улучшению опороспособности, развивает чувство оптимального положения тела в пространстве.
Услуги оказаны 15 детям, в том числе 15 детям-инвалидам. Всего предоставлено 150 услуг, в том числе детям-инвалидам - 150. Улучшения отмечены у 98% детей.
Адаптивная физическая культура. Услуги оказаны 92 детям, в том числе 59 детям-инвалидам. Всего предоставлено 2273 услуг, в том числе детям-инвалидам - 1443. Улучшения отмечены у 100% детей.
Кабинет лечебного массажа: специалистами оказаны услуги 188 детям, в том числе 75 детям-инвалидам. Всего предоставлено 1385 услуг, в том числе детям-инвалидам - 600. Улучшения отмечены у 188 (100%) детей.
Грязелечение, с использованием аппликаторов Тамбуканской грязи. Данную процедуру получили 89 детей, из них 44 ребенка-инвалида. Всего оказано услуг: 526, в том числе детям-инвалидам - 279 услуг
Кабинет бальнеотерапии, где применяются искусственные ванны (хвойные, йодо-бромные, шалфейные, ножные скипидарные)
Услуги оказаны 188 детям, в том числе 82 детям-инвалидам. Всего предоставлено 1739 услуг, в том числе детям-инвалидам - 1025. Улучшения отмечены у 100% детей.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем пациентов ведется динамическое наблюдение, проводятся беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), ведётся консультирование по проведению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Кабинет механотерапии. Артромоты - это роботизированные тренажеры, предназначенные для восстановления подвижности суставов, улучшения метаболизма, лимфо- и кровообращения, уменьшения болевого синдрома, лечения контрактур. Услуги оказаны 59 детям, в том числе 33 детям-инвалидам. Всего предоставлено 1208 услуг, в том числе детям-инвалидам - 768. Улучшения отмечены у 100% детей: увеличилась подвижность суставов, уменьшился болевой синдром при ходьбе, снизился гипертонус мышц-сгибателей. У детей с плоскостопием отмечается восстановление функции стопы, укрепление мышц голеней и улучшение ходьбы. Кроме этого, у детей с посттравматическими изменениями суставов наряду с улучшением подвижности, отмечается исчезновение болевого синдрома и отечности. Наличие положительных результатов доказывает эффективность использования данных тренажеров в реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательных функции.
Кабинет БОС-терапии. Применяется для реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, дисплазии тазобедренных суставов, посттравматические нарушения функции суставов, а так же двигательные нарушения при заболеваниях ЦНС: ДЦП, миопатии, нейропатии, последствия травм спинного и головного мозга) Услуги оказаны - 64 детям, в том числе - 25 детям-инвалидам. Всего предоставлено 609 услуг, в том числе детям-инвалидам - 250. Улучшения отмечены у 100% детей. Это - улучшение двигательных функций, восстановление правильных навыков движения, улучшение осанки, улучшение опоры на стопу, улучшение походки и координации движения.
Имитатор ходьбы Имитрон - это тренажер, который предназначен для вырабатывания моторной привычки держать ноги правильно при парезах, параличах нижних конечностей, ДЦП и других двигательных расстройств, после травм и заболеваний спинного и головного мозга.
В 1 квартале 2024 года охват целевых групп по мероприятиям составил 57 человек: 12 детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями - 45
По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей: ДЦП -12 детей, дисплазия и врождённые аномалии - 25 детей, с нарушением осанки - 8 детей.
По результатам применения имитатора ходьбы «Имитрон» в реабилитации детей наблюдается: стабилизация правильного положения тела у 12 детей; увеличение амплитуды движений суставов верхних и нижних конечностей у 8 детей; совершенствование навыков ходьбы у 8 детей; Оказано - 570 услуг, в том числе детям-инвалидам - 120
Адаптационный трёхколёсный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног.
Езда на велосипеде содействовала движению нижними конечностями по реципрокному образцу и последовательно, что способствовало укреплению соответствующей группы мышц, суставов, дало возможность положительно повлиять на регуляцию моторики. Езда осуществлялась по прямой линии, по кругу, с поворотами.
В 1 квартале 2024 году охват целевых групп по мероприятиям составил 12 человек: детей-инвалидов - 9, детей с ограниченными возможностями - 3. По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП - 9 детей, дисплазии и врождённые аномалии - 2 детей, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 1 ребенок.
