2024
> Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за II квартал 2024 года.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» создан как центр медико-психолого-педагогической реабилитации и является учреждением социального обслуживания государственной системы социальной защиты населения Ставропольского края.
Коечная мощность стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями составляла 30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 60 койко-мест.
Во II квартале 2024 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.
Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов – 3.
В отчетном периоде было принято 315 получателей социальных услуг, из них несовершеннолетних - 225 и 90 сопровождающих лиц.
В стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями - 119 детей из 103 семей, из них:- детей с ограниченными возможностями здоровья - 106 человек;
- детей-инвалидов - 13 человек.
|
Количество обратившихся в II квартале 2023 года |
Количество обратившихся в II квартале 2024 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
109 |
119 |
+26 |
Дети-инвалиды |
16 |
13 |
-3 |
Дети с ОВЗ |
93 |
106 |
+13 |
В стационарном отделении «Мать и дитя» на реабилитацию принято 106 несовершеннолетних получателей социальных услуг в сопровождении 90 законных представителей из 90 семей; детей-инвалидов – 54 человека, детей с ограниченными возможностями здоровья – 52 человека.
|
Количество обратившихся в II квартале 2023 года |
Количество обратившихся в II квартале 2024 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
206 |
196 |
-10 |
Дети-инвалиды |
65 |
54 |
-11 |
Дети с ОВЗ |
43 |
52 |
+9 |
Сопровождающие |
98 |
90 |
-8 |
Детей из:
- неполных семей - 30;
- многодетных семей - 15;
- малообеспеченных семей - 2.
Впервые для прохождения курса реабилитации приняты:
- в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 66 детей;
- в стационарное отделение «Мать и дитя» - 39 детей.
Количество повторно обратившихся для прохождения курса реабилитации составило 120 детей:
- в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 53 несовершеннолетних получателей социальных услуг;
- в стационарное отделение «Мать и дитя» - 67 детей.
Выполнение плана койко-дней по учреждению во II квартале в целом составило 6584 при плане 7290 или 90,3 %; в разрезе стационарных отделений:
- стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 2533 койко-дня;
- стационарное отделение «Мать и дитя» - 4051 койко-день.
Реабилитационный процесс в II квартале 2024 года завершили 297 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в т.ч.:
- в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 158 несовершеннолетних,
- в стационарном отделении «Мать и дитя» - 139 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 119 законных представителя.
Всего получателям социальных услуг оказано 125180 услуг, в т.ч.,
- в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 63700,
- в стационарном отделении «Мать и дитя» - 61480.
Возрастная градация получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов:
|
от 3 до 6 лет |
от 7 |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
|
от 3 |
от 7 |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
1 (0,8%) |
51 (42,9%) |
59 (49,6%) |
8 (6,7%) |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
60 (56,6%) |
30 (28,3%) |
11 (10,4%) |
5 (4,7%) |
0 |
2 |
10 |
1 |
21 |
17 |
11 |
5 |
|
Всего |
Стационарное отделение ОВЗ |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
в т. ч., детей-инвалидов |
|
Стационарное отделение ОВЗ |
Стационарное отделение |
||||
Мальчики |
127 |
61 |
66 |
8 |
32 |
Девочки |
98 |
58 |
40 |
5 |
22 |
Структура заболеваемости детей, поступивших на
Наименование болезни |
код по МКБ-Х |
II квартал 2024 г. |
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
АОО-B99 |
0 |
вираж Манту |
R76.1 |
0 |
хр. вирусные гепатиты |
В15-В19 |
0 |
болезни крови, кроветворных органов |
D50-D89 |
0 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ |
E00-E89 |
4 |
в том числе сахарный диабет 2 типа |
Е10-Е14 |
0 |
болезни нервной системы |
G00-G99 |
92 |
в том числе ДЦП |
G80 |
35 |
психические расстройства |
F00-F99 |
59 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
H00-H59 |
9 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
H60-H95 |
2 |
болезни органов дыхания |
J00-J99 |
46 |
в том числе бронхиальная астма |
J45 |
0 |
болезни системы кровообращения |
I00-I99 |
1 |
болезни органов пищеварения |
K00-K93 |
3 |
болезни кожи и подкожно жировой клетчатки |
L00-L99 |
1 |
в том числе аллергический дерматит |
L20 |
1 |
болезни костно-мышечной системы |
M00-M99 |
66 |
болезни мочеполовой системы |
N00-N99 |
1 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
Q00-Q99 |
22 |
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию во II квартале 2024 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата) - занимают 28,4%, из них, ДЦП – 11,0%;
психические расстройства занимают второе место по частоте встречаемости - 22,0 %;
на третьем месте заболевания костно-мышечной системы - 20,6%, далее заболевания органов дыхания – 14,4%;
врожденные аномалии – 7%;
другие заболевания – 7,2%.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.
Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.
В отчетном периоде специалистами отделения социально-медицинской реабилитации были предоставлены следующие услуги: лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, водолечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия.
Во II квартале 2024 года специалистами отделением было оказано 35686 услуг, в т.ч.:
- стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 16526 услуг;
- стационарное отделение «Мать и дитя» - 19160 услуг.
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
За отчётный период в стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями принято 158 детей из 158 семей, реабилитацию в отделении завершили 119 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из которых – 13 детей-инвалидов.
Реабилитационная работа была направлена на расширение навыков социализации и приобретение детьми социальных знаний.
Специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение II квартала 2024 года несовершеннолетним было оказано 38823 услуги, из них, 3067 - детям-инвалидам и 35756 детям с ограниченными возможностями:
социально-педагогические, всего – 17769,
детям с ограниченными возможностями – 16345,
детям-инвалидам – 1424;
социально-бытовые, всего 19969,
детям с ограниченными возможностями – 18413,
детям-инвалидам – 1556;
социально-правовые, всего - 456,
детям с ограниченными возможностями - 420,
детям-инвалидам – 36;
услуги в повышении коммуникативного потенциала, всего – 629,
детям с ограниченными возможностями – 578,
детям-инвалидам – 51.
Воспитатели отделения использовали индивидуальные и групповые формы работы. В отделении реализуются программы социально-гуманитарной направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Совенок»; художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».
Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения.
По результатам анкетирования во II квартал 2024 года из 152 опрошенных: 131 чел. (86%) довольны пребыванием в Центре, 21 чел. (14%) затруднился ответить; совсем не нравится – 0 чел.; 148 чел. (97%), были активными участниками всех мероприятий; 4 чел. (3%), не принимали участие в мероприятиях; 137 чел.(90%) будут рекомендовать Центр своим друзьям, 12 чел. (8%) с ответом не определился.
Стационарное отделение «Мать и дитя»
Во II квартале 2024 года в стационарном отделении «Мать и дитя» реабилитацию прошел 139 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 119 законных представителей из 119 семей в том числе, 77 детей-инвалидов, 62 ребенка с ограниченными возможностями.
Специалистами отделения по программам социально-гуманитарной направленности было оказано 1966 социально- педагогических услуг, из них детям-инвалидам - 1083 услуги, 883 услуги - детям с ограниченными возможностями здоровья.
В работе использовались групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, занятия в игровых зонах «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм», театрализованные представления, мероприятия по организации досуга.
В работе педагоги использовали разнообразные формы досуговой деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно-игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарии, беседовали с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.
Патриотическому воспитанию были посвящены мероприятия:
- познавательное мероприятие «Строки, опалённые войной»;
- КТД «День победы в моей семье»;
- посиделки «Памяти нашу не стереть годами»;
- КТД «Русь, Россия, Родина моя…»;
- познавательный час «Минувших лет живая память».
В рамках социализации детей проведены: театрализованное представление «Теремок на новый лад»; кукольный спектакль «Как добро побеждает зло»; мастер-классы: по изготовлению поделки «Ракета» из бросового материала, по аппликации «Красная гвоздика – символ памяти» в нетрадиционной технике «ниткография», «Божья коровка» в технике «обрывная аппликация», «Разноцветные краски лета» в технике «модульная аппликация».
В соответствии с планом мероприятий по проекту «Десятилетие детства» проведено:
- игровая программа «Весна, цветы и комплименты»;
- познавательное мероприятие «Путешествие в страну дорожных знаков»;
- игровая программа «Жить без улыбки – просто ошибка!»;
- экологическая викторина «Эко – мир нашей Земли»;
- конкурс рисунков на асфальте «Весна стучится к нам в окно»;
- выставка детского творчества «Тайны звездных миров»;
- вечер в Семейной гостиной «Папа, мама, я – счастливая семья»;
- выпуск информационных буклетов «Детский телефон доверия»;
ко Дню воинской славы России:
- конкурс рисунков ко дню Победы в Великой Отечественной войне «На альбомном листе мы рисуем Победу!»;
в рамках Пушкинского дня России:
- викторина по сказкам А.С. Пушкина «За ученым котом в сказку русскую пойдем»;
ко Дню России:
- развлекательная программа «Ты, я, он, она – Мы единая страна!»;
- конкурс рисунков на асфальте «Разноцветный мир детства!».