По результатам использования велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации у всех детей наблюдается увеличение объёма движений суставов нижних конечностей, развитие координации движений, опорной функции стопы и хватательной силы рук, тренировка мышц ног, улучшение вертикализации и подготовки к ходьбе, в т.ч. по лестнице, улучшение эмоционального состояния.
Специалисты отделения, родители отмечают, что комплекс медицинских реабилитационных технологий позволил улучшить координацию движений, развитие мышечной силы, активизировать навыки передвижения, улучшить контроль осанки, головы, плеч у 100% маленьких получателей социальных услуг Центра. У 82 % пациентов достигнуто улучшение имеющегося уровня нарушенных функций: - увеличение подвижности коленных, голеностопных суставов. Оказано - 120 услуг, в том числе, детям-инвалидам - 90
Проводились индивидуальные и групповые беседы, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактики заболеваний и на другие актуальные темы.
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями сформированы реабилитационные группы, объединяющие детей по полу и возрасту.
За отчётный период в стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями принято 135 детей из 115 семей, реабилитацию в отделении завершили 96 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из которых 15 детей-инвалидов.
Реабилитационная работа была направлена на расширение навыков социализации и приобретение детьми социальных знаний.
Специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение I квартала 2024 года несовершеннолетним было оказано 22698 услуг, из них 3532 - детям-инвалидам и 19166 детям с ограниченными возможностями:
социально-педагогические, всего - 10542,
- детям с ограниченными возможностями - 8884,
- детям-инвалидам - 1461;
социально-бытовые, всего 11505,
- детям с ограниченными возможностями - 9732,
- детям-инвалидам - 1773;
социально-правовые, всего - 226,
- детям с ограниченными возможностями - 226,
- детям-инвалидам - 41;
услуги в повышении коммуникативного потенциала, всего - 384,
- детям с ограниченными возможностями - 324,
- детям-инвалидам - 60.
Воспитатели отделения использовали индивидуальные и групповые формы работы. В отделении реализуются программы социально-гуманитарной направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Совенок»; художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».
Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения.
В реализацию программы «Академия успеха» было включено 64 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в том числе: детей-инвалидов - 13 чел., детей с ОВЗ - 51 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале - 576, из них: 117 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ - 459 услуг.
Выработке навыков эффективного повседневного общения способствовали игры: «Расшифруй слово», «Подойди ближе», «Слепой и поводырь».
Обучение детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте происходило посредством упражнений: «Толкалки без слов», «Ситуация», «Конфликт. Способы решения», «Я-высказывание».
Дети учились замечать положительные качества в людях, расширяли представление о дружбе, усовершенствовали навыки общения через игровые ситуации: «Кричалки-визжалки», «Шаг навстречу», «Король комплимента», Солдат и тряпичная кукла», «Закончи предложение», «Сиамские близнецы», «Ищу друга».
Занятия способствовали закреплению знаний о собственных правах и обязанностях, приобретению детьми навыков по разрешению жизненных ситуаций, связанной с адаптацией и социализацией их в обществе.
По программе «Азбука нравственности» обучение прошли 31 человек, из них: детей-инвалидов - 3 чел., детей с ОВЗ - 28 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе - 186, из них: 18 услуг детям-инвалидам,
детям с ОВЗ - 168 услуг.
Занятия проводились в форме диалогов, бесед, КТД, познавательно-развлекательных мероприятий и содержали игровые упражнения, конкурсы, викторины, путешествие по станциям, направленные на развитие нравственных качеств.
Реализация программы способствовала формированию навыков и привычек нравственного поведения, улучшению психоэмоционального состояния детей, накоплению знаний о морали, моральных нормах.
В занятиях по программе «Я - гражданин России» участвовало 32 человека, из них: инвалидов - 10 чел., детей с ОВЗ - 22 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале - 192,
из них: 60 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ - 132 услуги.
В отчётный период с детьми проводились познавательно-развлекательные мероприятия, игровые программы, беседы, развивающие игры, викторины, занятия по тематике программы.
Реализация программы способствовала формированию у детей социальной активности, гражданской ответственности.