По результатам проведенного анкетирования полностью удовлетворены качеством предоставляемых услуг - 107 получателей социальных услуг, частично - 4 чел., не удовлетворены - 0 чел.
Отделение психолого-педагогической помощи
Работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи велась по общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности:
В II квартале 2024 года по программам социально-гуманитарной направленности «Радуга», «Цвет радости», «Альтернативные аугументативные способы коммуникации», «Мир звуков», «Мы из будущего» прошли обучение 297 обучающихся стационарных отделений, в том числе, детей-инвалидов – 90, детей с ограниченными возможностями здоровья – 207.
Всего предоставлено: социально-психологических услуг – 2787, в том числе, детям-инвалидам – 783; социально-педагогических услуг – 1204, в том числе, детям-инвалидам – 623.
На начальном этапе реабилитации психологами отделения психолого- педагогической помощи проводилась диагностическая работа с обучающимися по выявлению проблем в развитии.
В процессе реабилитационного периода с обучающимися была проведена индивидуальная и групповая работа, основными задачами которой являлось:
- создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения;
- мелкой и крупной моторики;
- эмоциональной сферы;
- когнитивной сферы;
- познавательной сферы;
- социальных навыков и социализации;
- снижение уровня эмоционального напряжения;
- повышение эмоционального фона;
- снижение уровня тревожности;
- развитие навыков сотрудничества и коммуникативных;
- формирование навыков межличностного общения.
Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.
Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.
Все технологии, используемые в практической деятельности, реализовали потребности детей в творчестве, познании, самореализации, позитивном отклике. Дети получали незабываемые, положительные эмоции.
Для социальной и психологической адаптации детей было создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствовало формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому, умственному и духовному развитию детей.
Каждое занятие с детьми начиналось с установления контакта и развития мотивации на дальнейшую деятельность, которое проходило в атмосфере принятия, открытости, взаимодоверия и любви.
Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.
Организуя работу с детьми, особое внимание уделялось: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; в совместной деятельности присутствовали элементы игры и обучения; пройденный материал многократно повторялся для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствовал опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложнялись задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводились занятия по звукоподражанию, затем включались короткие слова, короткие и длинные фразы.
На занятиях дети учились воспринимать, соотносить и дефферинцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствовало появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.
В результате работы по программе у детей наблюдаются положительные изменения:
- повысилась мотивация к занятиям;
- улучшилась коммуникабельность, внимание и память;
- стабилизировалась эмоциональная сфера;
- развилась речь посредством движения;
- развились познавательные процессы;
- развилось наглядно-образное мышление.
Занятия по групповому сплочению дали положительную динамику, дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. По ходу проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности. Наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.
Логопедическая работа была направлена на преодоление у детей речевых нарушений, путем проведения индивидуальных занятий. На занятиях использовались дидактические игры, кукольный театр для развития и закрепления словарного запаса детей, развитие мелкой моторики и психических процессов.
Особое внимание уделялось проблеме логопедической помощи неговорящим детям с тяжёлыми нарушениями речи, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. В работе с детьми с ограниченными возможностями по исправлению речевых нарушений специалисты отделения стали использовать такие инновационные технологии, как тейпирование в логопедии.
Для достижения максимального эффекта специалисты отделения работали в комплексе: логопедический массаж плюс тейпирование.
В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:
- повышение уровня речевого развития;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- автоматизация и дифференцирование проблемные звуков;
- формирование навыков учебной деятельности, улучшение внимания, наблюдательности, памяти, мышления;
- укрепление мышц языка, губ и щек, развитие их подвижности.
По результатам опроса 106 сопровождающих получателей социальных услуг отмечено значительное улучшение в развитии у 5 детей (5%), улучшение - у 101 ребенка (95%) стационарного отделения «Мать и дитя».
Отделение социальной реабилитации
Во II квартале 2024 года деятельность отделения осуществлялась в процессе проведения коррекционный-развивающих занятий по художественной, социально-гуманитарной, спортивно-оздоровительной направленности, которая проходила в индивидуальной и групповой форме.
Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:
- повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;
- совершенствование мелкой моторики рук;
- коррекция нарушений двигательной сферы;
- развитие физических качеств;
- развитие музыкальных способностей;
- расширение словарного запас детей;
- развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;
- формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,
- совершенствование коммуникативных навыков.
Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».