В 1 квартале 2024 года по программе «ВундерКиндер» обучение прошел 64 ребёнка, из них: детей-инвалидов - 13 чел.,
детей с ОВЗ - 51 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале - 384,
из них: 78 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ - 306 услуг.
В отчётный период с детьми проводились занятия в форме бесед и практических работ по двум разделам: «Вытынанка» и «Плетенка».
Реализация программы способствовала расширению представления у детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства; развитию конструктивных, познавательных, творчески и художественных способностей, трудолюбия и аккуратности, повышению уровня художественно-эстетического вкуса.
В работу по программе «Пальчиковый театр» было включено 33 ребенка: 2 ребёнка-инвалида и 31 ребенок с ОВЗ.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале - 198 услуг,
в том числе 12 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ - 186 услуг.
Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к театру, как к виду искусства, развитию художественного и ассоциативного мышления, культуры и техники речи, памяти, воображения, артистических способностей, сплочению детского коллектива, воспитанию положительного отношения к совместным действиям.
В 1 квартале 2024 года в работу по программе «Совенок» было включено 33 человека, в том числе 2 ребёнка-инвалида и 31 ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале - 198 услуги:
12 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ - 186 услуг.
В отчетный период с детьми проводились занятия, беседы, ролевые игры на развитие познавательной активности, мышления, памяти, речи, фантазии, социальных навыков посредством дидактических игр.
Реализация программы содействовала развитию у детей сообразительности, коммуникативных способностей, волевых качеств, способности анализировать, сравнивать, сопоставлять свои действия, усвоению представлений об окружающем мире, азов финансовой грамотности, приемов решения логических задач, совершенствования речевого общения.
В основе воспитательной системы реабилитационного периода лежит деятельность молодёжного правительства республики «РИТМ - О», которая действует в стационарном отделении на протяжении всего квартала. «РИТМ-О» - детская организация, целью деятельности которой является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, овладение ими умениями и навыками управления в первичном коллективе, развитие и формирование взаимопомощи детей через различные формы деятельности, обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации, создание условий для взаимоинтеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа работает по направлениям: «Интеллект», «Экология», «Нравственность», «Досуг». Мероприятия программы: тематические часы, викторины, информационные и познавательные часы, конкурсы, уроки мужества, игровые программы, правовые программы, театрализованные представления и др.
По результатам анкетирования за I квартал 2024 года из 86 опрошенных: 85 чел. (99%) довольны пребыванием в Центре, 1 чел. (1%) затруднился ответить; совсем не нравится - 0 чел.; 856 чел. (99%), были активными участниками всех мероприятий, 1 чел. (1%), не принимал участие в мероприятиях 85 чел. (99%) будут рекомендовать Центр своим друзьям, 1 чел. (1%) с ответом не определился.
Стационарное отделение «Мать и дитя»
В I квартале 2024 года в стационарном отделении «Мать и дитя» реабилитацию прошел 92 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 82 законных представителей из 82 семей.
Специалистами отделения в первом квартале по программам «Детский АРТ-базар», «Технология добра» было оказано 1287 социально-педагогических услуг, из них детям-инвалидам - 831 услуга, 456 услуг - детям с ограниченными возможностями здоровья.
В работе использовались групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, занятия в игровых зонах «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм», театрализованные представления, мероприятия по организации досуга.
В результате проведённых занятий по данной программе педагоги отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общее состояние детей, снимают психоэмоциональное напряжение, создают положительный настрой на взаимодействие детей с педагогам, повышают концентрацию внимания, усидчивость, развивают творческие способности.
В процессе занятий дети знакомились с профессиональной деятельностью врача, учителя, педагога, продавца, парикмахера, водителя-ремонтника, учились взаимодействовать в сюжетной игре, создавать собственные игровые сюжеты.
В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Для снижения мышечного тонуса рук, физического и эмоционального напряжения специалистами использовалась пальчиковая гимнастика, проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря: шаров, лент, канатов; музыкальных инструментов: трещёток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов.
Реализуя программу «Технология добра», педагоги использовали разнообразные формы досуговой деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно-игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарии, беседовали с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.
Прослушивание музыки, разучивание танцевальных движений, пение, игра на детских музыкальных инструментах различные музыкальные игры, разработка мелкой моторики пальцев рук – комплекс используемых упражнений методической разработки «Музыкальная капель».
В результате занятий по программе «Технология добра» и методики «Музыкальная капель» у детей улучшилась двигательная активность, умение ориентироваться в пространстве, ребята стали чувствовать настроение музыки, многие запомнили слова песенок, появилась раскрепощённость в движениях.
В рамках реализации методики «Пластилиновые чудеса» проведены занятия по лепке из пластилина, которые представляют собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми элементами.
Все занятия по методической разработке «Пластилиновые чудеса» способствовали объединению детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности в своих силах, социальной адаптации.
На занятиях по методике «Веселый художник» социальные педагоги учили правильно держать карандаш, фломастер, добиваться свободного движения руки с карандашом в процессе рисования, изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек).
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
В рамках реализации методики «Весёлый художник» проведены занятия с использованием нетрадиционных техник - рисование ватными палочками, рисование в технике обрывания и тычкования, рисование в технике печати по трафарету, рисование восковыми мелками.
В соответствии с планом мероприятий по проекту «Десятилетие детства» проведено:
- в день спонтанного проявления доброты - кукольный спектакль «Как добро побеждает зло»;
- игровая программа «В царстве Снежной королевы»;
- мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества - выставка рисунков «Наша армия сильна, защищает нас она»;
- развлечение накануне Старого Нового года «Щедрый вечер, добрый вечер»;
- в Международный день объятий - игровая программа «Можно я просто тебя обниму»;
- театрализованное представление «Бычок смоляной бочок»;
- в международный женский день 8 Марта - выставка детского творчества «Наш вернисаж для любимых мам!»;
- развлекательная программа «Масленица весела, всех на игры увела»;
- конкурсно-развлекательная программа «Как у наших у ворот игры, смех и хоровод».
- отношения, обогатилась духовно - нравственная культура детей;
- занятия на развитие коммуникативности: КТД «Мамины помощники», «Я сам», «Ребёнок в общественном месте»;
- социально-правовое занятие «Детский телефон доверия»;
- социально-педагогическое консультирование по темам: «Дети и дорога», «Дети и гаджеты», «Дидактические игры в жизни ребенка».
По результатам проведенного анкетирования полностью удовлетворены качеством предоставляемых услуг - 70 получателей социальных услуг, частично - 6 чел., не удовлетворены - 0 чел.
Отделение психолого-педагогической помощи
Работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи велась по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:
В I квартале 2024 года по программе социально-педагогической направленности «Радуга» прошли обучение 83 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя».
На начальном этапе реабилитации психологами отделения психолого- педагогической помощи проводилась диагностическая работа с обучающимися, в процессе чего были выявлены следующие проблемы:
двигательных навыков:
- проблемы с крупной (общей) моторикой - 32 %;
- проблемы с мелкой (тонкой) моторикой - 86,2 %;
расстройство психоэмоциональной сферы:
- повышенное эмоциональное напряжение - 64,2 %
- снижен эмоциональный фон - 52,4%;
- необходимость в стабилизации психоэмоционального состояния - 28,2%;
- повышенная тревожность - 82,2%;
- повышенная психоэмоциональная и двигательная возбудимость - 32,2%;
когнитивные процессы:
- низкая концентрация внимания - 62,6%
- низкий уровень устойчивости внимания - 52,2%
- низкая познавательная активность - 66,4%;
расстройство личностного развития:
- снижена мотивация на выполнение предложенных заданий - 56,2%;
- отсутствие уверенности в себе (пессимистическое настроение) - 24,2%;
- отсутствие самостоятельности - 36%;
особенности межличностного взаимодействия:
- трудности в установлении контакта с другими детьми - 58,4%;
- отсутствие навыков межличностного общения - 74,2%.
В процессе реабилитационного периода с обучающимися была проведена индивидуальная работа, основными задачами которой являлось:
- создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения;
- развитие индивидуальных особенностей детей:
- мелкой и крупной моторики;
- эмоциональной сферы ;
- когнитивной сферы;
- познавательной сферы;
- навыков межличностного общения;
- социальных навыков и социализации.
Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.
Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.
Все технологии, используемые в практической деятельности, реализовали потребности детей в творчестве, познании, самореализации, позитивном отклике. Дети получали незабываемые, положительные эмоции.
Для социальной и психологической адаптации детей было создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствовало формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому, умственному и духовному развитию детей.