Специалистами отделения во II квартале 2024 года предоставлено 10991 услуга несовершеннолетним получателям социальных услуг, в том числе детям-инвалидам – 2885 услуг, детям с ограниченными возможностями – 8106 услуг.
В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестопластика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально-ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.
В зависимости от поставленных задач на занятиях в творческих мастерских используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.
На занятиях по адаптивной физической культуре формируются общие двигательные навыки, которые способствуют коррекции общей моторики, некоординированных, скованных движений, развитию быстроты и динамической координации. Используются различные методы обучения: игровой, соревновательный, словесный, наглядный. Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия. Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующие и укрепляющие упражнения, эстафеты и соревнования.
Музыкальные занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия включают в себя различные виды деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Занятия проводятся соответственно комплексному тематическому плану. Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, праздничным датам, а также возрастным особенностям детей и их возможностям. По содержанию занятие предполагает частую смену деятельности и это дает нужные результаты. Для достижения оптимальных результатов музыкальная деятельность организуется так, чтобы психо-физическая нагрузка на ребенка была равномерно распределена.
В отчетный период на занятиях кружка «Развивайка» уделяли большое внимание нравственно-эстетическому, гражданско-правовому, патриотическому, экологическому, интеллектуально-познавательному воспитанию:
- для отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями обучение проводилось по программе «Читалочка». В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: работа с литературой: чтение литературных произведений разных жанров, тематические и библиотечные часы, беседы, круглые столы, самостоятельная работа и др.; игровая деятельность: конкурсы, игры, викторины, показ инсценировок и др. Были проведены мероприятия: тематический час «Всемирный день театра», познавательное мероприятие «Первый майский день», «Россия, ты моя навеки!», беседа «Давай научимся читать», консультация для сопровождающих «Разговор о правильном питании».
- для детей стационарного отделения «Мать и дитя» реализованы занятия по программе «Позитив»: тематический час «Мои друзья»; познавательный час «Наша страна – Россия»; час общения «Здоровье всего дороже»; час общения «Права и обязанности ребенка»; час общения «Растительный мир, его разнообразие, значение»; познавательный час «Путешествие по сказкам»; развлекательно-познавательные игры «Поле чудес»; «Волшебный лепесток»; «Почемучки-знатоки»; конкурс «Загадки в шутку и всерьез».
Совместно с межпоселенческой библиотекой п. Ясная Поляна Предгорного муниципального округа были проведены: круглый стол «Космическое путешествие», познавательное мероприятие «По страницам Великой Отечественной войны».
В адаптированную рабочую общеразвивающую программу социально-гуманитарной направленности «Читалочка» были включены обучающиеся стационарного отделения детей и подростков с ограниченными возможностями – 158 человек, из них детей-инвалидов - 12.
В дополнительную адаптированную рабочую общеразвивающую программу социально-гуманитарной направленности «Позитив» были включены обучающиеся стационарного отделения «Мать и дитя» – 63 человек, из них детей-инвалидов - 25 человек.
В целях развития музыкальных способностей детей осуществлялась работа музыкального кружка «Веселые нотки» по следующим разделам: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; песенное творчество, музицирование (игра на ДМИ).
В рамках всероссийского проекта «Десятилетие детства» были проведены мастер-класс «Космос своими руками», познавательное мероприятие «Слава героям».
Во II квартале 2024 года в отделении социальной реабилитации с участием сотрудников, сопровождающих, детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено: торжественных линеек - 4; праздничных концертов - 4: «Пришла любимая весна»; «День Победы – праздник мира», «Это наше детство», «Это Россия – моя и твоя».
В песенный репертуар концертных программ были включены музыкальные произведения, посвященные Родине, весне, детству.
В творческих мастерских «Вдохновение», «Бусинка», «Мукасолька», «Тестопластика», «Фантазёры» дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, различные виды плетения из бисера, лент, обучились приемами техникам работы с различными материалами и инструментами по программе «Радуга творчества».
Занятия были направлены на развитие художественного вкуса, самопознания, развитие мелкой моторики рук, внимания.
Развитие физического уровня детей и укрепление их здоровья одна из актуальных задач физкультурно-оздоровительной работы, которая осуществлялась через различные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, спортивные, подвижные и малоподвижные игры на кружке «Чемпион» по программе «Территория Здоровья» для детей стационарного отделения «Мать и дитя».
Для обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» были включены занятия по формированию основных видов движений и развитию физических качеств.
Для обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями были включены занятия на различные построения и перестроения, виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей, упражнения на равновесие и развитие координации.