Каждое занятие с детьми начиналось с установления контакта и развития мотивации на дальнейшую деятельность, которое проходило в атмосфере принятия, открытости, взаимодоверия и любви.
Занятия игротерапии проходили в светлой сенсорной комнате с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей и были направлены на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрового материала. Игровые коррекционные занятия способствовали развитию навыков адаптации, социализации и самообслуживания. Для сенсомоторного развития использовались панели по методам М. Монтессори, состоящие из элементов используемых в обычной жизни (замки, выключатели, разетки, шнуровка и т.д).
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Занятия арт-терапии включали совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок, которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности. В процессе работы наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с психологом. Улучшилась продуктивность деятельности, повысилась устойчивость внимания во время занятий, улучшилась тактильная чувствительность.
Работа с родителями являлась важной составляющей реабилитационного процесса и необходимой для закрепления достигнутого результата, родителей знакомили с методами и приемами коррекционной работы, для дальнейшего использования в домашних условиях. Психологическая помощь семьям, направлена на принятие особенного ребенка, снижение семейного стресса и предотвращение дистресса.
Участвуя в совместных занятиях, родители учились конструктивному взаимодействию, имели возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации.
Реализация программы «Радуга» содействовала:
- повышению мотивации у 86%;
- развитию эмоционально-волевой сферы у 78,2%;
- развитию когнитивной сферы у 92,6%;
- развитию познавательных процессов у 86,8%;
- развитию игровых навыков у 54,6%;
- развитию тактильного и сенсорного восприятия у 38,2%;
- развитию мелкой моторики и координации движений у 46,8%;
- развитию творческих способностей у 28%;
- улучшению взаимоотношения с родителем у 12,6 %.
По программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» проведена работа с 9 обучающимися стационарного отделения «Мать и дитя».
Занятия проводились в индивидуальной форме. Было определено и согласовано расписание (с учетом возрастных, психоэмоциональных и физических возможностей ребенка).
Была проведена диагностика, в результате которой было выявлено:
- наличие звукокомплексов - 64,2%;
- связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование - 82,2%;
- отклонение предмета - 14,6%, выполнение действия - 98,2 %, протест детей - 12,4%;
- возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды - 94,6%;
- наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 100%;
- внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 100%;
- реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 64%;
- выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 68,2%, отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 6,2%;
- концентрация внимания у детей снижена - 86%;
- использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 72,4%;
- реакция на обращение у детей - 84 %;
- реакция на собственное имя у детей - 96 %;
- возможность устно выразить свои повседневные потребности у детей - 78%;
- мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 96 %;
- общее психическое состояние пассивный - 12,2%, вялый - 26%, бодрый - 48,2%;
- общее моторное развитие. Снижение мелкой моторики - 52,6 %;
- координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено - 42,2%;
- проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - 84,2%.
Организуя работу с детьми, особое внимание уделялось: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; в совместной деятельности присутствовали элементы игры и обучения; пройденный материал многократно повторялся для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствовал опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложнялись задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводились занятия по звукоподражанию, затем включались короткие слова, короткие и длинные фразы.
На занятиях дети учились воспринимать, соотносить и дефферинцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствовало появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.
Специалист обучал родителей правильной и последовательной работе с детьми. Давал все необходимые рекомендации по выполнению и закреплению пройденного материала.
В результате работы по программе у детей наблюдаются положительные изменения:
- повысилась мотивация к занятиям - 98,2%;
- улучшилась коммуникабельность, внимание и память - 94,6%;
- стабилизировалась эмоциональная сфера - 96,4;
- развилась речь посредством движения - 86,2%;
- развились познавательные процессы - 96,2%;
- развилось наглядно-образное мышление - 86,2%;
- научились использовать речевые средства в ситуации взаимодействия со взрослым и сверстниками - 54,6%;
- научились выражать словом свои основные потребности и желания - 24,6%;
- научились высказывать свои потребности и желания в активной фразовой речи - 16,8%.
В групповую работу по адаптированным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности «Цвет Радости», «Мы из будущего» было включено 43 обучающихся (стационарное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями)
На начальном этапе реабилитации была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено:
- повышенный уровень эмоционального напряжения, снижение эмоционального фона у 96,2%;
- повышенный уровень тревожности у 88,2%;
- слабо развиты навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 62,2%;
- не сформированы навыки межличностного общения у 32,2%.
Педагогами-психологами была проведена групповая и индивидуальная работа с целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, создание условий для личностного развития, позитивной социализации, развития навыков общения в группе.
Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.
Занятия по групповому сплочению, в целом дали положительную динамику, дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. По ходу проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности. Наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы:
- снизился уровень эмоционального напряжения,
- повышение эмоционального фона у 94,6 %;
- снижение тревожности 92,6%;
- развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений у 88,6 %;
- сформированы навыки межличностного общения у 82,4%.
За отчетный период в адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» (для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет), приняли участие 85 обучающихся.
Коррекционная работа учителей-логопедов планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей. Результаты работы отражались в речевой карте.
Логопедическая работа направлена на преодоление у детей речевых нарушений, путем проведения индивидуальных занятий. На занятиях использовались дидактические игры, кукольный театр для развития и закрепления словарного запаса детей, развитие мелкой моторики и психических процессов.
Особое внимание уделялось проблеме логопедической помощи неговорящим детям с тяжёлыми нарушениями речи, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. В работе с детьми с ограниченными возможностями по исправлению речевых нарушений специалисты отделения стали использовать такие инновационные технологии, как тейпирование в логопедии.
Для достижения максимального эффекта специалисты отделения работали в комплексе: логопедический массаж плюс тейпирование.
Логопедическое тейпирование способствовало преодолению речевых проблем каждого ребенка.
В ходе первичной диагностики выявлено:
- снижение уровня речевого развития у 100%
- снижение пассивного и активного словарного запаса у 58,2%;
- не поставлены проблемные звуки речи у 34,3% ;
- не сформированы навыки учебной деятельности, (внимание, наблюдательность, память, мышление) у 46,2 %;
- тонус мышцы языка, губ, щек у 78 %
В процессе реабилитации были проведены коррекционно-развивающие занятия:
Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).
Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).
Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).
Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки К. Чуковского « Муха-цокотуха »).
Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки « По щучьему велению»).
Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Э.Н. « Крокодил Гена и его друзья»).
Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки Э.Н. « Колобок »).
В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:
- повышение уровня речевого развития у 92,4%
- увеличился пассивный и активный словарный запас у 88,6%
- введены, автоматизированны и дифференцированны проблемные звуки у 68,4%;
- сформированы навыки учебной деятельности, улучшилось внимание, наблюдательность, память, мышление у 56,2%;
- укрепились мышцы языка, губ и щек, развилась их подвижность у 86,2%.
Отделение социальной реабилитации
В I квартале 2024 года деятельность отделения осуществлялась в процессе проведения коррекционный-развивающих занятий по художественной, социально-гуманитарной, спортивно-оздоровительной направленности, которая проходила в индивидуальной и групповой форме.
Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:
- повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;
- совершенствование мелкой моторики рук;
- коррекция нарушений двигательной сферы;
- развитие физических качеств;
- развитие музыкальных способностей;
- расширение словарного запас детей;
- развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;
- формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,
- совершенствование коммуникативных навыков.
Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».
Специалистами отделения в I квартале 2024 года предоставлено 8367 услуг несовершеннолетним получателям социальных услуг, в том числе детям-инвалидам - 2720 услуг, детям с ограниченными возможностями - 5647 услуги.
В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестопластика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально-ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.
В зависимости от поставленных задач на занятиях в творческих мастерских используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.
На занятиях по адаптивной физической культуре формируются общие двигательные навыки, которые способствуют коррекции общей моторики, некоординированных, скованных движений, развитию быстроты и динамической координации. Используются различные методы обучения: игровой, соревновательный, словесный, наглядный. Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия. Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующие и укрепляющие упражнения, эстафеты и соревнования.
Музыкальные занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия включают в себя различные виды деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Занятия проводятся соответственно комплексному тематическому плану. Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, праздничным датам, а также возрастным особенностям детей и их возможностям. По содержанию занятие предполагает частую смену деятельности и это дает нужные результаты. Для достижения оптимальных результатов музыкальная деятельность организуется так, чтобы психо-физическая нагрузка на ребенка была равномерно распределена.
В отчетный период на занятиях кружка «Развивайка» уделяли большое внимание нравственно-эстетическому, гражданско-правовому, патриотическому, экологическому, интеллектуально-познавательному воспитанию:
- для отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями обучение проводилось по программе «Читалочка». В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: работа с литературой: чтение литературных произведений разных жанров, тематические и библиотечные часы, беседы, круглые столы, самостоятельная работа и др.; игровая деятельность: конкурсы, игры, викторины, показ инсценировок и др. Были проведены мероприятия: тематический час «Международный день родного языка», «День семьи», конкурс чтецов «Живая классика», познавательный час «День воссоединения Крыма с Россией».
- для детей стационарного отделения «Мать и дитя» реализованы занятия по программе «Позитив»: тематический час «Мои друзья»; познавательный час «Наша страна – Россия»; час общения «Здоровье всего дороже»; час общения «Права и обязанности ребенка»; час общения «Растительный мир, его разнообразие, значение»; познавательный час «Путешествие по сказкам»; развлекательно-познавательные игры «Поле чудес»; «Волшебный лепесток»; «Почемучки-знатоки»; конкурс «Загадки в шутку и всерьез».
Совместно с межпоселенческой библиотекой п. Ясная Поляна Предгорного муниципального округа были проведены: тематический час «М.В. Ломоносов - создатель Российской науки», познавательное мероприятие «День снятия блокады Ленинграда».
В адаптированную рабочую общеразвивающую программу социально-гуманитарной направленности «Читалочка» были включены обучающиеся стационарного отделения детей и подростков с ограниченными возможностями - 96 человек, из них детей-инвалидов - 14.
В дополнительную адаптированную рабочую общеразвивающию программу социально-гуманитарной направленности «Позитив» были включены обучающиеся стационарного отделения «Мать и дитя» - 45 человек, из них детей-инвалидов - 25 человек.
В целях развития музыкальных способностей детей осуществлялась работа музыкального кружка «Веселые нотки» по следующим разделам: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; песенное творчество, музицирование (игра на ДМИ).
За I квартал 2024 года в отделении социальной реабилитации с участием сотрудников, сопровождающих, детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено: торжественных линеек - 3; праздничных концертов - 3: «Дружба начинается с улыбки»; «Стану лучшим из солдат», «Все начинается с семьи».
В песенный репертуар концертных программ были включены: В песенный репертуар были включены следующие музыкальные произведения: «Дружба», «Все мы делим пополам», «Защитники Отечества», «Праздник мужчин», «Все начинается с семьи» и др.
Для игры были включены следующие произведения: «Во поле берёзка стояла», «Как под горкой», «Как у наших у ворот», «Ходит Ваня», «Я на горку шла», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду».
На заключительном этапе обучающиеся участвовали в концертных программах с музыкально-ритмическими композициями: «Дуняша», «Самолет», «Весенняя полька», «Солнышко лучистое», с выступлением шумового оркестра с репертуаром: «Задорная», «Марш».
В творческих мастерских «Вдохновение», «Бусинка», «Мукасолька», «Тестопластика», «Фантазёры» дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, различные виды плетения из бисера, лент, обучились приемами техникам работы с различными материалами и инструментами по программе «Радуга творчества».
Занятия были направлены на развитие художественного вкуса, самопознания, развитие мелкой моторики рук, внимания.
Развитие физического уровня детей и укрепление их здоровья одна из актуальных задач физкультурно-оздоровительной работы, которая осуществлялась через различные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, спортивные, подвижные и малоподвижные игры на кружке «Чемпион» по программе «Территория Здоровья» для детей стационарного отделения «Мать и дитя».
Для обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» были включены следующие занятия по формированию основных видов движений и развитию физических качеств: бег с изменением темпа в течение несколько минут; строевые упражнения; общеразвивающие упражнения на все группы мышц; игровые упражнения «Остановись», «Стоп игра», «Запретное движение», «Гусиный шаг»; сенсомоторные упражнения «Партизан», «Ползание на четвереньках»; упражнения на растяжку «Качалка», «Бревнышко», «Полетели», «Дотянись».
Для обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями были включены следующие занятия: различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей, упражнения на равновесие и развитие координации, основные развивающие упражнения, подвижные игры: «Через болото», «Пятнашки», «Найди свой домик», «Мяч водящему».